Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — сейчас на сайте

Итальянские каникулы: мечты сбываются

Рим, Флоренция, Болонья, Сиена, Лукка, Равенна + 2 города — Италия Сентябрь 2022

Италию любят все, и мы — не исключение. Были там несколько раз, в разных местах, но обычно — краткосрочно, пытаясь посмотреть как можно больше за отведённое на каждую поездку отпускное время. Зачастую получалось «галопом по Европам».

И была мечта: поехать в Италию сразу так, скажем, на месяц, чтобы не поджимали сроки, чтобы не надо было торопиться на службу, чтобы дышать этим воздухом, чтобы посмотреть все «с чувством, с толком, с расстановкой», не торопясь объять необъятное за короткий отпуск…

Такая неспешная возможность появилась с выходом на пенсию, но возникли другие препятствия, затруднявшие какое-либо планирование: вначале — пандемия ковида, а затем — СВО и последовавшие за ней санкции и визовые ограничения…

В июле 2022 года нам все же удалось получить итальянские визы, и в середине сентября мы отправились в поездку. Еще на этапе планирования мы решили сконцентрироваться на итальянской истории и искусстве. Так что морские и горные красоты страны (которых там, безусловно, немало) в наши планы не вошли.

Челлини. Статуя Персея на площади Синьории во Флоренции.

Городское времяпрепровождение, да еще в стране с такой концентрацией достопримечательностей и художественных сокровищ — по определению утомительно. Поэтому на этапе планирования были некоторые сомнения, на какой срок «закладываться». Учитывая будущую неопределенность с европейским туризмом, решили использовать нынешнюю возможность по максимуму. Были выбраны три базовые точки: Рим, Флоренция, Болонья. Из них мы предусмотрели несколько поездок в пригороды, а также в близлежащие города — Сиену, Лукку, Парму, Равенну, Феррару. На все про все — 38 дней чистого времени (не бросайте в нас тапками, тухлыми яйцами или гнилыми помидорами!).

Начиналась наша поездка в Риме, который справедливо называют вечным городом. Город, где, как нигде еще, ощущаешь протяженность и непрерывность истории, связь времен, поскольку прямо на улицах Рима присутствуют «живые» свидетели и участники событий: форумы, термы, храмы, дворцы, построенные и свыше 2000 тысяч лет назад, и 5–10 веков назад, и недавно. И про них можно не только прочитать в книгах, но и коснуться ладонями, что вызывает какое-то непередаваемое чувство исторической сопричастности. Мы не знаем такого другого места на земле.

Вторая «стоянка» у нас была во Флоренции — городе с умопомрачительной концентрацией искусства, в каждом сантиметре его пространства.

Старый мост во Флоренции на закате.

Завершалась поездка в рыженькой Болонье — в башенной (в буквальном смысле слова) столице Эмилии-Романьи, с многокилометровыми портиками на ее улицах, по которым так приятно гулять в любую погоду.

Две башни (Due Torri) в Болонье (слева) и ее знаменитые портики (справа).

Мы сразу решили, что будем снимать квартиры, а не селиться в отелях, о чем ни разу не пожалели. Все-таки апартаменты дают больше возможностей восстановиться после напряженного туристического дня. Жилье резервировали через Booking.com. Самая дорогая квартира была в Риме (столица!), а самая дешевая, но одновременно и самая стильная и комфортная — в Болонье. Кстати, там же мы случайно выяснили, что собственнику достается примерно половина платежа, остальное делят между собой посредник и Booking. Даже если посредника нет, то доля Booking’а — примерно четверть (!) от суммы. Так что, как нам посоветовали в Риме, найдя подходящий вариант на Booking.com (или его аналоге) полезно попытаться выйти через интернет на собственника (или его посредника) напрямую: та же квартира обойдется существенно дешевле.

Это тоже в Риме.

Сиена — необыкновенной красоты средневековый город на двух холмах, создавший когда-то свою собственную школу живописи удивительного изящества и тонкости. Мы могли всем этим наслаждаться целых три дня.

Вид на Сиену сверху.
Дуччо. Мадонна с младенцем.  Конец 13-го века. Коллекция музея Дуомо в Сиене.
Дуччо. Мадонна с младенцем. Конец 13-го века. Коллекция музея Дуомо в Сиене.

Помимо Сиены, было еще несколько поездок «на сторону», все — однодневные. Одна из них — в Лукку с ее «кружевными» храмами, не похожими ни на какие другие в иных городах.

Съездили мы также и в Равенну, сумевшую сохранить в своих храмах поразительные древние мозаики.

А в Парме нас поразили фрески Корреджо сразу в нескольких объектах этого города. А еще — сооруженный из дерева зрительный зал театра во дворце Пилотта.

С погодой нам очень повезло. Поначалу в Риме было жарковато +27-28С, но постепенно установилась очень комфортная погода +22-24С, которая продлилась до самого конца нашей поездки. Так что захваченные с собой теплые одежки остались невостребованными до самого приезда в Москву.

Замок д'Эсте в Ферраре.

Туристов было очень много практически везде, кроме, пожалуй, Феррары. Преобладали американцы и немцы, но вновь появились и китайцы — большие любители селфи на фоне всего. Пока, правда, их было еще не так много, как прежде. Русскую речь слышали регулярно, хотя русскоговорящие группы с гидами встретились всего раза 3. Все остальные — это были наши туристы, путешествующие индивидуально. Находясь в Италии, прочитали, что в этом году в Италии было на 57% туристов больше, чем в доковидном 2019. Так что, скорее всего, в 2022 году Италия не заметила «потери (русского) бойца».

Кризисных явлений мы особо не почувствовали. Правда, менеджер нашего жилья в Риме пожаловалась нам на высокую безработицу, особенно среди молодежи, возросшие вдвое счета за электричество, сильно подорожавшие продукты. А со стороны, Италия по-прежнему оставляет впечатление непрекращающейся вечеринки, в которой нам тоже довелось поучаствовать.

Итальянскую кухню, где преобладают паста и пицца, «высокой» назвать сложно. Кулинарную пальму первенства оспаривают между собой Тоскана (Флоренция) и Эмилия-Романья (Болонья). Мы побывали и там, и там, и существенной разницы между ними не увидели. Но везде было достаточно вкусно, хотя довелось встретиться и с разным по качеству сервисом.

Про Италию писать легко и одновременно сложно. Легко, потому что куда ни поверни голову в этой стране, везде что-то интересное и привлекательное. Сложно, потому что написано уже очень много, в том числе и на Туристере, и повторять никого не хочется. Так что мы до сих пор пребываем в раздумьях о том, в какой формат уложить все увиденное в ходе этой поездки.

Вечерняя панорама форума Траяна в Риме.

А видели мы много всего и самого разного. Конечно, не пропустили и популярные туристические объекты (Пантеон, Римский форум, Колизей, Ватикан, галерею Уффици, флорентийский Дуомо и др.). Но учитывая, что у нас было гораздо больше времени, чем обычно у туристов, мы посмотрели также многое из того, куда не все путешественники добираются. Назовем только некоторые из этих объектов: Золотой дом Нерона, галерея Дориа Памфили, дворцы Барберини и Альтемпс, Музей этрусков, Аппиева дорога, Остиа Антика, виллы д’Эсте и Адриана — это в Риме и его пригородах.

Во Флоренции, помимо ее общепопулярных объектов, мы побывали также в Капелле Бранкаччи, музее Барджелло, храме Сан-Миниато, музее Галилея и др.

Мы не пропустили ни одного музея скульптуры, ни одной картинной галереи (пинакотеки) в городах, где побывали — в Сиене, Болонье, Парме, Ферраре, не говоря уже о Риме и Флоренции. Ведь вряд ли найдется другая страна, которая дала миру столько выдающихся художников и скульпторов, как Италия! Музеи с гигантскими коллекциями (Ватикан, галерея Уффици) мы посетили дважды.

Во многих храмах в Италии, как известно, имеются шедевры живописи, скульптуры, мозаики. Их мы тоже стороной не обошли, естественно. Названий так много, что перечислять их бессмысленно, подробнее расскажем позже.

Бенедетто Антелами. Снятие с креста.  Между 1178 и 1230 гг. Собор Дуомо в Парме.
Бенедетто Антелами. Снятие с креста. Между 1178 и 1230 гг. Собор Дуомо в Парме.

Машину напрокат мы не брали, общественным транспортом тоже практически не пользовались, за исключением перемещений на поездах между городами. А так — все больше ножками. Ещё раз убедились, что пассивно отдыхать мы не умеем. Даже в длительной поездке, когда вроде время и не поджимало, все дни были заполнены «до упора» посещением дворцов, музеев, храмов. Переваривать увиденное времени не хватало, постоянно добавлялись новые впечатления. Так что в «кулинарных» терминах эту поездку можно описать как «непрерывный процесс насыщения впечатлениями с отложенным их перевариванием». Теперь, по завершении этого путешествия, разбирая фотографии (а на двоих мы их привезли свыше 20 тысяч!) и помещая воспоминания на бумагу, в том числе для Туристера, надеемся справиться и с «перевариванием».

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?