Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 17:48
Филиппины покорены! Куда дальше?

Тебриз — Иран Май 2015

По просторам живописного Иранского Азербайджана

Из иранской столицы, славного города Тегеран, впечатлениями о пребывания в котором, я поделился ранее, мы отправились в провинцию (остан) Восточный Азербайджан, в направлении столицы этого региона древнего города Тебриз.

Мой Иран! На земле Иранского Азербайджана

Когда-то территория нынешнего Иранского Азербайджана (в него входят два остана -Восточный Азербайджан и Западный Азербайджан) вплотную примыкала к границам российской территории. В эти края приезжало много людей из Российской Империи по торговым и военным делам и именно на ее территорию, не в Тегеран, а в города Джульфа и Нахичевань, была построена первая железная дорога. В настоящее время, по многим причинам, эти связи утеряны. Незаслуженно мало там и туристов, и из России и вообще иностранных. А ведь места там интересные, с более приятным климатом, не таким жарким, в летние месяцы, с множеством исторических достопримечательностей и гостеприимными местными жителями — иранскими азербайджанцами.

Дорога из Тегерана в Тебриз не близкая, ехать несколько часов. Но автомобильная трасса была в превосходном состоянии, а виды за окном частенько очень живописные. Иногда настолько живописные, что останавливались и любовались.

Мой Иран! На земле Иранского Азербайджана

По дороге попалась курдская деревня, очень-очень бедная.

Мой Иран! На земле Иранского Азербайджана

Простенькие глинобитные жилища, процесс постройки или ремонта одного из них мы смогли наблюдать.

Примитивные строительные технологии, неквалифицированный труд и простые стройматериалы — так строили предки этих людей столетия назад. Рядом с жилищем (не могу назвать это домом) лежало топливо для обогрева и приготовления пищи известного происхождения.

Мой Иран! На земле Иранского Азербайджана

А подбежавшие к нам детишки, грязные и оборванные, ставшие сразу выпрашивать еду или деньги, напомнили мне Индию или Камбоджу.

Но сразу скажу, это исключение, а не правило. Километров через сто мы увидели Тебриз, современный, весь в зелени, город и его жителей, веселящихся в городском парке. И никогда больше в Иране я не видел нищих или попрошаек.

Итак, Тебриз! Это древний город — ему больше 4 тысяч лет, крупный город — четвертый по численности в Иране с населением более полутора миллионов человек по большей части этнических азербайджанцев.

Так получилось, что в город мы въехали одновременно с наступлением темноты (поздно выехали из Тегерана, были задержки по пути). Мы решили провести несколько часов в небольшом, но очень живописном парке Эль-Голи. Это излюбленное место отдыха горожан, в чем я лично мог убедиться.

Мой Иран! На земле Иранского Азербайджана

Парк был полон нарядных веселых людей, хорошее настроение которых, значительно улучшилось при появлении нашей группы. Я и не знал, что я и мои спутницы настолько популярны в Тебризе. Почему-то все были нам очень рады, к нам постоянно подходили люди, приветствовали, спрашивали как наши дела, откуда мы. Узнав, что из России приходили вообще в полный восторг (хотя думаю, реакция была бы не менее восторженной при названии любой страны). Самые эрудированные вспоминали то, что у них ассоциировалось с Россией — Путин, Гагарин, Москва. И фотографии, много фотографий. May I take photo with you? -весело спрашивали молодые девушки, и парни, и солидные люди среднего возраста. Why not — уже привычно соглашались мы. Вот оно бремя популярности.

Посреди парка устроен искусственный водоем, окруженный посадками деревьев и цветов. В центре водоема, на небольшом отдалении от города стоит двухэтажный домик, стилизованный, очевидно, под дворец.

Мой Иран! На земле Иранского Азербайджана

В этом доме-дворце находится ресторан. За прогулкой по парку, ужином и фотографированием незаметно пролетело время, наступила полночь. Самое время задуматься о ночлеге: я уже потихоньку начинал привыкать к кочевому образу жизни, по принципу: «Где придется, заночуем, что придется, поедим». А ночь мы планировали провести не в Тебризе, а в необычной деревеньке Кандован, в которой дома жителей и наш отель вырезаны в скалах. А ехать до той деревеньки нам предстояло километров 60.

Кандован -деревня, в которой люди живут в пещерах

На склонах потухшего вулкана Саханд много островерхих скал в форме конуса, сформированных из вулканического пепла и лавы.

Мой Иран! На земле Иранского Азербайджана

Порода этих скал мягкая, легко подающаяся обработке. Вот в свое время там и стали селится люди, по принципу «Одна скала — один дом». Скал там много, хватило на целую деревню. Дома эти называются «каран», что с тюркского переводится как ульи. Внешне точно похоже на ульи, вид они имеют сюрреалистический. Не здесь ли Гауди черпал свое вдохновение?

Два часа ночи. Десять измученных путешественников, нагруженных чемоданами и рюкзаками, поднимаются вверх, по узким ступенькам, вырубленным в горной породе.

Мой Иран! На земле Иранского Азербайджана

Нам сказали — отель там, наверху, надо идти вперед, если хотите спать. Это мой номер.

Мой Иран! На земле Иранского Азербайджана

Впрочем, там есть все необходимое для проживания: коврики и подушки — это для сна, есть ванная, печка, холодильник и даже телевизор. Но какой там телевизор, нескончаемый день, дикая усталость, спать и только спать.

Утро было солнечным! Отдохнувший, полный сил, я отправился на исследование деревни.

Мой Иран! На земле Иранского Азербайджана

И там было, на что посмотреть. Столетиями люди обустраивали свои жилища, расширяли их. Появились пещеры-дома, разделенные на несколько этажей. В скалах вырезаны комнаты, окна, двери, чуланы и стойла для животных. В дома проведена вода, оборудована канализация и предусмотрено печное отопление.

Мой Иран! На земле Иранского Азербайджана

Возраст некоторых из этих домов более 700 лет и во многих из них до сих пор живут люди.

Мой Иран! На земле Иранского Азербайджана

Население деревни составляет примерно 1000 человек.

Однако, говорили, что многие живут в городах, а сюда приезжают на сезон, заработать на туристах. Туристы, кстати, были. Но, кроме нашей небольшой группы, ночевавших в отеле и, подъехавших поутру, еще нескольких русскоязычных туристов, все остальные гости, были иранцы. Многочисленные группы иранских школьников и особенно школьниц, после 10 утра заполонили узкие улочки деревни Кандован.

Мой Иран! На земле Иранского Азербайджана

Они рассматривали причудливые дома, и, как обычно, приставали к нам с приветствиями и с просьбами о фотографировании. Местным жителям, без сомнения, есть чем заняться: сельское хозяйство, торговля сувенирами и, скажем так, общественное питание.

Мой Иран! На земле Иранского Азербайджана

Позавтракав в одном из ресторанов, мы попрощались со столь необычным местом проживания людей – уникальной деревней Кандован и направились на встречу с «Троном Соломона» -зороастрийским храмом в 40 километрах от города Такаб.

начало предыдущий рассказ следующий рассказ