Турист Борис (borisnov)
Борис — был сегодня 18:33

Тир — Ливан Ноябрь 2023

Впереди Тир. Последняя цель в Ливане, через 6 часов у нас уже регистрация на рейс. Ливан страна небольшая, с южной границы в аэропорт — близко. Перед Тиром проезжаем широкую долину реки Литани. На Литани расположено две плотины с большими водохранилищами — Караун и Маркаба, активно используемыми в электроэнергетике и орошении сельскохозяйственных площадей Южной Бекаа и южных прибрежных районов. Что доказывают огромные плантации бананов.

Пограничный Тир

Напряжённость текущего этапа в этих местах мы уже почувствовали. Слышали выстрелы, разрывы. У нашего гида Екатерины недалеко летний домик с большим садом и оливковыми деревьями, куда она иногда приглашает туристов. Сейчас не рискует, буквально день перед этим дрон сбросил бомбу на семью в легковушке. «У нас пока только это» — просовывает палец в отверстие от пули в крыше «Мазды»… «Не знаем от кого и как, стояла на парковке недалеко от границы, такой нашли. Надо снова залепить — протекает.»

По причине безопасности пришлось исключить из первоначального плана посещение Каны, небольшой деревни, расположенной примерно в 10 километрах к юго-востоку от Тира. Многие считают её библейской Каной Галилейской, где Иисус совершил своё первое чудо превращения воды в вино. А также замок Бофорт, или Калаат аш-Шакиф, расположенный примерно в часе езды от Тира, который является очаровательным историческим местом в Ливане. Ну что ж, мы должны быть довольны, что нам удалось посетить все остальные места. Огромное значение для всех христиан этих библейских мест подчёркивает хранящееся в Бейрутском музее единственное в мире прижизненное изображение Богородицы. Наивное, но с живой модели, археологи уверены. Ну ладно.

Пограничный Тир

Легендарный Тир. Это была одна из первых финикийских метрополий и легендарная родина Европы, её братьев Кадма и Феникса, а также основательницы Карфагена Дидоны (Элиссы). Кто подзабыл — Европа (супруга Зевса) была финикийской принцессой из Тира, в её честь был назван континент после знаменитого похищения её Зевсом в образе быка. Кадм был легендарным иммигрантом в Грецию, основателем Беотийских Фив. Он был, наряду с Персеем и Беллерофонтом, величайшим героем и охотником на чудовищ, пока чемпионский титул не перешёл к Гераклу.

А добрая Дидона родилась в Тире в 839 году до нашей эры. Вышла замуж молодой — надо полагать, по любви. Вскоре её брат Пигмалион жестоко убил её мужа Ацертоса, чтобы завладеть его состоянием. Но Дидона была умницей и решила вопросы наследства проще. Она забрала средства мужа и сбежала. После долгого пути, оказавшись на побережье Северной Африки, основала легендарный город Карфаген.

Пограничный Тир

Сегодня Тир (Сур) — четвёртый по величине город Ливана после Бейрута, Триполи и Сидона. Кстати, второе, сегодняшнее название города на самом деле самое первое, финикийское. А Тиром его назвали греки, хотя, сознаться, мне греческое название привычнее. От своего скромного происхождения до становления могущественного финикийского города-государства Тир был свидетелем столетий интриг, завоеваний и культурного обмена.

Тир был основан в 2750 году до нашей эры. По крайней мере, так говорит Геродот. Город занял место Библоса в качестве столицы Финикии около 900 года до н. э. и сохранял этот титул 350 лет. Греки, римляне, арабы, византийцы, крестоносцы, мамлюки; все они оставили свои следы.

Пограничный Тир

Не забыть городу Александра Македонского, где он завоевал саму мрачную славу. Он захватил Тир после долгого штурма. Аристотель, этот «эрудит классического века», назвал зрелище великолепным. Мрачным и ужасным было зрелище. Здесь, в Тире, Александр счёл необходимым казнить 2000 самых выдающихся людей города. Вот и «освободитель от персидской тирании».

После Александра Тир стал частью эллинистической империи Селевкидов, а затем и Римской империи. Под римским правлением Тир продолжал процветать как торговый центр, в византийскую эпоху стал центром христианства и имел несколько церквей и религиозных учреждений.

Пограничный Тир

Правда, если говорить о архитектурном и историческом наследии, представлено оно в основном только римским и византийским периодами. А территориально находится в двух районах, Аль-Мина и Аль-Басс

В Аль-Бассе находятся удивительно хорошо сохранившиеся руины римско-византийского некрополя с обширным кладбищем, монументальной аркой и остатками акведука.

Пограничный Тир

Ключевой особенностью является уникальная коллекция саркофагов с замысловатой резьбой, дающая представление о художественных направлениях и повседневной жизни того времени.

Пограничный Тир

Саркофагов здесь много, они все на своих местах. Эти каменные гробы здесь имеют впечатляющий уровень детализации. Это дает представление о творчестве и верованиях людей, которые когда-то называли Тир своим домом.

Самые выдающие экземпляры саркофагов переехали в Бейрутский музей. Как этот, украшенный комиксом на тему подвигов Ахиллеса.

Пограничный Тир

Монументальная арка, изначально являвшаяся частью главной римской дороги города, приветствует посетителей и сейчас. Она является культовым символом римского периода Тира.

Арка видела бесчисленных торговцев, путешественников и сановников, которые когда-то прошли под величественным сооружением.

Пограничный Тир

Древняя дорога, обрамлённая колоннами, тянется к некрополю, её камни помнят сотни тысяч людей, которые когда-то ступали по ним.

Пограничный Тир

Акведук, который когда-то был важным источником водоснабжения города, демонстрирует инженерное мастерство римлян. Его арки, хотя и обветренные временем, сохраняют величие.

Ипподром Тира является одним из крупнейших и наиболее хорошо сохранившихся римских ипподромов. Построенный во II веке нашей эры, он был важным центром развлечений в римские и ранневизантийские времена. Здесь собирались тысячи людей, чтобы стать свидетелями захватывающего зрелища гонок на колесницах. Масштабы ипподрома поражают: его длина составляет около 480 метров, а ширина — 90 метров. Когда-то он мог вместить около 20 000 зрителей, что делало его вторым по величине в Восточной Римской империи.

Пограничный Тир

Сооружение примечательно своей архитектурной планировкой. Он включает в себя секции приподнятых сидений, судейскую ложу и круглые поворотные стойки. Хотя сейчас он находится в руинах, его остатки все ещё вызывают ощущение величия и азарта, которые когда-то пронизывали это историческое спортивное сооружение.

Пограничный Тир

Представим эхо толпы и грохот колесниц, мчащихся по трассе. Sit spectaculum incipiat!

Аль-Мина находится на бывшем острове, соединявшимся временной дамбой с материком, здесь римские руины и стены замка крестоносцев. Позднее была насыпана постоянная дамба, и сейчас западная часть Аль-Мины просто мыс, выдающийся в море.

Пограничный Тир

Здесь можно найти кусочек планировки древнего города с сетью улиц, общественных зданий, жилых домов и колоннад.

Одной из значимых достопримечательностей этого места является большая прямоугольная арена. Это древнее сооружение, как полагают, использовалось для спортивных игр. Является свидетельством культурной и общественной деятельности жителей Тира в римскую эпоху.

Пограничный Тир

Проходим по центральной улице, покрытой остатками римской мозаики, мимо остатков общественных бань и стадиона.

Этот римский проспект с колоннадой ведет к тому, что когда-то было оживлённым форумом Тира. Главная артерия города соединяла бани (термы) с гаванью и рынками.

Пограничный Тир

Я представляю, как здесь было красиво. В те времена, когда коллонада была целой, а поверх дороги лежал километровый ковёр мозаики. Мраморные колонны здесь необычного зелёного оттенка. Сейчас эта зелень еле просматривается под пылью времён, а в римские времена подходившие с моря триеры видели изумрудный коридор в лучах заходящего Солнца.

Пограничный Тир

С одной стороны Аль-Мины находятся современные кварталы с набережной, впрочем, кроме рыбных ресторанов, там нет ничего примечательного.

А при максимальном увеличении можно увидеть противоположный израильский берег.

Пограничный Тир

С другой стороны к Аль-Мине примыкает уголок Старого средневекового города, для которого характерны узкие извилистые улочки, застроенные традиционными ливанскими домами, многие из которых имеют знаменитые тройные арочные окна. Среди этих очаровательных улочек можно найти Христианский квартал, яркий и красочный район города, где заметно влияние христианской общины Тира.

Пограничный Тир

Тирская епархия вместе с Сидонской епархией восходит к заре Маронитской церкви (V век). Во второй половине XIX века недалеко от современной гавани на фундаменте древней церкви был построен маронитский собор «Нотр-Дам-де-Мер» («Богоматерь морей»).

В 2005 году во время раскопок под собором были обнаружены древние развалины, а также предметы из терракоты, слоновой кости и мозаики. Определили, что здесь был торговый квартал римской эпохи, который был разрушен, вероятнее всего, в VI веке землетрясением.

Пограничный Тир

Рядом с местом археологических раскопок в подвале находится Святилище Святых мучеников Тирских, в котором выставлено несколько реликвий, в том числе фрагменты костей святой Кристины Тирской.

Прогулка по Старому городу привела нас к живописному скалистому заливу, где, по сведениям, был римский и византийский порт. Около местной достопримечательности — маяка, находится посещаемый ресторан.

Пограничный Тир

Сейчас, в конце ноября, сезон окончен, столы разбираются. Но для нас место нашлось. Посидим немного, подведём итоги нашего ливанского путешествия с благодарностью к гиду Екатерине.

Как и тысячи лет назад сидящие на этом месте финикийские моряки, смотрим через море в сторону Европы. И отличает нас от них в этот момент, разве что, только бокальчик пива Хейнекен.