Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был 24 апреля 21:13
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Скопье — Северная Македония, София — Болгария Март 2013

К 2013 году в Европе уже почти не осталось стран, где бы я еще не был. Болгария, Македония, да Молдавия. Ну еще особняком стояла Белоруссия, но туда нужна виза. Так что поначалу было решено на длинные пасхальные выходные съездить в Болгарию с коротким заездом в Македонию. Под это дело даже были куплены билеты на рейс Люфтганзы до Софии и обратно.

А потом так получилось, что до конца марта мне надо было использовать неделю зимнего отпуска. Так родилась идея не мотаться несколько раз в этот район, а сделать все дела сразу. Правда по такой схеме обратный билет Люфтганзы терялся. Взамен был взят билет на рейс а/к TAROM София — Бухарест — Кишинев. Лететь обратно из Кишинева получалось как-то накладно. А что у нас там рядом? А рядом была легендарная Одесса, где я никогда не был. А уже из Одессы поездом всего одна ночь до Киева… А из Киева уже и наш «национальный перевозчик» летает. Вобщем в итоге родился весьма насыщенный маршрут на 10 дней.

Сначала бразильский самолетик до Мюнхена. Потом уже А-320 до Софии. Из аэропорта в саму Софию идет автобус, вот только было непонятно, где он в центре останавливается. Пришлось следить по навигатору. Как увидел, что автобус стал разворачиваться в сторону от центра, пришлось вылезать.

Дальше пробежка по улицам — автовокзал находится в паре километров к северу от центра. Называется он на французский манер — АВТОГАРА. Но автобусы на Скопье идут не с самого автовокзала, а от маленькой автостанции рядом с ж/д вокзалом.

По дороге в Македонию

В Скопье первым делом на автовокзале купил обратный билет на автобус. Английский язык, по крайней мере на таком уровне, в кассах понимают.

Дальше пошел гулять по городу. Тут же оказалось, что у властей небогатой, прямо скажем, Македонии где-то обнаружились неограниченные финансовые ресурсы, которые было решено потратить на капитальную реконструкцию центра города. Количество возводимых новоделов просто потрясало всякое воображение. Строилась набережная, через реку каждые сто метров строились мосты с фонарями и скульптурами, строились дворцы с колоннами, возводилось огромное количество памятников знаменитым уроженцам страны от Филиппа и Александра Македонских до Матери Терезы.

И это в стране, где безработица около 30% и где ниже уровня бедности живет примерно столько же! А еще индекс неравенства «джини» в Македонии превышает 43, что для Европы невероятно много.

Неподалеку от центра города присутствует и старый город. Он почти полностью мусульманский — до 1912-го года Македония была частью Османской Империи. Узкие улочки, рынок, кругом мечети, с которых регулярно раздаются призывы к молитвам. Причем старый город небольшой, поэтому призывы раздаются и на окружающие районы. Я вот представил, если бы у нас в городах по 5 раз на дню со всех церквей орали — «слава бооогу… гооосподу помооолимся… христоооос воскрееесе» :)

Вообще межнациональная обстановка в Македонии сложная. Примерно 25% населения здесь — албанцы, плюс еще 4% турок. А мусульмане, как известно, очень агрессивны в отстаивании своих прав. В свое время в стране чуть было не началась война по типу Боснии, но ее удалось остановить, предоставив мусульманам дополнительные права. Так что муэдзинов приходится каждый день слушать.

Улицы Скопье были увешаны предвыборной рекламой

Старина и новоделы в столице Македонии

У дверей «общаги», где я жил

Река в Скопье называется Вардар

Строится с нуля «исторический центр города»

Старина и новоделы в столице Македонии

Красота еще пока закрыта заборами

Археологический музей в классическом стиле

Стройматериалы

На центральной площади стоит памятник Александру Македонскому. Впрочем, официальное название памятника — «Воин на коне»

Интересный памятник :)

Шарики

Бык. Почти как в Нью-Йорке

Дорога к старому вокзалу

26 июля 1963 года в Скопье произошло страшное землетрясение, разрушившее большую часть города. Точное время самого сильного толчка зафиксировали часы на здании вокзала, остановившиеся в 5:17 утра

Погрузка мебели

Типа дом, где родилась Мать Тереза. Ее настоящее имя — Агнес Гонджа Бояджиу, она родилась в Скопье в 1910-м году.

Памятник Матери Терезе

Двухэтажный автобус

Старина и новоделы в столице Македонии

Византийский император Юстиниан I. Вообще македонцы наложили лапу на историческое наследие многих народов, недаром греки возмущаются :)

Памятник болгарскому царю Самуилу, правившему с 980 по 1014. Поскольку нынешние македонские земли тогда входили в состав Болгарии, македонцы считают его царем Македонии.

Старина и новоделы в столице Македонии

Вообще в центре на набережной построено много всяких памятников

Вид с моста на центральную площадь

На другом берегу

На мосту через Вардар

Старина и новоделы в столице Македонии

На другой стороне тоже сплошь одни памятники. Еще один Александр Македонский, уже пеший. Или это его отцу Филиппу памятник?

Вдали виднелась крепость, надо к ней подняться

Вот и крепость

Автобусы в Скопье красивые

Крепость стоит на холме

Вход в саму крепость запрещен, боятся обрушений. Но, как я понял, можно пройти неофициально, заплатив бакшиш местным «помогалам»

Исторический центр Скопье в основном мусульманский

Старина и новоделы в столице Македонии

Мусульманский старый город одновременно является и туристическим центром, где сосредоточены сувенирные магазины и рестораны

Уличная торговля

Старина и новоделы в столице Македонии

На проспекте. Снято с пешеходного моста

Центральный рынок

Часовую башню в центре Скопье построили еще в 16-м веке — в 1566-м году. Сделали это для того, чтобы торговцы на рынке знали, когда им собираться на молитву, а также для того, чтобы христиане, которым каждый день молиться было не надо, не вздумали торговать, когда молятся мусульмане.

Впрочем, поиск в сети показал, что изначально башня была деревянная, а часовой механизм для нее изготовили в Венгрии. Но спустя сто лет башня сгорела и восстановили ее только в 1904-м году, построив 40-метровую конструкцию из красного кирпича. Но в 1963-м году во время землетрясения башня снова пострадала. Куранты пришлось сдать в починку, во время которой огромные часы… украли! Пришлось заказывать новые — из Швейцарии, которые и работают до сих пор.

Мечети в центре повсюду

Пытаюсь подойти к башне. Улочки кривые и часто заканчиваются тупиками

Вот и башня. Тут из мечети вышел албанец и стал меня расспрашивать, откуда я приехал. Узнав, что из Эстонии, рассказал, что сам в наших краях работал — в Норвегии. Я у него спросил, можно ли подняться на башню? Он ответил, что в принципе можно, но внутри слишком грязно. И действительно, пока я сидел, никто внутрь пробраться не попытался.

В Македонии используется кириллица

Помимо обычных букв в здешней кириллице используются и такие, которых у нас нет

Современные здания

Старина и новоделы в столице Македонии

Круг по старой части города завершен. Опять видна крепость

Судя по архитектуре, турецкие бани

Церковь

Снова на мосту

Старина и новоделы в столице Македонии

Интересная книга в центре :)

Новый ж/д вокзал в Скопье неинтересный. А справа внутри — автобусный вокзал. Пора ехать назад в Софию

А вечером опять автобус обратно в Софию. В автобусе познакомился с канадцем Колином. Он так активно рассказывал своему соседу-австралийцу про свои путешествия, постоянно показывая что-то на ноутбуке, что я не удержался и тоже встрял в беседу. Колин рассказал, что он бросил работу в оффисе у себя в Канаде, теперь работает удаленно и вот уже полгода путешествует в формате «full-time travel» (как он это назвал).

А дальше будет рассказ о путешествии по Болгарии на прокатной машине.