Турист dima_the_thinker
dima_the_thinker
был вчера 22:44

Бубак — Гвинея-Бисау Февраль 2024

Настало время рассказать о том, ради чего мы терпели дорожные неурядицы — о Карнавале.

Карнавал на острове Бубаке проходит в субботу, так было заявлено в программах туров для европейцев, так и было.

До острова Бубак можно добраться на пароме Consulmar Bissau : отправление в пятницу, возвращение в воскресенье. В отличие от гамбийских автобусов, паром работает идеально: за неделю опубликовали время отправления в интернете и повесили расписание на двери своего офиса. Время отправления зависит от прилива и каждую неделю разное. В этот раз было 9:00.

В отеле Mango Lodge (есть только на booking.com, и не требует кредитную карту при бронировании), куда мы заселились, посоветовали озаботиться разрешением на фотосъемку, оно стоит 5000CEF (750 рублей). Карнавальным субботним утром мы этим и занялись. Не так просто оказалось их добыть — никто не знал, где бланки. Из мэрии нас отправили через дорогу к месту проведения карнавала. В месте проведения собирали навесы для жюри, один из работников съездил на мотоцикле за разрешениями. Купили два — для фотокамеры и телефона, и еще добавили на кофе для папы нашего помощника. Нам достались разрешения с номерами 69 и 70 — не так много гостей, но и не мало. Оказалось, что озаботились разрешениями правильно, они пригодились.

Более общительные гости нашего отеля рассказали нам, что карнавал начнется в 16:00 и будет проходить по нашей улице к главной площади, где трибуна жюри.

Про карнавал мы рассказали менее общительным гостям отеля (оказывается, не все знали про это мероприятие). Выразив вежливый восторг, они остались на прежних местах за ноутбуками и в гамаках. Не знаю, много ли они наработали — ближе к полудню в лодже отключили электричество. Обитатели других отелей, с которыми мы пообщались позже, сказали, что у них тоже был блэкаут, неужели все мощности бросили на карнавал?

В указанное время мы вышли на улицу. Она была пыльна и пуста. С главной площади раздавалась музыка — ритмы, похожие на латинские с припевом «Карнавал, карнавал, карнавал».

Карнавал на острове Бубак

Гости карнавала помаленьку подтягивались, занимая места на лавках и в окрестных кафе, охотно покупая напитки.

Участников карнавала нигде не было видно. Хозяева кафе организовывали новые посадочные места.

Карнавал на острове Бубак

В 17:00 приехал автобус европейских пенсионеров — с тросточками, в ортопедической обуви… Они расселись на подготовленных для них сиденьях рядом с жюри. С другой стороны от них встала санитарная команда с красными крестами на жилетках.

И тут музыка умолкла. Оргкомитет в недоумении.

Карнавал на острове Бубак

В тишине гости подтягивались активнее.

Не из Мали ли доехал этот мотоциклист (в интернете было предложение: селф-драйв на карнавал из Бамако на скутерах)?

Карнавал на острове Бубак

Зрители, сидевшие в кафе, выпили уже по несколько напитков, а те кому мест в кафе не хватило — заняли заборы.

Ближе к 18:00 появились первые команды участников.

Карнавал на острове Бубак

Команды выстраивались перед выходом на площадь и репетировали свои номера.

Карнавал на острове Бубак

Гостям можно было подходить к ним, фотографировать.

Никаких барьеров не было, создалась порядочная толкотня зрителей, фотографов и участников, желающих позировать.

Карнавал на острове Бубак

Некоторые команды оказались похожи по составу — королева со свитой в национальных нарядах.

Были детские команды в нарочитой рванине и в национальных костюмах.

Карнавал на острове Бубак

Были барабанщики с танцевальными командами.

Карнавал на острове Бубак

Всего порядка десяти команд.

Тут и пригодились разрешения на съемку, за фотографирующими следили специальные дружинники, у кого разрешения не было — отправляли купить, а найти того, кто их продает в толкотне не так-то просто, время на съемку терялось. За дружинниками проверку документов начали проводить дети — грозили мне пальцем, а когда показал разрешение — улыбались и подходили позировать.

Подтянулись последние опаздывающие.

Тут организаторы добыли электроэнергию, заиграла музыка, и шествие началось. Организаторы объявляли кто выступает, команда выходила на площадь, показывала свой номер, делала круг и уходила. В объявлении этой команды удалось уловить «эколь франсе», ученики французской школы, значит. Отрезы цветных тканей ручного изготовления, используются и в быту.

Карнавал на острове Бубак

А это их учительница, она открыла парад.

Шествие первой королевы. Воины вооружены шестами.

Затем песня и танец на современный манер.

Затем команда ребятишек-оборванцев. Не так-то просто сделать такие рваные штаны, туфли из мотоциклетных шин, найти один сапог 48 размера и как следует извяляться в пыли.

Заводила (вот этот) выкрикивал что-то в микрофон.

Карнавал на острове Бубак

Команда отвечает, а когда вопросы исчерпались, вприпыжку удаляется с арены. Немотря на некоторый «непрофесионализм», эта команда и нам и всем остальным зрителям очень понравилась: мальчишки были артистичными и позитивными!

Шествие второй королевы. Воины вооружены мечами.

Зажигательный рок-н-ролл под барабаны во вполне современной одежде.

Карнавал на острове Бубак

Крестики из раковин на головных повязках похожи на нашивки дежурных санитаров…

Как в мультике Чунга-чанга…

Карнавал на острове Бубак

Вторая команда оборванцев. У них одежда не такая дырявая и есть гитара из канистры.

Зрители внимают.

Шествие третьей королевы. Воины вооружены шестами.

Карнавал на острове Бубак

У третьей королевы посох самый крутой.

Эта команда показала целое представление — неспешно расстелили коврик, установили трон, королева села, служанки расставили атрибуты власти (ведро с водой и корзина с зерном), воины склонились.

Королева осмотрела окружающую действительность, стукнула посохом и выступила с обличительной речью.

Карнавал на острове Бубак

Из слов я понял только часто повторяющееся «но культура», обращенное к жюри, организаторам, зрителям. Без перевода непонятно. Может надо было спросить у организаторов, вот у нее например? Не ответит, много забот свалилось с этим карнавалом…

Переведу, как умею, по жестам и интонации: родная культура гибнет, отошли от заветов предков, все скрепы поразгинали. Я с моей свитой последний ее оплот и хранительница. Возвращайтесь к истокам немедленно! Между прочим, национальная юбка для гостей была приготовлена и в номере отеля, приглашала приникнуть к культуре полнее, влится в число участников, откинув условности.

Карнавал на острове Бубак

Затем свита разобрала импровизированный тронный зал и грозная королева удалилась.

Историческая сценка сменилась актуальной повесткой. Что у вас на Бубаке с толерантностью? Все нормально с толерантностью у нас на Бубаке!

Карнавал на острове Бубак

Время было уже позднее, карнавал начался с задержкой, а освещение площадки не предусмотрено градостроительным планом. Был единственный фонарь и висел очень высоко. Выступали сразу две королевы с маленькими масками коров на голове. Фотографировать уже не получилось из-за темноты, поэтому фото не с выступления, а с репетиции.

Далее наступила такая тьма, что даже глазами было не видно, что происходит. С танцем выступала команда парней в дедморозовских шапочках и девушек с зонтиками.

Затем барабанщики в рубашках в цветах флага играли зажигательную мелодию, и, вероятно, плясали (ничего видно уже не было). Этих барабанщиков и откомандировали на столичный карнавал, мы их видели и слышали на следующий день на пароме.

Карнавал на острове Бубак

Последней вынесли статую в национальной одежде, но белую и с вилкой в руке. Думаю, это был злой дух, аналог нашей Масленицы. Истукана, пританцовывая, пронесли по площади и зрители побежали за ним. Меня разыскала жена. «Мне карнавал очень понравился, даже не ожидала» — сказала она, боящаяся комаров, отравлений, болезний, пыли, и скептически относившаяся к поездке. С тем побежали за Масленицей и мы. Идолище сжигать тут не стали (кардинальное отличие от Масленицы), только фотографировались с ним.

В кромешной темноте мы отправились в отель, а местные жители продолжили веселье до утра на дискотеке. Хит «Карнавал, карнавал, карнавал» звучал до рассвета, и всю следующую неделю звенел в наших ушах.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Событийный туризм