Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 22:44
Филиппины покорены! Куда дальше?

Манила, Эль-Нидо, Боракай — Филиппины Март 2024

Хороший путешественник — тот, кто не знает, куда направляется. А идеальный путешественник даже не знает, откуда пришел

Лин Ютань, китайский писатель

Уже не турист, но ещё не кочевник или Филиппины как выбор

В логистической последовательности: турист — путешественник — кочевник, я прочно обосновался на второй позиции.

Филиппины. Семь тысяч островов и даже больше

Уже давно я не турист, в том смысле, что, периодически убегая за горизонт от повседневной суеты сует, я не покупаю массово тиражируемый готовый тур, гарантирующий стандартный набор достопримечательностей, подготовленных к просмотру, известный сервис и комфорт.

Принадлежность к столь многочисленной когорте время от времени странствующих товарищей, коим важно просто неплохо провести время, доверившись придуманному и реализованному кем-то плану, чураясь, а скорее пугаясь глубокого погружения в чужой и незнакомый мир, принимаю за свой прошлый опыт, но уже за пройденный этап.

Филиппины. Семь тысяч островов и даже больше

Стать кочевником мне случится едва ли, ибо пожертвовать ради странствий семейным очагом, рабочими проектами и общением с близкими никогда не смогу и не вижу ни одной причины, способной предопределить подобный мой шаг. Имею счастье быть знакомым с некоторыми кочевниками, все они, как один уникальные люди, особая каста просветлённых.

Филиппины. Семь тысяч островов и даже больше

А вот иметь статус путешественника — это моё, им я горжусь и при каждом удобном случае им бахвалюсь, что, собственно говоря, делаю и сейчас.

Охота к перемене мест, с обязательным возвращением домой, уверенно входит в ряд моих интересов и приоритетов, не умаляя прочих. Когда ты путешественник, то полностью игнорируешь усилия туроператора, сам выбираешь страну, прокладываешь маршрут, исследуешь историю региона, культуру и особенности менталитета народа его населяющего, учишь язык, готовишься к возможным неожиданностям в дороге и отвечаешь за себя уже сам.

К чему весь этот спич? Так всё очень просто.

Филиппины. Семь тысяч островов и даже больше

Новое путешествие и новая страна, далёкая и экзотическая, и имя этой страны Филиппины.

Поиск направлений для путешествий в моей жизни абсолютно перманентное состояние и порой на выбор влияет просто случай. Так бывает часто, так случилось и в этот раз.

Одна семейная пара из Самары решила устроить себе романтический отдых, где вечное лето, остановив свой выбор на филиппинских островах. Про то прознали их близкие люди и добрые друзья, совместными усилиями превратив планируемое приватное семейное путешествие в шумное и гораздо более многочисленное мероприятие.

Я же, совершенно случайно, ровно в это время, отправил мужской половине той семейной пары WhatsApp сообщение: «Привет Аркадий! Как дела? Какие планы?».

Пять лет назад Аркадий Скворцов был лидером экспедиции на остров Борнео, в которой я принимал участие. Все эти годы мы периодически поддерживали связь, написал ему и сейчас. Ответ не заставил себя долго ждать: «Едем компанией на Филиппины, если есть желание, то погнали с нами».

Филиппины. Семь тысяч островов и даже больше

Вот, собственно говоря, и всё.

Скажу одно, классная получилась компания, всего восемь человек, трое мужчин и пятеро девушек. Разные по возрасту. Жители Самары и Москвы, ну и я в придачу. Исключительно приятные воспоминания, надеюсь мы стали друзьями

Дороги, которые мы выбираем, или о том, как был спланирован наш филиппинский вояж

Обычно я принимаю активное участие в планирование маршрута путешествия, предпочитая вдаваться в детали. Но не в этот раз. Влившись в новый для себя коллектив, я автоматически присоединился к имеющейся программе, повторяя покупкой авиабилетов и бронированием отелей уже разработанный вариант.

Однако, в итоге всё вышло шикарно, нюансы сейчас доложу. Уверен, что Филиппины несколько недооценённое у россиян, да и у европейцев, но весьма перспективное направление. Поэтому наш опыт будет многим полезен, а чтобы увеличить практическую значимость данного материала, позволю себе поделиться рядом советов, в том числе ценных.

Но сначала надо осознать, что Филиппины это далеко, причём очень-очень.

Филиппины. Семь тысяч островов и даже больше

Расстояние между Москвой и Манилой 8200 км, на которые, чтобы преодолеть их по воздуху, с учётом затрат времени на взлёт и посадку, потребуется 12–13 часов. Но это только теоретически, реально перемещение между двумя столицами займёт гораздо больше времени.

Насколько я знаю прямых рейсов из России в Манилу не существует, а любая пересадка накидывает энное количество часов. Вот мы летели China Southern Airlines, так при перелёте туда пересадка в Пекине заняла ни много, ни мало, а целых 12 часов. А на обратном рейсе только два с половиной. Второй вариант по-божески, а первый, конечно, жесть.

Возможно, для кого-то данное обстоятельство будет ограничивающим фактором, ведь до того же Таиланда значительно ближе и можно, при необходимости, найти из России прямые рейсы.

Итак, Манила, столица Республики Филиппины.

Филиппины. Семь тысяч островов и даже больше

Основные международные рейсы, как я понимаю, прибывают только сюда, в аэропорт имени Ниноя Акино (MNL).

Абсолютное большинство прибывающих в страну на отдых иностранцев используют Манилу исключительно, как перевалочный пункт по пути к другим островам архипелага. А вот тут будет уместна географическая вставка, не зря же я лектор Русского географического общества.

Филиппины — это островное государство, расположенное в Тихом океане, общее количество островов подсчитано досконально. Так вот Филиппины включают в себя 7641 остров.

Филиппины. Семь тысяч островов и даже больше

Но, тут, конечно, надо понимать, что остров острову рознь.

Есть огромные острова, тот же Лусон, в западной части которого расположена Манила, или Палаван и Миндао. Но в основном это всякая мелюзга, не имеющая ни названия, ни обитателей.

Филиппины. Семь тысяч островов и даже больше

Если есть острова, то значит есть и моря, которыми эти острова омывают.

Внешние моря: Южно-Китайское, Филиппинское, Сулу и Сулавеси. Также внутри самих Филиппин есть несколько мелких морей: Камотес, Сибуян, Висаян, Самар и Минданао.

Для чего я привёл эту географическую вставку? Так чтобы знать, что до этих островов как-то надо добраться.

Наше пребывание на Филиппинах, а провели мы там чуть менее двух недель, распределилось на две локации: курортный городок Эль-Нидо на острове Палаван и небольшой райский островок Боракай. Более интенсивное перемещение по Филиппинскому архипелагу за указанное время, конечно, возможно, но вряд ли целесообразно.

Как минимум, нужно время, чтобы восстановиться после длительного перелёта оттуда и набрать силы перед дорогой туда, это раз. Во-вторых, и в Эль-Нидо, и на Боракае в отведённые на них 5–6 дней, да и больше, скучать точно не придётся. Там есть чем заняться и обзором активностей в этих чудных локациях я обязательно посвящу отдельные материалы.

Филиппины. Семь тысяч островов и даже больше

Ну, и, надо знать, что перелёты между островами удовольствие не из дешёвых, особенно если с вами путешествует багаж.

Чтобы завершить логистический обзор нашего маршрута, расскажу, как мы попали из Манилы в Эль-Нидо, из Эль-Нидо на остров Боракай, а оттуда уже в Манилу.

Тут есть некие особенности, и даже секреты, коими с вами то я поделюсь, но уж вы более никому. А то какой-же это секрет.

Сначала едем из Манилы в Эль-Нидо, тут на выбор несколько вариантов.

Филиппины. Семь тысяч островов и даже больше

Вроде бы есть возможность паромами по морю с одного острова на другой, несколько пересадок, и автомобильным транспортом по земле, но вряд ли кто из туристов им пользуется. Уж слишком хлопотно и долго по времени. В любом случае, я этот вариант не знаю.

Странствующий народ, безусловно, летит. Но вот куда лететь надо знать, это важно.

Остров Палаван достаточно большой и аэропортов там два: главный в городке Пуэрто-Принцеса («с» точно одно, а почему так, не ведаю). В этот аэропорт есть рейсы известных компаний, они представлены на основных агрегаторах бронирования, поэтому многие выбирают этот вариант.

И всё было бы хорошо, но есть одна проблемка. На дорогу от городка Пуэрто-Принцеса до городка Эль-Нидо на автобусе или на маршрутном такси потребуется 5–6 часов, а это то ещё удовольствие.

Филиппины. Семь тысяч островов и даже больше

Дополнительный переезд стоит денег, занимает кучу времени по не лучшим дорогам в мире.

Так почему народ выбирает этот вариант, если в Эль-Нидо есть свой домашний аэропорт? Ответ прост, об этом мало кто знает.

Итак, очень ценный совет, рассказанный мной вам по большому секрету: как попасть на самолёте из Манилы прямо в Эль-Нидо.

Да, в Эль Нидоесть маленький аэропорт и принадлежащит он авиакомпании «AirSWIFT», поэтому в Эль-Нидо доступны рейсы только этой авиакомпании.

Филиппины. Семь тысяч островов и даже больше

На известных агрегаторах бронирования предложений от этой авиакомпании почему-то нет, и билеты можно купить только на её сайте.

Тем не менее, ежедневно по направлению Манила — Эль-Нидо доступно около шести рейсов «AirSWIFT». Мы летели первым, рано утром, есть дневные и уже вечером. Время в полёте всего 1 час 15 минут.

А от местного аэропорта до центра городка минут 15 на машине или трицикле.

Филиппины. Семь тысяч островов и даже больше

Ну как, классный совет? И при этом совершенно бесплатно.

Шикарно проведя пять дней в Эль-Нидо, расклад по которому дам обязательно, но в отдельном рассказе, мы улетели на остров Боракай.

Филиппины. Семь тысяч островов и даже больше

Ну, не совсем на Боракай, на этом чудном островке, совсем небольшом по размеру, собственного аэропорта, конечно, нет.

Но есть он на соседнем острове Панай. Вот этот остров уже крупный, причем настолько, что там имеется два аэропорта. Тот который именуется Калибо в расчёт, не берём, он от Боракая в километрах семидесяти, а вот Катиклан (Caticlan, MPH) это то, что нам надо.

Этот аэропорт достаточно большой, способен принимать не только маленькие самолётики, но и более солидные воздушные судна, но самое главное, он расположен в непосредственной близости от причала Caticlan Jetty Port, откуда ходят лодки до Боракая.

Филиппины. Семь тысяч островов и даже больше

При выходе из аэропорта Катиклан приобретаем комплексный билет: маршрутка от аэропорта до причала — паром — маршрутка от причала на Боракае и прямо до нужной вам гостиницы. Сопровождают весь путь, чуть ли не за ручку ведут, сдают клиента на рецепции отеля.

Стоимость услуги из аэропорта до отеля 1050 местных денег это примерно $18, а обратно из отеля до аэропорта почему-то всего 600 местных или примерно $11.

Вот так мы добирались из Эль-Нидо до Боракая, очень быстро и удобно.

Филиппины. Семь тысяч островов и даже больше

Но опять же напоминаю, из Эль-Нидо летает только компания «AirSWIFT», билеты на рейсы которой продаются исключительно на её сайте.

Из Боракая мы возвращались в Манилу, но это уж совсем просто.

Я же говорил, что Катиклан крупный аэропорт, принимает рейсы разных авиакомпаний, AirAsia, например. Билеты могут быть обнаружены на любом агрегаторе.

Вот такая вот логистика: Манила — Эль-Нидо — Боракай — Манила. Две популярнейшие локации на Филиппинах.

Филиппины. Семь тысяч островов и даже больше

Как добраться туда вы теперь знаете, а раз так, нечего раздумывать, пакуйте чемоданы.

Сейшелы VS Филиппины

Чтобы приуменьшить возможные сомнения отправляться в путешествие или нет, а если отправляться, то куда, приведу небольшое сравнение. Так получилось, что визиты на Сейшельские острова и на Филиппины шли в моей жизни практически подряд, с разницей в три месяца. Формат отдыха примерно одинаков, впечатления от обоих заморских стран ещё свежи.

Филиппины. Семь тысяч островов и даже больше

Тогда можно провести неофициальный поединок: где круче, там или там?

Своего мнения навязывать не буду, но высказать его имею право и скажу. Несмотря на то, что на Сейшелах мне понравилось невероятно, с большим отрывом, далеко впереди в моих личных предпочтениях вырвались Филиппины. Сейчас поясню почему так.

Отдых на Сейшельских островах заточен прежде всего на очень состоятельных людей. Данное утверждение подтверждают цены на размещение в отелях, питание в ресторанах и на развлечения. Просто цифры и более ничего.

Вспоминая Сейшелы

Да, на Сейшелах можно организовать пребывание по максимально бюджетному варианту, и мой опыт свидетельствует о том.

Я докладывал обществу как смог провести две недели на райских островах и потратить относительно небольшие деньги, ну, вот, например, в этом материале: Сейшелы. Две недели на острове.

Но технология то в принципе проста: лучше скуповато, чем мотовато. Снимай апартаменты на пятерых, на одного выйдет немного. В ресторан не ходи, твой выбор take away, а то и вовсе лапша быстрого приготовления. Возжелал развлечений, так иди на пляж, благо на Сейшелах есть закон, что пляжи для всех бесплатные, даже если они находятся на территории дорогущих отелей.

Вспоминая Сейшелы

Клошар, он вроде как тоже парижанин, и может даже доволен своей жизнью, но в любом случае он босяк. Так и бюджетный турист на Сейшелах, и отдохнул и загорел, и красивые фотки в сети закинул. Но ведь экономил же на всём бедолага.

А на Филиппинах ты сибарит, ну, или гедонист, тут уж как кому нравиться. А что можно себе позволить стремление к наслаждению, если оно по карману.

Филиппины. Семь тысяч островов и даже больше

Не скажу, чтобы уж вовсе даром, но реально доступно и в ресторан зайти и развлечения по душе выбрать.

При этом, на Филиппинах я тоже строил своё пребывание по бюджетному варианту, частенько предпочитая street food ужину в ресторанах.

Филиппины. Семь тысяч островов и даже больше

Но максимальное приобщение к местной жизни, пусть и на время, моё любимое развлечение в поездках. Мне более по нраву купить манго на рынке для местных и тут же его слопать, чем употребить этот плод, порезанным на дольки и поданным официантом.

Но вдруг возникнет повод зайти в неплохой ресторан, так на Филиппинах это легко, а на Сейшелах вряд ли.

Что касается природы и климата, то тут того или иного оппонента выделить не смогу. И там, и там рай на Земле.

Филиппины. Семь тысяч островов и даже больше

Думаю, поступить надо так: поезжайте и на Сейшелы, и на Филиппины. А где было круче решайте сами.

Что касается меня, то я про Филиппины еще рассказ другой подготовлю, поведаю и про Эль-Нидо, и про Боракай, что мы там делали, как отдыхали. Вспоминать как оказался в раю, это ведь всегда приятно

Теги: Культурно-познавательный туризм, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия