Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 22:00
.

Равенна готская

Равенна — Италия Октябрь 2022
29 50

Прежде чем стать небольшим провинциальным городом, Равенна успела побывать столицей трёх различных государств и в качестве таковой приобрести совершенно уникальные достопримечательности, включённые в список Всемирного наследия Юнеско. В первой части мы рассказали про Равенну как последнюю столицу Западной Римской империи (Равенна римская). Здесь речь пойдет о памятниках Равенны периода готского королевства, а в заключительной части мы рассмотрим её византийское наследие.

2
 Расположение основных достопримечательностей Равенны на карте.  Три объекта, описанные в данной части, выделены маркёром.
Расположение основных достопримечательностей Равенны на карте. Три объекта, описанные в данной части, выделены маркёром.

Равенна готская: Теодорих

Последний римский император, Ромул Августул, был низложен в 476 г., и власть в империи захватили военачальники из варваров, которые раньше находились на имперской службе. В 493 г. Равенну после долгой осады завоевал вождь остготов Теодорих, объявивший себя наследником римских императоров и «королём» (по готской традиции) государства со столицей в Равенне. В 497 г. византийский император Анастасий I неохотно признал Теодориха правителем Италии в качестве своего вассала. Теодорих был «просвещенным» варваром, проведшим 10 лет жизни в Константинополе и хорошо знакомым с римскими порядками и традициями. Захватив Италию, он постарался восстановить в ней прежнюю римскую жизнь и во многом ему это удалось. За своё 33-летнее правление (которое многие считают мудрым) он заслужил репутацию «цивилизованного» гота, который привёл Рим в порядок.

9
Базилика Сант Аполлинаре Нуово. 6-й век. Фото из сети.
Базилика Сант Аполлинаре Нуово. 6-й век. Фото из сети.

Обосновавшиеся в Италии готы, как и многие другие германские племена на территории бывшей Западной Римской империи, были арианами, то есть последователями антитринитарного учения,  отрицавшего полностью божественную сущность Христа и его тождественность Богу-отцу. Хоть арианство и было провозглашено ересью на Никейском соборе, оно было широко распространено в Западной Европе вплоть до конца 7-го века. В этот период существовало как бы два христианства — католическое и арианское — со своими собственными обрядами и храмами.

Оказавшись в Равенне и увидев роскошные храмы и дворцы, построенные Галлой Плацидией, Теодорих загорелся идеей возвести не менее внушительный арианский собор, который стал бы главным храмом его государства. Этот собор сохранился и сейчас называется Сант Аполлинаре Нуово — в честь св. Аполлинария, первого епископа Равенны. Собор, правда, не дошёл до нас в своём первоначальном арианском виде: когда Византия захватила Равенну вскоре после смерти Теодориха, она постаралась уничтожить все его арианские и готские черты. Поэтому сейчас он — смешанный ариано-католический:).

1 из 2
Интерьер Сант Аполлинаре Нуово. Внутри - классическая базилика с тремя нефами, разделяемыми колоннадой из доставленных из Константинополя мраморных колонн (по 12 с каждой стороны) с коринфскими капителями. Позднеантичные фрески сохранились в ней лишь по двум сторонам центрального нефа; декор алтарной абсиды, потолка и пола относится к гораздо более поздним периодам.

Внутри базилики мозаики расположены на трёх уровнях. На верхнем, самом высоком, — сцены из Нового Завета, которые относятся к периоду Теодориха. При этом отсутствует изображение Распятия, которое не приветствовалось у ариан. Считается, что образцом для верхнего «житийного» цикла мозаик стала римская базилика Санта Мария Маджоре 5-го века, где в самом верху тоже идёт ряд сцен из Ветхого Завета и жизни Христа. В среднем уровне (между окнами) изображены пророки и святые, которых тоже (правда, менее уверенно) относят ко времени правления Теодориха.

9
 Внутри базилики мозаики расположены на трёх уровнях. Снимок - панорамный, отсюда - такая выпуклость.
Внутри базилики мозаики расположены на трёх уровнях. Снимок - панорамный, отсюда - такая выпуклость.

Наконец, на самом нижнем и лучше всего видимом уровне изображены две процессии: мучениц, направляющихся к Богородице (с левой стороны от входа), и мучеников, идущих к Христу (справа). Эти яркие мозаики выполнены уже в период византийского правления.

7
Мозаики левой стороны: процессия мучениц.
Мозаики левой стороны: процессия мучениц.

7
Мозаики правой стороны: процессия мученников.
Мозаики правой стороны: процессия мученников.

Начнём с мозаик самого верхнего уровня (на самом деле их легче разглядеть на фотографиях, нежели «живьём» с пола церкви). На северной (левой) стене помещены 13 сцен чудес Христовых и притчей, причём на мозаиках этого цикла Христос изображён безбородым, выражение Его лица умилённо-благостное, количество действующих лиц сведено к минимуму.

6
Христос отделяет овец от козлищ (притча о Страшном суде); мозаичные сюжеты разделяются одинаковыми картинками не очень понятной символики - куполами с двумя голубями сверху.
Христос отделяет овец от козлищ (притча о Страшном суде); мозаичные сюжеты разделяются одинаковыми картинками не очень понятной символики - куполами с двумя голубями сверху.

7
Чудесное умножение хлебов и рыб.
Чудесное умножение хлебов и рыб.

8
Призвание апостолов Петра и Андрея.
Призвание апостолов Петра и Андрея.

7
Христос и самаритянка.
Христос и самаритянка.

7
 Воскрешение Лазаря.
Воскрешение Лазаря.

Верхние мозаики южной (правой) стены заметно отличаются от «северного» цикла: Христос здесь бородат, Его лик строг, и персонажей здесь заметно больше. Считается, что эти мозаики (на которых изображены 13 Страстей Христовых, но без сцены Распятия) выполнил более искусный мастер.

5
Тайная вечеря. Трапеза происходит полулёжа, по римской традиции.
Тайная вечеря. Трапеза происходит полулёжа, по римской традиции.

6
Христос перед синедрионом.
Христос перед синедрионом.

8
Предсказание об отречении Петра (Христос показывает на петуха:)
Предсказание об отречении Петра (Христос показывает на петуха:)

6
Отречение Петра.
Отречение Петра.

7
Суд Пилата (Пилат умывает руки).
Суд Пилата (Пилат умывает руки).

Под мозаиками на евангельские сюжеты находятся изображения 32 пророков и святых (по 16 с каждой стороны), разделённых оконными проёмами (в блоках без окон изображены группы из трёх святых, см. ниже). Все святые облачены в белые римские тоги, их головы увенчаны нимбом, в руках у каждого — книга или свиток. На лицо они все разные, как и по возрасту, но поскольку имена не подписаны, идентифицировать их невозможно. Специалисты считают этот мозаичный ряд выполненным ещё в римских традициях и относят его к эпохе Теодориха.

1 из 2
Пророки и святые.

Нижние ряды с процессиями были радикально переделаны в византийский период, когда уничтожались все мозаики, связанные с арианством и/или готским правлением (т.наз. Damnatio memoriae — «осуждение памяти»). Это особенно хорошо заметно на мозаике с изображением дворца Теодориха (в начале нижнего уровня справа, с названием «PALATIUM»), от которого начинается процессия мучеников.

5
 Дворец Теодориха расположен в начале процессии мучеников.
Дворец Теодориха расположен в начале процессии мучеников.

Когда-то под центральной аркой дворцового портика (там, где сейчас просто золотой фон, см. фото ниже) восседал на троне сам Теодорих, а по бокам была изображена его свита. Сейчас всё это заменено на декоративные занавесы, хотя кое-где на колоннах остались фрагменты рук от прежней мозаики.

5
Дворец крупным планом. На месте золотого фона в центре когда-то был изображен Теодорих. За крышами дворца виден символически обозначенный город Равенна в окружении крепостных стен.
Дворец крупным планом. На месте золотого фона в центре когда-то был изображен Теодорих. За крышами дворца виден символически обозначенный город Равенна в окружении крепостных стен.

6
Напротив дворца Теодориха, на левой стене, мы видим изображение города-порта Классе («CIVITAS CLASSIS»), находившегося в античные времена рядом с Равенной. Там, где сейчас видны только позолоченные стены, когда-то тоже стоял Теодорих в окружении готской знати.
Напротив дворца Теодориха, на левой стене, мы видим изображение города-порта Классе («CIVITAS CLASSIS»), находившегося в античные времена рядом с Равенной. Там, где сейчас видны только позолоченные стены, когда-то тоже стоял Теодорих в окружении готской знати.

Мозаики нижнего уровня являются самыми знаменитыми в базилике и изображают (с правой стороны) процессию святых мучеников, шествующих от дворца к сидящему на троне в окружении ангелов Христу. Возглавляет процессию епископ Мартин Турский, которому когда-то был посвящён храм. Изначально в процессии участвовали фигуры самого Теодориха и его придворных, которых несколько святых представляли Иисусу. Процессия мучеников в окончательном варианте является уже типично византийской композицией, с повторением вертикальных мотивов в непрерывной последовательности.

6
Христос в окружении ангелов, к которому направляется процессия святых мучеников. Возможно, этот фрагмент мозаики сохранился ещё со времён Теодориха, поскольку не содержит никакой «крамолы» с византийской точки зрения.
Христос в окружении ангелов, к которому направляется процессия святых мучеников. Возможно, этот фрагмент мозаики сохранился ещё со времён Теодориха, поскольку не содержит никакой «крамолы» с византийской точки зрения.

5
Начало процессии святых мучеников. Впереди - св. Мартин Турский в коричневом паллии, возглавляющий процессию, за ним - 25 (подписанных) мучеников в белых тогах, указывающих на их святость. В руках они держат свои мученические венцы, а находящиеся вокруг них пальмы и цветы указывают на райские обители, в которых обитают святые.
Начало процессии святых мучеников. Впереди - св. Мартин Турский в коричневом паллии, возглавляющий процессию, за ним - 25 (подписанных) мучеников в белых тогах, указывающих на их святость. В руках они держат свои мученические венцы, а находящиеся вокруг них пальмы и цветы указывают на райские обители, в которых обитают святые.

1 из 3
Продолжение процессии мучеников. Повторяющиеся похожие фигуры святых (правда, с разными лицами) является типично византийской чертой.

С левой стороны от входа мы видим симметричную процессию мучениц, движущуюся от порта Классе по направлению к престолу Богородицы, держащей на коленях младенца Христа, и окружённой четырьмя ангелами. Композиция в целом аналогична шествию мучеников: фигуры разделены пальмами, в руках у них мученические венцы, под ногами — цветочное поле, над головами — сокращённые имена.

4
Процессия святых мучениц - общий вид.
Процессия святых мучениц - общий вид.

7
Богородица с Младенцем в окружении ангелов, к которой направляется процессия мучениц.
Богородица с Младенцем в окружении ангелов, к которой направляется процессия мучениц.

6
В начале процессии мучениц изображены с дарами бодро выглядящие волхвы: Валтасар, Мельхиор и Каспар. На них - фригийские колпаки, подчёркивающие их восточное происхождение.
В начале процессии мучениц изображены с дарами бодро выглядящие волхвы: Валтасар, Мельхиор и Каспар. На них - фригийские колпаки, подчёркивающие их восточное происхождение.

7
Фигурами волхвов византийцы заменили изображение жены короля Теодориха, которая ранее возглавляла процессию.
Фигурами волхвов византийцы заменили изображение жены короля Теодориха, которая ранее возглавляла процессию.

1 из 2
Все мученицы в процессии изображены в одних и тех же одеяниях, но их вышитые золотом туники и белые вуали по богатству и блеску превосходят простые белые мантии мучеников-мужчин на противоположной стене (но так и должно быть, не правда ли?:).

Византийские процессии некоторые комментаторы критикуют за монотонность и схематичность. Но с ними не согласен Павел Муратов: «Трудно представить себе более простое и величественное украшение базилики с её уходящей к алтарю колоннадой, чем эти бесконечные ряды святых дев и мучеников, уходящие к изображениям Христа и Богоматери».

На внешнем фасаде храма висит фрагмент мозаики с изображением фигуры в мантии с диадемой и нимбом. Надпись на мозике утверждает, что это Юстиниан (византийский император середины 6-го века), но она была добавлена в ходе реставрации относительно недавно. Сейчас, однако, считают, что на мозаике может быть изображён Теодорих.

4
Не верь глазам своим: написано Юстиниан, на самом деле - Теодорих.
Не верь глазам своим: написано Юстиниан, на самом деле - Теодорих.

Помимо арианской базилики, Теодорих построил в Равенне и арианский баптистерий, взяв за образец баптистерий Неона. В арианском баптистерии (туда мы не успели, к сожалению) хорошо сохранилась лишь подкупольная мозаика со сценой Крещения, все остальные стены сейчас голые. Арианское крещение очень напоминает аналогичную сцену из баптистерия Неона, но с рядом заметных отличий (см. фото ниже).

7
Католическое Крещение из баптистерия Неона.
Католическое Крещение из баптистерия Неона.

7
Арианское Крещение (фото из сети). В арианском варианте Иисус ещё совсем юный и безбородый, а бог реки Иордан более явно присутствует на мозаике в виде бородатого старика. Из его седой шевелюры торчат две рачьих клешни, а в руках - зелёная камышовая ветка.
Арианское Крещение (фото из сети). В арианском варианте Иисус ещё совсем юный и безбородый, а бог реки Иордан более явно присутствует на мозаике в виде бородатого старика. Из его седой шевелюры торчат две рачьих клешни, а в руках - зелёная камышовая ветка.

4
Кроме того, в арианском Крещении трон («Престол уготованный») для Христа, предназначенный для восседания во время Страшного суда, установлен прямо среди апостолов, между Петром и Павлом.
Кроме того, в арианском Крещении трон («Престол уготованный») для Христа, предназначенный для восседания во время Страшного суда, установлен прямо среди апостолов, между Петром и Павлом.

Ко времени правления Теодориха относится ещё одна жемчужина Равенны — архиепископская капелла (Cappella Arcivescovile) — домовая церковь равенских епископов, построенная в период 494–519 гг. Капелла посвящена апостолу Андрею Первозванному и поэтому часто называется Капеллой Св. Андрея. Она находится в музее, расположенном в бывшем архиепископском дворце, совсем рядом с баптистерием Неона. Вход туда покрывается комплексным билетом в главные равеннские достопримечательности.

Капелла построена в форме греческого креста и интересна своими раннехристианскими мозаиками, в частности, очень необычным изображением Христа в виде римского воина. По мнению специалистов, в таком виде Спаситель восходит к позднеантичным изображениям римских императоров-победителей, радикально отличаясь от канонического бородатого Христа византийской церкви, который утвердился и стал каноническим уже позже.

7
Архиепископская капелла, общий вид.
Архиепископская капелла, общий вид.

6
В четырёх арках, обрамляющих центральный свод капеллы - изображения апостолов и святых.
В четырёх арках, обрамляющих центральный свод капеллы - изображения апостолов и святых.

6
В конхе абсиды - золотой крест на фоне уже знакомого по мавзолею Галлы Плацидии звёздного неба.
В конхе абсиды - золотой крест на фоне уже знакомого по мавзолею Галлы Плацидии звёздного неба.

7
Молодой безбородый Христос в окружении апостолов Петра и Павла.
Молодой безбородый Христос в окружении апостолов Петра и Павла.

5
В своде капеллы изображены четыре символа евангелистов, разделённых ангелами. По центру - медальон с греческими буквами I (йот) и X(кси) - инициалами греческого имени Христа (Ἰησοῦς Χριστός).
В своде капеллы изображены четыре символа евангелистов, разделённых ангелами. По центру - медальон с греческими буквами I (йот) и X(кси) - инициалами греческого имени Христа (Ἰησοῦς Χριστός).

7
Над входом в капеллу изображён молодой безбородый Христос в облике воина. Он одет в римские доспехи, с наброшенным поверх них плащом. В правой руке он держит крест (как воин мог бы держать копьё), а в левой - книгу с латинской фразой «Ego sum via, veritas et vita» («Я есть Путь, Истина и Жизнь»). Его ноги попирают льва и змею, что, вероятно, основано на строках 90 псалма: «Да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона».
Над входом в капеллу изображён молодой безбородый Христос в облике воина. Он одет в римские доспехи, с наброшенным поверх них плащом. В правой руке он держит крест (как воин мог бы держать копьё), а в левой - книгу с латинской фразой «Ego sum via, veritas et vita» («Я есть Путь, Истина и Жизнь»). Его ноги попирают льва и змею, что, вероятно, основано на строках 90 псалма: «Да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона».

4
Апостолы.
Апостолы.

3
Женщины - святые.
Женщины - святые.

Помимо капеллы Св. Андрея, в архиепископском музее есть ещё один заслуживающий внимания экспонат. Это знаменитый трон из слоновой кости, принадлежавший когда-то епископу Равенны Максимиану, соратнику императора Юстиниана, изображённого вместе с ним на знаменитой мозаике в равеннской базилике Сан Витале (о которой чуть позже). Этот трон считается одним из самых замечательных изделий из слоновой кости, когда-либо созданных.

5
Трон Максимиана, Александрия, середина 6-го века.
Трон Максимиана, Александрия, середина 6-го века.

5
Спереди трона - композиция из четырёх евангелистов и Иоанна Крестителя между ними.
Спереди трона - композиция из четырёх евангелистов и Иоанна Крестителя между ними.

5
На спинке - сцены из Евангелия (на фото показаны Крещение и Вход Господень в Иерусалим).
На спинке - сцены из Евангелия (на фото показаны Крещение и Вход Господень в Иерусалим).

Теодорих умер в 526 г. после длинного 33-летнего правления и был похоронен в Мавзолее, который сам начал для себя строить в 520 г. Двухэтажный мавзолей сооружён из истрийского камня (разновидность известняка) в виде двух десятигранных ярусов, которые венчает десятиметровый купол, вытесанный из цельного 300-тонного камня и имеющий 11 метров в диаметре. До сих пор непонятно, как эту махину готам удалось затащить наверх. Местом для строительства мавзолея было выбрано уже существовавшее за пределами Равенны готское кладбище. Он и сейчас стоит там в гордом одиночестве среди чистого поля.

9
 Мавзолей Теодориха.
Мавзолей Теодориха.

Мавзолей является музеем и внутрь него, купив билет, можно попасть. Увы, когда мы добрались к нему из центра Равенны (расстояние — порядка 1 км), он почему-то оказался закрытым. Пришлось ограничиться только «наружным наблюдением», а фото интерьера позаимствовать в сети.

3
Интерьер мавзолея (фото из сети). Находящаяся на 2-м этаже порфировая римская ванна когда-то служила саркофагом Теодориха.
Интерьер мавзолея (фото из сети). Находящаяся на 2-м этаже порфировая римская ванна когда-то служила саркофагом Теодориха.

Мавзолей Теодориха очень взволновал Павла Муратова, которой описал его достаточно пафосно: «Это одно из тех мест на свете, где почему-то дано живо ощущать ход веков, где такое отвлечённое понятие, как „история“, чувствуется с захватывающей силой и близостью. Здесь мы невольно верим в существование общности с прошлым, в какую-то странную, тончайшую и сложнейшую связь между нашей судьбой и судьбой легендарного короля». Трудно сказать, есть ли там подобная связь, но какая-то позитивная аура действительно ощущается: место кажется очень приятным и притягивающим. И были мы там совершенно одни — видимо, весь массовый туризм ограничивается более знаменитым мавзолеем императрицы Галлы.

Вскоре после смерти Теодориха Юстиниан, император Восточной Римской империи (ныне известной как Византия), начал кампанию по возвращению захваченных варварами территорий Италии и Северной Африки. В 540 году его армия осадила и завоевала Равенну, ставшей после этого столицей экзарха, или наместника, правившего Италией от имени византийского императора. От византийского правления в Равенне сохранился великолепный памятник, возможно самый лучший в городе — базилика Сан Витале. Но об этом — уже в следующей, заключительной части рассказа о Равенне, который уже доступен: Равенна византийская.

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

  1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  2. Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом
  3. Рим античный: театр Марцелла, он же дедушка Колизея
  4. Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа
  5. Рим античный: стена Аврелиана
  6. Рим античный: Аппиева дорога
  7. Рим: Галерея Боргезе
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?
  12. Вилла Фарнезина — ренессансная жемчужина Рима
  13. Рим: барочные церкви Борромини
  14. Вилла д’Эсте в окрестностях Рима
  15. Флоренция: Галерея Академии
  16. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1
  17. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2
  18. Национальный музей Барджелло
  19. «Вечные картины». Сделано во Флоренции
  20. Лукка: город в тени Пизы
  21. Сиена: Пьяцца дель Кампо
  22. Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо
  23. Соборный комплекс Сиены. Часть 2: Баптистерий, крипта и музей
  24. Сиена: пинакотека города Мадонны
  25. Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала
  26. Болонья: Пьяцца Маджоре
  27. Болонья учёная
  28. Болонья: Святой Доминик, глоссаторы и башни
  29. Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только
  30. Болонья — город портиков
  31. Болонья: Национальная пинакотека
  32. Болонья: музей Средневековья
  33. Равенна римская
  34. Равенна готская
  35. Равенна византийская
  36. Парма: по следам Корреджо
  37. Пармский баптистерий — средневековая жемчужина Италии
  38. Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте
  39. Феррара, часть 2: Ренессансный город и Пинакотека

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Равенне
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии