Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова

9. Гватемала: самое красивое озеро Центральной Америки Атитлан

10. Гватемала: восхождение на вулкан

11. США: Балтимор — церкви и памятники

Честно говоря, я считаю себя занудой. Мне не хватает спонтанности как в целом по жизни, так и в путешествиях. Перед поездками я читаю гору нужной и ненужной информацию, штурмую форумы, читаю отчеты туристов, изучаю на максимальном приближении гугл-карты и рассматриваю панорамы улиц, а также тщательно планирую маршрут. И тем самым краду у себя самой большую часть впечатлений и изрядную долю вау-эмоций. Потому что еще до того, как оказываюсь в том или ином месте, уже знаю, что увижу, и даже знаю, как себя почувствую в этот момент, примеряя чужие чувства из чужих описаний на себя.

Все было бы очень печально, и путешествия не приносили бы мне ожидаемого удовольствия, если бы я не путешествовала с мужем. Он, в отличие от меня, абсолютно не готовится к предстоящим поездкам, и даже названия городов, где нам предстоит побывать, узнает постфактум. Зато его главное преимущество (помимо того, что он с его мастерством «тетриса» собирает рюкзаки и чемоданы, как бог) — в новизне эмоций и впечатлений, чего я как раз-таки лишена. В этом смысле мы идеально дополняем друг друга.

Граффити на стене ресторана Gia's (Маленькая Италия, Балтимор)

А еще он не боится отойти от запланированного маршрута и сказать «а давай зайдем туда-то» или «давай посмотрим то-то». В итоге благодаря таким экспериментам нам удавалось побывать в самых удивительных и интересных местах, о которых не всегда можно узнать из путеводителей или передач, подобных «Орлу и решке».

В Балтиморе планы и спонтанность смешались в равных пропорциях. И получился почти идеальный день — мечта туриста, желающего не только поставить галочку напротив известных достопримечательностей, но и найти приключений на свою пятую точку узнать чуточку больше о реалиях местной жизни.

Книгодержатель в магазине Barnes & Noble, Балтимор

Судите сами.

В первой части рассказа о Балтиморе я писала о том, что этот не самый благополучный по американским меркам город (высокий уровень преступности, социальное расслоение, бедность четверти населения — опять же по американским меркам) на самом деле полон скрытого очарования. В Балтиморе можно увидеть как особняки 19 века, так и современные небоскребы. За большое количество памятников, монументов и старинных церквей Балтимор прозвали «монументальным городом».

Наша прогулка продолжилась. По плану мы должны были дойти до внутренней гавани (Inner Harbor), считающейся главной достопримечательностью Балтимора.

Мы дошли до парк Баттл Моньюмент (Battle Monument Park), где установлен монумент в честь битвы за Балтимор — одной из ключевых в войне между Британской империей и уже независимыми на тот момент США…

Балтимор. Для тех, кто без ума от кораблей и книг

…Как в наши планы вмешалась долгожданная спонтанность. Справа от монумента находится красивое здание с колоннами и головами львов на фасаде. И муж произнес свою коронную фразу: «Давай зайдем, а?»

Сначала мы оба подумали, что это музей. Но, как оказалось, мы зашли в здание окружного суда (1900 г.). Еще более удивительным было то, что здание доступно для туристов. Единственное, перед посещением досмотр, как в аэропорту, но такая процедура в здании суда вполне оправданна и понятна.

Балтимор. Для тех, кто без ума от кораблей и книг

И еще один момент — внутри нельзя фотографировать. Увидев написанное на наших лицах расстройство, охранники посоветовали посетить находящуюся буквально в пяти минутах ходьбы мэрию (Baltimore City Hall).

Мы последовали их совету, что привело сразу к двум событиям.

Во-первых, мы увидели неожиданно прекрасное здание балтиморской мэрии, сочетающее одновременно архитектурные черты, присущее Вашингтону (ротонда и купол) и Парижу (мансардная крыша грифельно-синего цвета).

Балтимор. Для тех, кто без ума от кораблей и книг

Здание построено в 1875 году в стиле «Второй империи», называемом также необарокко и неоренессанс. Интересно, что проектировать столь грандиозное здание доверили совсем еще молодому 21-летнему архитектору Джорджу Фредерику, и он справился с поставленной задачей на отлично.

Памятник солдатам-афроамериканцам («Negro Soldier») перед Балтиморским сити-холлом

Балтимор. Для тех, кто без ума от кораблей и книг

Мы с большим энтузиазмом принялись фотографировать здание в различных ракурсах, что привлекло внимание мужчины в деловом костюме, которого также удалось запечатлеть (на фото внизу). Он подошел к нам, представился, назвав свою должность — deputy mayor (заместитель мэра), и спросил, что привело нас в Балтимор. Мы ответили, как есть: туристы из России, а в Балтиморе just sightseeing.

Неизвестно почему, он очень этому обрадовался и порекомендовал обязательно съездить в Форт Мак-Генри (Fort McHenry), откуда открывается прекрасный вид на залив Чизапик. И вообще, по его словам, место очень интересное. Форт Мак-Генри — это крепость в форме пятиконечной звезды, которая играла большую роль в защите Балтимора со стороны моря. Именно здесь в 1812 году (какой знаковый год в мировой истории!) происходила та самая решающая битва за Балтимор, в которой войска США одержали победу над англичанами. Отчаянная и бескомпромиссная оборона форта Мак-Генри вдохновила врача Фрэнсиса Скотта Ки написать стихи, ставшие текстом американского национального гимна.

Вот что мы должны были увидеть, если бы последовали совету заместителя мэра:

Балтимор. Для тех, кто без ума от кораблей и книг

Но так и не увидели — банально не хватило времени, так как до форта нужно было еще добраться, а осенью темнеет рано. К тому же, нам еще предстояло знакомство с достопримечательностями, связанными с военной историей США, во внутренней гавани. И, выбирая между Балтиморским музеем искусств и Фортом Мак-Генри, мы выбрали первое.

Заместитель мэра на прощание горячо пожал нам руки и пожелал приятной прогулки по Балтимору. На этот раз мы последовали его совету.

Балтиморская мэрия обращена фасадом на площадь War Memorial Plaza.

Балтимор. Для тех, кто без ума от кораблей и книг

Прямо напротив мэрии — здание-мемориал, первоначально построенное для увековечивания памяти солдат Мэриленда, павших в Первой мировой войне. В настоящее время здание используется и как мемориал всех солдат, погибших в различных войнах и конфликтах, и как административное здание для ветеранских организаций.

На заднем плане видна необычная красная труба из красного кирпича. Это знаменательное здание высотой 65,5 метров — старая дроболитейная башня (Old Baltimore Shot Tower), которая после своей постройки в 1828 году была самым высоким зданием в США еще на протяжении 18 лет!

Зачем такая высота обычному производственному зданию? Дело в том, что раньше технологический процесс производства дроби требовал падения капель свинца с большой высоты в чан с холодной водой — при падении, освобожденные от силы тяжести, капли принимают правильную форму шара.

Балтимор. Для тех, кто без ума от кораблей и книг

Кстати, об истинном предназначении красной башни мы узнали только сейчас. Тогда же, когда ее увидели, подумали, что это фортификационное сооружение, учитывая то, что находились мы в городе боевой американской славы.

Мы не стали задерживаться более в финансовом и административном сердце Балтимора и продолжили свой путь во внутреннюю гавань, куда нас напрямую вывела улица Gay Street, наведшая своим названием на размышления о проводимых на этой улице «радужных» мероприятиях.

И снова мимо. Потому что на самом деле улица так названа по фамилии уроженца Мэриленда Николаса Ракстона Гея, участвовавшего в планировке молодого на тот момент города Балтимора.

Балтимор. Для тех, кто без ума от кораблей и книг

Внутренняя гавань в Балтиморе — это как пирс 39 в Сан-Франциско. Достопримечательность номер один, пропустить которую означает вовсе не бывать в Балтиморе, пропитанном соленым морским ветром и воспоминаниями о славных временах финансового благополучия крупного торгового города-порта.

Долгое время внутренняя гавань представляла собой депрессивный район со старыми доками и причалами, куда приличные граждане предпочитали не заглядывать. В 60-х было принято решение о реорганизации и преобразовании внутренней гавани в привлекательное место для туристов и бизнеса, а также территорию отдыха и развлечений местных жителей.

К делу подошли со всей серьезностью. Проект по перестройке и облагораживанию внутренней гавани оказался настолько успешным, что послужил моделью городского планирования и развития портовых районов для других городов, выиграл более 40 национальных и международных наград, в том числе от Американского института архитекторов в качестве одного из величайших достижений масштабного городского проектирования.

Что же такого сделали во внутренней гавани Балтимора? Убрали старые складские и торговые помещения, а на их месте возвели современные офисные здания.

Самое высокое здание на этой фотографии — Центр международной торговли, на 27 этаже которого есть смотровая площадка Top of the World (амбициозно, учитывая высоту здания)

Балтимор. Для тех, кто без ума от кораблей и книг

«Насытили» территорию отелями, ресторанами, торговыми центрами, музеями и арт-галереями — все то, что необходимо для комфортного пребывания и развлечения туристов.

Балтимор. Для тех, кто без ума от кораблей и книг

На заднем плане — здание океанариума Балтимора (National Aquarium), построенное в рамках перепланировки и перестройки внутренней гавани. Считается одним из лучших океанариумов США по версии Travel Channel. Мы заходить не стали — не было времени, да и были уже в подобных местах в Барселоне и Корпус-Кристи.

Устроили и облагородили набережную, где так приятно гулять и созерцать успокаивающее движение воды.

Посадили деревья и засеяли газон.

Балтимор. Для тех, кто без ума от кораблей и книг

Как видно на этой фотографии, порт остался, но в другом месте.

Пустили водные такси, на которых, пересекая гавань, можно с ветерком добраться в различные районы города, включая героический Форт Мак-Генри.

Балтимор. Для тех, кто без ума от кораблей и книг

Создали удобный причал для яхт и моторных лодок.

Добавили развлечений на воде в теплое время года.

Балтимор. Для тех, кто без ума от кораблей и книг

Бывший депрессивный райончик, куда без крайней необходимости не заглядывали, после всех этих преобразовательных мероприятий стал престижным жилым кварталом, где не всякий позволит купить себе апартаменты.

Конечно, всего перечисленного недостаточно, чтобы портовый район превратился в мекку для туристов. Его украшением и главной достопримечательностью является исторический морской музей под открытым небом — флотилия, состоящая из трех кораблей и одной подводной лодки, пришвартованных у пирсов внутренней гавани, а также старинного маяка.

Смотреть на эти замечательные корабли можно сколько угодно, а вот за то, чтобы подняться на борт, нужно заплатить. Интересно, что цена и название билета зависит от возраста посетителя: взрослый — это капитан, пожилой (после 60 лет) — адмирал, подросток (6–14 лет) — гардемарин, или морской кадет, ребенок (5 лет и младше) — безбилетный пассажир (для таких маленьких детей вход бесплатный). Очень оригинально и соответствует тематике музея.

Жемчужина коллекции музея — военный фрегат USS Constellation (в переводе с английского «созвездие»). Легендарный во всех смыслах корабль был спущен на воду в 1854 году в Норфолке, штат Вирджиния, и стал последним парусным судном, созданным для ВМС США. USS Constellation оказывал помощь союзникам США в средиземноморских водах, нес вахту в Карибском море, охраняя американские торговые суда, в годы Гражданской войны был флагманом африканской эскадры, участвуя в операциях по освобождению рабов. После Гражданской войны корабль служил в военно-тренировочных целях для подготовки курсантов морской академии. Во время Второй мировой легендарный фрегат был объявлен президентом Рузвельтом национальным символом.

Удивительно, но после стольких славных лет USS Constellation до сих пор находится на плаву!

На фото: USS Constellation покидает пирс во внутренней гавани, чтобы отправиться в путешествие до Форта Мак-Генри

Балтимор. Для тех, кто без ума от кораблей и книг

К сожалению, даже такому легендарному кораблю иногда нужен ремонт — почтенный возраст все-таки сказывается. Нам в этом смысле не повезло, так как в октябре 2014-го USS Constellation по этой причине отсутствовал в доках внутренней гавани, и мы увидели совсем другой корабль…

Который, к тому же, был со свернутыми парусами. А ведь паруса — это самое прекрасное в облике старинных парусных кораблей.

Балтимор. Для тех, кто без ума от кораблей и книг

Зато остальные корабли были на месте.

USCGC Taney — корабль береговой охраны США. Известен тем, что это последнее находящееся на плаву судно, принимавшее участие в битве за Перл-Харбор. Судно было спущено на воду в 1936 году в доках Филадельфии. После окончания Второй мировой Taney использовался как плавучая метеорологическая станция.
Балтимор. Для тех, кто без ума от кораблей и книг

Плавучий маяк-корабль «Чизапик» (United States lightship Chesapeake) был создан вполне в мирных целях — выполнял навигационные и лоцманские функции, помогал другим судам ориентироваться в береговой обстановке и обходить опасные участки. «Чизапик» был спущен на воду в 1930 году в доках Чарльзтона, Южная Каролина.

Подводная лодка с оскалом акулы — USS Torsk, последняя из двух подводных лодок класса «Тенч», находящихся в США (вторая — в Питтсбурге). Подводная лодка в гавани Балтимора принимала активное участие в боях Второй мировой и даже получила прозвище «стремительный призрак японского побережья», осуществляя успешное военное патрулирование у берегов Японии.

Балтимор. Для тех, кто без ума от кораблей и книг

Пятый экспонат музей — красный круглый маяк на 7 опорах 1855 года постройки, самый старый маяк Мэриленда, но мы к нему не ходили.

Еще одно крайне интересное сооружение, находящееся во внутренней гавани, — водоподъемное колесо (water wheel), построенное с использованием как старых, так и новых технологий. Его предназначение — подъем мусора из воды. Это экологический проект, запущенный в 2014 году. С этого времени из воды было извлечено, только вдумайтесь, свыше 83 000 пластиковых бутылок и почти 4 200 000 сигаретных окурков! Водное колесо, работающее без использования энергии (только солнечные батареи), — хорошая задумка, но пока люди не перестанут мусорить, вряд ли когда-нибудь его работа перестанет быть нужной.

Балтимор. Для тех, кто без ума от кораблей и книг

В Балтиморе разработан маршрут для пеших прогулок, охватывающий основные исторические достопримечательности города, в том числе во внутренней гавани. Конечно, не так просто перевести Heritage Walk в два слова на русский, но «Наследство гуляют» явно из области машинного перевода.

Район внутренней гавани занимает довольно обширную территорию, где действительно много всего интересного. Но даже на таком благодатном общем фоне выделяется своим общим обликом, оставшимся в напоминание об индустриальных временах, здание старой электростанции (Pratt Street Power Plant), внесенное в национальный реестр исторических мест США.

Балтимор. Для тех, кто без ума от кораблей и книг

Здание построено между 1900 и 1909 годом и представляет собой массивное индустриальное сооружение из кирпича и стали. Электростанция вырабатывала энергию для нужд Объединенной железнодорожной и электрической компании, обслуживающей трамвайные линии города. После смены нескольких владельцев и пожара электростанция была окончательно закрыта в 1973 году.

Новую жизнь в старую электростанцию вдохнула перестройка внутренней гавани, инициированная городскими властями. Сейчас в здании при сохранении его исторического облика размещаются кафе, рестораны, офисы компаний и магазины, в том числе легендарное Hard Rock Cafe и книжный магазин сети Barnes & Noble — крупнейшей по продажам книг в США.

Балтимор. Для тех, кто без ума от кораблей и книг

И тут муж снова произнес свою коронную фразу: «Давай зайдем, а?» На самом деле мы оба хотели уже, так сказать, освежиться, но есть еще не хотелось, поэтому наш выбор пал на книжный магазин, а не на Hard Rock Cafe.

Благодаря этой случайности (мы ведь с тем же успехом могли зайти в макдональдс) нам повезло побывать в одном из лучших книжных магазинов за всю жизнь.

Почему такое громкое определение? Во-первых, из-за интерьера, который новые владельцы здания не стали кардинально менять в угоду более современным веяниям. Новые элементы вроде эскалаторов также выполнены в индустриальном стиле, характерном для промышленных помещений c их сдержанной цветовой палитрой и минимализмом. Красные кирпичные стены оставлены без отделки и украшены черно-белыми фотографиями.

И от этого книжный магазин только выиграл — его интерьер уникален и неповторим, благодаря чему он приобрел статус модного места, где любят проводить время интеллектуалы всех мастей.

Балтимор. Для тех, кто без ума от кораблей и книг

Книжный занимает два этажа здания. На втором находится кофейня «Старбакс» и туалеты, а также симпатичный аквариум, намекающий на «морской характер» Балтимора.

Во-вторых, помимо интерьера, книжный магазин Barnes&Noble с его огромным ассортиментом книг и различной фан-продукцией — от «Звездых войн» до «Игры престолов» — побуждает не просто пробежаться мимо книжных полок, а внимательно и с большим интересом изучить все это богатство.

Мы купили полное собрание сочинений Шекспира, а также сборник рассказов американских писателей, который я подарила сестре, преподающей английский язык. Очень качественные издания, которые приятно держать в руках.

Фан-продукция

Кроме того, было любопытно узнать, что же сегодня читают в Америке.

На стене висит табличка с надписью The City That Reads. Это еще один слоган Балтимора (помимо тех, что я умоминала раньше — «монументальный город» и «город очарования»). Слоган этот не случаен, так как в Балтиморе довольно активное сообщество читателей и писателей. Одним из самых известных писателей, живших и работавших в Балтиморе, был Эдгар Аллан По.

С таким превосходным книжным магазином, думаю, каждый бы снова стал покупать «живые» книги. И даже те, кто никогда не любил читать, начнут это делать.

Что касается нас, то мы провели в этом магазине целый час (хотя очень хотели задержаться еще, если бы не довольно жесткие ограничения по времени), разглядывая полки и листая книги.