Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 15:51
В поездке

Рим: барочные церкви Борромини

Рим — Италия Сентябрь 2022
43 46

Количество церквей в Риме просто ошеломляет. За 17 дней мы побывали в 35 из них, и это только малая их часть (согласно Википедии, в Риме около 900 церквей всех деноминаций, но большинство из них — католические). Причина такого обилия лежит в истории: церкви в Риме начали строить с момента легализации христианства в 4-м веке, а сам Рим больше тысячи лет (с 752 по 1870 гг.) был столицей Папского государства, в котором, помимо религиозной, папы обладали также и административной властью. Позиционировав Рим как центр христианства (а после падения Константинополя это было уже трудно оспорить), папы не покладая рук утверждали свою власть церковным строительством в прямом и переносном смысле.

Конечно, церкви в Риме очень разные, и мы старались попасть в самые известные и знаменитые из них, но по возвращении, задним числом, осознали, что посмотрели далеко не всё, что следовало. Сейчас же перед нами возник вопрос: как лучше всего рассказать об увиденных римских храмах в Туристере? Один из возможных подходов, которым мы тут воспользуемся, — показать творения наиболее выдающихся римских зодчих. Этот рассказ — о великом барочном архитекторе Франческо Борромини, поэтому вначале — несколько слов о нем.

Борромини (1599–1667) был родом из семьи потомственных каменщиков и строителей. Овладев навыками профессии в Милане, он в 20-летнем возрасте переехал в Рим, и стал работать под руководством Карло Мадерна. Занят он был на самых престижных стройках: собора Святого Петра, а затем Палаццо Барберини. Когда Мадерна умер в 1629 году, Борромини оказался в команде уже под руководством знаменитого Джованни Лоренцо Бернини. Однако они не сошлись характерами и быстро расстались, и в дальнейшем Борромини работал в Риме в постоянном соперничестве с Бернини за папское внимание и получение выгодных заказов. Как архитектор, Борромини всегда предлагал оригинальные и неожиданные «нелинейные» решения. Вогнутые или волнообразные поверхности фасадов стали его «визитной карточкой» в римском барокко. Дополнительные сведения о Борромини приведены в конце рассказа, а сейчас взгляните на две его церкви-жемчужины.

Святой Карл у четырёх фонтанов

Небольшая церковь Святого Карла у четырёх фонтанов (San Carlo alle Quattro Fontane) неподалёку от Квиринальского дворца является первым и одновременно последним творением Франческо Борромини. Он начал работать над её интерьером в 1634 году и закончил через 10 лет, а ещё через 30 лет, незадолго до свой смерти, занимался её фасадом.

4
Внешний вид церкви Св. Карла у четырёх фонтанов.
Внешний вид церкви Св. Карла у четырёх фонтанов.

Церковь Св. Карла освящена в честь канонизированного миланского кардинала и реформатора церкви Карло Борромео. Заказчиком церкви был монашеский орден тринитариев (Ordo Sanctissimae Trinitatis), название которого переводится как «Орден Пресвятой Троицы». Когда монахи ордена стали искать архитектора для её постройки, Борромини предложил им свои услуги бесплатно, лишь бы побыстрее начать работать независимо. Эта церковь, таким образом, стала его первым самостоятельным произведением, и уже в ней архитектурный стиль Борромини проявился очень ярко. Его первое творение не походило ни на одно здание Рима и вызвала истинный восторг горожан своей красотой и новаторской формой.

9
Фасад церкви поражает своими волнообразными изгибами. Фото из интернета.
В центре верхнего яруса над небольшим балконом находится овальный медальон, который держат два ангела; когда-то здесь была фреска Святой Троицы - эмблема тринитариев.
Фасад церкви поражает своими волнообразными изгибами. Фото из интернета. В центре верхнего яруса над небольшим балконом находится овальный медальон, который держат два ангела; когда-то здесь была фреска Святой Троицы - эмблема тринитариев.

Главной достопримечательностью церкви является её фасад. Он выполнен из травертина и имеет два уровня, разделённых ионическими колоннами на три секции. Сочетание выпуклых и вогнутых поверхностей на фасаде кажется набегающей волной, заставляющей взгляд перемещаться по его линиям. Игра света и тени на сложных поверхностях фасада привлекает внимание наблюдателя и заставляет его забыть о скромных размерах храма (всего 12 метров в ширину и 20 метров в длину). Фасад богато украшен сложными орнаментами, рельефными скульптурами и деталями, среди которых кресты, ангелы, цветы. Некоторые искусствоведы называют фасад церкви в исполнении Борромини «застывшей волной» или фасадом-скульптурой.

5
Интерьер церкви Св. Карла - пиршество изогнутых форм и силуэтов.
Интерьер церкви Св. Карла - пиршество изогнутых форм и силуэтов.

7
Рим: барочные церкви Борромини

Внутри церковь производит просто ошеломляющее впечатление своими многочисленными изгибами, овалами, арками, нишами — наряду с классическими колоннами коринфского ордера. Интерьер храма — весь белый — не выглядит особенно богатым (орден тринитариев не располагал большими средствами), но насколько изящно и элегантно всё оформлено! Свод купола буквально улетает ввысь, и внутри нет ровных плоскостей, все они искривлены, образуя сложное сочетание архитектурных конструкций и деталей. Восхищает изобретательность Борромини, который смог в небольшом объёме храма создать такую необычную и геометрически сложную организацию внутреннего пространства.

5
В плане церковь представляет собой овал или эллипс, который хорошо виден, если взглянуть на потолок. Кажется, что овальный купол просто «плавает» в воздухе и излучает мягкий свет, который непонятно, откуда берётся. А вокруг купола - буйство арок, овальных медальонов и всевозможных изгибов. И тем не менее, все это не выглядит перебором!
В плане церковь представляет собой овал или эллипс, который хорошо виден, если взглянуть на потолок. Кажется, что овальный купол просто «плавает» в воздухе и излучает мягкий свет, который непонятно, откуда берётся. А вокруг купола - буйство арок, овальных медальонов и всевозможных изгибов. И тем не менее, все это не выглядит перебором!

7
Овальный свод купола состоит из множества лепных элементов, напоминающих соты с мотивами креста, шестиугольника и восьмиугольника. В центре купола встроен окулос с изображением парящего голубя – Святого Духа в треугольнике Троицы (эмблемы ордена тринитариев).
Овальный свод купола состоит из множества лепных элементов, напоминающих соты с мотивами креста, шестиугольника и восьмиугольника. В центре купола встроен окулос с изображением парящего голубя – Святого Духа в треугольнике Троицы (эмблемы ордена тринитариев).

Немного о названии храма. Он расположен на пересечении двух улиц, проложенных в конце 16-го века для паломников с тем расчетом, чтобы им было легче добираться до главных римских святынь. С перекрёстка открывается вид сразу на три обелиска: у церквей Санта-Мария—Маджоре, Тринита-деи-Монти (у площади Испании) и у Квиринальского дворца, где раньше жили папы.

4
Перекрёсток четырёх фонтанов. Вид со стороны храма Св. Карла (фото и фотоколлаж - из интернета).
Перекрёсток четырёх фонтанов. Вид со стороны храма Св. Карла (фото и фотоколлаж - из интернета).

На углах зданий перекрёстка находятся 4 фонтана, украшенных скульптурами по проекту Доменико Фонтана (что же ещё можно делать с такой фамилией:)?) и выполненными из цемента.

6
Перекрёсток четырёх фонтанов. Слева - церковь Св.Карла.
Перекрёсток четырёх фонтанов. Слева - церковь Св.Карла.

Скульптуры олицетворяют двух речных богов (Тибра в Риме и Арно во Флоренции) и двух римских богинь: Диану и Юнону.

6
Тибр и Юнона. Расположенные друг напротив друга, они демонстративно смотрят в разные стороны...
Тибр и Юнона. Расположенные друг напротив друга, они демонстративно смотрят в разные стороны...

7
Арно и Диана. А Арно поглядывает, но не на дремлющую Диану, а на Тибра! :)
Арно и Диана. А Арно поглядывает, но не на дремлющую Диану, а на Тибра! :)

Церковь Святого Иво

Храм Святого Иво (Sant’Ivo alla Sapienza) является другой жемчужиной римского барокко в исполнении Франческо Борромини. Церковь посвящена святому Иво Бретонскому, жившему в 13-м веке и считающемуся покровителем юристов. Она расположена внутри «Дворца мудрости» (Palazzo della Sapienza), где до 1935 г. располагался Римский университет. Сейчас в этом здании архив Папского государства, существовавшего с 9 по 19-й век. Чтобы увидеть церковь снаружи, надо зайти во двор «Сапиенцы» через ворота со стороны улицы Ренессанса (Corso del Rinascimento), что буквально в двух шагах от пьяцца Навона. Церковь открывают всего на пару часов утром в выходные, так что внутрь мы попасть не смогли.

10
Церковь Святого Иво находится во дворе дворца «Сапиенца» с папскими архивами. Двор окружён красивым двухуровневым портиком 16-го века, который замыкается полукруглым низом церкви, что создаёт единую органичную композицию.
Церковь Святого Иво находится во дворе дворца «Сапиенца» с папскими архивами. Двор окружён красивым двухуровневым портиком 16-го века, который замыкается полукруглым низом церкви, что создаёт единую органичную композицию.

Внешний вид церкви хорошо отражает особенности архитектурного стиля Борромини, который строил её целых 20 лет (1642–1662). Прежде всего — это её вогнутый фасад, образующий единую композицию с аркадой внутреннего двора университета. В дополнение к вогнутому фасаду, Борромини снабдил церковь шестилепестковым барабаном с выпукло-вогнутой формой (его фирменный приём), а также и высокой лантерной (небольшой башенкой на вершине купола) со сдвоенными колонками и необычным спиралеобразным шатром, заменяющим традиционный купол.

7
Церковь очень нелегко «сфоткать», поскольку её низ, равно как и двор, в котором она находится, постоянно в тени, а верхушка - на солнце. К счастью, современные телефоны автоматически  слегка корректируют эти диссонансы в освещении.
Церковь очень нелегко «сфоткать», поскольку её низ, равно как и двор, в котором она находится, постоянно в тени, а верхушка - на солнце. К счастью, современные телефоны автоматически слегка корректируют эти диссонансы в освещении.

За те 20 лет, во время которых Борромини строил эту церковь, сменилось трое пап, каждый из которых стремился «внести вклад» в облик капеллы при курируемом ими университете. Бедный Борромини был вынужден угождать их вкусам, располагать их геральдические символы на фасаде церкви, а также зашифровывать их в её форме.

Так, шестилепестковый барабан храма напоминает ячейку пчелиных сот, а пчела была геральдическим символом семьи Барберини, выходец из которой папа Урбан VIII (1623–1644) начал его строительство. Под барабаном, в самом верху вогнутого фасада церкви, «светят» четыре восьмиугольные звезды — символ семейства Киджи, выходец из которого — папа Александр VII (1655–1657), — строительство заканчивал.

5
Очень своеобразна высокая лантерна со спиралеобразным шатром (некоторые утверждают, что он напоминает пчелиный улей - реверанс в сторону Барберини с его пчёлами). Лантерна завершается металлической фигурной «короной» с золотистым шаром, олицетворяющей папскую тиару. На шаре сидит голубь с лавровой ветвью в клюве, а концы креста оканчиваются геральдическими лилиями (fleurs-de-lys). Всё это - символы папы Иннокентия X (1644-1655) из семейства Памфили.
Очень своеобразна высокая лантерна со спиралеобразным шатром (некоторые утверждают, что он напоминает пчелиный улей - реверанс в сторону Барберини с его пчёлами). Лантерна завершается металлической фигурной «короной» с золотистым шаром, олицетворяющей папскую тиару. На шаре сидит голубь с лавровой ветвью в клюве, а концы креста оканчиваются геральдическими лилиями (fleurs-de-lys). Всё это - символы папы Иннокентия X (1644-1655) из семейства Памфили.

Как и все церкви Борромини, этот храм очень необычен внутри: в сечении он похож на шестиугольную звезду Давида со срезанными углами. Звезда Давида, по мнению некоторых комментаторов, вызывает ассоциацию с храмом Соломона в Иерусалиме, который считался символическим прообразом всех христианских церквей Рима и католического мира.

8
Контуры купола храма повторяют необычную форму его основания (фото из Википедии).
Контуры купола храма повторяют необычную форму его основания (фото из Википедии).

2
Гигантский алтарь Пьетро да Кортона изображает группу святых во славе. Над ним видна надпись на латыни: INITIVM SAPIENTAE TIMOR DOMINI («Мудрость начинается со страха перед Богом»), цитата из Псалма 111 (фото из интернета).
Гигантский алтарь Пьетро да Кортона изображает группу святых во славе. Над ним видна надпись на латыни: INITIVM SAPIENTAE TIMOR DOMINI («Мудрость начинается со страха перед Богом»), цитата из Псалма 111 (фото из интернета).

Прочие работы Борромини в Риме

Для полноты картины покажем ещё некоторые работы Франческо Борромини в Риме, где он не был единственным исполнителем, а сотрудничал с другими архитекторами/скульпторами. Про одну из них (церковь Святой Агнессы на Навоне) мы уже рассказывали, остальные же проекты Борромини дадим просто списком, указав его участие в них.

9
Церковь Св. Агнессы на пьяцца Навона (Sant'Agnese in Agone): Борромини работал над первым уровнем фасада. В соседнем с церковью палаццо Памфили (Palazzo Pamphili) Борромини оформил главный зал дворца.
Церковь Св. Агнессы на пьяцца Навона (Sant'Agnese in Agone): Борромини работал над первым уровнем фасада. В соседнем с церковью палаццо Памфили (Palazzo Pamphili) Борромини оформил главный зал дворца.

8
Церковь Св. Андрея в зарослях (Sant'Andrea delle Fratte): купол, колокольня (на фото ниже).
Церковь Св. Андрея в зарослях (Sant'Andrea delle Fratte): купол, колокольня (на фото ниже).

3
Рим: барочные церкви Борромини

4
Церковь Св. Андрея в долине (Sant'Andrea della Valle): купол.
Церковь Св. Андрея в долине (Sant'Andrea della Valle): купол.

4
Ораторий Филиппо Нери (Oratorio dei Filippini): фасад с характерными для Борромини изгибами.
Ораторий Филиппо Нери (Oratorio dei Filippini): фасад с характерными для Борромини изгибами.

7
Церковь Иоанна Крестителя флорентийцев (San Giovanni dei Fiorentini): алтарь (на фото ниже). В этом же храме Борромони похоронен. Фотографии из интернета.
Церковь Иоанна Крестителя флорентийцев (San Giovanni dei Fiorentini): алтарь (на фото ниже). В этом же храме Борромони похоронен. Фотографии из интернета.

2
Рим: барочные церкви Борромини

6
Латеранская базилика (San Giovanni in Laterano): центральный неф (фото ниже).
Латеранская базилика (San Giovanni in Laterano): центральный неф (фото ниже).

4
Рим: барочные церкви Борромини

6
Собор Св. Петра (San Pietro): балдахин над захоронением Св. Петра (совместно с Бернини), пьедестал для «Пьеты» Микеланджело (фото ниже).
Собор Св. Петра (San Pietro): балдахин над захоронением Св. Петра (совместно с Бернини), пьедестал для «Пьеты» Микеланджело (фото ниже).

8
Рим: барочные церкви Борромини

4
Палаццо Барберини (Palazzo Barberini): задний фасад и фантастическая винтовая лестница с колоннами (фото ниже).
Палаццо Барберини (Palazzo Barberini): задний фасад и фантастическая винтовая лестница с колоннами (фото ниже).

1 из 2

1 из 2
Галерея протяженностью всего в 9 метров в палаццо Спада (Palazzo Spada) с эффектом «принудительной перспетивы». За счет наклона пола и продольного расположения колонн возникает оптический эффект, визуально удлинняющий коридор в 4 раза и втрое увеличивающий статую в садике за ним (фото из интернета).

Справочно: Франческо Борромини

2
Франческо Борромини
Франческо Борромини

Борромини был родом из швейцарского кантона Тичино, где живут итальянцы, и происходил из семьи потомственных каменщиков и строителей. Его отец был архитектором на службе у герцогов Висконти в Милане. Там же начал работать и Борромини, но в 20-летнем возрасте перебрался в Рим, став помощником Карло Мадерна (своего дальнего родственника) на строительстве собора Святого Петра, а затем Палаццо Барберини. Когда Мадерна умер в 1629 году, Борромини продолжил участвовать в строительстве дворца, но уже под руководством знаменитого Джованни Лоренцо Бернини. Однако его отношения с Бернини не сложились, и в последующие годы Борромини и Бернини постоянно соперничали в получении выгодных заказов.

Работал он исключительно как архитектор (Бернини, напротив, больше прославился как скульптор), вдумчиво и медленно, но зато почти каждое его творение было шедевром. У него были навыки мастера-каменотёса и организатора строительных работ, которые он приобрёл в период стажировки в Милане и ученичества у Карло Мадерна в Риме. Это позволило ему успешно руководить практической реализацией своих проектов и воплощать в камне все свои идеи.

Как архитектор Борромини выделялся совершенным и абсолютным профессионализмом, ставшим редкостью в эпоху разносторонних мастеров Возрождения. Борромини занимался математикой и самостоятельно осваивал многие науки, собрав при этом выдающуюся библиотеку. Он всегда предлагал самые необычные, экстравагантные решения и мало кто мог догадаться, что за ними кроется точный математический расчет. Окружностям он неизменно предпочитал эллипсы, а прямой линии — изгиб. Вогнутые или волнообразные поверхности фасадов стали его «визитной карточкой» в римском барокко.

К сожалению, к концу жизни Борромини впал в депрессию и в 1667 г. покончил с собой. Похоронен он в римской церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини рядом с могилой своего учителя Карло Мадерна, и много лет на плите, под которой он лежал, не было надписи (самоубийцам не положено). Лишь в 1955 году имя архитектора было выбито на чистой мраморной плите рядом с захоронением Карло Мадерна, а на колонне церкви по заказу посольства Швейцарии в Риме установлена памятная доска со списком его творений.

1
Захоронение Борромини и его памятная доска (Википедия).
Захоронение Борромини и его памятная доска (Википедия).

Цикл материалов "Центральная Италия 2022"

  1. Итальянские каникулы: мечты сбываются
  2. Рим античный: Пантеон, Колизей, Золотой дом
  3. Рим античный: театр Марцелла, он же дедушка Колизея
  4. Рим античный: Алтарь мира и мавзолей Августа
  5. Рим античный: стена Аврелиана
  6. Рим античный: Аппиева дорога
  7. Рим: Галерея Боргезе
  8. Рим: Галерея Дориа-Памфили
  9. Пьяцца Навона: от римского стадиона до барочной жемчужины
  10. Пьяцца Навона: церковь Святой Агнессы
  11. Римская Пьяцца-дель-Пополо: Народная или Тополиная?
  12. Вилла Фарнезина — ренессансная жемчужина Рима
  13. Рим: барочные церкви Борромини
  14. Вилла д’Эсте в окрестностях Рима
  15. Флоренция: Галерея Академии
  16. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 1
  17. Палаццо Питти: Палатинская галерея. Часть 2
  18. Национальный музей Барджелло
  19. «Вечные картины». Сделано во Флоренции
  20. Лукка: город в тени Пизы
  21. Сиена: Пьяцца дель Кампо
  22. Соборный комплекс Сиены. Часть 1: Дуомо
  23. Соборный комплекс Сиены. Часть 2: Баптистерий, крипта и музей
  24. Сиена: пинакотека города Мадонны
  25. Сиена: Госпиталь Санта Мария делла Скала
  26. Прогулка по Сиене
  27. Сиена: Ораторий Св.Бернардина
  28. Болонья: Пьяцца Маджоре
  29. Болонья учёная
  30. Болонья: Святой Доминик, глоссаторы и башни
  31. Болонья: древние храмы базилики Святого Стефана и не только
  32. Болонья — город портиков
  33. Болонья: Национальная пинакотека
  34. Болонья: музей Средневековья
  35. Равенна римская
  36. Равенна готская
  37. Равенна византийская
  38. Парма: по следам Корреджо
  39. Пармский баптистерий — средневековая жемчужина Италии
  40. Феррара, часть 1: Вотчина герцогов д'Эсте
  41. Феррара, часть 2: Ренессансный город и Пинакотека

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Риме
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии