Павлов Константин (KonstantinPavlov)
Константин Павлов Пользователь — был сегодня 13:16

Мой Иран! Персеполь – столица огромной империи!

8 июля 2015 г. 9:02 Иран Май 2015

О Кире II Великом, основателе Персидской империи, некоторые факты о его героической жизни и страшной смерти

Наше путешествие по Ирану подходило к концу. Мы переезжали из города в город, параллельно перемещаясь из одной исторической эпохи в другую, вникая в культурное и духовное разнообразие иранской земли, погружаясь в ее прошлое. Гуляя по Исфахану или Ширазу, мы оказывались в средневековом Иране, с его дворцами и садами, красивейшими мечетями и поэтами, чьи произведения пережили века. В Куме, религиозном шиитском центре, пропитывались проблемами и противоречиями современного мусульманского мира. В древнем городе Хамадан, посещали святыню еврейского народа мавзолей Эстер и Мордехая, узнавая историю чудесного спасения евреев от неминуемой гибели. А еще были зороастрийские святыни, святыни одной из самых первых религий на земле, о которой, лично я, до посещения Ирана имел очень смутное впечатление.

Сегодня перенесемся в античные времена, времена Кира II Великого, его преемника Дария I и Александра Македонского.

В VII–VI веках до нашей эры в Центральной Азии было достаточно большое Мидийское царство, которое населяло много племен, в том числе и своенравное племя персов. Предводитель персов Кир устроил однажды бунт против мидийского царя, разгромил его войска и подчинил себе обширную территорию Мидийского царства. На этом он не успокоился, со своим многочисленным войском он двинулся дальше на запад и завоевал новые земли — и Вавилон, и всю Анатолию (современную Турцию) и даже Египет. Так появилась Персидская империя, а вождь племени персов Кир вошел в историю, как Кир II Великий, основатель династии Ахеменидов. Еще ни один царь не владел таким большим государством и не одерживал столько значительных побед, как Кир II Великий. Владения его Персидской империи простирались от побережья Эгейского моря до долины реки Инд. Одну из трех столиц своей империи он стал строить в городе Пасаргад, но закончить начатое не успел.

Мы приехали в Пасаргад, чтобы посмотреть на руины этого древнего города, расположенные друг от друга на значительном расстоянии.

Главная достопримечательность этого места — мавзолей Кира II Великого. Тут следует привести легенду его смерти. Во время столкновений с кочевниками, а именно с индоиранским племенем массагетов, примерно в 530 г. до н. э., 70-тилетний Кир II Великий пал в одном из сражений. По легенде, царица массагетов Томирис, мстя за своего сына, приказала отрубить могущественному правителю голову и бросить ее в бурдюк, наполненный кровью. Предлагая ему, таким образом, утолить ненасытную жажду крови. Позже персы выкупили тело Кира и с подобающими почестями похоронили его в специально выстроенном мавзолее в Пасаргадах.

Мавзолей выглядит так. На ступенчатом постаменте, сложенном из известняковых блоков стоит такой прямоугольный домик с конической крышей. Высота постройки от уровня земли -11 метров.

Еще одна легенда, связанная с мавзолеем Кира II Великого. Она связана с посещением мавзолея, через 200 лет после смерти Кира II Великого, Александром Македонским, покорившим Персидскую империю. Александру доложили, что внутри мавзолея они увидели золотое ложе, золотой столик и с золотыми чашами и такой же золотой гроб, украшенный драгоценными камнями. На гробе была надпись, которая гласила: «Незнакомец, я Кир Великий, я дал персам великую империю и я правил Азией, так что не завидуй роскоши моей гробницы». Александр приказал не трогать гробницу, но, через время, греки нарушили приказ и разорили мавзолей. Узнав об этом, Александр Македонский приказал найти и казнить воров, но сокровища усыпальницы, тем не менее, были утеряны навсегда.

Пришло время прощаться с руинами Парсагады и нашедшим здесь вечное пристанище Киром II Великим и направится в новую столицу Персидской империи город Персеполь.

О Персеполе, «городе персов», и о великих правителях, которые его строили и разрушали

Мы переместились из Пасаргады на 80 километров северо-восточнее, чтобы посмотреть древний город Персеполь, игравший в свое время ведущую роль в огромном царстве Ахеменидов. Чуть ранее, туда перебрался и Дарий I, преемник Кира II Великого, затеяв в этом месте строительство новой столицы великой империи. Мы увидели руины главных дворцов Персидского царства, которые еще помнят былое величие своих хозяев, владевших, когда-то, половиной мира, а также и гнев тех, кто сжег этот город.

Итак, Дарий I, также добавивший впоследствии к своему имени титул «Великий», решил построить новую церемониальную столицу, этакую парадную витрину огромной и великой страны. Назвал он ее Парс, греки называли этот город Персеполис («город персов»), а в русской исторической традиции закрепилось название «Персеполь».

И процветал славный город Персеполь без малого 200 лет, пока армия Александра Македонского не захватила империю Ахеменидов. Символом победы войск Александра Великого над Персидской империей стало сожжение Персеполя в 330 году до н. э. Историки говорят, Александр сжег город в отместку за сожжение Ксерксом Афин за 150 лет до этого, но потом сильно сожалел о содеянном. Но впрочем, об этом несколько позже.

А сейчас прогуляемся по Персеполю. Мы увидим руины, которые являются лишь печальной тенью Персеполя, но если воспользоваться воображением, то можно представить себе его былое величие.

Строился город больше 50 лет, единовременно там трудилось до трех тысяч человек, в том числе, свезенные со всех концов великой империи, лучшие каменотесы, каменщики, скульпторы и резчики. В результате, размах и роскошь затмили все, что было создано до этого в других странах Востока.

Город с трех сторон был окружен мощной крепостной стеной, а с четвертой был защищен неприступной горной скалой.

Внутри располагались различные постройки, выполненные из известняка: царская резиденция, помещения парадного и хозяйственного назначения, казармы. Все это находилось на просто гигантской искусственной террасе, возвышающейся над окружающей равниной.

Войти в город можно было по широкой парадной лестнице, сложенной из массивных известняковых блоков, которая вела к «Вратам всех стран».

Эти парадные ворота были украшены изображениями четырех огромных человекобыков, и надписями на разных языках, прославлявших царей-строителей — Дария и Артаксеркса.

Через парадный вход все посетители, в том числе и мы, попадали в центральное помещение Персеполя — ападану, многоколонный парадный зал. Это целый лес из стройных колонн, увенчанных сверху бычьими фигурами.

До нашего времени «дожили» лишь 13 колонн. Кстати, размеры ападаны позволяли вместить до 10 тыс. человек. Знающие люди считают, что ападана в Персеполе самое величественное здание Древнего мира. Ее строительство начал Дарий I, а закончил его сын, новый царь Персии — Артаксеркс I.

И ападана и другие дворцы Персеполя были украшены многочисленными рельефами. Наиболее запоминающейся из них, рельеф, на котором изображено шествие 33 покоренных народов, каждый из которых ведет сатрап — глава провинции, назначавшийся из числа знатных персов. Изучение этого рельефа интересно с этнографической точки зрения: особенности одежды, черты лиц разных племен и народов — мидийцев, эламитов, вавилонян, армян, арабов….

Из ападаны специальные коридоры вели во дворцы Дария и Артаксеркса. У входа во дворцы стояли крылатые быки, внушительных размеров, а стены их также были украшены огромными рельефами, с изображением слуг, несущих кубки и бурдюки с вином, молодых ягнят для царского стола, как впрочем, и самих царственных особ и их придворных.

Во дворцах хранились великие сокровища, которые позже большей частью были украдены, но кое-что сохранилось и мы видели это в Национальном Музее в Тегеране.

Всю роскошь и царское величие не опишешь, но самое интересное, что все это великолепие оживало только раз в год, весной, в день празднования дня весеннего равноденствия. Все остальное время царь проводил в других своих дворцах — в Сузах и Пасаргадах.

Как известно, рано или поздно, но всему приходит конец. К концу подходило наше путешествие по Ирану. Страшный конец был уготован и великолепному Персеполю. Александр Македонский, завевав Персеполь в 330 году до н. э., сжег его дотла. Было это во время одного из многочисленных пиршеств, когда Александр уже не совсем владел собой. В самом разгаре пира, известная афинская блудница Таис, в неистовстве схватила с алтаря факел и бросила его к деревянным колоннам дворца. Пьяный Александр и его не менее пьяные сотоварищи последовали ее примеру. Начало конца Персеполя было положено. В Средние века остатки Персеполького дворца еще как-то поддерживались, там была резиденция местных эмиров. Но потом руины дворца окончательно пришли в запустение. С каждым годом дворец разрушался все больше и больше, выступая источником камней для местных жителей. Возрождение наступило в 30-х годах 20-го века, когда было проведено обследование остатков дворца и принято решение о мерах консервации, чтобы прекратить дальнейшее разрушение. Сегодня Персеполь достаточно хорошо изученный древний город и известный туристический объект.

в Иране

8 июля 2015 г. 9:06
Впечатляет! Грандиозное сооружение! Как полумаешь, сколько труда вложено и сколько жизней унесло строительство - вздрогнешь. Сколько же надо было выпить, чтобы рука поднялась уничтожать такое....
8 июля 2015 г. 10:34
Спасибо! Да, по этим грандиозным руинам можно представить былое великолепие и оценить все затраты и усилия
onegina17 писала 8 июля 2015 г. 9:06
Сколько же надо было выпить, чтобы рука поднялась уничтожать такое....
историки говорят пили не одну неделю. Но опомнившись Александр сильно переживал, даже дал команду тушить пожар, но...
8 июля 2015 г. 9:23
Вот это да!!! я даже не задумывалась, что все эти сокровища можно посмотреть не в Британском или каком-то другом музее, а на месте!!! Бесценные штуки! Мой друг очень интересуется этой древней цивилизацией.
Спасибо за альбом! вряд ли мы там побываем - хорошо, что есть возможность узнать из "первых рук"
8 июля 2015 г. 10:41
fanolia писала 8 июля 2015 г. 9:23
можно посмотреть не в Британском или каком-то другом музее
самое ценное и интересное можно посмотреть именно в Британском музее или Лувре, частично в Национальном музее в Тегеране. Но спасибо, ученым что в 30-х годах прошлого века они стали проводить исследования и разработали меры по сохранению.
8 июля 2015 г. 9:53
Константин, еще одна "вкусняшка", да какая!!! Я эти барельефы и колонны могу разглядывать часами... Потрясающие вещи, потрясающее мастерство!!! А вот гробница Кира Великого как-то не по статусу скромна
8 июля 2015 г. 10:46
Спасибо Екатерина!
Я эти барельефы и колонны могу разглядывать часами..
меня просили передать, что Вас ждут в Иране и надеются, что Вы к ним приедете и все увидите своими глазами
гробница Кира Великого как-то не по статусу скромна
мне тоже так показалась, но я не стал об этом писать, чтобы не обидеть Кира Великого
8 июля 2015 г. 10:57
я думаю, он бы не обиделся Все по-настоящему великие люди обычно скромны
Вас ждут в Иране и надеются, что Вы к ним приедете и все увидите своими глазами
обязательно!!!
8 июля 2015 г. 11:10
Хорошо что есть такие музеи под открытым небом! Любители древностей оценят по достоинству,Костя! Очень интересно все это узнавать)
8 июля 2015 г. 11:31
Спасибо София! Вот такой разный оказался Иран, в этот день он был античный
8 июля 2015 г. 11:36
Лично я в этой области полный ноль.. поэтому удивляюсь с каждым рассказом! вот про Иран ничего и никак. Не сталкивалась никогда,Костя!
8 июля 2015 г. 11:56
До поездки и для меня Иран был практически не знаком. Сначала прокатились на машине в реальном режиме, потом проехался еще раз виртуально (спасибо Туристеру). В результате многое, что связано с Ираном, стало ближе и понятнее
8 июля 2015 г. 12:02
Так и мне теперь эта страна стала намного ближе,Костя!! Большое спасибо тебе за поездку и рассказы!
8 июля 2015 г. 12:27
Спасибо за компанию!
8 июля 2015 г. 12:35
Sveta_vilnius
8 июля 2015 г. 11:35
Отличный рассказ. Даже смотря на фотографии ощущаешь себя неимоверно маленьким среди такого величия, что и говорить об атмосфере царящей там, на месте.
8 июля 2015 г. 11:49
Спасибо! Атмосфера соответсвовала статусу столицы огромной империи - показная роскощь и великолепие
8 июля 2015 г. 14:20
Фантастично! Все это в голове не укладывается...
8 июля 2015 г. 16:11
Вот так красиво жили правители Древнего мира!
8 июля 2015 г. 16:02
- Но опомнившись...))
8 июля 2015 г. 16:13
"надо меньше пить" -так хотелось бы сказать Александру и его подруге Таис, но свое дело они уже сделали
mamka
8 июля 2015 г. 17:00
Это все туристы? По виду вроде бы местные...
Заметила инвалида на коляске, а вот пандусов на лестнице не заметила...

Интересно, а в наше время эта табличка остановила бы воров? Навряд ли ..... Даже бы раззадорило...

Пы.сы.Мой папа очень любил стихи Гамзатова, у которого было много надгробных надписей.
Когда моего папы не стало, я тоже сделала ему табличку
"Он мудрецом не слыл, и храбрецом не слыл, но поклонись ему, он ЧЕЛОВЕКОМ был"......
8 июля 2015 г. 17:15
mamka писала 8 июля 2015 г. 17:00
По виду вроде бы местные.
по большей частью местные, но интуристы здесь уже были. Персеполь и Пасаргады на полпути между Ширазом и Йездом, которые вместе с Исфаханом образуют туристический треугольник обязательный для посещения туристами. Так что, если в Иран заехали, в этих местах точно будете
а в наше время эта табличка остановила бы воров?
так и в те времена тоже самое, разграбили
"Он мудрецом не слыл, и храбрецом не слыл, но поклонись ему, он ЧЕЛОВЕКОМ был".
правильные слова
8 июля 2015 г. 17:59
Даже через эти малые черточки чувствуется величие былого!
Спасибо! Было очень интересно почитать.
8 июля 2015 г. 20:54
Спасибо! Да, немного удалось приобщиться к древнему и великому
8 июля 2015 г. 18:17
Грандиозные раскопки. Какие все-таки мощные культуры были. Этих человеко-быков с уроков истории помню.
8 июля 2015 г. 21:03
Что-то помните со школы? Вполне может быть. Столица огромной империи, имена и события очень известные. Кир, Дарий, Александр Македонский...
9 июля 2015 г. 5:24
pavlov_kn писал 8 июля 2015 г. 21:03
Что-то помните со школы?

Ну да!
Вроде память ещё не отшибло!
8 июля 2015 г. 20:33
Очень грандиозное сооружение! Какая же всё-таки разнообразная страна. Спасибо за интересные рассказы, читала с большим удовольствием.
8 июля 2015 г. 21:08
Спасибо! Да, как оказалось, страна с древней и богатой историей, получили много разнообразной информации из разных эпох
8 июля 2015 г. 20:57
Персеполь впечатляет. Там понимаешь насколько велика и могуча была империя персов.
8 июля 2015 г. 21:10
Крупнейшая тех времен, с такими яркими личностями
9 июля 2015 г. 3:57
Отличный отчет!!! Тоже люблю исторические места!!!
10 июля 2015 г. 10:04
Константин! Ваши рассказы впечатляют! Какая интересная страна оказывается!
10 июля 2015 г. 10:35
Спасибо! Действительно, в стране много разноплановых интресных вещей и до поездки туда, о них или мало что знал или не знал вообще
11 июля 2015 г. 16:45
греки отомстили за сожженные Афины и по другой версии начало этому положила возлюбленная Птолемея афинянка Файла.
Кстати все сокровища Александр предварительно вывез и отдал на разграбление город своим солдатам. Так что участь Тахте Джамшид была уже решина
12 июля 2015 г. 12:04
Nata_Hato писала 11 июля 2015 г. 16:45
[q set="Nata_Hato|1436622307"]реки отомстили за сожженные Афины
да, такую версию читал, вполне. может быть
начало этому положила возлюбленная Птолемея афинянка Файла.
про это не слышал, но тоже все может быть. Кстати, в основных версиях начало гибели
Тахте Джамшид
положили женщины
Но, читал. что Александр все-таки позже переживал что спалил Персеполь
12 июля 2015 г. 9:32
А еще у персов была столица - Ктесифон. Недавно читал про армянское восстание Вардананк, в 450-каком-то году уже нашей эры, тогда армянских руководителей возили на поклон к царю в Ктесифон.

И неужели этот мавзолей с тех времен простоял? Или просто сложили из кирпичей новодел?
12 июля 2015 г. 12:36
Maksim_Starostin писал 12 июля 2015 г. 9:32
Ктесифон
прочитал сейчас, что этот город находился недалеко от современного Багдада и был столицей Парфянского царства, впоследвии покоренного династией Сасанидов (выходцев из Парсы) и стал, действительно столицей государства Сасанидов. Но было это через несколько столетий после гибели Персеполя
неужели этот мавзолей с тех времен простоял
большинство экспертов считают его подлинным, потому что он соответсвует описаниям времен Александра и потому что пришедшие потом арабы охраняли этот мавзолей, считая, что здесь похоронена мать пророка Сулеймана. Правда есть мнения, что Кир вообще похоронен в другом месте - в некрополе Некше Рустам. Но все это версии
12 июля 2015 г. 12:14
Главное оставить свой след. Русских имен довольно много.
12 июля 2015 г. 12:28
Стыдно за этого Ваняшина. Тоже, как Герострат, оставил свой след в истории
12 июля 2015 г. 12:37
pavlov_kn много имен с датами до 1930 года и русские и не совсем. есть 1898 год, посещали интересовались. А так, наверно слишком много мест, где для потомком сохранились вот такие памятные строки и даты. кто как входит в историю
13 июля 2015 г. 17:09
Много просто связано с Персией и Ираном, особенно в ХХ веке.
13 июля 2015 г. 17:08
Да, сильные впечатления от такой поездки! Очень интересная вся серия про Иран получилась. Спасибо! Читал все, а главное смотрел с большим удовольствием.
14 июля 2015 г. 12:03
Спасибо! Вы же там были, лет 20 назад, наверное, интересно было вспомнить и сравнить свои впечатления!
14 июля 2015 г. 12:30
У меня был только Тегеран. А вот всё остальное - только глазами туристов на нашем сайте! Но очень интересно, это факт
14 июля 2015 г. 15:28
Понятно. Да, Тегеран хоть и большой город, но не самый интересный в Иране. Самое-самое -далеко за его пределами
14 июля 2015 г. 15:57
С этим сложно поспорить! Особенно читая Ваши репортажи.
14 июля 2015 г. 13:56
Прочитала, как фантастику... Потрясающе...
14 июля 2015 г. 15:29
Kapuletta писал 14 июля 2015 г. 13:56
Прочитала, как фантастику
27 июля 2015 г. 13:10
Потрясающее место!!! Разрушено, сожжено (оказывается вот к чему приложила руку Таис Афинская!!) но еще хранит былое величие, которое видно во всем!!!
27 июля 2015 г. 15:29
NataliaC писала 27 июля 2015 г. 13:10
вот к чему приложила руку Таис Афинская
на днях нашел в своей библиотеке томик Ефремова с романом про нее. Думаю начать - узнать про все ее делишки
27 июля 2015 г. 15:49
pavlov_kn писал 27 июля 2015 г. 15:29
Думаю начать - узнать про все ее делишки
-читала давно, в памяти остались эмоции о потрясающей книге, каковых я в ту пору не читала!!А вообще читала очень много, но может это были юношеские эмоции? А можно и перечитать.
27 июля 2015 г. 16:22
Все, сегодня начну
27 июля 2015 г. 16:34
И потом с тебя резюме! ОК?
27 июля 2015 г. 16:45
27 июля 2015 г. 17:24
Да, да! -читай, а потом
9 сентября 2015 г. 10:23
Такое величие...Такой город! И так жаль, что он сейчас в руинах. И вроде прошли те дикие времена, вроде мы все цивилизованные. А поди ж ты... Где сейчас Пальмира? Где Крак де Шевалье? Где Бамианские Будды? И все видят эту дикую вакханалию и молчат. Глядишь в этом году и сокровища Ливана потеряем. Под ягнячье молчание правозащитников. А там и Европа полетит. Переселенцы-то все заполняют. Глядишь, лет через 15 и там ИГ вылезет. И тоже крушить начнет Версали, Альгамбры, Дворцы Дожей, площади, церкви.
9 сентября 2015 г. 13:41
Будем надеяться на лучшее, что здравый смысл возобладает!
Как быстротечно время, как несовершенен мир. Для истории тысячи лет - это безделица, а для человечества - огромный отрезок истории, во время которого легко возникали города и царства и также легко уничтожались...
KostantinPavlov
Кстати, и за время нашей жизни разрушались огромные страны, создавались новые, менялись, казалось вечные устои. Что еще будет? Посмотрим
Tatyana02
Костя здравствуйте! Увидела ваши удивительные фотографии в Персеполе.Я живу в Азербайджане,у нас до Ирана на машине всего 4 часа. Но говорят что на границе очень долго стоять надо от 2х до 8 часов.В марте собираюсь в поездку по Ирану. Хотелось бы уточнить у вас несколько вопросов.Вы как я поняла из России.Подскажите как добирались до Ирана,где жили и как передвигались по стране. Я так поняла вы побывали в разных городах.
KostantinPavlov
Добрый день! В Иран я прилетел на самолете, прямой рейс из Москвы в Тегеран. Под руководством двух частных гидов, наша небольшая группа из 10 человек наняла автобус с водителем. В течении 10 дней мы проехали много километров по Ирану, посмотрели почти все основные достопримечателльности в разных городах. Кроме Тегерана были в Ширазе, Йезде, Исфахане, Хамадане, Куме, Тибризе и.т.д. Все это я описал в рассказах, они собраны в моей ленте в папке "Мой Иран"
Tatyana02
Костя спасибо за информацию. Удачных новых путешествий вам.Будем ждать от вас новых путевых замёток и впечатлений.
KostantinPavlov
Спасибо! И Вам всего наилучшего!