Турист dima_the_thinker
dima_the_thinker
был сегодня 15:21

Бисау — Гвинея-Бисау Февраль 2024

Будет что вспомнить, когда меня совсем отправят на свалку. Ха-Ха-Ха.

Робот Вертер

Родственники и знакомые часто задают мне вопрос: «А чего вы туда попёрлись-то?» То есть сначала они интересуются, куда мы едем, а потом вот это свое коронное про «чего попёрлись». Я долго не знал, что им отвечать, а потом вспомнил Робота Вертера. Теперь я так отвечаю на многие жизненные вопросы. Это даже мое жизненное кредо. Его у меня сроду не было, а теперь есть. Благодаря путешествиям.

Мне, конечно, могут возразить, что до свалки еще дожить нужно. А я скажу, что мне уже прямо сейчас есть что вспомнить. Благодаря путешествиям.

И вот мы в Африке. В Бисау. Это столица Гвинеи-Бисау. Живут в Гвинее-Бисау бисау-гвинейцы, а в Бисау — биса́усцы.

Но так было не всегда. Это только в 1974 году случилось. А раньше всем здесь заправляли португальцы, а Гвинеи-Бисау вообще не было, а была Португальская Гвинея. Я сейчас истории про историю буду немного рассказывать. Сам не люблю, но придется. А то мы уже гуляем по городу, и скоро в поле нашего зрения появятся какие-то достопримечательности, а на что смотрим, получается, непонятно.

Бисау. Нестоличная столица

Значит, в конце 17 в. португальцы добрались до Бисау. Смотрят, гавань, что надо: глубокая и корабли днищем не шкрябают. Обрадовались, построили порт и форт. Порт для торговли, форт для защиты от местных. Но в 1707 году все бросили, и уехали. А почему? А потому, что их португальский король Педру II, будь он неладен, не продлил своим же подданным монополию на работорговлю. А чем вы думаете они здесь занимались?

Не прошло и полвека, как португальцы вернулись. Снова порт и форт (новый, старый аборигены разнесли в пух и прах). И снова давай вершить свои черные делишки.

Наконец настал 19 век, и Бисау уже столица колонии, но в ней по прежнему только порт и форт. Просто местные к португальцам не очень хорошо относились, приходилось прятаться в крепости.

А потом Португальская Гвинея отделилась от Кабо-Верде, а то приходилось раньше еще и перед Зеленым Мысом кланяться. Жители Бисау обрадовались: «Ну, теперь заживем!» А губернатор им: «Не-а, на Боламе жить буду». И уехал со всей своей администрацией, и столицу увез. Потому что за островами тоже глаз нужен.

И вот на Боламе столица, а здесь порт и форт. Но помаленьку и Бисау как-то начала прихорашиваться. А в 1941 губернатор со всей своей администрацией вернулся в Бисау. Болама моментально захирела, зато Бисау отстроилась.

Здание Национальной ассамблеи Гвинеи-Бисау, то есть  парламент. Расположен прямо напротив нашего отеля Сейба. Это первое, что мы увидели, выйдя из отеля.
Здание Национальной ассамблеи Гвинеи-Бисау, то есть парламент. Расположен прямо напротив нашего отеля "Сейба". Это первое, что мы увидели, выйдя из отеля.

А 1941 — это, между прочим, разгар Второй мировой войны. Но Португалия сохраняет нейтралитет, и в Бисау все спокойно. Можно устроиться на балконе второго этажа с чашечкой кофе и газетой и наблюдать за театром боевых действий. Для Бисау час «Ч» еще не наступил.

Поэтому все эти улочки-домики в Бисау середины 20 века примерно, не особо старинные. Тем не менее, исторический центр называется Бисау Велью, или Старый город. Это наш главный интерес сегодня вечером. А также утром и днем. Мы с Катей подумали, что улочки Бисау как-то недооценены путешественниками, и решили это исправить.

Бисау. Нестоличная столица

Мы на улице Амилкара Кабрала. Это главный борец за независимость Гвинеи-Бисау, поэтому и улица тоже главная.

А как похорошела Бисау при местном Собянине! Еще недавно здесь моталась красная пыль, а теперь и асфальт, и плиточка!

Частный университет

Карта сообщила нам, что в этом красивом колониальном домике располагается частный университет. В Бисау есть и государственный университет, он один, и, конечно же, имени Амилкара Кабрала.

Министерство юстиции

Зажглись фонари, и улицы стали еще уютнее.

В отличие от Боламы, в Бисау с уходом португальцев исторический центр не забросили. Наоборот, реставрируют и прихорашивают. В некоторых домах расположены рестораны и отели.

Бисау. Нестоличная столица

Домики в основном двухэтажные, с развесистыми балконами.

Бисау. Нестоличная столица

Долго думали, что написано на этом голубеньком домике, решили, что здесь какая-то правозащитная организация.

Поутру обнаружили несколько симпатичных вилл в районе нашего отеля. Даже не ожидали. Страна очень бедная, а местами так красиво. А местами еще и чисто. Главная же прелесть таких вот домиков — натуральная черепица. Ещё бы, главное природное ископаемое здесь — это глина.

Бисау. Нестоличная столица

При свете дня и центральная улица, и все остальные выглядят не так, как вечером: жестче и резче.

Та же улица Амилкара Кабрала, где мы уже были, но на этот раз заглянем в Кафедральный собор (католический; в стране католиков 10%). Построен он в середине 20 века, и наглядно демонстрирует принцип единства формы и содержания: прост снаружи и внутри.

Сразу за Кафедральным собором, слева, расположена вот такая улочка. Да, не самая парадная, еще не замостили, но кучи земли указывают на то, что процесс движется.

Бисау. Нестоличная столица

Национальный этнографический музей Гвинеи-Бисау. К сожалению, оказался безнадежно закрыт.

Бисау. Нестоличная столица

И, наконец, мы выходим на городские просторы: площадь Национальных героев. С Национальными героями мы встретимся попозже, в крепости, а сейчас направимся к домику, который находится за монументом — это Президентский дворец.

Дворцу досталось во время Гражданской войны 1998—1999 гг. Он был атакован бомбардировщиками и легионом летучих мышей. Бомбежки разрушили дворец, а летучие мыши захватили всю власть и продержались до 2012 года. Справиться с ними помогли китайцы. Они дали денег, то есть инвестиций, и в 2013 году дворец отремонтировали. Мыши не выдержали образовавшейся чистоты и улетели прочь!

Ремонт есть, а президента здесь, похоже, нет. Как здание используется, неизвестно, внутрь не попасть.

Бисау. Нестоличная столица

На площади рядом с монументом тусуются воспитатели с детьми. Вообще, несмотря на бедность, в городе мы не видели ни сидящих бездельников, ни бомжей. Все при деле — торгуют, метут улицы, поливают…

Теперь, наконец, направляемся к моей вожделенной цели — крепости Сан-Хосе да Амура (на фото сверху не мы, мама с детьми направляется по своим делам). А пока идем, фоткаем все улочки-домики, которые нам попадаются на пути.

Бисау. Нестоличная столица

Да, улочек очень у нас много. Как и обещал.

Бисау. Нестоличная столица

Очень характерный домик. И симпатичный.

Бисау. Нестоличная столица

Неужели здесь имеется турагентство? Вполне возможно, мы видели и другие!

На фото ниже Министерство образования. Министерство есть, а с образованием не очень: грамотных в стране всего 60% (это среди людей старше 15 лет). Данные на 2020 год, но не думаю, что за четыре года что-то изменилось.

Бисау. Нестоличная столица

И вот перед нами форт Сан-Хосе да Амура, или просто Амура форт. То, что мы видим сейчас — это вторая версия форта, середины 18 века, и дважды отреставрированная: в середине 19 века и в 1970 году. Фотографировать форт с этой точки нельзя. Потому что он действующий, там военная база. Мы уже пытались это сделать вечером, но было темно, и утром, но возле форта под деревьями в теньке дежурили военные.

И теперь мы пришли днем. Я вообще-то хотел попасть в форт на экскурсию, вход не здесь, поэтому иду мимо. И тут Катя тормозит, достает телефон, вроде как ей чего-то там посмотреть приспичило, а потом раз! Фото! Раз! Второе! Солдаты заметили и давай ругаться. Думаю:«Все! Щас застрелят мою Катьку!» Кинулся, грудью своей широкой закрыл от пуль! А, нет, не стрелял никто, померещилось. И ругались солдаты лениво, опровергая прежние свидетельства, когда за фотографами гонялись. Кричали: «Визит центр! Визит центр!», и показывали размашистым жестом — вход где-то там.

Бисау. Нестоличная столица

Я уж и на экскурсию идти боюсь, вдруг запомнят и не пустят. Но нет, и тут обошлось. Пустили.

Мавзолей Амилкара Кабрала.

Экскурсоводом выделили сержанта. Полковника, учившегося в Ленинградской военной академии, тоже видели, и поговорили с ним по-русски. Он был в гражданском, извинился и куда-то уехал.

Военную базу постепенно замещают музеем, фотографировать разрешают только музейную часть. Работы еще много — засохший баобаб на плацу пилить, пустые казармы экспонатами заполнять… Направленность музея — патриотическая: освободительная борьба и современная история. В углу форта под раскидистой сейбой — пантеон героев и президентов. Захороненные президенты за короткую историю независимости друг друга подсиживали и даже немножко свергали, а теперь лежат дружно рядком.

В бывших казармах представлено оружие всех участников борьбы: советское и португальское. «Катюши» тоже есть. Новый экспонат привезли из Гвинеи: радиостанцию, с которой последователи Амилкара Кабрала воодушевляли народ на борьбу / клеветали на светочей цивилизации (нужное подчеркнуть).

Радиостанция

Никаких мультимедийных штучек: передачи вели в прямом эфире и даже отбивки играли на балафоне вживую.

Экскурсия бесплатная, но надо оставить пожертвование и написать отзыв в специальной книге. На русском тоже годится.

С крепостной стены открывается вид на улочки города.

Бисау. Нестоличная столица

Еще немного из неасфальтированного.

Бисау. Нестоличная столица

Красная пыль в Бисау везде. Она покрывает волосы, лицо, одежду, забивается в нос. Но мы научились относиться к этой пыли философски, как к местному колориту.

Бисау. Нестоличная столица

Случайно увидели кладбище. А там тоже домики!

Потом забрели в рыбацкий порт. Там колоритно — лодки понадежнее отправляются с пассажирами и на рыбалку, а старые уже никуда не отправляются — лежат на мели.

Имеются в Бисау странные дома с круглой частью типа плоской башенки и навесом по периметру. Какой-то местный конструктивизм. Их целый квартальчик таких понастроили.

Бисау. Нестоличная столица

И бонусом к этому дню на подходе к отелю Бисау повернулся к нам лицом. До этого он лежал себе, изнемогая от жары, и вдруг неожиданно чуть приподнялся и посмотрел на нас, а мы на него. Но стоило нам пройти 20–30 метров, как он снова лениво откинулся на спину. Бисау — плоский город, и всплески рельефа здесь редкость.

А вечером нас ждал карнавал, на этот раз в столице! Девчонки вон уже готовятся!

Эх, точно будет что вспомнить на свалке!