Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова

7. Мексика: день рождения в Паленке, водопад Мисоль-Ха и каскады Агуа-Асуль

8. Мексика: Сан-Кристобаль-де-лас-Касас

9. Гватемала: самое красивое озеро Центральной Америки Атитлан

Что мы знали о Гватемале до того, как посетить эту страну? Да, в сущности, ничего. Если Мексика все время на слуху, ее достопримечательности известны, а пляжный отдых чуть более экзотичен, чем отдых в Анталье, и то в основном из-за дальности перелета, то Гватемала — terra incognita для массового туриста из России и ни с чем особенным не ассоциируется. Даже соседний Гондурас вызывает больше эмоций благодаря присказке «Не ту страну назвали Гондурасом»…

Когда я начала подготовку к нашему большому путешествию, разумеется, изучала материалы и по Гватемале. Ввиду ограниченного времени необходимо было тщательно спланировать весь маршрут, делая выбор в пользу тех городов и достопримечательностей, которые оказывались одновременно и «по пути», и могли нас действительно чем-то удивить.

В большинстве отзывов по Гватемале встретилась рекомендация посетить Тикаль — затерянный в гватемальских джунглях город майя, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Было два «но», по причине которых мы так и не увидели крупнейшее доколумбовое поселение Америки. Тикаль, находящийся в северной Гватемале, был совершенно нам не по пути. Да и после посещения трех городов майя в Мексике уделить время (и эмоции) еще одному, в общем-то похожем на них городу — значит испытывать себя на прочность. Кто знает, не возненавидели бы мы любые руины до конца жизни?

Так в поле внимания попала центральная Гватемала и ее достопримечательности. Оказалось, что именно в этой части страны расположены самые колоритные гватемальские города — Панахачель (и деревушки на озере Атитлан), Чичикастенанго, старая столица Гватемалы Антигуа и новая Гватемала-сити. Но не своими городами славится Гватемала, а вереницей вулканов, протянувшихся вдоль тихоокеанского побережья страны и являющихся частью градиозной горной системы Кордильеры. Здесь же находится самый высокий вулкан Центральной Америки Тахумулько (4220 м над уровнем моря).

Гватемалу так и называют «страна вулканов», всего их 33. И на один из этих вулканов, причем действующий, нам удалось совершить восхождение.

Но обо всем по порядку.

Туры на вулкан осуществляются из городов Гватемалы — достаточно зайти в одну из многочисленных туристических компаний или купить билет прямо на стойке ресепшн отеля. Есть несколько основных видов в зависимости от ваших интересов и степени физической подготовки: стандартное восхождение (именно такой вариант выбрали мы), байк-тур (на велосипедах), двухдневный тур с палатками, экстремальный джип-тур, релакс-тур с купанием в термальных источниках и самый дорогой — вертолетный тур.

Также можно выбрать и сам вулкан (как никак их 33). На более высокие Фуэго и Акатенанго предлагаются двухдневные туры с палатками, а вот на относительно низкий — 2552 м над уровнем моря — вулкан Пакайя, или Пакая (Volcan de Pacaya) совершаются короткие восхождения на полдня.

По этой причине именно Пакайя является самым популярным у туристов вулканом в Гватемале. 90% тех, кто был в Гватемале и совершал восхождение на вулкан, был именно на Пакайе. Туристическая доступность не означает, что Пакайя — это милая безобидная гора с кратером на вершине. Пакайя — один из трех действующих гватемальских вулканов и один из самых активных вулканов на планете. Он периодически извергается, создавая угрозу для находящихся в долине городов, включая столицу Гватемала-сити.

Вид на долину со склона вулкана Пакайя

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале

В качестве точки базирования был выбран город Антигуа — старая столица Гватемалы (Антигуа так и переводится как «старый, древний»). Столица была перенесена в Гватемала-сити после мощнейшего землетрясения, которое даже получило собственное название — Санта-Мария. Землетрясения, как и извержения вулканов, — довольно частые явления в этом сейсмически активном регионе.

С первых мгновений пребывания в Антигуа мы поняли, что оказались в городе с ярко выраженным колоритом и собственным характером. Казалось бы, после нескольких мексиканских городов с похожей колониальной архитектурой (и Мексика, и Гватемала входили в состав испанской империи в Новом свете) Антигуа уже ничем не мог бы нас удивить. Тем не менее, именно Антигуа, хоть и завершал довольно насыщенный маршрут, превзошел остальных по яркости впечатлений и единственный вызвал желание вернуться когда-нибудь на более длительный срок.

Не буду подробно останавливаться на Антигуа, так как этот отзыв посвящен нашему восхождению на вулкан. Тем более что все уже описано в фотоальбомах. Отмечу лишь реперные точки нашего пребывания в этом городе.

Мы остановились в La Casa de Don Ismael — небольшом семейном отеле в конце тупикового переулка, в шаговой доступности от Парка Централь (Сокало) и Арки Святой Каталины, главной достопримечательности Антигуа. Даже в отеле было столько симпатичных и неординарных деталей, сколько не встретишь в целых кварталах иных городов.

Завтрак, входивший в стоимость номера, подавали в очень уютном внутреннем дворике, затененном пышной тропической растительностью

Необычной оказалась даже наша комната. Да, по кровати ползали муравьи, розетки искрили, а на крошечной площади мы никак не могли разойтись. Зато интерьер с лихвой компенсировал все бытовые неудобства: ну где еще можно увидеть грубую копию тайной вечери над кроватью и лик Иисуса над туалетом?

В Антигуа мы провели один полный день, первую половину которого посвятили прогулке по городу. Этого времени нам хватило, чтобы получить общее представление и при этом не сильно устать, ведь во второй половине предстояло довольно сложное для таких неподготовленных в физическом плане людей, как мы, восхождение на вулкан.

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале
Вот что нужно знать об Антигуа Гватемала. Город представляет собой яркий пример испанской колониальной архитектуры. Здесь, как и в соседней Мексике, можно увидеть одноэтажные дома, раскрашенные во все цвета радуги

Что же представляет собой Антигуа? Это город, основанный в середине 16 века испанскими конкистадорами. Период его расцвета пришелся на 17 — первую половину 18 века, когда Антигуа (в то время Сантьяго-де-лос-Кабальерос) являлся столицей генерал-капитанства Гватемала, которое включало почти всю Центральную Америку и часть южных штатов Мексики, а также считался крупным культурным и религиозным центром. В городе было развернуто масштабное строительство, построены прекраснейшие церкви, монастыри, библиотеки и дворцы. Колониальное наследие Антигуа признано выдающимся памятником истории и архитектуры, а сам старый город одним из первых в Центральной Америке внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Визитная карточка Антигуа, самая узнаваемая и часто изображаемая на путеводителях и в обзорах по городу достопримечательность — Арка Санта-Каталина (17 в.)

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале

Самая красивая церковь Антигуа — Ля-Мерсед (18 в.)

Дворец Генерал-Капитанов (16 в.), где сегодня размещаются офисы гражданской полиции, департамента внутренних дел и департамента туризма

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале

Однако, к сожалению, большая часть былого колониального великолепия Антигуа сохранилась до наших дней в виде руин. Слишком часто город страдал от землетрясений, разрушавших в мгновение ока все то, над чем так долго трудились человеческие руки. В итоге многие постройки так и не были восстановлены (зачем восстанавливать то, что скоро снова превратится в груду камней?). По этой же причине внутреннее убранство церквей довольно аскетично, хотя во времена расцвета Антигуа на отделку средств не жалели.

Но даже руины в Антигуа довольно живописны и располагают к долгим созерцательным прогулкам, когда начинаешь задумываться о бренности бытия и слабости человеческих существ, возомнивших себя хозяевами земли, перед необузданной мощью стихии.

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале
Строительный бум в городе продолжался до 18 века, пока сильнейшее землетрясение 1773 года, которое впоследствии получило название Санта-Мария, не разрушило до состояния руин практически весь город. Антигуа всегда страдал от землетрясений, но именно Санта-Мария стало поворотной точкой в судьбе города, после которой столицу перенесли в другое, более безопасное место (сейчас столицей Гватемалы является Гватемала-Сити, а Антигуа Гватемала получил приставку Антигуа, что в переводе означает "древний", "старый")
Город неоднократно страдал от землетрясений, и до наших дней, к сожалению, почти все его богатства дошли в виде руин...

Если вы бывали в других колониальных городах, построенных под испанским влиянием, то Антигуа, безусловно, напомнит их вам. Иногда у нас возникал эффект дежа-вю — ощущение, что где-то подобное мы уже видели. Может, в Мериде, а может, в Сан-Кристобале? Те же невысокие одноэтажные домики, раскрашенные во все цвета радуги. Те же слегка (а где-то и не слегка) обшарпанные стены.

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале
За яркими красками (и, конечно, эмоциями) можно смело отправляться в Антигуа

Значит ли это, что Антигуа похож, как брат-близнец, на другие колониальные города? Конечно, некое сходство есть. Но все же Антигуа, на мой взгляд, отличается от них. В нем больше всего — интересных запоминающихся деталей, самобытности, колорита. Чуть ли не каждая дверь, каждое окно или внутренний дворик захочется рассматривать и изучать. Этот город похож одновременно и на музей под открытым небом, и на мастерскую художника, разлившего повсюду свои краски, и на сокровищницу, где хранится немало диковинок.

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале
Город симпатичен даже в деталях

За полдня в Антигуа мы не только успели погулять по колоритному колониальному городу, перенесшись во времени на пару веков назад, но и попасть на необычное мероприятие — забег официантов, которым нужно было на скорость пронести поднос с напитками и ничего не уронить.

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале
Все усилия стоили того, ведь официанты боролись за главный приз - 5000 кетцалей (примерно 650 долларов)

Необычным оказалось довольно банальное занятие в туристических поездках — посещение сувенирного магазина. Совершенно случайно мы зашли в довольно крупный сувенирный магазин, расположенный у Арки Святой Каталины. Зашли и задержались в нем почти на час, так как более странных, необычных и крышесносящих сувениров мы не видели ни в одном городе мира. В итоге купили шоколад (кстати, шоколад из Гватемалы считается весьма качественным), футболки и магнитики, потому что все остальное наш мозг «переваривать» отказался.

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале

Главное же отличие Антигуа от других городов и не только колониальных — невероятно живописное (и вместе с тем смертельно опасное) окружение из гор и вулканов, на один из которых мы и совершили восхождение.

На выбор предлагается две опции: старт в 6 утра до 13.30 и старт в 14.00 до 21.30. В различных отзывах я читала, что второй вариант более предпочтителен, так как есть шанс увидеть раскаленную красную лаву, а в темноте она смотрится наиболее эффектно. Второй вариант нам был удобнее еще и потому, что утром хотелось посмотреть как сам город, так и забег официантов — все-таки мероприятие не самое стандартное.

Мы заказали тур на 14.00. По факту минивэн, который должен был доставить нас к вулкану, приехал около 14.30. Так как нас с мужем забирали последними, то пришлось довольствоваться крайне неудобными откидными сидениями. Сидеть на таких во время поездки по горным дорогам — настоящее испытание для вестибулярного аппарата. Если вас укачивает, то лучше настоять на том, чтобы вас забрали в числе первых.

Дорога до вулкана заняла около часа, но скучать не пришлось, так как пейзажи за окном захватывали все внимание. Вообще Гватемала с ее холмистым рельефом и тридцатью тремя вулканами — одна из самых живописных стран, в которых мы когда-либо бывали.

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале

Далеко окрест виден вулкан со строгими, почти геометрическими очертаниями — Агуа (Volcan de Agua), который выше Пакайи на 1500 м, но опасен не своими извержениями, а сходом селевых потоков. Именно этот вулкан служит красивым запоминающимся фоном для Арки Святой Каталины в Антигуа.

Прибыв на место, мы тут же были окружены местными, довольно навязчиво предлагающими, как они сами называли своих лошадей, «такси до вершины». Несколько человек из нашей группы, в основном женщины, согласились заплатить и пройти часть пути на лошади (в любом случае финальную часть пути придется преодолеть пешком), и я не сомневаюсь, что эта услуга сэкономила им немало сил.

Местные следовали, сколько это было возможно, за нами по пятам, то и дело соблазняя своим «такси до вершины» тех, кто слишком часто переводил дыхание или отставал от основной группы.

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале

Также у местных можно приобрести палку-помогайку, на которую можно опереться при ходьбе.

От всех этих «дополнительных опций» мы с мужем отказались, решив, что подъем будет, конечно, не из простых, но и не вызовет у нас, людей молодых и относительно крепких, особенных затруднений. Мы добрались до вершины и спустились обратно, однако прогулка прошла бы гораздо легче и приятнее, если бы смирные гватемальские лошадки сэкономили часть наших сил.

Вулкан Пакайя — это не один вулкан, а вулканический комплекс, который имеет несколько вершин: Cerro Chino (2260 м), Cerro Chiquito (2460 м) и Cerro Grande (2560 м). Нашим пунктом назначения была Cerro Chino.

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале

Вход на тропу, ведущей к вершине, платный и составляет 50 кетцалей, что в два раза дороже, чем для местных! К группе приставляется гид, который и ведет ее к вершине, следя за тем, чтобы никто не отстал и не потерялся по пути.

Периодически, раз в 15–20 минут, гид делал остановки, причем по большей части на открытых смотровых площадках, чтобы туристы могли не только передохнуть, но и насладиться видом открывающихся пейзажей и сделать пару фото.

Сказать, что захватывало дух от увиденных красот, — значит совсем ничего не сказать. Ради таких моментов мы и тратим деньги и время на путешествия.

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале

Причудливая игра света и теней, создаваемая гуляющими по небу плотными, как сахарная вата, облаками, окрашивала долину разными красками. Картина постоянно менялась, и с каждой смотровой площадки, на которой мы останавливались, долина, по-разному освещенная, выглядела по-разному.

Поле застывшей лавы

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале

Уже в процессе подъема стало понятно, что восхождение на вулкан, насколько бы стандартным ни было это развлечение для туристов в Гватемале, все же не обычная увеселительная прогулка. Подъем в гору по каменистой, постоянно осыпающейся тропе требует напряжения физических сил, если, конечно, вы не совершаете подобные восхождения регулярно.

Поэтому мой совет № 1: не пожалейте денег и возьмите «такси на вершину». Сэкономьте силы для самого главного — того, что ожидает на вершине!

Совет № 2: удобная обувь. Не шлепки, не каблуки, не сандалии, а закрытые ботинки из какого-нибудь надежного и крепкого материала с высоким голенищем, как у девушки на фото справа от меня. Кроссовки для восхождения на вулкан не являются идеальным решением, так как в них засыпаются мелкие камни, что доставляет неудобства при ходьбе, а подошва может не выдержать высокой температуры в кратере и оплавится.

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале

Совет № 3. Одевайтесь потеплее, особенно если собираетесь совершить восхождение во второй половине дня. Чем выше и ближе к вершине, тем более сильные и пронизывающие дуют ветра. В кратере мы буквально «задубели» от холода, зуб на зуб не попадал, что помешало в полной мере насладиться остротой момента.

Совет № 4. Взять с собой небольшой рюкзак, куда можно будет при случае убрать фотоаппараты и бутылку воды. Не дамскую сумочку, а именно рюкзак, как в поход, потому что он облегчит ваши передвижения.

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале

Поначалу восхождение на вулкан больше напоминает подъем по обычной горе. Склон вулкана порос деревьями и кустарниками, а на грубых камнях растут довольно нежные цветы.

Но чем выше, тем более космическими, напоминающими снимки безжизненной поверхности Луны, становятся пейзажи. Там, где недавно был сход лавы, не росло ничего, а все вокруг было окутано плотным белесым туманом, из-за чего по мере подъема ощущалось все бОльшая стесненность дыхания.

Вот по этой узкой дорожке нам предстояло преодолеть последние несколько десятков метров до кратера. Ветер в этом месте был невероятно сильным, а дорожка осыпалась под ногами. Удивительно, как это никто из нас не умудрился скатиться по склону вниз.

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале

Наконец где-то спустя час мы добрались до кратера. И… ничего особенного не увидели, кроме моря застывшей лавы, окутанного туманом, из-за которого ничего толком нельзя было разглядеть.

Нам не повезло, потому что огненную лаву, красиво мерцающую в сумерках, увидеть не удалось (по словам гида, это явление можно было видеть 3 дня назад, но ведь мы-то, с нашим по часам расписанным маршрутом, не могли выбирать день восхождения!).

Ожидание (фото из интернета, сделанное на Пакайе)…

Суровая реальность

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале

Мы несколько приуныли, ведь Гватемала была интересна только потому, что хотелось забраться на настоящий вулкан и почувствовать всю мощь и красоту природы, любуясь на потоки огненной лавы.

К тому же, здесь бушевал ветер такой силы (на фото это заметно по волосам), что буквально сбивал с ног и пробирал до самых укромных закоулков тела.

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале

Если бы не небольшой интерактив от нашего гида, можно было бы сказать, что восхождение было совершено впустую.

Он показал нам небольшие отверстия в застывшей лаве, из которых шел жар. Жар из самого сердца матушки-земли.

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале

Без всякого огня, только с помощью жара, выходящего из отверстий, мы приготовили воздушный зефир, который гид принес с собой на вершину. Тут как тут рядом появились собачки с самыми грустными глазами на свете (уж они-то, пройдохи, знают, в какой момент стоит ластиться к туристам).

У отверстий, как у костра, можно было погреть руки, что помогло пережить самые сложные минуты в этом царстве холода и ветров.

Гид достал из отверстия небольшой кусочек лавы и положил на ладонь мужу. Это все равно, что положить свежеиспеченный, только что вынутый из печи пирожок! Пришлось его перебрасывать с ладони на ладонь, чтобы остудить.

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале

Самый запоминающийся для нас сувенир из путешествий — крошечная частичка гватемальского вулкана. Потому что этот сувенир был добыт практически собственными руками :)

Наш гид старался сделать для нас восхождением интересным, и не его вина, что огненную лаву в тот день нельзя было увидеть. Поэтому удивило жлобство (другого слова не подобрать) всех участников группы (кроме нас), которые не захотели дать ему на чай ни кетцаля. Понятно, что это личное дело каждого, но дать на чай, если работа была выполнена хорошо, элементарная вежливость туриста.

Солнце клонилось к закату, и нужно было двигаться в обратный путь. Совет № 5: если совершаете восхождение в 14.00, прихватите с собой фонарик или телефон, в котором есть встроенный фонарик, так как придется спускаться впотьмах.

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале

Трудно поверить, но спуск порой тяжелее дается, чем подъем. Когда совершаешь подъем, сил еще достаточно, а желание добраться до финальной точки придает решимости двигаться вперед. При спуске и коленки дрожат, и время по ощущениям тянется медленнее, отодвигая долгожданную встречу с теплом и покоем укрытия.

На фото я выгляжу бодрой, но сил уже мало

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале

Но даже усталость не могла помешать нам испытать восхищение от одного из красивейших в нашей жизни закатов — медленного угасания солнца над долиной, окруженной горами и вулканами.

Последний взгляд на вулкан Агуа

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале

Нам не повезло — мы не увидели раскаленную огненную лаву. Зато посмотрели, как лава огней растекается по долине — ведь именно с лавой часто сравнивают современные ярко освещенные города.

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале

Однодневное восхождение — это стандартное развлечение для туристов в Гватемале. Но все равно мы гордимся тем, что сделали это. Дошли до конца и пожарили зефирки на жАре, вырывающемся из недр земли. Это восхождение — одно из самых ярких воспоминаний за всю историю наших путешествий, так как оно было первым. И, надеюсь, не последним, потому что хотелось бы когда-нибудь все же полюбоваться огненно-красными потоками лавы в реальность, а не только на картинках в интернете.

На следующий день мы заказали трансфер до международного аэропорта Гватемалы-сити, откуда нам предстояло улететь в американский Балтимор.

Аэропорт Гватемалы-сити и самолет лоукостер Spirit

Как мы совершили восхождение на вулкан в Гватемале

Тематический бар пива Gallo — любимого пива в Гватемале. Обратите внимание на украшенную пивными банкам рождественскую елку

Аэропорт как аэропорт, ничего необычного. Если бы не тщательнейшая процедура проверки на вылете. Моего мужа досматривали два раза! Дело в том, что в его рюкзаке лежал подарочный мешочек с какао-порошком, купленным еще в Мексике. Его попросили достать все содержимое из рюкзака и отдельно распотрошили мешочек, видимо, приняв содержимое за всем известное наркотическое средство. Мешочек у нас забрали (а ведь мы покупали какао в подарок!), а мужа потом еще раз досматривали уже при входе в самолет - видимо, как особо подозрительного белого туриста.

Так что если будете покупать какао и полетите при этом через Гватемалу, имейте в виду, что какао придется оставить на его родине :)