Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова

6. Мексика: Мерида и Кампече

7. Мексика: день рождения в Паленке, водопад Мисоль-Ха и каскады Агуа-Асуль

8. Мексика: Сан-Кристобаль-де-лас-Касас

Готовясь к поездке по Гватемале, я искала информацию об интересных местах этой не самой раскрученной и известной у туристов страны, посещение которых при этом вписалось бы в наш насыщенный маршрут.

В одном из отзывов мое внимание привлекло описание отдыха на озере Атитлан, сопровождаемое фотографиями небесной красоты: только представьте себе водную гладь насыщенного синего цвета, окруженную горами, вулканами и яркой тропической растительностью. Я была настолько очарована и фотографиями, и рассказом, повествующим о расслабленном отдыхе в отеле с видом на одно из самых красивых и уникальных озер Центральной Америки, что решила во что бы то ни стало увидеть Атитлан собственными глазами. И озеро ни капли не разочаровало.

Самое красивое озеро Центральной Америки: вулканы и боги

Озеро Атитлан находится в департаменте Солола в центральной части Гватемалы, ближе к тихоокеанскому побережью. Крупнейший и единственный город на берегу Атитлана — Панахачель, который большинство туристов выбирают в качестве отправной точки для знакомства с озером. Мы не стали исключением и тоже остановились в Панахачеле, что отлично вписалось в наш насыщенный маршрут.

Как добраться из Мексики в Гватемалу

Так как в Гватемалу нам предстояло попасть из мексиканского города Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, еще в России я начала искать информацию о том, как добраться из Сан-Кристобаля в Гватемалу и Панахачель. Оказалось, что между двумя популярными туристическими городами существует прямое автобусное сообщение: в 7 утра из Сан-Кристобаля выезжает маршрутка-минивэн в Панахачель, билет на маршрутку можно купить в любом из многочисленных туристических офисов. Это удобно и просто, если нет времени на поиск вариантов с общественным транспортом.

Дорога, однако, довольно утомительна и занимает порядка 9–10 часов. Стартовав в 7 утра из Сан-Кристобаля, в Панахачеле мы оказались только около 5 вечера, когда на улице уже было темно. То есть практически весь световой день ушел на дорогу.

По пути маршрутка делает две остановки: одну в придорожном ресторане, где можно пообедать, и вторую — на границе между Мексикой и Гватемалой.

Около часа занимает прохождение границы. Туристов вместе со всем их скарбом высаживают в городе на мексиканской стороне. Нужно пешком, волоча за собой чемодан, дойти сначала до мексиканского погранконтроля, где проверят ваши документы и шлепнут штамп о выезде.

Будьте внимательны: при выезде (!) из Мексики оплачивается сбор в размере 20 $ — двадцати американских, не мексиканских долларов. Мы об этом не знали и сильно расстроились, так как на двоих это уже целых 40 долларов ни за что ни про что.

Вот так незамысловато выглядит граница между Мексикой и Гватемалой: мексиканская часть города «перетекает» в гватемальскую

Самое красивое озеро Центральной Америки: вулканы и боги

На погранконтроле в Гватемале также нужно заплатить таможенный сбор за въезд в страну — порядка 5 $. Эту сумму можно заплатить в мексиканских песо или гватемальских кетцалях. Рядом с нами уже вился мутного вида тип, предлагающий кетцали по выгодному курсу. Как оказалось, можно было бы прикупить у него кетцалей впрок, потому что в Панахачеле курс оказался крайне невыгодным.

Вот и все, добро пожаловать в Гватемалу! Кстати, при выезде из Гватемалы никаких допсборов мы не оплачивали.

Самое красивое озеро Центральной Америки: вулканы и боги

На гватемальской стороне нас ждала другая маршрутка, которая довезла уже без длительных остановок в Панахачель.

По пути у нас была возможность полюбоваться проносящимися за окном пейзажами. Гватемалу можно назвать одной из самых живописных стран, иначе и быть не может, когда в основе природных ландшафтов — горы и вулканы, склоны которых покрыты тропическими лесами.

В маршрутке, мчавшей нас в Панахачель, произошла случайная встреча с соотечественником — молодым парнем из Москвы, который, как и мы, с рюкзаком за плечами, путешествовал по Центральной Америке. Но только он решил посвятить региону не 10 дней, а гораздо больше времени — полгода, объездив к тому моменту Мексику и собираясь в Никарагуа и Сальвадор. Мы ему по-белому позавидовали: жить в путешествии и жить путешествием — это же мечта! Можно посмотреть все, что интересно, без этой вечной спешки «залетного» туриста, побывать в тех городах и странах, на которые не хватает сил и времени в рамках короткой поездки. Надеюсь, когда-нибудь и у нас получится уехать на край света и провести там не жалких две недели…

Отель

Одну ночь в Панахачеле мы провели в отеле Posada Chinimaya — весьма симпатичном, впрочем, как и все мексиканские и гватемальские отели. Их главный секрет: уютный внутренний дворик, утопающий в зелени и цветах и потому больше напоминающий сад. Вторая особенность: колоритность и вместе с тем простота интерьеров. Стены выкрашены в какой-нибудь яркий цвет, а настроение создают детали, подобранные со вкусом, а иногда и не без юмора.

Транспорт

Я не стала бы заострять на транспорте внимание, если бы некоторые его виды не являлись символами Гватемалы, отличительной особенностью этой страны, по которой каждый может сказать «ну это же в Гватемале!».

К сожалению, в нашем архиве не оказалось качественных фотографий этого транспортного средства, но видели мы их немало. Чикен-басы (chicken bus) — не какое-то развлечение для туристов, а вполне реальный вид общественного транспорта, которым активно пользуются местные жители, набиваясь в тесный автобус под завязку. Под яркой, почти цыганской внешностью чикен-басов скрываются обычные автобусы для перевозки школьников, списанные в США в связи с почтенным возрастом.

Фото: Интернет

Самое красивое озеро Центральной Америки: вулканы и боги

К сожалению, на чикен-басе прокатиться не удалось. А вот на втором транспортном средстве — символе Гватемалы мы прокатились, да не просто так, а совершили на нем обзорную экскурсию по деревушке Сантьяго, что находится на берегу озера Атитлан. Нам даже включили «дискотеку» — музыку и электрическую гирлянду, украшающую салон.

Речь идет о тук-туке, который мы привыкли видеть на улицах азиатских городов (тем удивительнеевстретить его в Центральной Америке) — трехколесном мотоцикле, который смешно и громко, на всю улицу тарахтит, но довольно бодро едет и особенно незаменим на узких улочках, куда обычная машина не протиснется. Гватемальские тук-туки не такие яркие, как чикен-басы, и в целом похожи на тук-туки в других странах.

Единственное отличие — водители гватемальских тук-туков любят обвешивать их «дискотекой», что особенно эффектно (и очень громко) в темное время суток, а также писать имена христианских святых (в основном Иисуса и Девы Марии), видимо, в качестве защиты от злых духов.

Еда

Кухня Гватемалы, к удивлению, оказалась несколько иной, чем в Мексике. Да, в Гватемале тоже присутствуют кукурузные лепешки и рис, но вот, например, фасоль они любят измельчать до состояния кашицы, и в эту кашицу макать весьма специфичные на вкус сушеные бананы. Причем банановые чипсы присутствовали в блюдах различных кафе и ресторанов, а также в составе завтрака, включенного в стоимость номера.

Самое красивое озеро Центральной Америки: вулканы и боги

В отличие от еды, гватемальский кофе порадовал — готовят его здесь весьма неплохо. Гватемала славится своим кофе, и вы сделаете подарок близким, если привезете из Гватемалы упаковку кофейных зерен.

Сувениры

Самые интересные и необычные сувениры, не побоюсь громкости этого заявления, за всю историю наших путешествий мы увидели в сувенирном магазине в Антигуа. На озере Атитлан как в месте, весьма популярном у туристов, тоже большой выбор сувениров, но цены разочаровывающе высокие. В общем, Гватемала показалась более дорогой страной, чем Мексика — начиная от еды и заканчивая местными налогами (22%).

Если захотите купить что-нибудь на Атитлане, то рекомендую сделать это не в Панахачеле, а в одной из индейских деревень, расположенных на озере, — больше выбор, и местные охотнее торгуются.

Самое красивое озеро Центральной Америки: вулканы и боги

В деревне Сантьяго Атитлан мы купили маску бога Кетцаля (причем нашли плоскую, а не выпуклую — плоскую проще перевозить) и кожаную шляпу «а-ля Индиана Джонс».

В шляпе из Гватемалы в метро Нью-Йорка

Самое красивое озеро Центральной Америки: вулканы и боги

Также нигде более, кроме как в этой деревне, увидели шорты-штаны, доходящие до середины голени и подпоясываемые кушаком. В таких шортах разгуливали все местные мужчины, а привлекли они наше внимание тем, что были украшены богатой вышивкой — в основном цветами и птицами кетцалями. При самом отчаянном торге цена таких шорт не опускалась ниже 100 $. Местные аргументировали высокую цену «мучо травахо», то есть большим количество ручной работы, которую требует сложная вышивка. Муж шорты примерил — смотрятся они, конечно, знатно, и ни у кого таких бы не было, но слишком уж дорого.

Панахачель

Панахачель — главная точка базирования туристов на озере Атитлан и единственный город (остальные населенные пункты на озере — деревни, где в основном живут потомки индейцев народностей цоцили и какчикели).

Из-за огромного количества белых туристов местные называют Панахачель Грингостенанго (Gringostenango: -tenango означает «место», а gringo не нуждается в переводе).

Городок сам по себе ничем не примечательный, и делать здесь особо нечего, если бы не соседство с озером. На главной улице — Calle Santander — находятся магазины, офисы туристических компаний, кафе и отели. Calle Santander относительно оживлена и днем, и вечером. На остальных же улицах народу гораздо меньше, и в вечернее время эти улицы не освещаются и практически вымирают.

Мы приехали в Панахачель, когда было уже темно, и поначалу он нам совершенно не понравился. После заселения в отель мы отправились к озеру. Так как улицы не освещались, и часть из них была перекопана из-за стройки, шли практически вслепую. У озера нам встретились какие-то подозрительные личности, пытавшиеся с нами завязать беседу на испанском, правда, мы не поняли, что конкретно они хотели. В общем, это единственный город за всю поездку по Мексике и Гватемале, где мы почувствовали себя несколько некомфортно в плане безопасности.

На следующее утро Панахачель, при свете дня и после отдыха, в котором мы так нуждались после тяжелой дороги, показался гораздо более симпатичным.

Набережная озера Атитлан

Улочки

Самое красивое озеро Центральной Америки: вулканы и боги

Конечно, это не Антигуа с его церквями и дворцами, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако Панахачель тоже по-своему обаятельный город, в котором встречаются интересные и яркие детали.

Озеро

В Панахачель едут не за выдающейся архитектурой. Главной достопримечательностью, ради которой туристы преодолевают горные серпантины Гватемалы, чтобы приехать сюда, является озеро Атитлан.

Атитлан — самое глубокое озеро Центральной Америки (максимальная глубина до 340 м), расположенное на высоте 1500 м над уровнем моря. И самое красивое — по мнению путеводителей и Википедии, приводящей слова немецкого ученого и путешественника Александра фон Гумбольдта, который считал Атитлан не только самым красивым в Центральной Америке, но и во всем мире.

Не знаю насчет всего мира (в этом я сомневаюсь), но озеро действительно красиво.

Самое красивое озеро Центральной Америки: вулканы и боги

В интернете гуляет информация, что Атитлан в переводе с майяанского означает «место, где радуга обретает цвета». Если почитать испанскую и английскую статью об озере в Википедии, то значение слова «Атитлан» окажется куда банальнее: в переводе с языке науатль, который относится к ацтекской группе языков, «атитлан» можно расшифровать как «на воде» (или «среди воды»).

Мне больше нравится романтичная версия перевода. Тем более что Атитлан самой природой создан для романтики: на берегах находится несколько уединенных отелей в виде отдельных бунгало, где можно помедитировать в гамаке, любуясь персональным видом на озеро.

Самое красивое озеро Центральной Америки: вулканы и боги

Секрет красоты Атитлана в том, что это кратерное, или вулканическое озеро. Два миллиона лет назад в результате вулканической активности произошло обрушение, образовалась кальдера — котлован, постепенно заполняемый водой с тающих ледников. Вокруг озера до сих пор находятся три конусообразных вулкана — Сан-Педро, Толиман и Атитлан, они-то и обеспечивают неповторимость местных пейзажей.

Вулкан Сан-Педро — самый старый из трех вулканов и считается потухшим, так как не извергался последние 40 000 лет

Самое красивое озеро Центральной Америки: вулканы и боги

Сан-Педро (справа) и Толиман. Атитлан находится позади Толимана и является самым высоким среди трех вулканов — свыше 3500 м

Экскурсии на озере Атитлан

На озере Атитлан можно смело провести несколько дней как в полном релаксе, так и занимаясь активными видами досуга: рыбалкой, каякингом и ездой на водном скутере, пешими, велосипедными и конными прогулками по вулканам. Можно даже полетать на дельтаплане — представляю, какие шикарные виды открываются с высоты.

Самое красивое озеро Центральной Америки: вулканы и боги

Основная же экскурсия на Атитлане, доступная большинству туристов вне зависимости от физической подготовки, — тур на кораблике по индейским деревенькам, разбросанным вокруг озера. Тур довольно продолжительный по времени, которого у нас не было в запасе, так как после обеда нам предстоял трансфер в Антигуа.

Но желание все же прокатиться по озеру и увидеть вблизи вулканы, которые находятся на противоположном от Панахачеля берегу, было велико. Хорошо, что есть альтернатива организованному туру: от причалов в Панахачеле ходят водные маршрутки, соединяющие различные населенные пункты Атитлана. Для туристов, однако, цена билета в 2 раза выше, чем для местных, и составляет 25 кетцалей в одну сторону.

Самое красивое озеро Центральной Америки: вулканы и боги

Прокатиться по озеру я все же рекомендую, так как: 1) это достаточно весело — лодка мчится на большой скорости, подпрыгивая на волнах, как на американских горках (при этом все безопасно); 2) возможность полюбоваться озером с разных точек и ракурсов; 3) возможность побывать в настоящей индейской деревне, которая гораздо колоритнее Панахачеля — Грингостенанго.

Индейская деревня

У нас имелся довольно большой выбор, в какую именно индейскую деревню отправиться. В итоге поехали в Сантьяго Атитлан, где находится святилище индейского бога Машимона (Maximon) — бога, который курит, пьет и носит галстуки. Наглядный пример того, как причудливо сплелись в Гватемале религиозные представления индейцев и католическое вероучение.

Прибыв в Сантьяго, мы наняли тук-тукера, попросив его показать нам самые интересные места и, разумеется, отвезти к святилищу Машимона. Нанять местного тук-тукера было правильным решением, так как мы многого бы не увидели без его помощи.

Вулкан Сан-Педро и индейские женщины, стирающие белье по старинке в водах озера Атитлан и переносящие тяжелые корзины с бельем прямо на своих головах

Вид на Сантьяго Атитлан с холма

Памятник 25 сентаво

Деревню населяют индейцы майя из народности цутухиль, которые до сих пор носят яркую, украшенную вышивкой национальную одежду и говорят на собственном наречии. На озере издревле живут две основных народности — цутухиль и какчикель, которые, однако, никогда не ладили между собой и постоянно воевали.

Когда конкистадторы пришли завоевывать эти земли, какчикели присоединились к завоевателям, а цутухили отказались повиноваться и яростно отстаивали свою независимость. В итоге оба народа были порабощены испанцами, превосходство которых обеспечивало огнестрельное оружие. Удивительно, что, несмотря на века испанского владычества, во время которого, прямо скажем, индейцы использовались в качестве рабов, цутухили и какчикели сохранили свою самобытность, не растворившись окончательно в завоевавшем их народе и культуре.

Рынок овощей и фруктов в Сантьяго Атитлан

Ярче всего это заметно в католических храмах. Католичество в Новой Испании — колониальных владениях Испании в Новом свете — насаждалось всеми способами, в том числе насильственными. Но окончательно оно не прижилось, приняв подчас причудливые формы.

Тук-тукер отвез нас к старинной церкви, основанной, судя по табличке, в 1547 году (не могу точно сказать, действительно ли церковь построена в это время, так как из-за частых землетрясений здание вполне может быть восстановленным, а не оригинальным). Церковь посвящена святому апостолу Иакову (Сантьяго), в честь которого и названа деревня.

Самое красивое озеро Центральной Америки: вулканы и боги

Интерьер у церкви совершенно обычный и вроде бы ничем не примечательный.

Самое интересное начинается, когда обращаешь внимание на статуэтки святых, расставленные вдоль стен.

Самое красивое озеро Центральной Америки: вулканы и боги

Святые непривычно для нашего восприятия одеты в одежду — словно куклы, которые так любят наряжать маленькие девочки. Иисус в бандане, розовой рубашке и галстуке — где еще можно увидеть подобное?

Еще более необычно святилище бога Машимона. С виду выглядит как обычный дом. А это и есть обычный дом. Каждый год на страстную неделю бог меняет свое место обитания, и та семья, которая организует его святилище у себя дома, целый год ничем не занимается, кроме как служением Машимону.

Самое красивое озеро Центральной Америки: вулканы и боги

Некоторые считают, что Машимон — это не более чем «разводка» для туристов. Аттракцион, за который круглый год можно брать деньги, ничего при этом особенного не делая. Действительно, для того, чтобы вас пустили внутрь святилища, нужно заплатить 15 кетцалей, а также желательно сделать подношение Машимону. Машимон — очень своенравное божество, и может рассердиться, если прийти с пустыми руками.

Выглядит Машимон как умудренный опытом старец и в то же время гоголевский Плюшкин: у него несколько шляп, с которой свисают десятки лент, и, наверное, свыше сотни галстуков. В зубах у Машимона сигара, а среди подношений обязательно будут деньги, цветы и благовония, а также местная самогонка. Которую, кстати, обязаны употреблять и те, кто следит за святилищем божества:)

Самое красивое озеро Центральной Америки: вулканы и боги

Считается, что фигура Машимона произошла от майяанского бога плодородия (и землетрясений) Мама, или «великого дедушки», как называют его сами индейцы. К Маму обращались за защитой от ведьм и злых духов, просили о здоровье, удачном браке, рождении детей и хорошем урожае. Испанцы, захватив индейские поселения на Атитлане, превратили Мама в Иуду Искариота, предавшего Иисуса Христа. Но вера в Мама была столь глубока, что он остался, трансформировавшись в Сан-Симона (кстати, Сан-Симон — популярный бренд сигарет в Гватемале).

В святилище, помимо Машимона, стоят статуэтки христианских святых, увешанные платками и галстуками, а также находится стеклянный гроб с телом Иисуса, увитый электрическими гирляндами. Все это в сочетании с запахом алкоголя и табака выглядит как параллельная реальность христианства — ничего более странного в контексте этой религии мы еще не видели.

Купание в озере Атитлан

По возвращению в Панахачель у нас еще оставалось несколько часов до нашего трансфера в Антигуа. В разгар светового дня на озере было довольно жарко. Мы заметили, что местные купаются в озере — правда, в одежде и не заплывая далеко, но явно с большим удовольствием плескаясь в освежающей тело воде.

Мы решили последовать их примеру, тем более что напротив этого импровизированного пляжа находится оборудованный туалет и комнаты для переодевания — все цивилизованно. Местные смотрели на нас во все глаза и улыбались: гринго, наверное, не часто решаются искупаться в Атитлане.

Самое красивое озеро Центральной Америки: вулканы и боги

Вода оказалась в меру теплой, а виды, служащие фоном для наших плавательных экзерсизов, — потрясающими.

Резюмирую: озеро Атитлан, пожалуй, сложно назвать самым красивым в мире. Но одним из самых красивых в Центральной Америке его назвать можно. При планировании путешествия по Гватемале я бы определенно включила его в маршрут, выделив на озеро пару дней, которые можно посвятить не только созерцательному, но и активному отдыху, включая посещение индейской деревни, рыбалку и хайкинг по вулканам.