Турист Борис (borisnov)
Борис — был сегодня 15:09

Баальбек, Факра — Ливан Ноябрь 2023

Храм Вакха — второй главный храм Баальбека. Меньший по размеру, чем Храм Юпитера, он, как полагают, был посвящён богу вина. Хотя, то, что «общепринято», не обязано быть истиной. Нет никаких надписей, подтверждающих личность почитаемого божества.

Чудеса природные и рукотворные

Решение историков отдать храм римскому богу виноградной лозы, вина, ритуального безумия, религиозного экстаза связано с рельефами на двух алтарях внутри храма, где Вакх изображён в детстве. Кроме того, мы знаем, что этот культ был весьма популярен на древнем Ближнем Востоке. Финикийцы почитали Шадрапу, бога, похожего на Вакха и Диониса.

Самая же главная ценность этого храма в том, что он один из наиболее хорошо сохранившихся римских храмов в мире. Пережил без серьёзных повреждений несколько землетрясений, религиозные изменения от язычества к христианству и исламу, а также его превращение в темницу в средневековый период.

Чудеса природные и рукотворные

Хотя его иногда называют «маленьким храмом», вероятно, в сравнении со стоявшим рядом храмом Юпитера, он больше (и лучше сохранился), чем Парфенон в Афинах.

Чудеса природные и рукотворные

Святилище в Баальбеке имеет ширину 36 метров и длину 69 метров, а храм в Афинах имеет размеры 31×69 метров. Имея восемь колонн в ширину и пятнадцать колонн в глубину, храм Вакха — самая ценная часть античных руин Баальбека, хотя при римлянах он затмевался огромным храмом Юпитера, стоявшим рядом с ним.

Пышное убранство храма Вакха прекрасно, оно может быть датировано вторым веком нашей эры, предполагается, что храм был завершён во время правления императора Антонина Пия (138–161).

Чудеса природные и рукотворные

Под перемычкой монументального дверного проёма Храма Вакха вырезаны символы Юпитера (орёл с распростёртыми крыльями, держащий в клюве виноградные лозы), Меркурия и Венеры

Потолок перистиля храма украшен изображениями Паксы (богини мира), Цереры (богини земледелия, плодородия и материнства), Вулкана (бога огня, обработки металлов и кузнечного дела), Фортуны (богини удачи), Дианы (богини охоты, диких животных и Луны), Ники (богини победы), Марса (бога войны).

Чудеса природные и рукотворные

А также изображения похищения Ганимеда, Медузы и других мифологических персонажей. Сама по себе возможность изучить сохранившийся потолок колоннады античного храма уникальна.

Кое-какие панели потолка упали вниз. На этой кто-то нашёл изображения Клеопатры и Антония. Я не думаю. Благодаря Шекспиру и Голливуду эти персонажи получили огромную известность в современном мире. Но во времена Римской империи, тем более спустя 200 лет после известных событий, им вряд ли придавали такое значение, чтобы изобразить на панелях храма. Поддерживаю мнение итальянских археологов, что мы видим изображение богини Атаргатис и ещё какого-то сирийского божества.

Чудеса природные и рукотворные

А эта маленькая фреска не имеет отношения к храму, просто как приятное дополнение одной из пустых ниш.

Главный вход украшен виноградными лозами и имеет впечатляющую высоту одиннадцать метров.

Чудеса природные и рукотворные

Сама культовая комната окружена колоннами, прикреплёнными к стене; между ними два уровня ниш для статуй.

Чудеса природные и рукотворные

Как и в Большом Храме в Нихе, о котором я писал два рассказа назад, помещение разделено на нижнюю и верхнюю алтарную часть, куда можно попасть по лестнице. Видны двери в склеп, где, возможно, хранились культовые сосуды.

Интересная деталь из недавнего прошлого. На одной из стен находятся памятные таблички немецкого императора Вильгельма II, посетившего святилище в 1898 году, и его турецкого коллеги султана Абдул-Хамида II.

Чудеса природные и рукотворные

Прощаемся с античными развалинами, в Баальбеке нам осталось посмотреть мечеть с гробницей Сайиды Хавлы.

Предыстория такова. После мученической смерти Имама Хусейна, младшего сына Али и Фатимы, внука пророка Мухаммеда в иракском Кербеле, его женщины и дети были взяты в плен, погружены на верблюдов и отправлены в Эль-Куфу. Позже пленников год продержали в Дамаске, некоторые из них при этом умерли от горя и страданий. После их перемещали по разным городам Сирии и Ливана, пока они не добрались до Баальбека.

Чудеса природные и рукотворные

Как рассказывают, здесь и умерла одна из дочерей имама Хусейна по имени Хавла. Источники приводят разные причины её смерти. В одной истории говорится, что она умерла, не выдержав тягот долгого пути. Согласно версии известного историка Мухаджира, Хавле было три года, когда она упала со спины верблюда и с тех пор страдала от болезни, а в Баальбеке умерла. Её похоронили в саду у южного входа в город, рядом с древней цитаделью.

По легенде, люди, жившие в окрестностях её захоронения, видели божественные огни, которые сошли на это место, между фруктовыми садами. Позже Хавла явилась во сне человеку, владевшему садами, и попросила его отвести воду от её могилы. Когда он проигнорировал её просьбу, она явилась ему во сне во второй, третий и четвертый раз. Позже мужчина обсудил этот вопрос с местными старейшинами, которые решили перезахоронить Хавлу в другом месте, которое постепенно превратилось в святилище, которым оно является сегодня.

Чудеса природные и рукотворные

Вход свободный, и для немусульман. Только для мужчин и женщин отдельные помещения вокруг гробницы. Она расположена в центре святилища. Гробница из мрамора и золота, внутри которой находится саркофаг с телом Хавлы.

Чудеса природные и рукотворные

Вторая фотография гробницы была сделана на женской половине супругой.

Внутреннее помещение мечети богато оформлено. Двери сделаны из старинного дуба с серебром, а верх украшен серебряными и золотыми коронами с шифровками имён непогрешимых имамов. Здесь есть огромная хрустальная люстра, панели с цитатами из корана.

Чудеса природные и рукотворные

Сквозь крышу здания проникает гигантский кипарис. Говорят, что имам Зайнал Абидин посадил небольшую ветку, чтобы отметить могилу. С годами ветка превратилась в гигантское 1400-летнее дерево.

Сама по себе мечеть над захоронением правнучки Мухаммеда новая, долгое время могила существовала сама по себе. Была начата в 1970 году на средства жителей Баальбека.

Чудеса природные и рукотворные

Но строительство шло крайне медленно и было завершено только в 1995 году, когда строителям решили помочь из Ирана, как средствами, так и мастерами. Я ещё не был в Иране, но побывавшие там подтвердили, что стиль оформления мечети очень похож на иранские сакральные здания.

Чудеса природные и рукотворные

Покидаем Баальбек и движемся в сторону моря. Наш путь вновь лежит через Ливанский хребёт, который с запада ограничивает долину Бекаа. Мы едем в сторону горнолыжного курорта Факра.

Утром в долину Бекаа мы пересекли горы по оживлённой магистрали, идущей на сирийский Дамаск. Снег, выпавший на следущий день, к обеду уже почистили, единственная магистральная дорога на Дамаск не может остановиться. Но эта, северная второстепенная дорога из Баальбека на побережье, завтра уже не будет существовать. Посты перекроют её по обе стороны от хребта. Для нас большая удача — ведь мы едем посмотреть римские развалины в Факре и ещё ряд достопримечательностей. С практически пустой дороги открывается впечатляющий вид назад, в долину Бекаа.

Чудеса природные и рукотворные

Температура резко опускается, мы добираемся до облачных вершин. Постепенно въезжаем в Харф Саннин — это карстовая зона в горах Ливан, высота составляет до 2455 метров. Недалеко расположена высшая точка Ливана — гора Курнет-эс-Сауда высотой 3088 метров. Снег, который выпадет завтра, будет лежать здесь около 4 месяцев.

Чудеса природные и рукотворные

Исторически эти горы играли большую роль в жизни Ливана, обеспечивая защиту для местного населения. Возможно, именно благодаря снежным вершинам в античные времена Ливан получил своё теперешнее название: лабан по-арамейски означает молочно-белый.

Факра — горнолыжный курорт на окраине города Кфардебиан в 47 км от Бейрута. Курорт расположен на высоте от 1500 метров до 2000 метров у подножия горы Саннин.

Чудеса природные и рукотворные

Курорт сосредоточен вокруг клуба Факра, основанного в 1974 году. Главный отель — Auberge de Faqra. Ещё один отель — Terre Brune. Помимо катания на лыжах, курорт предлагает и другие зимние виды спорта, такие как сноуборд, санный спорт, здесь более 7 км трасс и несколько подъёмников.

Всё же такие места похожи по всему свету, возникло ощущение, что я смотрю с горы на какой-нибудь городок в альпийской долине.

Чудеса природные и рукотворные

Кфардебский природный мост с аркой длиной 38 метров на местом наречии называется «Джиср аль-Хаджар». Он перекинут через небольшое ущелье, которое в период таяния снега превращается в могучий горный ручей. Говорят, под ним можно найти окаменелые морские ракушки возрастом 200 миллионов лет, но не было желания проверять.

В этих горах можно встретить много пастухов, перегоняющих свои отары.

Чудеса природные и рукотворные

Но главное, ради чего мы сюда приехали — Калаат-Факра, римский археологический объект и один из самых важных исторических пунктов долины Нахр-эль-Калб. Развалины римских храмов интересны ещё и тем, что для римлян, предпочитающих солнечные долины в итальянском стиле, нетипична постройка храмов на горных перевалах. Историки пока не определили, кто и зачем построил здесь эти сооружения, ведь никакого древнего поселения здесь не было и в помине. Здесь, на вершине, мы периодически ходили внутри облака, но всё же кое-какие изображения, по которым можно получить представление о руинах, получились. Бродили мы по холму среди ландшафта, полного причудливых скал.

Чудеса природные и рукотворные

Храм Адониса вырыт в скалистой платформе, поэтому частично это скальное святилище. Перед святыней, на востоке, находится большой квадратный двор с алтарём, окруженный колоннадой, а перед входом стоит еще один алтарь. Квадратный двор с трех сторон был окружён дорическим портиком. Несколько колонн достаточно хорошо сохранились.

Чудеса природные и рукотворные

Внутри святилища находится множество надписей, из которых ясно, что храм был посвящён Адонису и был построен в третьем веке нашей эры.

Храм Атаргатис был построен рядом с храмом Адониса. Он имел необычную, асимметричную форму, с центральными дверьми, ведущими в святыню, с трёх сторон окруженную квадратными нишами. К сожалению, от этого храма мало что осталось.

Чудеса природные и рукотворные

К северу от храма Атаргатис была построена византийская базилика которая позже стала пристройкой к церкви и использовалась в качестве баптистерия. Не сохранилось ни одного, ни другого.

Ещё севернее были расположены четыре алтаря, самый большой из них был перестроен во времена правления императора Клавдия и поэтому назван «башней Клавдия». Это кубообразное сооружение размером 16×16 метров и высотой почти десять метров. Платформа для жертвоприношений наверху должна была быть доступной, и внутри большого каменного куба действительно есть лестница. Пример сооружений такого типа мы уже видели на Большом дворе перед храмом Юпитера в Баальбеке.

Чудеса природные и рукотворные

Короткая остановка на перевале была очень содержательной, по долине Нахр-эль-Калб спускаемся к морю, в Бейрут. Завтра нас ждёт древний Библос