Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — сейчас на сайте

Болонья — город портиков

Болонья — Италия Октябрь 2022

К устоявшемуся клише, используемому для описания Болоньи («учёная», «красная» и «толстая»), можно смело добавить и такую ее характеристику как «город портиков». Портиков-галерей в Болонье столько и такой красоты, что с недавнего времени они взяты под охрану Юнеско. Первоначально портики по инициативе «снизу» использовались как способ увеличения жилплощади без необходимости платить за это дополнительные налоги. А с 1288 года — уже по решению местных властей — портики стали обязательным элементом домовой архитектуры. Подробнее об этом мы уже рассказали в отзыве про Болонью учёную.

Суммарная протяженность портиков только в центре города сегодня составляет порядка 40 км. Но есть среди них портик-рекордсмен, который непрерывно тянется на 4 (!) километра. В один из дней нашего пребывания в Болонье мы пришли на площадь Маджоре, чтобы сесть там на туристический автопоезд и отправиться к сразу двум местным достопримечательностям — базилике Мадонна-ди-Сан-Люка и ведущему к ней самому длинному в Болонье портику. Сама базилика расположена на холме, к юго-западу от центра города на расстоянии примерно 5 км.

По дороге наверх автопоезд проезжает мимо Сарагосских ворот (Porta Saragozza), которые изначально были построены в 13-м веке как часть городской стены Болоньи. После постройки портика к базилике Мадонна-ди-Сан-Люка они стали одними из главных ворот города.

Болонья — город портиков

Поскольку со средних веков базилика Мадонна-ди-Сан-Люка на вершине Караульного холма была объектом паломничества, от Сарагосских ворот к ней проложили дорогу длиной около 4 км. В 1589 году её вымостили булыжником, а в 17-м веке, с целью защитить от дождя поднимающихся по дороге паломников, было решено построить над ней крытую галерею. Средства на строительство были собраны по народной подписке, а само оно растянулось больше, чем на сто лет — с 1674 по 1793 гг. В окончательном виде портик оказался состоящим из 666 арок, и никто не знает, почему дорогу к столь святому месту окаймляет «дьявольское» количество арок.

Портик (он же галерея) закрывает два отрезка дороги, один из которых является плоским, а другой — идущим наверх холма. Пологой является часть маршрута сразу за аркой Бонаккорси. Та часть пути, что ближе к храму, поднимается на вершину горы — на 220 метров на отрезке в 2,3 км. Поэтому некоторые участки подъёма достаточно крутые.

...аркой Мелончелло (Arco del Meloncello, 1732). Забегая вперёд, отметим, что эта красивая арка была спроектирована Карло Дотти, тем же архитектором, что построил и саму базилику на холме. Эта арка разделяет наклонный и плоский участки галереи.

Галерея стала самым длинным портиком Болоньи и вместе с другими её аркадами в центре города признана в 2021 году объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Паломники и «правильные» туристы поднимаются на самый верх холма пешком. Мы, однако, поленились это сделать и воспользовались для подъёма наверх транспортным средством. Зато уж вниз мы спускались по галерее пешком и всласть её пофотографировали.

В период сооружения портика был интересный эпизод: 17 октября 1677 года многие жители Болоньи, включая женщин и детей, выстроились в живую цепь и передавали из рук в руки на вершину Караульного холма кирпичи и прочие стройматериалы для возведения галереи. Это событие получило название Passamano per San Luca и с 2003 года регулярно воспроизводится по субботам в середине октября. Участвуют в нем в основном дети, которые передают по цепочке уже не кирпичи, а разные свои поделки и письменные работы, выполненные в течение года.

На вершине Караульного холма (Colle della Guardia) находится Святилище Мадонна-ди-Сан-Люка (Santuario della Madonna di San Luca), представляющее собой большую барочную базилику 18-го века. В ней хранится почитаемая богородичная икона, приписываемая евангелисту Луке (отсюда и название святилища). Со средних веков этот храм — объект паломничества.

Внешний вид храма-святилища.

По легенде, икону принес в 1160 году из паломничества в Константинополь один греческий отшельник, получивший её от священников собора Святой Софии. Он должен был отнести её на «Караульный холм» в Италии, как то было указано в надписи на самой иконе. Отшельник направился в поисках холма в Рим, где узнал, что такая гора есть в окрестностях Болоньи. Он доставил икону в Болонью, где она в ходе торжественной процессии была перенесена на «предназначенное» для неё место.

Главный алтарь и в нём основная реликвия храма - византийская икона с изображением Богородицы.

В конце 12-го века на Караульном холме возник скит для хранения иконы, ставшей объектом паломничества. Число желающих её увидеть значительно выросло в 1433 году после приписанного иконе «чуда дождя». Тогда горожане посчитали, что её перенос в Болонью остановил сильные дожди, угрожавшие урожаю. Нынешний храм, в котором хранится икона, был построен в барочном стиле в 1723—1765 гг. по проекту архитектора Карло Франческо Дотти. В 1907 г. папой Пием X храму был присвоен титул «малой базилики».

Святилище расположено на вершине Караульного холма высотой 300 м. Источник фото: Youtube.

С балкона на куполе базилики, куда можно попасть за небольшую плату, открываются панорамные виды как на саму Болонью, так и на хребты Апеннин к югу от города.

С Караульного холма просматриваются очертания Апениннских гор.

За Сарагосскими воротами начинается одноименная улица (Via Saragozza) — типично болонская, в рыжеватых тонах и с аркадами по обеим сторонам. Нам эта улица показалась одной из самых красивых в Болонье, и мы дошли по ней до базилики Св. Доминика в центре города, не уставая при этом любоваться её красотой.

Сарагосская улица сразу за воротами.

Удивила «пустынность» улицы: на ней было очень мало машин и почти не было людей.

Под каждым домом - портики индивидуальной конструкции, но тянущиеся непрерывно на протяжении всей улицы.

Причины, по которым болонская улица получила имя известного испанского города, остаются непонятными. Известно только, что произошло это ещё в 1118 году. По одной из версий, тут когда-то жили выходцы из испанской Сарагосы.

Палаццо Альбергати, 16-й век. Здесь 23 декабря 1845 года останавливался проездом русский царь Николай I, о чём свидетельствует установленная в этом доме мемориальная доска. В Болонье царь посетил пинакотеку и заказал копии нескольких полотен Гвидо Рени и Гверчино.

В конце концов по Via Saragozza/Urbana/Marsili мы вышли на площадь Сан-Доменико с замечательной одноимённой базиликой (о ней мы рассказали здесь). Недалеко от этой церкви нам встретился ещё один ренессансный палаццо с богатыми терракотовыми орнаментами. Выяснилось, что это здание, датируемое 16-м веком, называется Casa Berò detta dei Carracci (Дом Беро, он же дом Карраччи). Считается, что когда-то в нем жили и работали братья Карраччи, основоположники болонской школы живописи (подробнее о ней — в этом фотоальбоме).

В Болонье есть ещё один храм с очень красивой галереей, правда, не настолько длинной, как портик-рекордсмен. Речь идёт о церкви Санта-Мария-деи-Серви, перед которой сооружена изящная квадратная аркада. Строили этот портик на протяжении многих лет, но выдержали в одном стиле, в связи с чем он производит гармоничное впечатление.

Сама церковь Санта-Мария-деи-Серви была построена в 1346—1383 гг. для монашеского ордена служителей Девы Марии (лат. Ordo Servorum Mariae), откуда и проистекает её название. Основная цель ордена — почитание Девы Марии, а также развитие богословской науки «мариологии». Неудивительно поэтому, что все произведения искусства в церкви в той или иной степени посвящены Богоматери.

Самое главное, что есть в этом храме и ради чего туда стоит сходить — картина знаменитого флорентийского живописца Чимабуэ «Маэста». Чимабуэ (итал. Cimabue; настоящее имя — Ченни-ди-Пепо; даты жизни — около 1240–1302) был одним из главных итальянских художников периода проторенессанса и считается предшественником или даже учителем Джотто. По-итальянски Мaestà означает величание, возвеличивание и является иконографическим типом изображения Богоматери с Младенцем в окружении славящих её ангелов. Чимабуэ написал всего три больших Маэсты: помимо Болоньи, ещё одна находится в Лувре, а третья — в Уффици (эту мы тоже сняли и приводим ниже для сравнения). Болонская картина, правда, в последнее время более осторожно приписывается «школе Чимабуэ».

«Маэста» Чимабуэ из церкви Санта-Мария-деи-Серви, 1281-1285.

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?