Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 21:13
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Каримабад — Пакистан Май 2016

Итак, на восьмой день путешествия мы оказались в самой интересной и красивой точке маршрута — в долине реки Хунза, что является частью пакистанской территории Гилгит-Балтистан. Вот на этой карте эта территория обозначена красным цветом. Кстати, а вы знаете, почему Гилгит-Балтистан и Азад-Кашмир так до сих пор и не стали полноценными провинциями? А нельзя! Если их признать провинциями, значит это будет считаться, что Пакистан смирился с тем, что остальная часть Джамму и Кашмира останется у Индии. А Пакистан не смирился!

Форт Балтит и Большая Игра в долине Хунза

Вообще, надо сказать, я всегда считал, что это именно Пакистан агрессор и оттяпал у Индии часть территории. Я еще в советских атласах эту коллизию помню — наши географы всегда закрашивали север Кашмира в индийские цвета. Но оказалось, что там не только Индия претендует на север Кашмира, но и Пакистан претендует на его юг, считая агрессором Индию. Вот так сложно. Ниже я расскажу об этом поподробнее.

Если столицей всей территории Гилгит-Балтистан является город Гилгит, где мы уже побывали вчера, то региональный центр долины Хунза — это городок Каримабад. Ранее он был известен как Балтит, но недавно его переименовали. В честь кого — ниже станет понятно.

Форт Балтит и Большая Игра в долине Хунза

Городок, конечно, типичная деревня. Здесь прямо по главной улице — Каракорумскому шоссе — гоняют баранов:)

Трактор MF 240. MF — это сокращенно от Massey Ferguson.

Форт Балтит и Большая Игра в долине Хунза

И вот в этом чудесном и загадочном месте нам предстояло провести целых три ночи. Поселились мы в отеле Hunza Serena Inn, что располагается на склоне горы. Вообще, надо сказать, на этой горе здесь располагается и сам городок вместе с большинством отелей, а та пыльная деревня, что раскинулась вдоль Каракорумского шоссе — это скорее выносные торговые точки, призванные обслуживать путешественников.

На стоянке у отеля

Форт Балтит и Большая Игра в долине Хунза

Отель хоть и живописен, но номера в нем достаточно скромные. Я бы даже сказал, что тесные. Я так рассчитывал, что здесь будет хотя бы шкаф с вешалками, а в итоге выстиранные футболки пришлось сушить прямо на улице, развешивая их на спинках кресел.

Но зато какой здесь вид из окна — это словами не описать! А крепость вдалеке на горе видите? Вот туда мы и направились сразу после завтрака.

Форт Балтит и Большая Игра в долине Хунза

Наверх поднимаемся сначала на нашем верном микроавтобусе, а потом по узким и крутым улочкам — пешком.

По пути попадается вот такой указатель. Это для совсем уж отчаянных туристов:)

Очерчу диспозицию:)

Наконец последний подъем — и мы у подножия крепости

Здесь всегда много туристов

Форт Балтит и Большая Игра в долине Хунза

В основном это конечно пакистанцы, иностранцев очень мало

Форт Балтит в течение многих столетий был резиденцией местных правителей — эмиров Хунзы. Долгие годы это княжество было самостоятельным государством в вассальной зависимости от Китая. Кто там правил Индией, в Хунзе и не знали, так это было далеко.

Форт Балтит и Большая Игра в долине Хунза

Но все изменилось в конце XIX века, когда в здешних местах столкнулись интересы двух расширяющихся империй — Британской и Российской — и началась «Большая игра». Смотрели одноименный документальный фильм Михаила Леонтьева? Очень рекомендую!

«Когда все умрут, только тогда закончится Большая Игра» - это цитата из «Кима» Редьярда Киплинга.

Форт Балтит и Большая Игра в долине Хунза

В 1888 году долину Хунза посетил русский путешественник и разведчик Бронислав Громбчевский. Его задачей было исследовать новые территории в центральной Азии и, если получится, склонить их правителей к переходу под управление русского царя. Но и конкуренты были уже близко — в следующем году в Хунзу прибыл британский офицер Фрэнсис Янгхазбенд, имея ту же цель — присоединить территорию к Британской Индии.

Уж не знаю, на чью там сторону склонялся эмир Хунзы, но скорее всего выбора у него просто не было. Русские войска были далеко, а англичане близко. Уже в 1891 году в ходе Хунза-Нагарской операции британские войска захватили княжества Хунза и Нагар. Эмир Хунзы Сафдар Али Хан бежал в Китай, вместо него англичане сделали правителем его младшего брата Назим Хана, который подписал все бумаги и согласился войти в состав Британской Империи.

Форт Балтит и Большая Игра в долине Хунза

С 1892 года туземное княжество Хунза стало вассалом другого, более крупного княжества в составе Британской Индии — Джамму и Кашмир. При этом местный эмир по прежнему правил своими подданными из форта Балтит. А если кто не хотел слушаться — то этими вопросами теперь занимались британские войска.

В 1938–1945 эмиром был Мухаммад Газан Хан.

В 1945 новый эмир, Мухаммад Джамал Хан, вступая на престол, переехал в новый дворец, более современный, нежели древний форт. С тех порт Форт Балтит остался бесхозным и начал разрушаться.

Форт Балтит и Большая Игра в долине Хунза

А в 1947 году начался дележ британского наследства между Индией и Пакистаном. В какую страну какому туземному княжеству уходить, решали их правители. У махараджи Джамму и Кашмира, индуса Хари Сингха, было три варианта — стать на сторону Индии, примкнуть к Пакистану или попытаться получить независимость. Поначалу он выбрал третье. Но тут его подданные, в основном мусульмане, восстали, требуя перехода под власть мусульман. Своих войск у Хари Сингха было мало, а тут еще и Гилгитские скауты под командованием майора Уилли Брауна выступили против него на стороне Пакистана. Англичанка гадит! В отчаянии махараджа согласился войти в состав Индии и запросил у нее помощи. Индия ее оказала, началась Первая Индо-Пакистанкая война, по результатам которой Гилгит, Хунза и Скарду остались за Пакистаном, а те территории, что южнее — Каргилл, Лех и Сринагар — остались за Индией. Обе стороны оказались недовольны результатами и каждый пометил на своих картах неподконтрольные территории Джамму и Кашмира как оккупированные. Так и живут до сих пор.

Что интересно, после присоединения Хунзы к Пакистану эмир Мухаммад Джамал Хан формально опять остался на троне. Туземное княжество Хунза в составе Британской Империи теперь стало таким же туземным княжеством, но уже в составе Пакистана. И так продолжалось до 1974 года, когда президент Зульфикар Али Бхутто наконец решил отменить туземные княжества, как явный пережиток феодализма.

Однако сын последнего эмира — Газанфар Али Хан с потерей власти не смирился. Он пошел в политику и его усилия в конце концов увенчались успехом — в 2015 году премьер-министр Пакистана назначил его губернатором всего Гилгит-Балтистана. Так что теперь наследственный эмир Хунзы имеет вполне реальную власть, занимая правительственный офис в Гилгите.

Форт Балтит и Большая Игра в долине Хунза

А полуразвалившийся Форт Балтит был в 1996 передан фонду Ага Хана. Как, вы не знаете, кто такой Ага Хан? Это же лидер всех мусульман-исмаилитов, живущих сразу в нескольких странах, включая Пакистан, Афганистан и Таджикистан! Он крупный бизнесмен, миллиардер, и вообще очень влиятельный человек. Даже королева Елизавета и сам ВВП почитают за честь встретиться с ним.

А уж для всех исмаилитов — он просто как отец родной, потому что всегда им помогает и постоянно выделяет деньги на всякие благотворительные проекты. Вот где, думаете, этот портрет у одной местной жительницы висит? В спальне, прямо над кроватью!

Вот и на реставрацию форта Балтит Ага Хан тоже выделил денег. И они были потрачены не зря — форт превратился в значимую туристическую достопримечательность, куда теперь водят всех туристов, приезжающих в долину Хунза. Зашли внутрь и мы.

Форт Балтит и Большая Игра в долине Хунза

Внутри там три этажа. На первом этаже в основном складские помещения, на втором — кухня и зимняя гостиная, а на верхнем — спальни и зал для приемов.

Музейный гид демонстрирует тулуп, принадлежавший одному из солдат из экспедиции Громбчевского.

Форт Балтит и Большая Игра в долине Хунза

Элементы интерьера, уж не помню, на каком этаже

Окно с витражами

Форт Балтит и Большая Игра в долине Хунза

А дальше мы вылезли на крышу

Вот так вот выглядит внутренний дворик на верхнем этаже форта

Долина Хунза и гора Ракапоши — 7788 м — 27-я по высоте вершина мира

Наш гид Паша на крыше

Форт Балтит и Большая Игра в долине Хунза

Наверху стоит вот такая не то православная часовня, не то буддистская ступа

А вот так Форт Балтит выглядит сзади. Уступы сзади выложены камнем, чтобы скала не осыпалась. Фото — Википедия.

Форт Балтит и Большая Игра в долине Хунза

Горы с крыши выглядят еще ближе. Вон за тем горным хребтом уже Ваханский коридор, принадлежащий Афганистану, а чуть дальше за ним — уже Таджикистан.

На окружающие скалы можно смотреть бесконечно

Но пора наконец спускаться вниз. В окрестностях есть еще масса всего интересного!

Форт Балтит и Большая Игра в долине Хунза

На обратном пути Рафи что-то покупает в лавке у продавца масла

Вот и наш автобус

Форт Балтит и Большая Игра в долине Хунза

А дальше мы поедем в деревню долгожителей. Ведь как было у турфирмы написано в рекламе этого тура —

В этой труднодоступной горной местности северного Пакистана живут необычные люди. Средняя продолжительность их жизни — 120 лет. Они почти никогда не болеют, выглядят молодо. Хунза купаются в ледяной воде даже при 15 градусном морозе, до ста лет играют в подвижные игры, 40-летние женщины у них выглядят как девушки, в 60 лет сохраняют стройность и изящество фигуры, а в 65 лет ещё рожают детей.

Вот и проверим, насколько это соответствует действительности.

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬНАЧАЛОФорт Алтит и деревня долгожителей

Все части пакистанской серии —

1. Кто не был в Лахоре, тот не родился

2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО || Граница на замке — Индия против Пакистана

3. Из Лахора в Исламабад через Форт Рохтас

4. Город Ислама и мечеть короля Фейсала || Каменный цветок пакистанской истории || Озеро Раваль и город Равалпинди

5. По Пакистану в поисках Бен Ладена

6. Машаллах! Мы едем по Каракорумскому шоссе

7. Гилгит — столица территории Гилгит-Балтистан

8. Форт Балтит и Большая Игра в долине Хунза || Форт Алтит и деревня долгожителей

9. Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

10. Штурмуем Шандурский перевал, дорога — просто жесть

11. Долгая дорога в Читрал — красиво, но страшно

12. Калаши — затерянный народ в горах Гиндукуша || Как мы ездили к калашам — из Бумбарата в Румбур

13. Перевал Ловари-Ла. Полицейские или бандиты?

А это главный обзорный рассказ, если кто еще не видел и не залайкал;)