Турист dima_the_thinker
Лучший материал
недели

Бисау — Гвинея-Бисау Февраль 2024

Что у нас достигло невообразимых высот, так это пиар. Например, о нашем ежегодном дне города сообщают афиши, билборды, вещает радио, показывает телевидение и собирает лайки специально сделанный сайт. Каждая собака в городе знает: тут-то и тогда-то споет потускневшая звезда былых времен, ретроавтомобили поедут от сих до сих, здесь будут пулять в ночное небо шутихи, а вот тут пройдет ярмарка и можно поживиться чем-нибудь вкусным. Но интересно ли это кому-нибудь, кроме собак и приглашенной спеть звезды? Уж точно не туристам из Бисау. В Бисау же подход совершенно иной: есть интересное событие, которое местные жители готовят с любовью и тщанием, но узнать о нем можно по программам турагентств для европейцев.

В Бисау о карнавале предупреждали кое-где расклееные афиши: мол, с 10 по 13 февраля (с субботы по вторник) будет карнавал, место проведения и расписание мероприятий не упомянуто. Подготовка и всеобщий интерес были заметны уже в пятницу: тут выгуливают принаряженный детский сад.

Школьницы гуляют сами по себе.

Карнавал в Бисау

Разновозрастная группа заметила нас и перешла на нашу сторону дороги попозировать.

После возвращении с острова Бубак около полудня в воскресенье нам предстояло узнать, где будет столичный карнавал. В отеле неопределенно махнули руками в обе стороны: туда карнавал, и сюда карнавал, тут везде карнавал. Отель расположен на улице Борцов за Освобождение Родины, самой широкой в городе. Улица действительно была перекрыта, и после недолгого отдыха мы выдвинулись в сторону площади Национальных Героев и улицы Амилкара Кабрала, которые, как мы убедились, были недавно облагорожены плиткой и освещением.

Карнавал в Бисау

Но карнавальных команд тут не было, зато встретилась дама из Португалии, плававшая с нами на Бубак, с местным другом. Он и рассказал программу карнавала: шествие будет проходить по всей улице Борцов, от парламента до аэропорта. Основное шествие сегодня, немного в понедельник, во вторник уже не будет. А как же тургруппа, которой продали тур с посещением карнавала в понедельник-вторник? Повезло, что не вляпались в нее, и повезло, что не взяли лодку на Боламу, а то бы приехали к вечеру. А что делать, видимо здесь обнародовать программу мероприятия — табу, демоны прочитают и все испортят. Так и передают из уст в уста.

Действительно, у парламента стояли карнавальные команды, ждали своей очереди выдвинуться.

Карнавал в Бисау

Во время остановки команда репетировали выступление, потом быстрым шагом продвигалась вперед. Так получилось, что мы шли вслед одной из команд: акробаты в синих штанах.

Карнавал в Бисау

Следом ехало какое-то судно со сводной командой людей и идолищ, вооруженных лопатами.

Судно тащило на буксире морепродукт: то ли Моби Дика, то ли косатку из Челюстей.

Карнавал в Бисау

Иногда получалось их обогнать, впереди шла команда акробатов в разноцветных штанах.

Некоторые команды сворачивали в боковые переулки.

Карнавал в Бисау

Из других переулков вливались новые.

На дороге дети играли в футбол, расступаясь перед колоннами, на обочинах шла торговля.

Карнавал в Бисау

Толпа зрителей двигалась вместе с участниками.

Так мы дошли до места, где дорога расширялась.

Карнавал в Бисау

Там стояли полиция, санитары и машины с колонками — играл бессмертный хит «Карнавал, карнавал, карнавал» — и начали попадатся встречные колонны. Здесь же бродил человек на ходулях.

Тут мы и решили остановиться — где сидит жюри и было ли оно вообще — установить оказалось затруднительно, хотелось уже посмотреть. Позднее в интернете нашлись ролики с карнавала, оказывается было несколько площадок, где это и в какое время не могу понять (часть 1, часть 2, часть 3).

Карнавал в Бисау

Команды несли табличку с названием местности, откуда они.

Карнавал в Бисау

Ожидая очереди команды репетировали танцы.

Или позировали и дурачилась.

Карнавал в Бисау

Играли на музыкальных инструментах, мы такие видели в музее. Как называется скрипочка не знаю.

А вот этот немолодой джентльмен играет на табле (или, по-другому, табуло)

Карнавал в Бисау

Большинство скульптур несли в руках и на головах.

Карнавал в Бисау

Без колдуна никуда, злые духи не дремлют. Это Fangbondi — маска народности мандинка. Есть еще Kumpo — она лохматая из слоновьей травы, используется народностью диола.

Начало темнеть, и мы двинулись обратно. Карнавал перешел в формат народного гуляния — празднично одетые семьи гуляли, покупали у придорожных торговцев закуски, молодежь собиралась стайками. Встречались участницы вне конкурса: группы девушки наряжались кто во что горазд и с удовольствием позировали.

Карнавал в Бисау

Это троица — настоящие звезды, к ним очередь.

Карнавал в Бисау

Похожее народное развлечение мы видели на Дне Мертвых в Мехико: там наряжаются в героев ужастиков, пугают, потом позируют на фото и собирают денежку с испуганных. У этой команды идолы похожи на мексиканских.

Карнавал в Бисау

Девушки в листиках салата денег не требовали, только окружающие парни кричали: «Бранко, бранко, динеро!» Защитнички…

Карнавал в Бисау

Собирал чаевые только ходулечник, у него ловко получалось нагибаться к дающим.

На следующий день, в понедельник, было еще более народного гуляния и еще меньше организованного: встретилась только несколько команд.

Карнавал в Бисау

Среди них наша королева архипелага Бижагош.

И невиданные шаманы в рогатых кокошниках.

Карнавал в Бисау

Во вторник было просто народное гуляние, только одна машина с командой промчалась по перекрытой улице.

Из любопытства сходил в сторону отремонтированной части города поздно вечером: гуляние было в самом разгаре, город не спал, из кафешек играла музыка, на улице — толпы. И это на четвертый день празника! А у нас что бывает 3 января? Умеют же гулять в Бисау!

Таким образом, мы посетили два карнавала двуми способами: на бубакском карнавале были как почти официальные лица, а на бисайском — как почти простые посетители. Какой способ лучше — трудно сказать, но понятно, что лучше ничего не планировать. Облом может получиться в самой отрегулированной ситуации, а неприятность наградит новыми и неожиданными впечатлениями. Придется приезжать ещё дважды: раз занять место в президиуме, и раз — участником. Возьмут же меня в какую-нибудь команду изображать демона?

Карнавал закончился, пора отправляться в Гамбию. В этот раз на автовокзал поехали без спешки после завтрака, последний раз отведав напиток из велудо.

Карнавал в Бисау

Это местная ягода размером с шиповник с большой косточкой, а мякоть сухая и на вид похожа на бархат, на вкус — кисленькая. Её продают уличные торговки, люди ходят и плются косточками, как мы — семечками. В отеле же подают разведенное пюре из нее без косточек. Второй кувшин — напиток онджо — это холодный чай из гибискуса с добавлением лимона и мяты. Был еще напиток из баобаба.

В этот раз достался 7-местный фольксваген, заполнился быстро. Отправились знакомой кое-где асфальтированной дорогой мимо деревенек и рыбацких угодий.

Карнавал в Бисау

Ехали гораздо быстрее, чем сюда, без остановок. Я написал в следующий отель, что мы добираемся местным транспортом, они ответили: «Тогда мы вам оставим что-нибудь на ужин». Зачем нам какие-то остатки, конечно же, доберемся вовремя — мы спокойно любовались пейзажами.

Но тут автобус как-то странно кашлянул, поперхнулся и замер. Водитель пытался проводить реанимационные мероприятия, но пациент не подавал признаков жизни. «Кома»,- вздохнул врач (зачеркнуто) водитель и велел покинуть скончавшийся автобус. Мы вывалились на адскую жару и на всякий случай отошли подальше от трупа.

Мы с Катей немного потоптались и пошли поглазеть на местную жизнь. По обе стороны от трассы раскинулась крошечная деревушка, всего десять-пятнадцать домов.

Местные начали махать нам, мол, спрячьтесь в тень, а то из пассажиров легко переквалифицируетесь в пациентов. Наши попутчики уже разбрелись кто куда: дамы по одну сторону дороги сидели болтали с местными, кавалеры по другую.

Мужская сторона деревни
Женская сторона деревни

Мы вдвоем не знали куда приткнуться, но тут один кавалер притащил моей даме пластиковый стул. Это решило дело: Катя на стуле под деревом, я рядышком с мужичками приткнулся на лежащий кирпич.

Прошел час. Мимо пропылила парочка других автобусов, притормаживая, интересуясь, что случилось. Им что-то отвечали, и они проезжали мимо. Я каждый раз порывался уехать с ними, но все наши пребывали в таком благостном пофигизме, что было как-то неловко суетиться. Катя тоже была в гармонии с окружающей средой: 38° снаружи, 38° внутри. Зато за день ни разу не вспотела, в отличие от меня. Наконец прибыла карета скорой помощи на мотоцикле и привезла целую канистру с лекарством. От инъекции керосина наш коматозник очнулся. Мы осторожно запихнулись внутрь, и наш «басик», ворча и жалуясь, дотащился- таки до автозаправки. Там, наконец, ему была оказана техпомощь в полном объеме. К обеду мы добрались до сенегальской границы.

P. S. Какой-то добрый человек выложил съемку 2023 года с дрона, и я, наконец, её нашел, и геолоцировал место, где сидит жюри и где выступают команды. Вот оно - около Rádio Sol Mansi.