Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 15:55
.

Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа

Рим — Италия Сентябрь 2022
28 42

В 13 году до н. э. первый римский император Октавиан Август вернулся в Рим из трёхлетней поездки по западным провинциям страны (Испании и Галлии). Там он наводил порядок, восстанавливал администрацию и общую стабильность после продолжительной гражданской войны, начавшейся вслед за убийством Юлия Цезаря. По этому поводу и чтобы отметить выдающиеся достижения Августа, римский Сенат постановил возвести на окраине Марсового поля алтарь, посвященный богине Мира (лат. Pax). Полное название сооружения было Ara Pacis Augustae — «Алтарь Августова мира», со временем упростившееся до Ara Pacis, просто «Алтарь мира». Любопытно, что словосочетание Pax Romana — «Римский мир» — изначально, во времена Августа, имело в виду мир в смысле «не война» и было важной частью его идеологии. Лишь потом оно стало означать круг римских владений, т. е. приняло второе значение слова «мир» в русском языке.

3
Оболочка-музей, в котором размещён восстановленный Алтарь мира, 2006 год. Архитектор - Ричард Мейер. Здание сконструировано с большой площадью остекления стен, чтобы добиться максимального естественного освещения алтаря.
Оболочка-музей, в котором размещён восстановленный Алтарь мира, 2006 год. Архитектор - Ричард Мейер. Здание сконструировано с большой площадью остекления стен, чтобы добиться максимального естественного освещения алтаря.

Первый римский император не назывался Августом с рождения, родители дали ему имя Октавий, а Август — это титул, которым пожаловал его Сенат в 27 году до н. э. Титул происходит от латинского глагола augere — «прирастать» и может переводиться как «великий» или «знаменитый». Со временем имя «Октавиан» было вытеснено на второй план более благозвучным «Августом». Любопытно, что и императором его никто не назначал, и во времена его правления Рим формально оставался республикой, но-де-факто руководил всем один человек. Начало этой системе положил ещё Юлий Цезарь, а Август её успешно усвоил и развил, хотя у некоторых его преемников, например, Нерона, это получалось гораздо хуже. Со временем августами стали называть любых римских императоров, а цезарями — их заместителей.

3
На стене музея выбит текст «Деяний божественного Августа» (лат. Res Gestae Divi Augusti) — краткая автобиография Октавиана Августа, написанная им самим для установки на медных панелях у входа в собственный мавзолей.
На стене музея выбит текст «Деяний божественного Августа» (лат. Res Gestae Divi Augusti) — краткая автобиография Октавиана Августа, написанная им самим для установки на медных панелях у входа в собственный мавзолей.

Отреставрированный в 1930-х годах Алтарь мира представляет собой практически квадратную мраморную ограду со стороной 11 м, в центре которой на ступенчатом постаменте расположен мраморный стол для жертвоприношений. К нему с двух сторон сделаны два прохода. По распоряжению Сената, на Алтаре мира ежегодно (в январе) совершались жертвоприношения, в которых должны были участвовать государственные деятели, жрецы и весталки.

12
Алтарь окружен квадратной мраморной оградой с рельефами, размещёнными на всех его сторонах.
Алтарь окружен квадратной мраморной оградой с рельефами, размещёнными на всех его сторонах.

5
Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа

6
Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа

2
План-схема Алтаря мира с обозначениями изображенных на нём персонажей.
План-схема Алтаря мира с обозначениями изображенных на нём персонажей.

Возможно, что процессия, направляющаяся к алтарю для жертвоприношения, и изображена на боковых (южных и северных) сторонах его ограды. Это самые знаменитые рельефы алтаря, поскольку на них представлены многие исторические персонажи, включая ближних и дальних родственников самого Августа — его жена, дочь, сестра, зять, племянники и т. д. Участники процессии с накинутой на голову тогой являются жрецами или выполняют жреческие функции. Фламены (жрецы отдельных божеств типа Юпитера или Марса) имеют свою специфическую униформу, у многих прочих участников на головы надеты лавровые венки, символы победы. Атрибуция специфических фигур условна (они не подписаны и описания рельефа отсутствуют), однако понятно, что перед нами «сливки общества» времён Августа.

8
Рельеф южной стороны ограды (справа, если стоять лицом ко входу в алтарь). Здесь изображен сам Август и его ближайшие родственники.
Рельеф южной стороны ограды (справа, если стоять лицом ко входу в алтарь). Здесь изображен сам Август и его ближайшие родственники.

7
Первым слева стоит сам Август - его фигура сохранилась лишь частично, по ней проходит разлом.
Первым слева стоит сам Август - его фигура сохранилась лишь частично, по ней проходит разлом.

5
Мужчина с суровым лицом и тогой на голове - Марк Агриппа, соратник и зять императора (именно его имя сохранилось на фронтоне Пантеона), за ним его жена Юлия, дочь Августа. Справа от Юлии - Тиберий, в будущем второй римский император, пасынок Августа.
Мужчина с суровым лицом и тогой на голове - Марк Агриппа, соратник и зять императора (именно его имя сохранилось на фронтоне Пантеона), за ним его жена Юлия, дочь Августа. Справа от Юлии - Тиберий, в будущем второй римский император, пасынок Августа.

4
Семья с маленьким ребёнком в центре - Антония (племянница Августа), Друсус (её муж) и Германикус, их двухлетний сын (был одним из кандидатов на преемника Августа).
Семья с маленьким ребёнком в центре - Антония (племянница Августа), Друсус (её муж) и Германикус, их двухлетний сын (был одним из кандидатов на преемника Августа).

4
Рельеф северной стороны (слева, если стоять лицом ко входу в алтарь). Здесь преобладают различные группы жрецов и только в конце представлены члены императорской семьи.
Рельеф северной стороны (слева, если стоять лицом ко входу в алтарь). Здесь преобладают различные группы жрецов и только в конце представлены члены императорской семьи.

4
На этом рельефе с членами императорской семьи головы не сохранились и были воссозданы в ходе реставрации. Идентификация персонажей затруднена, но считается, что первая фигура справа, напоминающая женщину - либо сестра Августа Октавия, либо его жена Ливия.
На этом рельефе с членами императорской семьи головы не сохранились и были воссозданы в ходе реставрации. Идентификация персонажей затруднена, но считается, что первая фигура справа, напоминающая женщину - либо сестра Августа Октавия, либо его жена Ливия.

Рельефы на фронтонах (западная и восточная стены мраморного ограждения) посвящены мифологическим сюжетам и также богато украшены орнаментом. Но даже те рельефы, что лучше сохранились, очень непросто расшифровать.

4
Группа студентов перед самым хорошо сохранившимся рельефом с восточной стороны.
Группа студентов перед самым хорошо сохранившимся рельефом с восточной стороны.

12
Этот рельеф, отреставрированный ещё во времена Возрождения, воплощает, возможно, идею августовского изобилия. Центральная фигура женщины/богини с двумя упитанными младенцами окружена двумя нимфами: на лебеде (аллегория воздуха), и на морском чудовище (символ моря). Внизу - непропорционально маленькие корова и овца. Для главной женской фигуры существуют такие варианты: Земля (Tellus), Рим (Roma), Мир (Pax) или даже Венера-мать (Venus Genetrix) - богиня материнства и домашнего очага. Как бы там ни было, на рельефе, похоже, все довольны и благодарят Августа за счастливую жизнь.
Этот рельеф, отреставрированный ещё во времена Возрождения, воплощает, возможно, идею августовского изобилия. Центральная фигура женщины/богини с двумя упитанными младенцами окружена двумя нимфами: на лебеде (аллегория воздуха), и на морском чудовище (символ моря). Внизу - непропорционально маленькие корова и овца. Для главной женской фигуры существуют такие варианты: Земля (Tellus), Рим (Roma), Мир (Pax) или даже Венера-мать (Venus Genetrix) - богиня материнства и домашнего очага. Как бы там ни было, на рельефе, похоже, все довольны и благодарят Августа за счастливую жизнь.

4
На другом неплохо сохранившемся рельефе (с западной стороны) изображено принесение в жертву свиньи бородатым мужчиной. Это то ли Эней, предок Ромула и Рема, то ли римский царь Помпилий, основавший религиозные институты государства.
На другом неплохо сохранившемся рельефе (с западной стороны) изображено принесение в жертву свиньи бородатым мужчиной. Это то ли Эней, предок Ромула и Рема, то ли римский царь Помпилий, основавший религиозные институты государства.

1 из 2
Два других торцевых рельефа сохранились очень плохо и изображают (с очень большой натяжкой) бога Марса с Ромулом и Ремом и их волчицей, ...

По всему периметру ограждения алтаря, на первом ярусе, проходит растительный орнамент с лебедями. Лебедь считался священной птицей Аполлона, который, в свою очередь, был покровителем Августа — отсюда и такое птичье изобилие.

1 из 2
Растительный орнамент с лебедями, идущий по периметру ограды алтаря.

С внутренней же стороны алтарное ограждение украшено букранием — бычьими черепами, соединёнными между собой плетёнными гирляндами. Это очень распространенный мотив в римской декоративной практике, связанный с древними культами жертвоприношений быка.

1 из 2
Декор внутри алтаря - фриз с букраниями.

Алтарь мира был расположен в северной части Марсового поля — в те времена обширного зеленого луга на левом берегу Тибра, на котором проводились военные учения и тренировки. Алтарь стоял на римской дороге Виа Фламиниа, которая сейчас стала главной улицей Рима — Виа-дель-Корсо. Также на Марсовом поле находился мавзолей Августа, и на одной оси с ним — знаменитый Пантеон, построенный Марком Агриппой, зятем Августа. Рядом с Алтарем возвели гигантские солнечные часы, использовавшие в качестве гномона египетский обелиск из города Хелиополиса, доставленный оттуда в 10 году до нашей эры. 23 сентября, в день осеннего равноденствия, совпадавшего с днём рождения Августа, тень обелиска указывала на Алтарь мира, как бы подтверждая божественное происхождение императора.

3
Комплекс монументов Августа на Марсовом поле: 1 - оригинальное расположение Алтаря мира на Виа Фламиниа (сейчас Виа-дель-Корсо); 2 - солнечные часы (не сохранились); 3 - Пантеон; 4 - мавзолей Августа; 5 - современное расположение Алтаря мира; 6 - Септа Юлия (окруженное портиком место для голосования, не сохранилось).
Комплекс монументов Августа на Марсовом поле: 1 - оригинальное расположение Алтаря мира на Виа Фламиниа (сейчас Виа-дель-Корсо); 2 - солнечные часы (не сохранились); 3 - Пантеон; 4 - мавзолей Августа; 5 - современное расположение Алтаря мира; 6 - Септа Юлия (окруженное портиком место для голосования, не сохранилось).

Расположение Алтаря рядом с зоной затопления Тибра сыграло с ним злую шутку. Многочисленные разливы реки покрывали его слоями осадочных пород, и к 4-му веку закрыли целиком, в результате чего про Алтарь забыли. Его фрагменты обнаружили лишь в конце 16-го века во время строительства на Виа Фламиниа, но не могли понять, что это такое. Найденные рельефы растаскивали для украшения вилл и дворцов, а потом и в музеи (так часть алтаря оказалась в Лувре). Лишь в конце 19-го века немецкий археолог Фридрих фон Дюн «опознал» алтарь, основываясь на его упоминаниях в мемуарах Августа.

4
Обелиск, бывший когда-то частью солнечных часов рядом с Алтарём мира на Марсовом поле. Он был раскопан в 16-м веке, а в 1792 году установлен на площади Монтечиторио (Piazza Montecitorio) папой Пием VI. В находящемся рядом барочном дворце сейчас заседает итальянский парламент.
Обелиск, бывший когда-то частью солнечных часов рядом с Алтарём мира на Марсовом поле. Он был раскопан в 16-м веке, а в 1792 году установлен на площади Монтечиторио (Piazza Montecitorio) папой Пием VI. В находящемся рядом барочном дворце сейчас заседает итальянский парламент.

Раскопки и извлечение из-под земли алтаря были долгими и сложными, сопровождались разрушением одних домов, переносом/укреплением других и замораживанием почвы. В конце концов, по решению Муссолини, алтарь решили восстановить в былом величии и сделали это в 1938 году, к 2000-летней годовщине со дня рождения Августа. Но расположить алтарь на прежнем месте не представлялось возможным из-за имевшейся там густой застройки. Поэтому алтарь был восстановлен на берегу Тибра рядом с мавзолеем Августа (что логично), который также пришлось расчищать от средневековых и ренессансных наслоений. Поскольку за 2 тысячи лет культурный слой вырос почти на 5 метров, алтарю теперь не угрожает затопление Тибром.

5
Мавзолей Августа, расчищенный от более поздней застройки в 1934 году, но до сих пор до конца не отреставрированный. Алтарь мира находится совсем рядом с ним - снимок мавзолея сделан из окна здания-оболочки вокруг Алтаря.
Мавзолей Августа, расчищенный от более поздней застройки в 1934 году, но до сих пор до конца не отреставрированный. Алтарь мира находится совсем рядом с ним - снимок мавзолея сделан из окна здания-оболочки вокруг Алтаря.

Мавзолей Августа был венцом его монументальной пропаганды. Он начал строить его ещё в юном возрасте, сразу после окончательной победы над Марком Антонием, когда из Октавиана он стал Августом. Мавзолей расположили на высоком берегу Тибра и придали ему форму этрусских могильников: в основе располагалось цилиндрическое строение (диаметром 87 м), над ним возвышались барабаны меньшего диаметра (общей высотой 44 м). Последний барабан был увенчан статуей императора, вокруг мавзолея находилась терраса с колоннами. Круглую форму мавзолея Августа взял позже за основу и император Адриан при возведении собственной усыпальницы, которая была значительно меньше и гораздо лучше сохранилось. Её знают все туристы — это замок Святого Ангела на Тибре.

3
Различные варианты реконструкции мавзолея Августа. Египетские обелиски, изображенные перед входом в мавзолей на этих рисунках, сохранились. Один из них стоит у Квиринальского дворца (бывшей резиденции Римских пап, а ныне - Президента Италии), другой - возле базилики Санта-Мария-Маджоре.
Различные варианты реконструкции мавзолея Августа. Египетские обелиски, изображенные перед входом в мавзолей на этих рисунках, сохранились. Один из них стоит у Квиринальского дворца (бывшей резиденции Римских пап, а ныне - Президента Италии), другой - возле базилики Санта-Мария-Маджоре.

Мавзолей стал усыпальницей не только Августа, но и многих членов династического семейства Юлиев-Клавдиев: жены Августа Ливии, сестры Октавии, племянника Марцелла, зятя Агриппы, внучатого племянника Германика. Из последующих императоров там были захоронены Тиберий, Калигула(?), Клавдий и Нерва. Не нашлось там, правда, места ненавидимому всеми Нерону, а также дочери Юлии (в силу её распутного, с точки зрения отца, поведения).

3
Мавзолей Августа - вид сбоку. Хорошо видны круглые ступенчатые террассы, из которых он образован (фото из интернета).
Мавзолей Августа - вид сбоку. Хорошо видны круглые ступенчатые террассы, из которых он образован (фото из интернета).

Мавзолей Августа был разорён уже в начале 5-го века, во время захвата и грабежа Рима готами в 410 году. В Средние века мавзолей побывал крепостью, ареной для боя быков, театром и, с начала 20-го века, — концертным залом. Муссолини начал его реставрацию и расчистил от поздних пристроек, но не успел её закончить до начала ВМВ. Реставрация возобновилась только в 2007 году, но до сих пор не завершилась. Хотя внутрь туристов с середины 2021 г. уже пускают, но по предварительной записи и как-то очень непросто. Мы оставили посещение мавзолея для будущих поездок в Рим.

5
Мавзолей Августа - вид сверху (интернет). Цилиндр в центре - погребальное помещение для урны Августа. Слева видно современное здание-оболочку для Алтаря мира.
Мавзолей Августа - вид сверху (интернет). Цилиндр в центре - погребальное помещение для урны Августа. Слева видно современное здание-оболочку для Алтаря мира.

 

 

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

  1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  2. Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом
  3. Рим античный: театр Марцелла, он же дедушка Колизея
  4. Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа
  5. Рим античный: стена Аврелиана
  6. Рим античный: Аппиева дорога
  7. Рим: Галерея Боргезе
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?
  12. Вилла Фарнезина — ренессансная жемчужина Рима
  13. Рим: барочные церкви Борромини
  14. Вилла д’Эсте в окрестностях Рима
  15. Флоренция: Галерея Академии
  16. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1
  17. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2
  18. Национальный музей Барджелло
  19. «Вечные картины». Сделано во Флоренции
  20. Лукка: город в тени Пизы
  21. Сиена: Пьяцца дель Кампо
  22. Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо
  23. Соборный комплекс Сиены. Часть 2: Баптистерий, крипта и музей
  24. Сиена: пинакотека города Мадонны
  25. Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала
  26. Болонья: Пьяцца Маджоре
  27. Болонья учёная
  28. Болонья: Святой Доминик, глоссаторы и башни
  29. Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только
  30. Болонья — город портиков
  31. Болонья: Национальная пинакотека
  32. Болонья: музей Средневековья
  33. Равенна римская
  34. Равенна готская
  35. Равенна византийская
  36. Парма: по следам Корреджо
  37. Пармский баптистерий — средневековая жемчужина Италии
  38. Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте
  39. Феррара, часть 2: Ренессансный город и Пинакотека

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Риме
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии