Турист Сергей Архипкин (Arkhip251166)
Сергей Архипкин — был сегодня 11:43
Жизнь очень часто напоминает драку мартышек из-за пустого ореха - из романа "Сага о Форсайтах"

Стамбул — Турция Июль 2018

1-ый отчет о самостоятельном и большом путешествии по ТУРЦИИ, которое продлилось 42 дня!

Начинаем наше знакомство со Стамбулом в четкой последовательности (по дням и по часам), в Стамбуле и в Турции я до этого никогда не был.

Прежде всего отмечу, что я уже выставил обзорный отчет о посещении Стамбула (в котором кратко изложил весь маршрут), о чем можно прочитать здесь — »Самостоятельно по Турции. Часть 1. Семь дней на великолепный Стамбул».

28 июля — 1 -й день путешествия

В Стамбул я приехал на ночном автобусе из болгарского города Варна. Вопрос с билетом я решил еще в России, заранее забронировав билет на этот автобус, а потом уже на автовокзале в Варне обменял распечатку брони на настоящий билет. Билет обошелся мне в 25 евро.

В 06.25 утра я уже выходил на громадном автовокзале Стамбула, который называется- Esenler Bus Station, еще его турки называют Байрампаша (Bayrampasa).На этом автовокзале 324 платформы, с которых во все уголки Турции уходят автобусы.

Первое, что я сделал — это купил заранее билеты на несколько маршрутов по Турции.

На этом же автовокзале, прямо внутри здания — есть станция Стамбульского метро (название станции- Otogar) и прежде всего здесь на этой станции метро я купил себе проездной билет в виде пластиковой карточки на проезд всего транспорта в Стамбуле. Купил его в автомате- там все довольно просто. На крайний случай увидите как турки покупают такой проездной и все поймете.

Спустившись в метро я доехал по этой ветки на самую первую (начальную станцию)- которая называется- Yenikapi и уже от нее за пять минут я дошел до своего отеля — Kocak Home Pension.

Это нормальный отель для бюджетных туристов — 6 ночей за двухместный номер обошлись мне всего около 100 евро, главное его достоинство, что он был очень удачно расположен, например до Святой Софии можно было дойти за 30 минут, до метро — 5 минут, а до главного маршрута трамвая, который проходит через центр города — 10 минут.

В этот день я должен был встретить вечером в аэропорту свою подругу, которая прилетала из Москвы и поэтому до вечера хотел осмотреть без нее то, что обычно не интересно ни одной женщине — это древние крепостные стены Константинополя- на фото.

Самостоятельно по Стамбулу. Начало. От Собора Святой Софии до Голубой мечети

Крепостные стены Константинополя на мой взгляд один из самых важных античных памятников города, но большинство туристов их игнорируют.

Стены опоясывали город как со стороны суши, так и моря. Разные участки стен находятся в разной степени сохранности. Лучше всего сохранились, так называемые стены Феодосия (длина стен — 5,5 километров). Удобнее всего начать их осмотр с юга — от турецкой крепости Едикуле, до нее я доехал от своей станции метро (там есть ветка городской электричке). Проехав всего одну остановку я вышел на станции, с тем же названием Едикуле (Yedikule)

От станции пройдем немного на восток (около 10 минут) и увидим стены с башнями.

Стены Феодосия были возведены с 408 по 413 год и они старше нашего Кремля на 1100 лет! Впоследствии они неоднакратно перестраивались и реконструировались — особенно после землетрясений.

За время существования этих стен — город силой был взят только два раза — крестоносцами в 1204 году (причем первые два штурма в 1203 и 1204 году византийцы успешно отбили) и турками-османами в 1453 году, еще в 1261 году византийцы отвоевали город у крестоносцев, проникнув и захватив его, используя древний подземный ход — почти без боя.

Всего город осаждался — 24 раза. Он выдержал осаду аваров и персов в 636 году, две осады арабов в 674 и 717 годах, болгарскую осаду хана Крума в 813 году, две осады русичей- князей Аскольда и Дира в 860 году и князя Игоря в 941 году, три осады крестоносцев в 1097 году, 1203 и 1204 годах, и четыре осады турок в 1391 году,1402,1411 и 1422 году.

Почти возле у моря (всего в несколько десятков метров) находится самая южная башня- Мермеркуле (Мраморная башня)- на фото.

Она действительно имеет нижнюю часть из мраморных блоков — на фото.

Фортификация стен Феодосия состояла из двух стен — на фото

Первая стена была внутренней — высотой от 12 до 20 метров и толщиной 5 метров и внешней — высотой 8 метров и толщиной 2 метра. Перед внешней стеной был вырыт глубокий ров — 10 метров и шириной 20 метров (сейчас он несохранился, так как был засыпан).

Самостоятельно по Стамбулу. Начало. От Собора Святой Софии до Голубой мечети

По внутреннюму краю рва шла еще невысокая передовая стена — высотой 2 метра. Через каждые 55 метров были построены башни высотой 20 метров (это высота современного 7–8 этажного дома)- количество башен доходило до 100 и в 10 башнях были сделаны ворота, самые известные из которых — это Золотые ворота, по примеру которых были построены Золотые ворота в древнем Киеве (не сохранились) и Владимире (они сохранились)

Золотые ворота Константинополя были самыми большими в городе и въезжать в них в город мог только император. Сами ворота были покрыты позолоченными бронзовыми листами — которые были разграблены крестоносцами в 1204 году.

Пробраться к этим воротам достаточно проблематично- мешает мусульманкое кладбище- но почти вблизи я их все-таки рассмотрел. Сейчас они являются часть укреплений Семибашенного замка-это их западные ворота.

Семибашенный замок (или крепость Едикуле) была устроена Мехмедом -Завоевателем, после взятия Константинополя, путем пристройки к четырем древним башням Феодосиевых стен еще трех массивных башен. Здесь султаны хранили свою казну и архивы. Здесь же содержались самые важные пленники и здесь же казнили опальных визирей и глав провинций.

К сожалению, уже несколько лет замок находится на реконструкции и я только обошел его по периметру, ну, а потом еще прошелся по верху самих стен.

Самостоятельно по Стамбулу. Начало. От Собора Святой Софии до Голубой мечети

Обратно в гостиницу я вернулся пешком идя вдоль Босфора, переодически поднимаясь на крепостные стены и башни у самого моря.

В 17 часов я поехал в аэропорт Ататюрка (доехал на метро), где встретил свою подруга. А вечером мы вышли в вечерний Стамбул, где побывали у Святой Софии (на фото) и на площади Ипподрома

Самостоятельно по Стамбулу. Начало. От Собора Святой Софии до Голубой мечети

29 июля (воскресенье) — 2-й день путешествия.

Утром мы в первую очередь направились к собору Святой Софии

К ее стенам мы пришли за 15 минут до открытия храма, который открыт летом с 09.00–19.00. Уже была небольшая очередь в кассы из 30 человек.

Самостоятельно по Стамбулу. Начало. От Собора Святой Софии до Голубой мечети

Именно в кассе Святой Софии мы купили две музейные карты по цене каждая 125 лир (буду приводить все цены для удобства в евро — курс турецкой лиры в это время постоянно повышался и был около 6 лир за евро), то есть карта стоила около 21 евро. Она активировалась с момента посещения первого музея и действовала 150 часов — почти 6 дней и давала право посетить многие важные музеи бесплатно, либо со скидкой. Поэтому если у вас в Стамбуле — есть 4–7 суток на его осмотр- выгодно будет ее приобрести.

На месте собора Святой Софии уже в древности были построены несколько храмов, всех их постигла участь разрушения от пожаров. Последнее церковью была базилика построенная при императоре Феодосии в 415 году. Она простояла более ста лет и также погибла от пожара во время восстания «Ника» в 532 году.

Ее руины были обнаружены только в 1936 году во время раскопок — на фото

Самостоятельно по Стамбулу. Начало. От Собора Святой Софии до Голубой мечети

После разрушения базилики Феодосия и кровавого подавления восстания, император Юстиниан через 40 дней принял решение построить здесь новый собор.

В течении пяти лет (532–537 год) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя.

Самостоятельно по Стамбулу. Начало. От Собора Святой Софии до Голубой мечети

Храм был сделан из кирпича, но на отделку использовался куда более дорогой материал. Были использованы — мрамор, гранит, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость.

Восемь колонн из зеленого мрамора были привезены из храма Артемиды в Эфесе, а восемь порфировых колонн из храма Солнца в Риме.

Для строительства потребовалось три годовых бюджета Византийской империи, которая в то время была самой богатой страной в мире и самой могущественной.

По одной из легенд, император Юстиниан при открытии и освещения храма — 27 декабря 537 года воскликнул- «Соломон, я превзошел тебя!» имея в виду легендарный Иерусалимский храм.

Более тысячи лет до начала 16 века собор являлся самым большим религиозным собором в мире. В настоящее время признан ЮНЕСКО — объектом Всемирного наследия человества

Самостоятельно по Стамбулу. Начало. От Собора Святой Софии до Голубой мечети

Особую ценность представляют византийские фрески собора, большая часть которых была уничтожена турками в 15 веке, а другая часть замазана штукатуркой и поэтому сохранилась.

На фото — мозаика (867 года) над входом изображает Богоматерь с младенцем, справа император Константин, подносящий ей город Константинополь, а слева император Юстиниан, подносящий ей собор Святой Софии.

Самостоятельно по Стамбулу. Начало. От Собора Святой Софии до Голубой мечети

Внутри собор кажется огромным, он и сейчас поражает своей архитектруой, а как он поражал людей средневековья, которые видели в основном небольшие и деревянные храмы.

Вместе с апсидой длина храма составляет 100 метров и в ширину почти 70 метров

Самостоятельно по Стамбулу. Начало. От Собора Святой Софии до Голубой мечети

Купол имеет высоту 55 метров и диаметр 32 метра.

По лестнице (пандусу) поднимаемся и попадаем в галерею на втором этаже

Самостоятельно по Стамбулу. Начало. От Собора Святой Софии до Голубой мечети

Здесь находится одна из лучших мозаик собора- Христос, Богоматерь и Иоанн Креститель

На нижнем фото — Христос, император Константин Мономах и его жена Зоя.

далее — Богоматерь с младенцем Христом в окружении императорской семьи Комнинов

Из лоджии императриц открывается сверху прекрасный вид на весь собор

Вид из Святой Софии на мавзолеи турецких принцев

Спускаемся вниз

Самостоятельно по Стамбулу. Начало. От Собора Святой Софии до Голубой мечети

В апсиде выполнено изображение Богоматери. Божья матерь ассоциировалась с мудростью (Софией), поэтому она и является владычецей собора.

Центральный купол окружают 40 окон, а в центре во времена Византии было самое большое изображение Иисуса, после захвата турками, оно было сбито, отштукатурено и исписано сурами из Корана

Самостоятельно по Стамбулу. Начало. От Собора Святой Софии до Голубой мечети

Есть в соборе и мусульманские элементы (михраб, минбар и ложе султана), которые добавили турки, когда превратили христианскую церковь в мечеть

В Святой Софии испытываешь удивительное ощущение близости истории.

Здесь короновались византийские императоры. Здесь прошла последняя христианская служба и здесь последний раз молился последний император Византии в последнее утро перед взятием города турками. Он будет убит на ее крепостных стенах.

Здесь пытались укрыться несколько тысяч последних защитников Константинополя, которые все были зарезаны турками прямо в храме и именно сюда въехал на коне султан Мехмед-Завоеватель, которому на этот момент было всего 24 года.

Самостоятельно по Стамбулу. Начало. От Собора Святой Софии до Голубой мечети

Софию можно осматривать целый день, но время вышло и попрощавшись с Софией мы продолжили наш путь по городу.

Идти пришлось недолго

Проходим мимо пристроенных к Софии мавзолеев турецких принцев

Самостоятельно по Стамбулу. Начало. От Собора Святой Софии до Голубой мечети

Далее мимо самого старого Хамама (бань) Хюррем Султан (16 века), кстати они действующие и их можно посетить — на фото

Вдоль Археологического парка, который находится южнее площади Султанахмед — на фото

Самостоятельно по Стамбулу. Начало. От Собора Святой Софии до Голубой мечети

Вдали будет видна грандиозная — Голубая мечеть.

От Святой Софии до Голубой мечети всего 250 метров.

Самостоятельно по Стамбулу. Начало. От Собора Святой Софии до Голубой мечети

Голубая мечеть — первая по значению мечеть Стамбула. Считается выдающимся образцом исламской и мировой архитектуры. Вход свободный и бесплатный для всех.

Здесь оказалось очень много народу, к тому же внутри мечети шел ремонт и три четверти площади были закрыты лесами.

Самостоятельно по Стамбулу. Начало. От Собора Святой Софии до Голубой мечети

Мечеть начали строить в 1606 году, после неудачных войн с Австрией и Персией, к тому же почти 40 лет перед этим в Стамбуле султаны не построили ни одной мечети.

Архитектура собора сочетает в себе два стиля — классический османский и византийский. Мечеть очень похожа на Собор Святой Софии.

-Завершено строительство этой мечети было в 1616 году

Для строительства мечети использовался камень и мрамор. Мечеть вмещает 10 тысяч верующих.

Самостоятельно по Стамбулу. Начало. От Собора Святой Софии до Голубой мечети

Центральный зал размером 53 на 51 метр накрыт куполом диаметром 23 метра.

Название Голубая мечеть, она получила благодаря огромному количеству (20 тысяч) белых и голубых керамических изразцов из города Изник.

Самостоятельно по Стамбулу. Начало. От Собора Святой Софии до Голубой мечети

Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, в который вошли медресе, больница, караван-сарай, и была она построена на месте Большого императорского дворца византийских императоров, который был разрушен, чтобы освободить место для мечети

Самостоятельно по Стамбулу. Начало. От Собора Святой Софии до Голубой мечети

Спустившись от Голубой мечети на юго-восток — мы оказались у стен древнего рынка

Это был рынок Араста, но о нем и о других достопримечательностях в центре Стамбула, я расскажу в следующем отчете, который можно прочитать - здесь - " Самостоятельно по Стамбулу. От рынка Араста к Археологическому музею и парку Гюльхане."

Цикл материалов "Самостоятельно по Турции - в августе 2018 года"

1. Самостоятельно по Стамбулу. Начало. От Собора Святой Софии до Голубой мечети
  2. Самостоятельно по Стамбулу. От рынка Араста к Археологическому музею и парку Гюльхане
  3. Самостоятельно по Стамбулу. От дворца Букелеон до Ипподрома и мечети Нуруосмание.
  4. Самостоятельно по Стамбулу. От Египетского рынка и Новой мечети в круиз по Босфору
  5. Самостоятельно по Стамбулу. Круиз по Босфору - Сарыер и пляж городка Кильос
  6. Самостоятельно по Стамбулу. От мечети Шехзаде до грандиозной мечети Сулеймание
  7. Самостоятельно по Стамбулу. От монастыря Пантократора и акведука Валента до мечетей Фатиха и Михримах Султан
  8. Самостоятельно по Стамбулу. От монастыря Хора до Болгарской железной церкви
  9. Из Стамбула на Принцевы острова. Знакомимся с островом Кыналыада (Проти) на Мраморном море
  10. Самостоятельно по Стамбулу. От площади Таксим до Галатской башни
  11. Самостоятельно по Стамбулу. Главный дворец османских султанов — Топкапы
  12. Самостоятельно по Стамбулу. От дворца Топкапы к собору Святой Ирины
  13. Самостоятельно по Стамбулу. От дворца Ибрагима-паши до крепости Румелихисари на Босфоре
  14. Самостоятельно по Стамбулу. В прекрасный дворец Долмабахче — турецкий Версаль