Турист Maksim Starostin (Maksim_Starostin)
Maksim Starostin — сейчас на сайте
Признание
пользователей

Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Гилгит-Балтистан — Пакистан Май 2016
46 44

Итак, сегодня у нас большой день — мы собираемся проехать по Каракорумскому шоссе из долины Хунза до самой китайско-пакистанской границы, что проходит по перевалу Хунджераб. Вот видите эту дорогу, что идет вдоль реки? Вот это и есть Каракорумское шоссе.

15
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

От Каримабада до китайской границы ехать недалеко — всего каких-то 170 км. Но рельеф вокруг такой, что просто ужас.

Про то, как вся эта территория досталась Пакистану, я уже писал. Если в двух словах — досталась она в ходе противостояния с Индией после ее раздела. В результате отношения между двумя странами оказались надолго испорчены. С кем же тогда дружить? Наверно с кем-то, кто тоже враждует с Индией? И такой сосед нашелся — это оказался Китай. Почему он тоже рассорился с Индией? Так все из-за того же — из-за неурегулированных территориальных споров. Вот, смотрите, красной линией на карте обозначено существовавшее при британском правлении туземное княжество Джамму и Кашмир. Одна его часть осталась за Индией, другая часть отошла Пакистану, а третью часть — захватил Китай.

Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Спорный кусок называется Аксай-Чин. Находится эта территория высоко в горах, а потому о том, что Китай захватил ее, индийцы узнали лишь после того, как китайцы втихаря построили там дорогу, ведущую из Синцзяна в Тибет. В 1962 году этот конфликт послужил причиной войны, которая, впрочем, продолжалась недолго.

Вобщем, вот так и поссорились между собой трое соседей. Нас же во всем этом интересует лишь то, что с этих пор Китай и Пакистан стали союзниками. А раз так, то нужна была дорога, чтобы возить грузы и, если понадобится, перебрасывать войска. Так и появилось знаменитое Каракорумское шоссе, проложенное по одному из маршрутов древнего Великого Шелкового Пути.

8
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Длина Каракорумского шоссе составляет 1300 км, официально считается, что оно соединяет пакистанский Абботабад и китайский Кашгар. Его строительство продолжалось с 1966 по 1986 год. Впрочем, что считать датой завершения — вопрос спорный. К примеру, перевал Хунджераб был открыт для движения в 1982 году, о чем свидетельствует памятный знак на границе, но при этом в путеводителях указано, что для туристов этот участок открыли лишь в 1986 году. Но, в любом случае, строительство этой дороги было настоящим подвигом. Утверждается, что при строительстве погибли около 800 пакистанских рабочих и, по разным данным, от 80 до 200 китайских, в основном из-за оползней и обвалов.

19
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

В итоге Каракорумское шоссе стало самой высокогорной международной трассой в мире и «восьмым чудом света», как его иногда называют из-за невероятной красоты местности и такой же невероятной сложности постройки. И все здесь было хорошо, пока в 2010 году не произошла ужасная геологическая катастрофа.

20
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

4 января 2010 года из-за землетрясения в долине Хунзы, всего в 15 км от Каримабада, сошел гигантский оползень, перекрывший как течение реки, так и идущую вдоль нее трассу. Сток воды прекратился, в результате к июню того же года на месте обвала образовалось озеро Аттабад, затопившее дорогу на протяжении свыше 20 км. И как теперь было ездить? Движение по Каракорумскому шоссе прервалось — теперь грузовикам, прибывающим с одной стороны, приходилось выгружать товар, перегружать его на лодки, а с другой стороны загружать уже в другие грузовики. Страшно неудобно, но что делать — другой дороги между Пакистаном и Китаем не было.

14
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

В итоге на берегу озера вырос целый поселок, состоящий из множества причалов и кучи лодок. Кстати, видите вон ту лодку, через которую поперек переброшены две доски? Знаете, для чего они?

1
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

По этим доскам на лодки закатывали машины! Обязательно посмотрите видео! Вот как они не боялись возить машины таким образом? Впрочем, как я понял, потом китайцы все же подтащили на озеро небольшие паромчики, на которых стали возить не только легковушки, но и расписные грузовики. Вот только эти грузовики иногда эпично тонули в озере :)

Еще любопытный ролик. В январе 2014 года озеро замерзло и одна из лодок, перевозивших пассажиров, застряла. Ей на помощь направили китайский катер, который принялся гонять вокруг и ломать лед. В итоге 40 человек на лодке были спасены!

Вот еще несколько роликов — один, другой, третий — все про то, как раньше возили машины на этом участке шоссе.

11
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Да уж, вот поехали бы мы в Пакистан всего на год раньше, тоже, возможно, переправлялись бы на лодке. Но на наше счастье в сентябре 2015 года строители закончили постройку обходного маршрута вокруг озера. Но поскольку кругом сплошные скалы, дорогу на этот раз пришлось пробивать в тоннелях.

6
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Общая длина четырех тоннелей здесь — около 5 км, в том числе самый длинный — 3 км. Вот едешь по нему и думаешь — а ну как опять что-то в недрах земли задвигается, и тоннель просто возьмет и разломится, закрыв нам выход.

1
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Но вот место обвала пройдено, и дальше начинаются потрясающие горные пейзажи

17
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Из-за постоянных обвалов местность здесь напоминает золоотвалы Нарвских электростанций :)

11
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Тут мы проехали какую-то деревушку, где в загончике паслись тибетские быки — яки.

3
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Ну, Вика тут же отправилась укрощать их с помощью своего айфона :)

3
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Тем временем, увидев иностранцев, к автобусу подтянулись местные жители

Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

И местные девочки

4
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Дальше мы сделали остановку у подвесного моста через Хунзу

6
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Какие потрясающие виды вокруг!

10
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Тут наш водитель Рафи неизвестно откуда извлек череп быка, чем поначалу изрядно всех напугал.

5
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Но потом народ освоился и привычно защелкал фотоаппаратами, айфонами и планшетами :)

5
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Так с остановками мы постепенно продвигались на север, потихоньку поднимаясь все выше и выше.

9
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Самый большой населенный пункт на участке от Каримабада до китайской границы — Сост.

1
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Здесь мы на некоторое время застряли на КПП, ожидая, пока полиция в очередной раз проверит наши документы.

1
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Пока ждали, познакомились с очаровательной Лили. Лили — это снежный барс. Обратите внимание на ее хвост :)

14
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

В обвалоопасных местах Каракорумское шоссе защищено вот такими галереями. Тут нам попался пастух, гнавший по дороге стадо яков.

7
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Пока мы чего-то ждали, яки прошли прямо мимо нас

10
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Вообще трасса построена грамотно — с подпорными стенками, дренажом, оградой, столбиками и разметкой. Но горы здесь постоянно в движении, так что во многих местах все это уже разгромлено обвалами и оползнями. Но проезжаешь очередной такой участок — а дальше снова отличная дорога. Вот и здесь мы столкнулись с обвалом, хорошо хоть грейдер уже заканчивал разгребать для нас путь.

1
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Вот впереди показался очередной тоннель

2
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Вообще с тоннелями здесь такая беда — на них сверху то и дело съезжает вот такой вот почерневший лед с ледников и заваливает порталы. Техника по-быстрому прогрызает узкий проход и уезжает на следующий объект, а машины вынуждены протискиваться вот в такие вот дырки, где без 4×4 пролезть бывает трудно.

4
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

В паре мест мы проезжали через ущелья, где галерей не было, и где ледник перегораживал трассу полностью. Слава богу, что это произошло не сразу перед нами, а чуть раньше, так что дорожники уже успели проделать проход. А то вот Паша рассказывал, что недавно один такой обвал остановил движение по Каракорумскому шоссе аж на три недели.

1
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Наш автобус здесь еле протиснулся, мы же, чтобы не трястись внутри, прошлись пешком.

2
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Но вот мы приезжаем в деревушку Dih. Здесь мы зависли надолго — нам сделали разрешение на въезд в приграничную зону, проверили паспорта и сфотографировали.

Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

А еще здесь берут плату за въезд в национальный парк.

Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Иностранцы платят по 8 долларов, а местные — всего по 40 центов.

Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Встретили компанию пакистанских хипстеров :)

3
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

У полицейских на штативе стояла камера, направленная куда-то в горы. Вот что они там высматривали?

3
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Но вот мы снова продолжаем наш путь к китайской границе, и впереди снова защитная галерея

1
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Высота уже приличная, поэтому вокруг начинают попадаться отдельные пятна снега

7
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Хорошо, когда можно снимать прямо из окна

Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Дорога плавно поднимается вверх, и лишь у самого перевала начинается довольно крутой серпантин.

Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Кусок серпантина остается внизу

6
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

А мы сейчас окажемся вон там, где едет тот микроавтобус

1
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Ой, а кто это внизу сидит?

4
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

С перевала навстречу нам спускается фура

1
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Тут Паша показал на горный пик вдали и сказал, что это якобы знаменитая К2 — вторая по высоте вершина в мире. Впрочем, как я посмотрел на ГуглМапс, до настоящей К2 отсюда около 120 км, так что вряд ли это она.

4
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Последний подъем на пути к Хунджерабскому перевалу

13
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

На подходе к перевалу уже повсюду лежит снег. Высота почти 4700 метров. Ворота вдали видите? Это и есть граница.

6
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Последний указатель перед границей. Ближайший город на китайской стороне — Ташкурган. Потом — Кашгар, а через 1890 км уже и столица Синцзян-Уйгурского автономного района — город Урумчи.

Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

У границы приходится остановиться, дальше нам все равно не проехать, у нас нет китайской визы. Официальная высота перевала — 4693 метра. У меня личный рекорд — выше я еще не поднимался, даже в Южной Америке.

1
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Вот и китайская граница — на воротах висит китайский герб и что-то написано китайскими иероглифами. На дороге стоит пакистанский пограничник. С ним можно сфотографироваться.

3
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Памятный знак в честь открытия Каракорумского шоссе в 1982 году

Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Помните хипстера в желтых штанах? А это девушки-хипстеры из той же компании :)

6
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Следом прошел другой хипстер в кепочке с символикой островного государства Вануату :)

1
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

А что вот это я так и не понял. Укрытие для пограничников на случай снежного бурана? Высокогорный туалет? Тогда что означает скорость 40 км/ч — ограничение при транспортировке?

2
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

А на обратном пути мы рассмотрели четвероногих жителей. Их тут реально много!

9
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Гималайские, или тибетские сурки (лат. Marmota himalayana) — сурки, живущие в гималайском регионе и обитающие от верхней границы леса до снеговой линии. Они водятся на равнинах Деосай в Пакистане и Ладакх в индийском Кашмире. Гималайские сурки размером с крупную кошку и живут колониями.

12
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Главное отличие гималайского сурка от остальных сурков в том, что он способен жить на высоте до 5000 метров.

7
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

Да, сегодняшняя экскурсия получилась невероятно крутая. Сколько лет я мечтал проехаться по Каракорумскому шоссе! Жаль конечно, что пришлось ограничиться лишь Пакистаном. Было бы интересно проехать отсюда до самого Кашгара, посмотреть на природу и на той стороне границы. Вот, ради интереса поискал на Гуглмапс панораму с той стороны перевала, уже за Ташкурганом. Как видно, там местность уже более равнинная, дорога выходит на плоскогорье, примерно как в Боливии -

Мы же поехали назад, сегодня нас снова ждал наш уютный отель в Каримабаде.

8
Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

А на следующий день мы продолжим наше путешествие по Пакистану и поедем по ужасным горным дорогам из Гилгита в Читрал.

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬНАЧАЛОШтурмуем Шандурский перевал, дорога — просто жесть

Все части пакистанской серии —

1. Кто не был в Лахоре, тот не родился

2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО || Граница на замке — Индия против Пакистана

3. Из Лахора в Исламабад через Форт Рохтас

4. Город Ислама и мечеть короля Фейсала || Каменный цветок пакистанской истории || Озеро Раваль и город Равалпинди

5. По Пакистану в поисках Бен Ладена

6. Машаллах! Мы едем по Каракорумскому шоссе

7. Гилгит — столица территории Гилгит-Балтистан

8. Форт Балтит и Большая Игра в долине Хунза || Форт Алтит и деревня долгожителей

9. Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

10. Штурмуем Шандурский перевал, дорога — просто жесть

11. Долгая дорога в Читрал — красиво, но страшно

12. Калаши — затерянный народ в горах Гиндукуша || Как мы ездили к калашам — из Бумбарата в Румбур

13. Перевал Ловари-Ла. Полицейские или бандиты?

А это главный обзорный рассказ, если кто еще не видел и не залайкал;)

Страна золотой антилопы — как мы ездили в Пакистан

Фотоальбомы к рассказу

Комментарии