Турист Анна Струкова (karela)
Анна Струкова

4. Мексика: пляжный отдых в Канкуне

5. Мексика: город майя Чичен-Ица и сенот Ик-Киль

6. Мексика: Мерида и Кампече

Я родилась 15 ноября 1984 года в маленьком северном городе, в царстве льдов и полярной ночи. Как рассказывала мама, в тот день ударил сильный мороз, въедливый и трескучий, после которого приходишь домой с отмороженными щеками. Ни о каких прощальных проявлениях осени и речи быть не могло — на 65 параллели в ноябре полноценно властвует зима, и так может быть до июня (хотя и в июне, бывало, пойдет снег). Я дитя Крайнего севера и, наверное, именно поэтому люблю море и солнце и радуюсь приходу весны так, словно боюсь, будто она никогда не наступит.

Спустя 30 лет, в 2014 году, 15 ноября оказался на редкость солнечным, хотя и не слишком жарким. Вместо снега — буйная тропическая растительность. Вместо мороза и метели — +30 и легкий приятный ветерок. Вместо шуб и шапок — футболки, шорты и банданы (чтобы голову не напекло). Вместо закованного в лед озера — каскады водопадов, в которых можно при желании искупаться.

С 2011 года предпочитаю проводить 15 ноября, путешествуя, открывая новые интересные страны и города. Тридцатый день рождения — знаковый, «рубежный» возраст для каждого человека — хотелось отметить по-особенному. Жаркая, красочная и экзотичная Мексика как нельзя лучше подходила для этой цели.

Согласно календарю индейцев майя, я родилась под знаком «Землетрясение» (не правда ли, странно звучит, но для майя, живущих в сейсмически активной зоне, такой выбор названия для знака вполне понятен — так же, как и «Змей», «Ягуар» или «Тростник»). Самое удивительное, что описание этого знака согласуется с моим характером и предпочтениями. Например, люди-землетрясения получают огромное удовольствие от путешествий — это же как раз про меня! А еще у этих людей развитая фантазия, они любят помечтать (причем не обязательно, что мечты вообще когда-либо будут иметь шанс воплотиться в жизнь) и находят позитивную сторону даже в мелочах.

Я не случайно упомянула майя, которые много внимания уделяли календарям и астрономическим наблюдениям. Свой тридцатый день рождения я отметила в Паленке — одном из самых известных сохранившихся до наших дней городов цивилизации майя, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рядом с древними руинами находится довольно крупный город с тем же названием — Паленке (интересно, что это город, основанный испанцами. дал название археологической зоне, открытой позже. В переводе с испанского Palenque означает «огороженное место»). Сюда мы с мужем приехали вечером 14 ноября, чтобы переночевать и определиться, как лучше всего распланировать следующий день.

День рождения в мексиканском стиле: пирамиды и водопады

Мы остановились в Posada Aguila Real — довольно симпатичном отеле в мексиканском стиле с его яркой цветовой гаммой, использованием керамики и дерева в интерьере. Довольно колоритно смотрелся алтарь поклонения Санта Муэрте — святой смерти, напоминающей о недавно прошедшем Дне мертвых, который с размахом празднуется по всей Мексике.

Сам город Паленке ничего особенного из себя не представляет. Современная застройка, привычная уже нам планировка с центральной площадью Сокало и улицами, пересекающимися под прямым углом. Город туристический, поэтому здесь много отелей, ресторанов аутентичной кухни (пожалуй, лучший ужин за все время в Мексике был именно в Паленке), сувенирных магазинов, обменников и туристических компаний, которые могут организовать туры на любой вкус по богатому на исторические и природные достопримечательности штату Чьяпас.

Мы не поверили своему счастью, но нашелся такой тур (тур означает транспортировку, без услуг гида), маршрут которого идеально соответствовал нашим планам: утром трансфер в археологическую зону Паленке, после обеда — водопад Мисоль-Ха и каскады Агуа-Асуль, в 17.00 — трансфер в Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, по пути в который находятся водопады. За двоих отдали в общей сложности 1000 песо (около 70 $).

Впоследствии оказалось, что решение обратиться в туристическую компанию, а не пытаться самим «искать варианты» было правильным. Мы сэкономили время, которое в этой поездке являлось для нас ключевым фактором, и сохранили силы для более важных вещей, нежели ожидание и поиск общественного транспорта.

Итак, утро 15 ноября. Настроение отличное, боевое. «Мне сегодня 30 лет», как поется в популярной песне «Сектора газа», но свои годы при этом я как-то не прочувствовала. Вроде обычный день, хоть и в Мексике, за тысячи километров от дома и промозглой московской осени.

День рождения в мексиканском стиле: пирамиды и водопады

Все вещи — а путешествовали мы с рюкзаками, без чемоданов — взяли с собой в приехавшую за нами маршрутку, следующую ночь нам предстояло провести уже в другом городе и другом отеле. Первый пункт назначения — археологическая зона Паленке, которая находится примерно в 15 минутах езды от города. Билеты в зону покупать не пришлось, так как они уже входили в стоимость тура.

Хотя и привезли нас к самому открытию, по территории уже гуляли несколько туристических групп, в том числе и из России. Но мы и не надеялись, что будем в это время одни — Паленке один из самых популярных и известных сайтов майя. Как пишут путеводители, здесь можно увидеть выдающийся образец архитектуры майя классического периода (7–9 вв.), который не имеет себе равных по изяществу, красоте и гармоничности.

Вид на Дворец и Смотровую башню со стороны Храма черепа

Храм черепа

До Паленке мы побывали в Чичен-Ице и Ушмале, так что примерно представляли ожидающее нас зрелище — несколько пирамид, которые, в зависимости от предполагаемого назначения, будут обозначены учеными как храм или дворец, какие-нибудь руины, колонны и, конечно, вездесущие торговцы сувенирами.

Несмотря на отсутствие эффекта «первого раза», Паленке впечатлил больше предшественников. Приворожил своей аурой заповедного места, пусть и исхоженного-иссмотренного туристами (которых здесь, однако, гораздо меньше, чем в Чичен-Ице). Создал ощущение, что мы — авантюристы, искатели приключений, и вот-вот откроем какую-то тайну древних или наткнемся на клад.

Храм надписей — усыпальница выдающегося правителя города Кинич Ханаб Пакаля I (Пакаля Великого). Свое название храм получил по трем панелям с высеченным на них иероглифическим текстом — самым длинным в культуре майя (617 иероглифов)

Уникальное здание для архитектуры майя — башня, служившая, как считается, обсерваторией

День рождения в мексиканском стиле: пирамиды и водопады

Дворец — самое крупное строение на территории Паленке, представляющее собой комплекс соединенных между собой зданий и внутренних двориков

Дворец использовался аристократией майя для административных функций, развлечений и отправления ритуальных обрядов. Во дворец по системе акведуков подавалась чистая вода из соседнего ручья, которой хватало для бань и саун

Архитектурный лейтмотив дворцового комплекса — ложная А-образная арка (corbel arch). Майя строили только такие арки, истинный свод с замковым камнем, впервые открытый в Древнем Риме, был им неизвестен

Вид на Храм надписей, Храм XIII и Храм Черепа со стороны Дворца. Сегодня трудно представить, но все эти пирамиды были выкрашены в красный цвет — цвет востока и восходящего солнца, которое служило символом жизни и бессмертия у древних майя

День рождения в мексиканском стиле: пирамиды и водопады

В чем особенность Паленке? Почему он понравился нам больше, чем Чичен-Ица и Ушмаль?

Во-первых, Паленке расположен в невероятно живописном месте, по сути практически в джунглях. Его окружают невысокие холмы, покрытые густой тропической растительностью. На территории зелени тоже хватает: деревья создают необходимую тень и прохладу, чего так не доставало в выжженной солнцем Чичен-Ице.

Вид тропического леса, подернутого легкой утренней дымкой, в котором слышны утробные крики ягуаров — этих самых сильных хищников Америки (конечно, ягуары не настоящие, а крики издают люди с помощью специальных свистулек), создает в Паленке ту особую атмосферу таинственности, без которой бродить по руинам, меж древних построек давно исчезнувшей цивилизации, было бы и вполовину не так интересно.

Вид на Дворец и Смотровую башню с высоты Храма Креста

Южная группа храмов

День рождения в мексиканском стиле: пирамиды и водопады

Джунгли для Паленке, как и для камбоджийского Ангкор-Вата, одновременно защитник и враг. Защитник потому, что именно благодаря джунглям Паленке хорошо сохранился до наших дней. Покинутый в 9 веке город долго был скрыт от человеческих глаз непроходимыми лесами и горами, которые не давали залетным искателям приключений разграбить и разрушить древние постройки. Но джунгли — это одновременно и враг: на место, откуда ушли люди, быстро возвращается природа, отвоевывая свое законное пространство у камней.

В отличие от Чичен-Ицы и Ушмаля, находящихся на полуострове Юкатан, где нет рек (их заменяли природные колодцы с водой — сеноты), и население часто страдало от засух, Паленке щедро обеспечен водой. Здесь течет река Отулум, воды которой использовались майя при помощи акведуков. В Паленке создана самая сложная система водоснабжения и канализации, когда-либо созданная древними майя.

Туристы же могут любоваться небольшими водопадами прямо на территории археологической зоны и пройтись по живописному подвесному мосту, перекинутому через Отулум.

Во-вторых, на некоторые пирамиды в Паленке можно подняться, а это создает до 50% ощущений от руин — если на них не карабкаться, физически переживая узость и скользкость ступенек, а затем открывая с их высоты захватывающую панораму окрестностей, то и не понимаешь, в чем же «соль», что интересного находят люди в простом осмотре руин.

В Чичен-Ице все пирамиды закрыты для туристов. В Ушмале на некоторые пирамиды можно подняться, но их меньше, чем в Паленке, и виды менее разнообразные.

В Паленке обязательно стоит подняться и побродить по «комнатам» Дворца, а также сходить на площадь Группы Креста, где расположены пирамиды, построенные по повелению сына Великого Пакаля Кинич Кан Балама II.

Вид на Храм Креста и Храм Солнца с высоты Храма Лиственного Креста

День рождения в мексиканском стиле: пирамиды и водопады

Храм Креста — крупнейший в группе Креста. Построен в ознаменование восхождения на престол сына Пакаля Великого

Храм Лиственного Креста почти скрыт под натиском джунглей

Бодро — по ступенькам древних пирамид! Нужно брать пример с европейских и американских пенсионеров, которые наравне с молодыми карабкались наверх. Надеюсь, что еще через 30 лет буду не хуже их:)

День рождения в мексиканском стиле: пирамиды и водопады

В-третьих, в Паленке сохранились выдающиеся образцы искусства и письменности майя — стукковые рельефы, посвященные жизнеописанию Великого Пакаля и его сына Кан Балама и различным мифологическим персонажам, а также с иероглифическими текстами (включая самый длинный сохранившийся текст майя из 617 иероглифов). Именно в Паленке обнаружили знаменитый саркофаг, украшенный сложной резьбой. Изображение на саркофаге любители теории заговоров считают изображением, напоминающим космический корабль.

Рельеф в Храме Черепа

Копия рельефа (оригинал хранится в музее Паленке), Южная группа храмов

Рельеф, Северная группа храмов

День рождения в мексиканском стиле: пирамиды и водопады

Что касается количества туристов, то в Паленке их гораздо меньше, чем в Чичен-Ице, где иногда нельзя было даже подойти к пирамиде или сделать фотографию без чьей-нибудь чужой фигуры в кадре. Толпы туристов буквально у каждой достопримечательности несколько напрягали и не позволяли в полной мере прочувствовать магию древних руин.

Торговцев сувенирами по сравнению с Чичен-Ицей тоже мало, они не такие назойливые и «галдят» не так громко. В Паленке в целом как-то спокойнее, а гулять по обширной зеленой территории приятнее.

День рождения в мексиканском стиле: пирамиды и водопады

Нужно ли объяснять, что увиденное вызвало бурю эмоций, помноженных на радость от того, что именно в таком уникальном месте я праздную свой 30-й день рождения?

По территории Паленке мы не спеша гуляли 3,5 часа, забираясь на все доступные пирамиды. Хотели пообедать в туристическом центре при археологической зоне, но оказалось, что ресторанов в Паленке нет, только небольшое кафе, в котором ничего, кроме буррито в пластиковой упаковке, не продавалось. В этом плане Паленке уступает Чичен-Ице, где есть отличный ресторан с превосходной кухней, и можно попробовать традиционные блюда майя.

Около 12 дня за нами снова приехала маршрутка, чтобы отвезти к следующей достопримечательности — водопаду Мисоль-Ха (Misol-Ha).

День рождения в мексиканском стиле: пирамиды и водопады

Водопад представляет собой основной каскад воды, падающей с 30-метровой высоты, и небольшой каскад поблизости. В природном бассейне можно купаться, вода достаточно теплая, чем многие и пользуются. На берегу оборудованы туалеты и кабинки для переодевания.

Если вы уже видели в своей жизни водопады, то Мисоль-Ха вряд ли произведет на вас сильное впечатление, и я бы не рекомендовала тратить на него время, если оно ограничено.

Единственная яркая особенность водопада — это возможность, благодаря углублению в скале и специально оборудованной дорожке, обойти его с обратной стороны. Только будьте готовы к тому, что пройти за водопадом означает чуть ли не искупаться в нем — обильные брызги окатят вас с ног до головы.

День рождения в мексиканском стиле: пирамиды и водопады

Гораздо более яркие впечатления оставило после себя посещение каскадов Агуа-Асуль (Agua Azul) — цепи из водопадов, образуемых водами сразу нескольких рек и протекающих на протяжении одного километра. Размер водопадов, как и их внешний вид, варьируется — от совсем невысоких, больше напоминающих пороги на реке, до каскадов воды, падающих с 6-метровой высоты.

День рождения в мексиканском стиле: пирамиды и водопады

Цвет воды в водопадах из-за насыщенности минеральными солями имеет красивый голубоватый оттенок (Агуа-Асуль переводится с испанского как «голубая вода»). В путеводителях говорится, что лучшее время для любования Агуа-Асуль — весна, когда цвет воды становится наиболее насыщенным, а худшее — сезон дождей, во время которого вода становится мутной и приобретает коричневый оттенок.

День рождения в мексиканском стиле: пирамиды и водопады

Чтобы посмотреть все водопады, нужно постепенно подниматься вверх по специально оборудованной дороге, пролегающей вдоль каскадов. Некоторыми можно любоваться в непосредственной близости, другими — со специальных смотровых площадок.

Приготовьтесь к тому, что вы будете далеко не единственным человеком, приехавшим любоваться каскадами. Агуа-Асуль — одна из главных туристических достопримечательностей Чьяпаса, и сюда практически в обязательном порядке приезжает большинство туристов.

Массаж ног в водопаде:)

Вода, стекающая с водопадов, образует природные бассейны, в которых многие с удовольствием плескаются.

Зрелище каскадов действительно завораживает, поскольку они масштабны и разнообразны. Никогда ранее мы не видели такого количества водопадов, сосредоточенных в одном месте.

Туристическая инфраструктура вдоль каскадов тоже имеется. Здесь вы сможете купить сувениры и расшитую вручную одежду, освежиться свежевыжатым мандариновым соком, пообедать в одной из кафешек, а также банально сходить в туалет (все туалеты платные, чем выше — тем дороже). Судя по быту, народ здесь живет бедный, и нужно приготовиться к тому, что худенькие девочки и мальчики с невероятно грустными глазами будут подходить к вам и предлагать купить бананы или какие-то поделки (втридорога, разумеется).

День рождения в мексиканском стиле: пирамиды и водопады

На рынке в Агуа-Асуль я сделала себе замечательный подарок — вышитую рубашку в этническом стиле и с пояском. Я долго колебалась, стоит ли покупать, но благодаря тому, что муж настоял на покупке, у меня появились замечательные и яркие фотографии, напоминающие о незабываемом отдыхе в Мексике.

День рождения в мексиканском стиле: пирамиды и водопады

По западному гороскопу я скорпион, а это водный знак. Моя стихия — вода, я обожаю воду, обожаю плавать и подолгу пребывать в море (или других водоемах), уплывая на дальние расстояния. Оказаться в свой день рождения среди такого обилия воды было для меня большим счастьем и мощным зарядом положительной энергии.

Около 5 вечера маршрутка приехала за нами в последний раз, чтобы отвезти в финальную точку маршрута — город Сан-Кристобаль-де-лас-Касас. За окнами проносились живописнейшие пейзажи (штат Чьяпас славится своими природными ландшафтами), и водитель специально остановился, чтобы мы могли запечатлеть всю эту красоту.

День рождения в мексиканском стиле: пирамиды и водопады

От Агуа-Асуль до Сан-Кристобаля — около 150 км. Это в принципе небольшое расстояние мы преодолели за 4 часа, которые показались нам вечностью! Дорога пролегает по горным серпантинам, если учесть, сколько здесь гробов-«лежачих полицейских», на которые нужно взбираться, как на горку, то приятного крайне мало. Маршрутка закладывала в полной темноте такие виражи, что казалось, мы вот-вот сорвемся в пропасть. Нас трясло, швыряло и скручивало, и мы с трудом (преодолевая тошноту) дождались окончания мучений. Без преувеличения дорога до Сан-Кристобаля оказалась самой сложной за все время наших путешествий.

Первоначально мы планировали завершить столь насыщенный день красиво — в каком-нибудь ресторане, где в более традиционной обстановке хотели отметить мое тридцатилетие. Но, приехав в город после 9 вечера, уставшие, злые и абсолютно обессиленные, мы поняли, что уже никуда не пойдем. Даже дискотека на Сокало, мимо которой проехала наша маршрутка, не вдохновила совершить последний подвиг.

Только на следующий день, 16 ноября, как следует выспавшись и отдохнув, мы отправились гулять по Сан-Кристобалю — старинному городу с яркой колониальной архитектурой и узкими мощеными улочками в пышном обрамлении из цветов и растительности.

День рождения в мексиканском стиле: пирамиды и водопады

Несмотря на то, что вечер 15 ноября мы провели не в ресторане, а в отеле, сразу же после душа отправившись спать, весь день в целом прошел именно так, как я мечтала — в путешествии, открывая новые интересные места и испытывая каскад разнообразных эмоций.