Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова

10. Гватемала: восхождение на вулкан

11. США: Балтимор — церкви и памятники

12. США: Балтимор — корабли и книги

Уверена, что вам, как и мне, приятно встречать «следы» соотечественников в других странах. Разумеется, я не имею в виду сообщения, подобные тому, как пьяный россиянин пытался выбить иллюминатор в салоне самолета, был арестован за непристойное поведение в общественных местах или попытку украсть слона.

Под «следами» соотечественников я подразумеваю их военные подвиги (в Болгарии, например, самое большое за рубежом количество памятников, посвященных русским солдатам), названные в их честь улицы (в Нью-Йорке можно прогуляться по Sergei Dovlatov Way), произведения искусства в музеях и картинных галереях, открытия и изобретения, успешный бизнес (известная во всем мире персона — Сергей Брин и созданная им корпорация Google), актерские таланты и мировые бестселлеры русскоязычных эмигрантов. Все то позитивное наследие, соприкасаясь с которым в других странах, невольно испытываешь гордость, хоть и не имеешь к этим достижениям прямого отношения.

Уверена, что вы, как и я, увидев или узнав, что-то или иное место или достопримечательность как-то связаны с нашими соотечественниками, захотите там непременно побывать. Однако чаще в путешествиях самые интересные открытия происходят по чистой случайности. Именно так мы обнаружили «следы» соотечественников сразу в двух местах в Балтиморе.

Первый след был найден в уютном этническом райончике Балтимора Little Italy — Маленькая Италия.

Надпись Little Italy над дорогой отмечает начало границы района

Балтимор. Маленькая Италия с русским акцентом

В Балтиморе, как и в любом другом американском городе, где предпочитали селиться большие группы иммигрантов, есть несколько десятков этнических диаспор и соответствующих им кварталов компактного проживания, включая, конечно, чайнатаун и даже экзотичную Маленькую Литву.

Но заглянули мы именно в итальянский квартал, что логично — наступило время обеда. А где можно вкуснее и сытнее всего покушать? Ну, разумеется, в итальянском ресторане! Тем более что балтиморская Маленькая Италия славится большим количеством итальянских ресторанов на любой вкус и кошелек.

Сам район довольно симпатичный, один из самых известных этнических кварталов Балтимора (за счет своих ресторанов, конечно же).

Балтимор. Маленькая Италия с русским акцентом

С конца 19 века здесь селились итальянские иммигранты. Первыми отправились через океан уроженцы Генуи, как и за несколько сотен лет до этого их знаменитый соотечественник Христофор Колумб.

Памятник Христофору Колумбу, родиной которого была итальянская Генуя, в парке Коламбус

Балтимор. Маленькая Италия с русским акцентом

Мы хотели уже зайти в первый попавшийся на нашем пути ресторан, справедливо рассудив, что кухня-то везде одинакова…

Как заметили ровно через дорогу необычное здание, выделяющееся на общем серо-коричневом фоне своим ярким оформлением и художественными граффити во всю стену.

Балтимор. Маленькая Италия с русским акцентом

Граффити напоминали о лете в страстной Италии посреди осени в предсказуемой и потому немного скучной Америке. Томном времяпрепровождении в стиле «дольче вита» (все знают, как итальянцы умеют жить — красиво, легко, эмоционально, и мы, северные люди, немного завидуем этому их умению), залитой солнцем Пьяцци-дель-Пополло, маленьких итальянских машинках на узеньких римских улочках, особой сладости бокала мартини, выпитого перед долгожданным поцелуем…

Ресторан называется Gia и, если бы мы решили прежде проверить его рейтинг на Trip Advisor (а он даже в ТОП-100 ресторанов Балтимора не входит), то ни за что бы не узнали, что интерьер ничуть не хуже внешнего облика. Иногда бывает полезным наплевать на все рейтинги в мире.

Также мы бы ни за что не зашли в Gia, если бы не мой муж. Я не хотела заходить, так как думала, что в ресторане с таким оформлением может быть дорого (доллар тогда уже стоил 44 рубля — сейчас бы вернуть эти цифры!). Но мой дорогой муж настоял хотя бы заглянуть и посмотреть меню — вдруг цены все же не слишком кусаются.

Цены оказались вполне обычными для американских ресторанов, специализирующихся на итальянской кухне. Мы остались и были вознаграждены за это возможностью полюбоваться на одним из самых оригинальных ресторанных интерьеров, когда-либо виденных за все время путешествий.

Балтимор. Маленькая Италия с русским акцентом

Было ощущение, что мы не в ресторане, а в весьма уютной и необычной художественной галерее, где картины демонстрируются не в рамах, а на «бытовых» поверхностях — столиках, стенах и даже зеркалах.

Изучая детали интерьера, на зеркале в центре зала я заметила, что среди слов «мир» на различных языках есть надпись на русском языке. Заметила, но не придала значения — просто среди множества надписей есть и русское «мир».

Балтимор. Маленькая Италия с русским акцентом

Затем я зашла, пардон за подробности, но это важно для повествования, в дамскую комнату, которая, кстати, была также оформлена в стиле ар-деко. Надпись на русском «Вера, надежда, любовь» поставила меня в тупик, потому что дублирующих надписей на других языках не было. «Почему именно на русском? Как странно», — удивлялась я про себя.

Балтимор. Маленькая Италия с русским акцентом

Доев фетуччини с соусом из белых грибов (еда в этом ресторане оказалась так себе, неудивительно, что Gia на 120 позиции в Trip Advisor), мы собрались было уже покинуть это удивительное и гостеприимное место, как заметили на одной из колонн еще одну надпись на русском. В этот раз не абстрактную, а вполне конкретную — скорее всего, подпись художника, трудившегося над оформлением ресторана.

Надпись: Васильевский остров, 6-я линия, Санкт-Петербург, Россия. Академия художеств им. Репина

Балтимор. Маленькая Италия с русским акцентом

Несмотря на то, что нам пора было ехать на другой конец города в музей искусств, любопытство заставило задержаться и все-таки задать вопрос хозяйке заведения (да-да, итальянский ресторан — это семейный бизнес, и всегда есть шанс увидеться с кем-то из хозяев), пояснив, что сами мы из России, и потому крайне интересно узнать, «а откуда в вашем замечательном заведении столько надписей на русском языке?».

Хозяйка, оказавшаяся бабушкой семейства, ответила, что все, что мы видим в ресторане — дело рук одного талантливого художника, эмигранта из России. Она пригласила нас пройти на второй этаж, который также украшен росписями русского художника. Главная гордость заведения — более 40 столиков, каждый из которых уникален: изображения не повторяются. Как пояснила хозяйка, раз в неделю они меняют столики, таким образом получается, что даже постоянные посетители имеют шанс посидеть за 40 различными столиками.

Интерьеры второго этажа

Балтимор. Маленькая Италия с русским акцентом

Маленький и очень симпатичный внук хозяйки ресторана. Сразу чувствуется итальянская кровь:)

Балтимор. Маленькая Италия с русским акцентом

Об авторе всех этих замечательных работ, увековеченных на стенах, столиках и зеркалах итальянского ресторана и сделавших его местной достопримечательностью, я узнала только сейчас. Вот что я прочитала о нем из заметки в газете The Baltimore Sun.

Юрий Фаткулин, более известный как «художник Юрий» («Yuri the Artist»), был уроженцем Санкт-Петербурга, выпускником престижного петербургского университета (в заметке не указывается, какого именно, по всей видимости, Академии художеств им. И. Е. Репина). Эмигрировал в США с качестве беженца и осел в Балтиморе, где постепенно влился в местную жизнь. Юрий занимался оформлением не только Gia, но и других балтиморских ресторанов, а также участвовал в реставрации потолка в отеле Бельведер. Но венцом всей его карьеры было именно создание маленьких художественных шедевров в Gia — работа, которой он посвятил 6 последних лет жизни и в которую вложил душу и все свое мастерство.

Балтимор. Маленькая Италия с русским акцентом

Буквально незадолго до смерти — Юрий скончался от рака в 2012 году — он завершил роспись последних столешниц для ресторана.

Я не знаю, по каким именно причинам талантливый русский художник Юрий Фаткулин решил эмигрировать и навсегда покинуть родной Санкт-Петербург. В заметке указано, что он обосновался в Балтиморе и жил в городе на протяжении последних 30 лет. Это значит, что Юрий уехал из СССР как минимум в начале 80-х и уехал не просто так, а в качестве беженца, и Штаты предоставили ему убежище. Для России же (в заметке под «Россией», видимо, подразумевается «СССР») использовано слово oppressive, что переводится как «тиранический, деспотический, жестокий, подавляющий». Могу только предположить, что-то, что хотел рисовать Фаткулин, тогда в России было невостребованным и непонятным, и в поисках свободы творчества он решился на эмиграцию.

Я с большей долей уверенности могу сказать одно: Юрий вспоминал о далекой родине. Если бы художник совершенно хотел вычеркнуть из своей жизни и своего сердца «жестокую Россию», он бы, наоборот, всячески скрывал свое происхождение и не оставил всех этих надписей на русском языке в итальянском ресторане.

Балтимор. Маленькая Италия с русским акцентом

Второй «след» наших соотечественников мы обнаружили в Балтиморском художественном музее (The Baltimore Museum of Art), куда мы из ресторана отправились на такси, стремясь успеть попасть в музей до закрытия.

Первый остановленный таксист так и не понял, в какой именно музей нам нужно. В Балтиморе есть несколько музеев искусств и картинных галерей, так что лучше запастись точным адресом, записанным на листочке.

Здание музея построено в 1929 году в неороманском стиле

Балтимор. Маленькая Италия с русским акцентом

Вход в музей бесплатный. Служители по вашей просьбе выдадут карту музея с местоположением экспозиций, а также аудиогид. В гардероб можно сдать объемные вещи и верхнюю одежду. Часы работы осенью — до 5 pm. Обратите внимание на магазин при музее — огромный выбор сувениров, связанных с искусством и очень высокого качества

Именно этот музей мы решили посетить по совету Татьяны — случайной попутчицы на рейсе Форт-Лодердейл-Балтимор, нашей соотечественницы, давно живущей в Штатах и имеющей представление о достопримечательностях Восточного побережья.

Трудно поверить, что в Балтиморе, не самом популярном туристическом городе, столько музеев и арт-галерей! Конкретно коллекция Балтиморского художественного музея, который мы посетили, насчитывает 90 000 объектов искусства — от Антиохии и Средневековья до авангарда и поп-арта. Основу коллекции составляют работы импрессионистов, в том числе самое большое в мире собрание полотен Анри Матисса.

Европейское искусство

Сандро Ботичелли

Огюст Роден

Антиохская мозаика

Самая обширная коллекция, основу которой составляют работы, пожертвованные сестрами Коун (The Cone collection), посвящена импрессионистам, среди которых — Матисс, Пикассо, Сезанн, Мане, Дега, Джамбаттиста Питтони, Гоген, Ван Гог, Ренуар. Всем поклонникам этого течения в искусстве коллекция музея определенно придется по душе.

«Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица», бронзовая копия скульптуры Эдгара Дега. Оригинал хранится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне

Балтимор. Маленькая Италия с русским акцентом

Отдельный зал посвящен искусству эпохи модерна, и здесь можно увидеть работы русскоязычных художников — Марка Шагала, Василия Кандинского, Натальи Гончаровой, а также других европейских мастеров.

Балтимор. Маленькая Италия с русским акцентом

К сожалению, на наиболее интересную, на наш взгляд, экспозицию, посвященную современному искусству, оставалось слишком мало времени (музей закрывался в 5), и мы не успели все посмотреть, хотя остались под впечатлением от представленного в музее.

Я не искусствовед, это лишь мое видение. Раньше я считала современное искусство либо непонятной галиматьей, либо очевидной нелепостью, которую по ошибке назвали искусством (мол, и я так могу накалякать / сделать из подручных материалов).

Теперь же мне кажется, что смысл современного искусства в том, что оно не предлагает готовых решений, а заставляет зрителя поломать голову, прежде чем приблизиться к замыслу автора. Человеку 21 века кто-то должен задавать странные, порой неудобные и шокирующие вопросы, и эта роль отчасти принадлежит современному искусству.

Тайная вечеря в исполнении короля поп-арта Энди Уорхола

Балтимор. Маленькая Италия с русским акцентом

О городах, как и людях, часто формируются устойчивые стереотипы, которые потом очень сложно как-то изменить. Все русские пьют водку, носят шапки-ушанки и, когда чокаются, говорят «На здоровье!». Балтимор — город безработных и малообразованных нацменьшинств, где процветает криминал и наркоторговля. Отчасти, конечно, в подобных утверждениях может содержаться доля правды, но важно научиться смотреть на вещи, предметы, города, явления и людей шире, чтобы не замечать исключительно их недостатки и к удивлению для самого себя найти ряд приятных достоинств и хороших качеств.