Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был 18 апреля 14:07
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Лахор — Пакистан Май 2016

Осмотрев наследие Великих Моголов в Лахоре, во второй половине дня мы должны были выдвинуться на границу с Индией, где каждый день, начиная с 1959 года, происходит красочная церемония торжественного закрытия границы и спуска государственных флагов. Однако поехать туда сразу мы не могли, потому как отдельные участники группы стали настойчиво требовать обеда :)

На обед мы приехали в район крикетного стадиона Fortress Stadium. Район оказался явно богатый, внутрь не допускались ни тук-туки, ни мотоциклы, только машины. И, как это обычно бывает в Пакистане, чем богаче район, тем реже там на вывесках используется язык урду. Только английский!

И тут нам попался вот такой странный магазин. Что бы это значило? ;)

Граница на замке — Индия против Пакистана

А теперь я расскажу, как мы после обеда ехали к границе. Поскольку все остальные на жаре и после сытного обеда разомлели и заснули, больше об этом рассказать будет некому ;)

Как я уже упомянул в одной из предыдущих частей, наш водитель Лахора не знал, а потому к нему прикрепили молодого парня, у которого был навигатор. Вот он сейчас и руководил нашим маршрутом. И вот следите за картой - мы должны были выехать из района стадионов и ресторанов, повернуть направо на проспект и ехать в сторону границы. Всего 27 км, практически рядом -

Однако в какой-то момент, как сейчас любят писать, "что-то пошло не так". Скорее всего водитель, увидев большую развязку, просто растерялся и не нашел, как там сделать правый поворот. Именно правый - напоминаю, движение в Пакистане - левостороннее -

Граница на замке — Индия против Пакистана

А дальше, как видно из записанного мною трека, мы покатили по Лахору в поисках того, где бы можно было сделать разворот. Тут еще и проспект оказался сложный, с каналом посредине, и на нем развернуться было ну совершенно негде. Водитель и его помощник с навигатором завезли нас черт знает куда. В какой-то момент мне показалось, что они хотят показать нам стадион имени Каддафи, однако мы объехали его без остановок, наконец-то смогли сменить направление движения и через некоторое время все-таки ухитрились влиться в тот же самый проспект, по которому мы ехали вначале, но уже в другом направлении.

Помню, как еще утром мы спросили гида - а сколько ехать до границы? Два часа - ответил гид. Как видно из записанного трека, даже со сделанным кругом дорога заняла всего один час. По-видимому, представления гида о расстояниях были довольно приблизительны :)

Но вот мы подъехали к пограничному пункту Wagah на шоссе AH1. Дорога пустынная. Не в том смысле, что вокруг пустыня, а машин нет. Что удивительно, но утверждается, что это единственный пункт пропуска на всю огромную индо-пакистанскую границу. Как-то даже не верится.

Граница на замке — Индия против Пакистана

Примерно за километр нам приходится покинуть автобус и оставить его на парковке. Дальше туристов, желающих посетить пограничное шоу, везут на игрушечном поезде.

Поезд подвозит вот к такому стилизованному гостевому центру, где все и будет происходить. Тут у нас сразу и закралось сомнение, не бутафорский ли это погранпункт, сделанный чисто для туристов. Ну так оно вобщем-то и оказалось :)

Граница на замке — Индия против Пакистана

Итак, мы заходим внутрь. По обе стороны от дороги построены трибуны для зрителей. Над воротами установлен портрет отца-основателя Пакистана - Мохаммеда Али Джинны. Из динамиков льются патриотические пакистанские песни.

А вот и та самая граница, которую будут "закрывать". Как видим, она и сейчас не очень-то и открыта - перегорожена забором. А по ту сторону забора собираются индийцы и гости Индии. Числом, как можно видеть, намного большим, чем по эту сторону. Обратите внимание на бетонную конструкцию вдалеке, скоро трибуны станут еще выше.

Граница на замке — Индия против Пакистана

А у ворот стоят пакистанские рейнджеры весьма злобного вида. Вы не смотрите, что они улыбаются, винтовки они постоянно держат наизготовку, словно на них кто-то собирается напасть. Уж не индийцы ли из-за забора?

Трибуны постепенно заполняются народом.

Граница на замке — Индия против Пакистана

Вообще, чтобы понять весь смысл этого представления, тут следует напомнить, что отношения между Пакистаном и Индией находятся в весьма натянутом состоянии вот уже почти 70 лет, с самого того момента, когда разделились две, а потом и три части бывшей британской колонии. Более подробно я про это расскажу позднее, а пока лишь приведу ссылки на статьи про три индо-пакистанские войны, что произошли в прошлом -

Первая индо-пакистанская война (1947) - стороны бились за раздел Кашмира;

Вторая индо-пакистанская война (1965) - Пакистан попытался отнять у Индии ту часть Кашмира, что осталась за ней в 1947 году;

Третья индо-пакистанская война (1971) - эта война была самая эпичная. Пакистан пытался не допустить отделения от себя Бангладеш, которому стала помогать Индия. Стороны дошли до взаимных массированных авиаударов, были потопленные корабли с обеих сторон.

И это еще, слава богу, тогда у двух стран не было ядерного оружия. Сейчас оно есть и у Индии, и у Пакистана, и кто его знает, что случится, если вдруг война разгорится снова. А ведь вполне может - граница в Кашмире сейчас очень напоминает границу в Карабахе - каждая сторона считает сопредельную территорию оккупированной и готова приступить к ее "освобождению".

Но вот появляются рейнджеры в ярких костюмах, что будут участвовать в действе. Пока оно не началось, они фотографируются с туристами.

Граница на замке — Индия против Пакистана

Чтобы патриотический угар был сильнее, на центр выскочил вот такой ваххабитского вида персонаж и стал выписывать по асфальту круги, размахивая национальным флагом в такт музыке.

А ведущий периодически накачивал зрителей, повторяя одни и те же мантры -

-Тааааа... Пии!

-Пакистан? -кричал ведущий, обращаясь к зрителям.

-Зиндабад!!! -орали зрители в ответ, вскидывая руки.

-Тили-тили? - снова вопрошал он.

-Пакистан!!! -кричали зрители и опять выбрасывали кулаки.

"Зиндабад" - если кто не знал - это на общем для индийцев и пакистанцев языке хиндустани означает "да здравствует". Вот так они и кричат по обе стороны от забора, одни - Пакистан! Зиндабад! - а другие - Хиндустан! Зиндабад!

Наконец, ни шатко, ни валко, шоу началось. Из-за ворот с портретом Джинны показалось несколько групп рейнджеров в черной униформе и в странных шапках с гребнями и длинными шлейфами. Они, смешно размахивая руками, ходили взад и вперед, повторяя какой-то им одним известный ритуал, постепенно приближаясь к воротам. Командовал ими вот такой офицер с саблей -

Граница на замке — Индия против Пакистана

Знакомьтесь - один из главных персонажей сегодняшнего шоу - пакистанский сикх в зеленом тюрбане по фамилии Сингх. Кстати, а вы знаете, что все сикхи носят фамилию Сингх? Вообще конечно почти все сикхи живут в Индии, и их очень много среди индийских военных. Но вот здесь мы видим, что сикхи также живут и в Пакистане, и служат в армии наряду с мусульманами.

Рейнджеры маршировали в парах, периодически задирая ноги выше головы, а в конце упражнения принимали картинные позы, грозя индийской стороне кулаками. Народ взрывался аплодисментами.

Граница на замке — Индия против Пакистана

Одного зовут Захид, другого Басит. У каждого по три медали на разноцветных планках. Вообще, как я заметил, у каждого солдата, кто носит такую парадную форму или стоит в карауле, где много туристов, должно быть не менее трех медалей.

Обратите внимание, у обоих рейнджеров на плече автоматы Калашникова. Причем ремень, чтобы не уронить автомат, заправлен под погон.

Граница на замке — Индия против Пакистана

А вот у их командира с саблей, согласно статусу, медалей уже не три, а целых четыре. Но вот все эти красные шарфы, которыми подпоясаны военные, смотрятся хоть и красиво, но как-то нелепо.

Все шоу, надо сказать, проходит с изрядной долей юмора. По-видимому, без юмора выделывать такие упражнения каждый день невозможно. И вот рейнджеры, как будто опасаясь, что их замысловатые петушиные шапки упадут, постоянно их поправляют. Ну вот действительно постоянно - каждую минуту наверно!

Граница на замке — Индия против Пакистана

А еще им ничего не стоит взять и прямо во время представления подкрутить усы :)

Но вот шоу подошло к кульминации. Комичного вида пакистанец-сикх в зеленом тюрбане, по-клоунски размахивая руками и ногами, направился к воротам. Стоявшие там рейнджеры в одно мгновение ворота откатили в разные стороны. С индийской стороны тоже распахнули свои ворота, и граница на какое-то время открылась. Навстречу сикху с индийской стороны вышел индус, так же комично вышагивая. Встретившись на середине, они в знак хороших отношений, к которым стоит стремиться их странам, пожали друг другу руки. Но стоило им только разойтись, как ворота опять закрыли.

Этот момент я заснял на ВИДЕО, там заодно можно послушать, как пакистанцы кричат патриотические лозунги -

После этого пакистанские рейнджеры еще какое-то время развлекали зрителей своими телодвижениями, а потом ворота открыли снова, на этот раз уже для более длительной церемонии - для спуска флагов.

Граница на замке — Индия против Пакистана

Ворота открыты - обратите внимание, сколько народу на индийских трибунах. И это понятно, индийцев 1.25 млрд, а пакистанцев всего лишь 200 млн.

Среди индийских военных была замечена и девушка. Обратите внимание - индийцы носят не только белые краги, как и пакистанцы, но еще и старомодные белые гамаши поверх ботинок, которых у пакистанцев нет. Вот так - красивые британские традиции там оказались сильнее.

Граница на замке — Индия против Пакистана

Теперь пакистанские рейнджеры и индийские пограничники вышагивали и задирали ноги уже друг перед другом.

Вот такая группа. Два "артиста" с петушиными гребнями и два суровых спецназовца, стоящих друг против друга.

Граница на замке — Индия против Пакистана

Если иметь возможность менять точку съемки, то тут можно наделать массу интересных кадров, но вот с одного сиденья снимать тяжело. Местные постоянно лезут в кадр со своими телефонами и планшетами.

Помните в детстве в школе было упражнение - задрать ногу и сделать хлопок снизу? Вот очень похоже :) Обратите внимание на смеющегося сикха позади - в индийской армии тоже есть сикхи, и здесь они, в отличие от своих пакистанских коллег, носят гребень прямо поверх тюрбана. Также обратите внимание на браслет на руке - это один из отличительных признаков сикхов наряду с тюрбаном.

Граница на замке — Индия против Пакистана

Завершается шоу церемонией торжественного спуска флагов. Но перед этим пакистанские рейнджеры и индийские пограничники долго перекидывают друг другу веревки, за которые они в итоге будут тянуть флаги - ВИДЕО.

Но вот флаги спущены - рейнджеры с тремя медалями отчитываются об окончании церемонии перед своим командиром с четырьмя медалями.

Граница на замке — Индия против Пакистана

Если кто хочет посмотреть всю церемонию и с лучшим качеством, то вот хороший ролик в HD на Youtube. Там даже видно, как улыбаются друг другу жмущие руки индиец с пакистанцем -

По окончании шоу - фото с туристами.

Граница на замке — Индия против Пакистана

Тут и спенцаз с оптическими прицелами, и "артисты" :)

А вот и тот ваххабит с флагом. С ним сфотографироваться легче, чем с военными. А вот дальше подойдут наши женщины и отберут у него флаг для совместного фото. Этот позор я показывать не буду :)

Граница на замке — Индия против Пакистана

И вот уже народ потянулся к выходу.

Отсюда нас должен отвезти на парковку тот же паровозик.

Граница на замке — Индия против Пакистана

Туристы расселись и поехали :)

Кстати, уже потом я выяснил, почему на пограничном пункте совсем нет транзитного траффика. А все потому что собственно пограничный пункт находится чуть в стороне от трассы. Вот, на карте хорошо видно -

Впрочем, и там наверняка машин очень мало. Ну вот кто особо станет ездить из Пакистана в Индию и обратно? Как рассказал наш гид Паша в ответ на наш вопрос, а был ли он в Индии - нет, говорит, не был и не поеду. А то потом станут говорить - "вон идет человек, который ездил в Индию". И это еще в лучшем случае, если дело не дойдет до выяснений у спецслужб.

А обратно в Лахор мы вернулись уже без приключений. Там в ресторане Monal на крыше торгового центра нас ждал ужин.

Граница на замке — Индия против Пакистана

С открытой террасы открывался вид на ночной Лахор и фонтан на дорожной развязке Liberty Roundabout.

Уже после ужина, в номере, соображая в мужской компании "на троих", мы стали обсуждать сегодняшнее шоу, а конкретно - не являются ли унижением воинского достоинства виденные нами "клоунские" упражнения. Сторонники теории заговора тут конечно скажут, что это все было специально сделано хитрыми британцами для подрыва военной мощи своей бывшей колонии :)

А на следующий день мы из Лахора поедем в столицу Пакистана - Исламабад.

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬНАЧАЛОФорт Рохтас - цитадель Шер-Шаха Сури

Все части пакистанской серии —

1. Кто не был в Лахоре, тот не родился

2. Великие Моголы в списке ЮНЕСКО || Граница на замке — Индия против Пакистана

3. Из Лахора в Исламабад через Форт Рохтас

4. Город Ислама и мечеть короля Фейсала || Каменный цветок пакистанской истории || Озеро Раваль и город Равалпинди

5. По Пакистану в поисках Бен Ладена

6. Машаллах! Мы едем по Каракорумскому шоссе

7. Гилгит — столица территории Гилгит-Балтистан

8. Форт Балтит и Большая Игра в долине Хунза || Форт Алтит и деревня долгожителей

9. Каракорумское шоссе и перевал Хунджераб

10. Штурмуем Шандурский перевал, дорога — просто жесть

11. Долгая дорога в Читрал — красиво, но страшно

12. Калаши — затерянный народ в горах Гиндукуша || Как мы ездили к калашам — из Бумбарата в Румбур

13. Перевал Ловари-Ла. Полицейские или бандиты?

А это главный обзорный рассказ, если кто еще не видел и не залайкал;)