Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 7:47
Филиппины покорены! Куда дальше?

Иран Май 2015

О нас

Нас десять! Во главе экспедиции два опытных путешественника. Они из тех, которые на вопрос в каких странах побывали, начинают вспоминать те, в которых еще не были — этот список намного короче. Отчаянная Валентина, любительница одиночного автостопа по таким милым странам, как Сомали-Лэнд, Эритрея и Эфиопия — первый лидер нашей группы. В свое время, она и по Ирану проехалась автостопом, с тех времен узнала и полюбила эту страну. За несколько дней до нашей встречи в Тегеране она путешествовала по Боливии и Панаме, а где она в данный момент, кто знает. Помогал ей Марк, энциклопедически образованный, он отвечал за информационное сопровождение нашей мини группы. Марк перемещается по миру, останавливаясь в понравившейся ему стране на несколько месяцев. Последние несколько лет он провел в Южной Америке и за день, до встречи с нами в тегеранском аэропорту, прилетел из Бразилии. Привет ребята! Я рад, что познакомился с такими яркими личностями. А еще была шаманка и ясновидящая с Урала, взявшая на себя ответственность за психологическое обеспечение и колдовство на удачу! И не беда, что в первый же день путешествия, в заднее окно нашего микроавтобуса влетел булыжник, домой то все вернулись живые и здоровые! Остальные члены команды молодые и успешные девушки, зарабатывающие свои деньги в московских и питерских офисах, но имеющие постоянных интерес к познавательному и часто экстремальному туризму. Был зачислен в команду и я, мужчина средних лет из маленького южного российского городка!

О средстве передвижения по стране

В тегеранском аэропорту была взят в аренду повидавший виды микроавтобус Toyota c многообещающей надписью на борту — v. I.P. За рулем бравый Мексен в форме пилота гражданской авиации.

Мой Иран! Общие впечатления

За 10 дней мы проехали по Ирану более 3-х тысяч километров, в иной день, преодолевая путь более 600 км.

Особая благодарность иранским дорожным строителям, дороги Вы построили шикарные, нам бы такие. Перемещаться по Ирану, стране, кстати, не маленькой, можно, конечно, и на междугородних автобусах или самолетах. Но заранее, из дома купить билет не получится, привычные приемы бронирования здесь не работают, да и сайты местных компаний будут в основном на фарси. Те, кто планирует самостоятельное перемещение по Ирану, должны понимать, это проблема. И наши лидеры решили ее так. Думаю для нас, это был оптимальный вариант.

О проживании

Ночевали в отелях. Иногда, в характерных именно для Ирана и других стран Востока — караван-сараях.

Мой Иран! Общие впечатления

Бывало, что в 11 вечера мы точно не знали, где будем ночевать и будем ли вообще. Но в итоге, всегда встреча кровати и путешественника происходила, правда часто в неурочное время, часам, этак к 2-м ночи. Это для меня, привыкшего к уюту и комфорту, было небольшим испытанием, но с другой стороны, боишься трудностей — сиди дома. Опять же, забронировать отель из дома не вариант, по многим причинам. И привычные сервисы не работают, и платежная система Ирана изолирована от остального мира. Новая проблема для самостоятельного туриста.

О маршруте

Первый день мы провели в Тегеране – в столице страны, огромном мегаполисе. Город не туристический. В первой половине 20-го века здания средневекового Тегерана были в основном разрушены и на их месте возведены серые безликие бетонные коробки. Но знакомство с городом состоялось: и познавательное (посещение Национального музея), и курьезное (мой проезд в женском вагоне тегеранского метро), и политическое (прогулка вокруг американского посольства), и религиозное (визит к месту захоронения духовного лидера современного Ирана), и, конечно, развлекательное (вечерняя прогулка по северному горному району Тегерана –Дарбанд).

Мой Иран! Общие впечатления

Далее был долгий переезд в Тебриз, главный город провинции Восточный Азербайджан, с ночевкой в удивительном месте – колоритной деревне иранского Курдистана –Кандован. Все слышали про турецкую Каппадокию, а вот, и в Иране есть причудливые выветривания на склонах вулкана Саханд.

Главная встреча третьего дня, посещение самого большого в мире религиозного зороастрийского храмового комплекса Азар Гиштасб, более известного как «Трон Соломона. Это один из трёх главных храмов последователей Заратуштры, преобразованный затем правителями этой местности Ильханами в свою резиденцию. Особенно впечатляет то, что комплекс находится в кратере вулкана, руины комплекса расположены по кругу на вулканическом озере, озере без дна.

Мой Иран! Общие впечатления

На следующий день был Хамадан -древнейший город на территории Ирана, главная достопримечательность которого…иудейская святыня, синагога -мавзолей Эстер и Мордехая.

Мой Иран! Общие впечатления

По пути к Хамадану — прокатились на лодке по пещерному озеру в пещере Али Саадр.

На пятый день был Кум — один из двух святых городов иранских шиитов. В Куме неожиданно легко оказалось проникнуть внутрь известной во всем шиитском мире -мечети Фатимы.

Мой Иран! Общие впечатления

После обеда, по дороге в Исфахан, заехали в деревеньку Абьяне, ну очень колоритную, с домами из красной глины и узкими улочками и очень, очень древнюю.

Помните: «Кто не видел Исфахана, тот не видел полмира» Я видел Исфахан. Мы гуляли по самой известной площади Ирана, площади Имама Хомейни, видели мечеть Имама, мечеть шейха Лотфоллы и дворец Али Гапу.

Мой Иран! Общие впечатления

И конечно, знаменитый исфаханский базар.

Мой Иран! Общие впечатления

Исфахан один из самых туристических городов Ирана, такой же, как и Шираз, в котором мы провели следующий день.

По пути из Шираза в Язд были экскурсии в Пасаргады и Пересеполис древние города персидского царства в период его наивысшего могущества.

Мой Иран! Общие впечатления

И наконец, город Язд, это один из немногих городов Ирана, где есть старый город, где большая часть домов построена 100 и даже 200 лет назад. А еще в Язде находятся главные святыни зороастризма — зороастрийский храм на окраине города, приводящие в ужас погребальные башни Молчания и пещера Чак-Чак.

Мой Иран! Общие впечатления

Это основные пункты нашего маршрута, но по дороге нам приходилось заезжать и в такие места, где предыдущими иностранными гостями был только Хан Батый со своей ордой.

Об уведенном в Иране хотелось бы поделится позже, более подробно.

Требование к одежде

И местные жители, и иностранцы обязаны соблюдать мусульманскую форму одежды. Основные ограничения касаются женщин. Они обязаны носить длинные брюки (реже юбку) до пят, блузку (рубашку) с длинными рукавами, сверху плащ (куртку, манто) , как минимум до колен и еще платок, чтобы закрывал волосы и шею. Лицо не закрывают. В больших городах иранские женщины одеваются достаточно элегантно: брюки, в том числе ярких расцветок, модные плащи в тон, платки повязывают на самой макушке, значительно открывая лицо с ярким макияжем.

Мой Иран! Общие впечатления

Исключения составляют религиозные центры, в первую очередь Кум, где обязательно надо носить черную чадру.

Мои спутницы купили их себе заранее, в предшествующем Куму городе Хамадан. Для мужчин особых ограничений нет. Нельзя носить шорты, майки с узкими плечиками, и собственно, и все.

О валюте

Ходят местные деньги томаны, они же реалы. Странно как то, на одной стороне написано, например, 100 000 риалов, на другой стороне, той же купюры, 100 томанов.

Мой Иран! Общие впечатления

Деньги поменял в аэропорту, в обменнике за $100 дали 3 330 000 риалов. Денег много не меняйте: за 10 дней в стране, на еду, подарки и сувениры я не смог потратить больше $250. Хотя очень старался.

О еде и выпивке

Еда не понравилась. Кухня соседней Армении оставила самые яркие воспоминания. А тут два основных блюда: рис/кебаб и кебаб/рис. Сухо, пресно. Были редкие исключения, когда блюдо понравилось: куку сабзи, например, мелко нарубленные зеленые овощи, жаренные на сковородке с яйцом и мукой. А сладости, конечно, хороши. В стране особо не пробовал, а привез домой как подарки -оценил. Что касается выпивки, то вообще за это предусмотрена смертная казнь. Есть местное пиво, безалкогольное, с фруктовыми добавками, со вкусом «Тети Грушы». Еще видели нашу «Балтику» «0», некоторые мои попутчицы ее покупали, чтобы вкус пива не забыть. Но впрочем, кто хочет, тот найдет: при желании крепкий самогон купить можно, знаю это наверняка.

О диссидентах

Помню долгий и очень эмоциональный разговор с одним персом, без сомнения образованным. Он критиковал существующие порядки, когда все и за всех решает духовенство. И как не странно, с его слов, именно они и живут лучше всех, а народ живет плохо. Большая часть народа хочет светского государства — говорил диссидент- мы хотим либеральных реформ. Мне кажется, страна стоит на пороге перемен, как СССР в конце 80-х, начале 90-х. Иран станет другим. Будет лучше или хуже — это вопрос. Поэтому в Иран надо ехать сейчас, пока там не так, как везде.