Турист Борис (borisnov)
Борис — был сегодня 18:33
.

В центре ливанского православия

Хамат, Амьюн — Ливан Ноябрь 2023
10 45

Пятый день в Ливане. Он был посвящён северу этой страны, мы проехали через православный город Амьюн в долину Кадеша, где посмотрели один из старинных монастырей, а затем почти на границу с Сирией в оплот ливанских мусульман — город Триполи. Первая же остановка по пути была около крепости Мсейлья, также известной как «Пюи-дю-Коннетабль». Она представляет собой средневековое укрепление, значительно перестроенное эмиром Фахр эд-Дином II в. 17 веке для охраны пути из Триполи в Бейрут.

6
В центре ливанского православия

Крепость построена на длинной узкой известняковой скале недалеко от реки Нахр-эль-Джауз. В русской интерпретации, по неизвестной мне причины, название звучит совсем по-другому — замок Муссалайха. Стены крепости были построены из небольших блоков песчаника, добытых на близлежащем побережье, толщина стен колеблется от 1,5 до 2 метров. Более крупные блоки известняка — единственные остатки более раннего сооружения, построенного крестоносцами.

4
В центре ливанского православия

После обрушения мыса Рас-эх-Чакаа (также известного в античности как Теопросопон) в 551 году нашей эры прибрежная дорога, соединяющая города Батрун и Триполи, полностью исчезла, превратив северную береговую линию в высокую скалу. Следовательно, для обеспечения связи между Батруном и севером страны была необходима новая дорога в обход мыса с востока. Строительство на этой новой дороге опорных пунктов имело большое стратегическое и военное значение. Современная скоростная дорога проходит в этих же местах.

2
В центре ливанского православия

Ряд учёных изучал историю и архитектуру Мсейльи. Даже если историческое происхождение крепости до сих пор остаётся неопределённым, это место имеет неоспоримое сходство с катарскими замками (они находятся во французском Лангедоке). Несмотря на реконструкцию, выполненную эмиром Фахр-эд-Дином около 1624 года, на фасаде замка всё ещё видны некоторые архитектурные элементы, типичные для периода крестоносцев, такие как огневые отверстия.

6
В центре ливанского православия

Рядом с замком находится мост, датируемый тем же периодом, что и сам замок. Благодаря мосту это место имеет живописный вид.

7
В центре ливанского православия

Теперь едем в город Амьюн, который расположен на вершине холма, застроенного ещё во втором тысячелетии до нашей эры. Название Амия происходит от семитского слова «Эмун», что означает «непобедимая крепость». Амия упоминается в письмах Телль-эль-Амарны, отправленных местными губернаторами в 14 веке фараонам Египта.

4
В центре ливанского православия

Расположенный между морем и горами, на цепи красивых холмов, простирающихся с востока на запад, Амьюн имеет уникальное расположение и живописный вид. Холмы, на которых расположен Амьюн, окружают оливковые поля на севере и виноградники, миндальные сады на юге. Через эти холмы проходят асфальтированные дороги, в том числе главное шоссе Бейрут-Седарс. Давным-давно, когда домов, раскинувшихся на этих холмах, было мало, Амьюн называли «городом прекрасных холмов».

2
В центре ливанского православия

В старом городе на скалистом утёсе было обнаружено 28 рукотворных пещер. Эти маленькие пещеры изучали несколько групп археологов, которые пришли к заключения, что история Амьюна восходит к периоду палеолита. Над праисторическими пещерами возвышается сравнительно новая церковь Святого Иоанна «Аль-Шир».

6
В центре ливанского православия

С 20 века этот старый исторический город считается одним из самых образованных в Ливане. Здесь есть три государственные и две частные школы, публичная библиотека, а кампус Баламандского университета в Куре находится неподалеку, в 12 км к северу от города. В Амьюне также есть частная больница, уровень которой настолько высок, что сюда записываются пациенты издалека. Всего этого не заподозришь, проходя по улицам новой части города, выглядит всё тривиально.

3
В центре ливанского православия

Здесь до сих пор сохранилось здание, в котором действовала общеобразовательная «московская школа», которая в конце 19-го века была создана при участии Императорского Православного Палестинского Общества. Затронув эту тему, моё сегодняшнее отступление — Россияне в Ливане.

2
В центре ливанского православия

В 1882 году в Российской империи было создано Императорское православное палестинское общество, научная и гуманитарная организация, уставными задачами которой являлись содействие православному паломничеству на Святую землю, научное палестиноведение, востоковедение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока. Предшественниками Палестинского общества были Палестинский комитет, основанный в 1859 году, и Палестинская комиссия, в которую он был преобразован в 1864 году, по личному указанию Александра II. Общество создало более 100 школ, которые известны как «московские школы», и через них осуществлялись широкие связи народов Ближнего Востока с Россией. В Ливане их было 44.

7
В центре ливанского православия

После революции 1917 года в Бейрут приехало много представителей белой иммиграции. Их французы, получившие мандат на управление Сирией и Ливаном после Первой мировой войны, переправили из Константинополя. Диаспора жива до сих пор, в наши дни её возглавляет внук выдающегося русского художника В. А. Серова.

3
В центре ливанского православия

Среди иммигрантов той волны в Ливан практически не было военных, в основном — творческая и техническая интеллигенция. Представители которой не только стали преподавать в »московских школах», но и организовывали новые учебные заведения, и технические, а также библиотеки. В отличие от колониальной французской администрации, которая смотрела на местных, как на людей второго сорта. Французы и американцы здесь основывали университеты, но они скорее были для избранных. Российская интеллигенция стояла именно у основ всеобщей грамотности ливанцев. Они это помнят с благодарностью, поэтому в Ливане вы столкнётесь с очень доброжелательным отношением, даже суровые воины на блокпостах, интересуясь, откуда пассажиры, при слове »русси» улыбались и пропускали без дальнейшего досмотра.

5
В центре ливанского православия

Жители Амьюна гордятся серебряной чашей для причастия, которая находится в Храме Георгия Победоносца. Она была передана представителями Общества в дар этому храму от императора Николая II в. конце 19-го века и бережно хранится сегодня. Рядом — вторая реликвия этого храма, древняя чудотворная византийская икона Божьей Матери, которая начала мироточить в 1995 году.

2
В центре ливанского православия

Амьюн, населённый преимущественно православными, является крупнейшим православным городом на Ближнем Востоке. Здесь есть 13 прекрасных церквей, а раз уж мы оказались в соборе Святого Георгия, продолжу рассказ о нём.

3
В центре ливанского православия

Храм был целиком возведён на фундаменте римского храма. Апсида собора, которая включает в себя части античной структурной и декоративной архитектуры, была построена во времена крестовых походов. В соборе сохранились многие элементы старого храма, такие как коринфская капитель, превращённая в купель для крещения, старые камни, использованные для строительства епископского трона.

4
В центре ливанского православия

Собор длиной около 24 метров и шириной 22 метра включает в себя три подцеркви, каждая из которых имеет один неф, обращенный с востока на запад. Эти нефы как бы продолжают внешние арки, где каждый портик принадлежит одной из трёх церквей.

5
В центре ливанского православия
3
В центре ливанского православия

Центральный коридор, самый большой и высокий, принадлежит церкви Святого Георгия, хозяину собора. Две другие галереи, северная и южная, относятся соответственно к церкви Архангела Михаила и церкви пророка Илии.

6
В центре ливанского православия

В центре собора расположены четыре огромные колонны посередине, на которых покоятся арки. Отличительная особенность собора — каменные иконостасы, также построенные из фрагментов античного храма.

4
В центре ливанского православия
4
В центре ливанского православия

Напротив собора Святого Георгия стоит местная достопримечательность иного плана, кичливый особняк русско-ливанской семьи. Он — один из крупных местных бизнесменов, а жена, вероятно, уговорила его построить что-то, что переплюнет дворцы на Рублёвке. Только из-за череды кризисов последнего времени стройка превратилась в «амьюнский долгострой».

7
В центре ливанского православия

Возвращаемся к древним церквям. Мы пришли к церкви Святого Фоки. Она — эпохи крестоносцев и также построена на фундаменте храма римской эпохи.

2
В центре ливанского православия

Святой Фока, которого иногда называют Фокой Садовником или Фокой Синопским, почитается как мученик Католической и Восточной Православной церквями. Его жизнь легендарна, возможно, что представляет собой сплав жизней трёх разных людей с одним и тем же именем: Фоки Антиохийского, Фоки, епископа Синопского, и Фоки Садовника. Одна из легенд гласит, что он был садовником, жившим в Синопе на Чёрном море, который использовал свой урожай, чтобы кормить бедных, а также помогал преследуемым христианам.

2
В центре ливанского православия

Это единственная церковь в Ливане, которая содержит фрески во франкском стиле, а также смесь греческих и латинских надписей.

4
В центре ливанского православия

Древние фрески 12-го века находятся в восточной апсиде, они изображают довольно нетрадиционные для христианских фресок сцены. Мы видим царя Давида и его сына Соломона, также сцену воскрешения, на которой Христос предстаёт с Адамом, а за ним стоят Ева и Авель.

4
В центре ливанского православия

Ниже расположены Двенадцать Апостолов с Христом в центре. На стенах церкви и на столбах можно увидеть Пророка Авраама, святого пророка Иоанна Предтечу, святого Фоку и других святых.

4
В центре ливанского православия

А теперь переносимся вновь на побережье, в город Хамат. Здесь, на высоте 287 метров на вершине исторического мыса Теопросопон, греками называемого Литопросопон, стоит монастырь Сайдет-эль-Нурие, «Богоматерь света». Хамат — очень древний населённый пункт, несколько раз упоминается в Библии, обозначая северную окраину Библосского царства в 3-м, 2-м и 1-м тысячелетии до Рождества Христова, известен тем, что одно время был прибежищем разбойников, которые налагали выкуп на проходящих торговцев.

7
В центре ливанского православия

Считается, что первое маленькое святилище построили два моряка около 500 года нашей эры. Однажды зимней ночью в штормовом море двое моряков оказались в опасности и потеряли берег. Они начали молиться Деве Марии, чтобы она провела их через высокие волны и нашла дорогу обратно на землю.

2
В центре ливанского православия

Говорят, что Богородица явилась им как свет в небе и указала дорогу. Благодарные моряки вырубили в скале пещеру, откуда сиял свет, и посвятили её Деве Марии, а святыню назвали Богоматерью Света.

4
В центре ливанского православия
6
В центре ливанского православия

Рядом с этой пещерой в 17 веке был построен православный монастырь. Этот монастырь очень почитается, недавно была проведена большая реконструкция.

5
В центре ливанского православия

Но интерьер церкви почти не менялся с 17 века.

3
В центре ливанского православия

Здесь есть своя чудотворная икона Божией Матери, издавна почиталась за то, что во время шторма начинает сиять, привлекая заблудшие корабли.

7
В центре ливанского православия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии