Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 23:00
Филиппины покорены! Куда дальше?

Тегеран — Иран Май 2015

О покупках на тегеранском базаре в пятницу

Проснувшись поздно утром, не выспавшийся после ночного перелета, я вспомнил, что нахожусь в Тегеране, столице Исламской Республики Иран и что мне надо идти на завтрак. Остановились в весьма аутентичном иранском отеле в стиле караван-сарай, под названием Аmir Kabir. Отель оформлен в типичном восточном стиле, во внутреннем дворике которого расположился двухуровневый ресторанчик.

Мой Иран! Тегеран

Там на поздний завтрак, как позднее оказалось, он же был и обедом, я попробовал свой первый в Иране кебаб с отварным рисом. Ну, вроде ничего -удовлетворенно подумал я — отведав блюдо, не зная еще того, что эта еда будет преследовать меня все 10 дней в Иране.

Отправились пешком на тегеранский рынок. Отель находился в центре города, там же, в центре был и рынок. Цель посещения рынка, во-первых, познавательная, ведь это часть, повседневной восточной жизни, во-вторых, были планы прикупить что-то, чтобы в полной мере соответствовать мусульманским правилам одежды. Мы ожидали увидеть, что-нибудь похожее на это

Мой Иран! Тегеран

То, что видели потом не раз в Исфахане или Ширазе. Но…. Увидели, это.

Да вот это и есть знаменитый тегеранский рынок. В Иране, пятница и суббота, и особенно пятница выходные дни. Правоверные мусульмане посещают мечети и отдыхают с семьей и друзьями. Как подтверждение моих последних слов, будут дальнейшие виды нашей пешей прогулки по центру иранской столицы.

Хорошая погода, парки и скверы и кругом отдыхающие люди.

Иранцы любят устроить пикник с семьей на свежем воздухе. Посмотрите на нас -как бы говорят они- у нас большая семья, у нас есть деньги, чтобы купить продукты, мы отдыхаем, у нас все хорошо.

Мой Иран! Тегеран

Эти пикники на свежем воздухе мы видели постоянно во время поездки по Ирану. Такова их традиция.

Кто-то расположился на лужайке, а кто-то на скамейке в парке.

Мой Иран! Тегеран

Очень хотелось прилечь рядом (сказывалась бессонная ночь), но в путь звала тяга к познанию. Мы направлялись в археологический музей.

Музей был основан в 1937 году и этот год я указал не случайно. Именно с этого времени ценнейшие экспонаты древнего искусства Ирана стали оставаться в стране и выставляться в этом музее, а не переправляться, как ранее в Британский музей или Лувр. В археологическом музее все экспонаты расположены по хронологическому и династическому принципам. На первом этаже мы увидели экспонаты доисторического и доисламского исторического периода, обнаруженные во время археологических раскопок. Второй этаж отведен образцам материальной культуры Ирана исламского периода. Есть там и «зал сокровищ», в котором представлены изделия из золота, серебра, ценнейшие находки.

Проникнутые древней историей Ирана мы продолжили дальнейшие исследование иранской столицы.

Что ждет мужчину, если он проедет в женском вагоне тегеранского метро и насколько сильно Иран и США «любят» друг друга

Тегеран город большой, там проживает более 13 миллионов жителей. Логично, что в таком мегаполисе невозможно обойтись без метро. Наш дальнейший путь, к американскому посольству, мы намерены были преодолеть именно на метро.

Мой Иран! Тегеран

Говорят, что в рабочие дни там не протолкнуться, но в пятницу после обеда людей было не много. Проезд на метро был крайне дешев -5000 реалов, что-то около 8 рублей. Внутри метро, обращали на себя внимание занимательные социальные плакаты.

Рассматривая их, вслед за своими спутницами, я зашел в вагон подошедшего поезда и неожиданно понял, что сделал что-то не то. Дело в том, что вагоны в тегеранском метро двух типов — для женщин и смешанные, в последних, могли находиться, как те, так и другие. Осторожно, двери закрываются, и ты остаешься один на один с задорным смешком и улюлюканьем, которые раздавались из обоих вагонов (смешанный был рядом, через легкую перегородку). Смущенный, я ретировался в смешанный вагон через одну остановку, откуда и сделал фотографию места своего недавнего конфуза.

На переднем плане, правда, оказался пацан — значит детям там можно. Впрочем, и меня никто не собирался закидывать камнями за совершенное правонарушение против норм исламской этики. Более того, чуть позже случилось нам ехать в тегеранском городском автобусе, в который набились пассажиры обоих полов, и никто по этому поводу не возражал. Исламские нормы вроде и есть, но слишком серьезно к ним, мне кажется, никто не относится.

Вышли на поверхность возле американского посольства. Кто помнит события, связанные с захватом заложников в посольстве США в ноябре 1979 года? К этому времени в Иране уже прошел референдум. Светское государство превратилось в Исламскую Республику Иран. Шах Пехлеви был свергнут, и бежал за границу. Радикально настроенные иранские студенты захватили посольство США и объявили его сотрудников заложниками. Главным их требованием было возвращение шаха в Иран и предание его суду. В ответ США приостановили импорт иранской нефти и заморозили иранские счета в США. Начались долгие переговоры еще при президенте Дж. Картере, в результате заложники были освобождены только 20 января 1981 года во время инаугурации президента Рональда Рейгана. С тех пор США и Иран «заклятые друзья». История, начавшаяся в ноябре 1979 года, продолжается до сих пор. Воспоминания о тех событиях, навеяны художественным творчеством на заборе вокруг американского посольства не двусмысленного содержания.

Мой Иран! Тегеран

Увидев, что я фотографирую эти рисунки ко мне подошел иранский военный, очевидно несший здесь охрану, и предложил удалить эти снимку. Delete- сказал офицер — кивая на мой аппарат, но в впрочем не очень настойчиво. Я сделал вид, что стираю, он сделал вид, что выполнил свой служебный долг.

Как проводят жители Тегерана вечер выходного дня

Очень даже не плохо, также неплохо провели его и мы. На севере Тегерана есть район Дарбанд. Он находится на горе, значительно выше центральной части города.

Мой Иран! Тегеран

Это обстоятельство чрезвычайно важно для огромного мегаполиса, над которым постоянно стоит смог. Там и воздух чище и виды неплохие, именно поэтому в районе Дарбанд живут люди побогаче. В пятницу вечером там было многолюдно, нарядно одетые люди гуляли, сидели на лавочках и траве, развлекались, как могли.

Мы составили им компанию и даже прокатились на фуникулере по достаточно продолжительному маршруту.

Наверху нас ждали виды Тегерана с высоты птичьего полета

Мой Иран! Тегеран

и ужин с традиционными иранскими блюдами. В небольшом ресторанчике предлагались на выбор супы, а по сути это были очень густые кеси-меси, в которых было накидано и перемешано все, что было у повара под рукой. Я очень был голоден, вкус дообеденного кебаба был давно забыт, но… я не смог осилить и половину своей порции. Первое разочарование иранской кухней. С чувством легкого недоедания (как и советуют диетологи) усталые и довольные мы отправились в отель. Длинный и очень насыщенный первый день в Тегеране подошел к концу.

Мавзолей имама Хомейни и кладбище шахидов

На второй день был намечен переезд в столицу провинции Восточный Азербайджан город Тебриз. Но, в первой половине дня, мы побывали в мавзолее лидера Исламской революции 1979 года имама Хомейни. Этот видный политический деятель очень почитаем в Иране — иранский Ленин. Его мавзолей монументальное сооружение, купол и минареты мавзолея видны издалека. Четыре минарета, окружающие мавзолей имеют высоту 91 метр, по числу лет жизни имама.

Мой Иран! Тегеран

Внутри снимать было запрещено, режимный объект, ограничились только внешними снимками.

Последним пунктом нашей программы пребывания в Тегеране было кладбище шахидов. Надо сказать, что по всему Ирану можно увидеть фотографии или портреты умерших людей.

Таких фотографий очень много, часто они попадаются в самых неожиданных местах. Так, ныне живущие иранцы почитают героев, людей погибших за страну, за свою веру. Самое большое число героев (шахидов) дала ирано-иракская война 80-х годов ХХ века. Сначала Ирак, руководимый Саддамом Хусейном, осенью 1980 года напал на Иран, захватив некоторые иранские территории. Затем Иран вернул эти территории, захватив часть иракских. Восемь лет шла эта война, в итоге никаких территориальных изменений не произошло, но погибло много народу. Со стороны Ирана примерно 500 тыс. человек, столько же со стороны Ирака. Общие потери от разрушений оцениваются в сумму около 350 млрд. долларов. Колоссальный ущерб, бездарная война. Героев той войны помнят и чтут. И мы заехали на несколько минут на кладбище Тюльпанов (так оно называется) где покоятся герои той войны.