Эксперт Татьяна Уайт (TatianaWhite)
Татьяна Уайт
была сегодня 1:27

Притягательный Стамбульский Orient Express/«Восточный экспресс». 3-х дневное путешествие в Турции

Улудаг, Бурса, Стамбул — Турция Сентябрь 2023

Притягательный Стамбульский Orient Express/«Восточный экспресс» или 3-х дневное путешествие в Турциии — что вместилось в маршрут транзита Эдинбурга-Казань.

Что можно успеть в Стамбуле узнать о Турции и турецкой культуре за коротких три дня? Всего три дня…. Какой он, Восток? Сладкий, заманивающий, тонкий своими хитросплетениями вязи орнамента ковров, каллиграфии и лабиринтов души…

Манящий Восточный Экспресс нас если не довёз, то обозначил маршрут на Стамбул. Признаться честно, я не планировала поминутно Стамбул, хотелось всё решить на месте, как чувствую, как подсказывает сердце. Пока летели в Стамбул пересмотрела снова "Инферно" и "Убийство в Восточном экспрессе" на борту самолёта…так уже мысли "заверещали".

Были ориентиры, был забронирован отель и трансфёр из аэропорта в отель, но остальное оставила на свободное плавание. В каждом путешествии, и особенно в этом я стараюсь быть не туристом, а путешественником, пробовать новые вещи, знакомиться с новыми людьми, выходить из рамок того, что бывает прямо перед носом. Мне кажется в этом и суть понимания мира, в котором мы проживаем свой путь.

Отель обозначился в связи почитанием литературного дара заядлой путешественницы, ценительницы артефактов, древних цивилизаций, землячки моего супруга — Агаты Кристи (мой свёкор мальчиком ещё рыбачил с ней в Уоллингфорде, они были соседями). И хотя её «Восточный экспресс» путешествовал 3 дня через всю Европу, наше путешествие углубилось в Стамбульскую сказку под землёй и к небесам, от точки отеля «Восточный Экспресс», завершив знакомство со Стамбулом на исторической станции, что прославила Агата Кристи — Сиркеджи (Sirkeci Gari). Но всё по-порядку.

Прибыли в Стамбул из Эдинбурга «Турецкими авиалиниями» поздно, выйдя на турецкую землю уже после полуночи.

Трансфёр заказала через партнёров букинга, компанию Travelium. Всё прошло без проблем, встреча с водителем, свободное движение через центр разгруженного ночного Стамбула.

Интересно, что язык общения, хотя и старались говорить через приложение-переводчик Гугл на турецком, в большинстве своём был даже не английский, а русский. Но в Стамбуле такая пёстрая мозаика национальностей, такая бурная смесь приезжих, осевших или ещё старающихся осесть, что понимаешь — находишься в мегаполисе Евразии. Флаг Турции, надо сказать — повсюду от земли до небес. И если вы на минуту забыли, где вы, флаг Турции вернёт вас в реалии того, что в — Турции.

С утра уже первого дня мы сообразили, что оказались в самом центре города — 5 минут пешком от отеля налево — Айя София, 5 минут пешком направо (по трамвайной линии) и мы на Гранд Базаре. Всё — в пешей доступности и не надо думать о транспортных стыковках в 16-ти миллионного города Европы и Азии (благословенного Константинополя, бывшей Византии).

А по пути кошки — кошки. Их много!

….гранатовый сок и снова кошки….Чудо Стамбула.

29 сентября, в пятницу мы начали знакомство со Стамбулом с Византийского прошлого, с базилики под землёй. О нём я написала в своей заметке здесь и есть ещё несколько коротких видео того, что внутри:

Источник воды в Цистерне Базилики Константинополя (Стамбула) — греч. Βασιλική Κινστέρναı

Потом мы прошли к главной площади Султанахмет, откуда нас вычислил турок-торговец коврами и уговорил-таки посмотреть на ковры в ЕГО ДОМЕ за углом. «Мой дом» — это привлекательная уловка для гостей города, что используют турки для всех и она работает! Когда вас приглашают в дом, навряд ли у кого есть силы противостоять гостеприимству хозяина. Так, мы поустав от толп внутри цистерны и вокруг площади Султанахмет поддались уговорам и последовали за неплохо одетым турком смотреть ковры в его доме. Надо признаться, что с этого и начинается познание того, из чего состоит чайное гостеприимство в Турции. За неспешной беседой яблочного чая вам рассказывают о райских садах в ковроплетении…словно в шатре Шахерезады. Чаю попили, сказок послушали, удивились слаженному процессу демонстрации ковров мальчишками всех возрастов, утвердили, что привлекает, но нужно время подумать.

Вот тут-то и заканчивается успех продажи. Если потенциальный покупатель не купит ковёр сейчас, он не купит его позже. Поэтому и нет сайта, не электронного каталога, есть сейчас и сегодня улыбка — сделка- покупка. Ушли без ковра, хотя решили посвятить день торговым путям-дорогам, чтоб потом уже, к вечеру познакомиться в отеле с тем, что называют загадочно турецкой баней, хаммам.

Сначала — Гранд-Базар. Он разнообразен, и как исламская вязь — бесконечен. Русская речь, тем не менее — повсюду. Ощущение, что вы идёте по улицам большой барахолки в России в далёкие 90-е. Тургуют всем и вся. О теме торговли я написала в этой заметке, подробно о впечатлениях о Гранд Базаре и милует ли Бог того, кто посвящает себя торговле. На Гранд Базар мы были после обеда, в первый день знакомства со Стамбулом. Там же увидели лучшие кафтаны-пальто в технике сюзене. Продавец провёл для нас целую лекцию по этой технике вышивания, про красоты Анатолии, рассказал и о женщинах, что создают эту красоту.

Гранд Базар как он есть.

Так мы узнали, Сюзане — это композиция замкнутого типа с нарядной широкой каймой и центром композиции, заполненным симметричными розетками или цветочными, фруктовыми мотивами. Мне очень понравился мотив граната, как символа благополучия и стабильности.

Ну и подошло время турецкой бани, хаммама. Хозяйкой спа в отеле оказалась русско-говорящая Мирьям с Киргызстана, но вот девочки, что там работают массажистками были из Эфиопии и Албании. Признаться, опыт хаммама оказался любопытнейшим — этакий очистительный ритуал, где вас моют пеной, жёсткой мочалкой, парят… опишу подробно из чего состояла процедура.

Мыльный массаж расслабляет мышцы и разравнивает кожу, в то время как горячий пар открывает поры и кожа начинает самоочищаться. Массажист прорабатывает каждый сантиметр тела, снимает не только ороговевший слой кожи, но и выводит душу, можно сказать «наизнанку». Маки, так звали мою огромных размеров массажистку, попросила довериться ей, что она несёт мне здоровье. Чтож, не сожалела потом. Вся процедура под названием «Султан» заняла больше часа и была настоящим пытом аутентичного турецкого культурного кода.

Суетной день с базарами, торговыми рядами, утомительными толпами очень чётко дал знать моему мозгу, что следующий день нужно по-другому, нужно выехать на природу и увидеть немного настоящей Турции, с её природными богатствами. Буквально, лежа в постели в 9 вечера я решила попробовать забронировать тур на утро следующего дня из Стамбула в Бурсу. И получилось. Бронирование и подтверждение 2-х мест на тур с 8 утра до 9 вечера субботы, 30 сентября с компанией Excursion Mania было по Вотсап мгноновенным. Погода, правда, не очень хотела нам помогать с приятностями отдыха, но что делать, есть неправильная одежда, не погода, как говорим мы в Шотландии и дождь нам не помеха.

Прочитав, что Бурса (Прусиас) − древний город в Турции, что находится на северо-западных склонах горы Улудаг (Мизийский Олимп) в Западной Анатолии был важнейшим античным городом, центом шелкового производства и торговли стал в начале 15 века первой столицей Османской империи, очень хотелось посетить. Тем более, что многие здания в Бурсе могут служить наглядным пособием по истории эволюции Османской архитектуры.

Улудаг — самая высокая гора Мраморного региона. Хотя, в национальный парк Uludağ мы прибыли довольно поздно, после 15:30. Погода испытывала на прочность, но мы люди с севера, Шотландии, решили показать свою стойкость и сели-таки на подъёмник, что доставил нас на высоту 2,543 метра по канатной дороге (промёрзли за 50 фунтов оплаченных дополнительно билетов):

Подъём по канатной дороге на гору Улудаг.

Октябрь 2023. Ненастье.

Тур наш был очень долгим по времени, но очень весёлым. Наши проводники-гиды и водитель автобуса иссякали просто невероятный поток сил и радости — танцевали, где возможно, пели всюду, распространяя турецкую мотивы. Эта музыка была бесконечной, однообразной, и стройной в своём ритме, как и арабески на стенах мечетей.

Наш весёлый турецкий гид.

Тур стоил копейки, 25 евро с человека, но надо полагать, что гиды и водитель не остались в накладе (комиссионные немалые), так весь тур — это реклама и покупки, бесконечные покупки для экскурсантов. Остановок — множество. Проехали курортную зону Ялова. Себе взяла на заметку, как место с термальными источниками. Ехали долго, хотя в программе значилась паромная переправа на Мраморном море, но её наши гиды-проводники по известным только их причинам перенесли на конец дня, на обратный путь.

Тем не менее, после утомительного выезда утром из загруженного Стамбула, пересечения Босфора к полудню мы добрались к первому магазину сладостей Востока: Магазин рахат-лукума.

Сначала делали снимки в магазине, потом всё же поддались на уговоры-приговоры и купили парочку коробок средних размеров (маленькие просто не предлагают и не продают — такой закон торговли: бери много и сразу). В автобусе человек 25 и все почти вышли с покупками. Недешёвыми. Но это было только начала торговли. Потом — больше и больше.

Была ещё остановка в каком-то, как мой супруг сказал сладком гореме, где юные девушки на чистом английском предстваляли различные виды джемов, варенья и всего, что ассоциируется со словом сахар. Записала короткое видео с ними.

Турецкое гостеприимство.

Наконец мы остановились у исторического 600-летнего платана Инкая (5 км. к северу от Бурсы). Окружность платана более 9 метров, высота дерева — 35 метров, а диаметр кроны — 53 метра. Чудесное место. Сделала несколько снимков, прикупили мясистые помидоры и ароматные фрукты в дорогу у местных бабулек, что торговали прямо на дороге.

Обед в придорожном гриль-ресторане Uludağ Kerasus Et Mangal (Османгази, Бурса). Еда и музыкальное сопровождение были хороши, но везде чувство, что хотят дополнительно деньги. За чай вместо колы — деньги, за салат вместо предложенных листья салата — деньги. Шашлык, тем не менее был прекрасен и он входил в стоимость экскурсии.

После чего мы пятнадцать захватывающих минут провели на фуникулёре чтоб спуститься к центру городу Бурса. В Бурсе мы оказались после 16:00 и успели пробежаться по мечетям. В Бурсе нам было предложено снова посетить магазины(в магазины снова заводят, как на экскурсию, где нужно показать свой мега заинтереснованный вид в покупках), но мы ринулсь, что было сил успеть посмотреть исторические здания Османской Империи.

Зеленая мечеть была построена в 1412 году султаном Мехмедом Челеби. мечети 14-го века в сельджукском стиле (Зеленая мечеть). Этот важный памятник включает в себя гробницы, библиотеку и множество других интересных помещений для изучения. Интересной особенностью является то, что мечеть получила свое название от зеленой плитки, украшающей ее интерьер.

Domed painted ceiling of the women’s prayer hall in the Green Mosque or Yesil Cami, Bursa, Turkey.

В 10 вечера мы вернулись в отель.

На утро следующего дня (1 октября, в воскресенье) после долгой поездки в горы накануне, мы наметили посещение наконец, Айя Софии. По дороге зашли в магазин, где у витрины внутри мы увидели гончарный круг. На улице лил дождь и гончарный круг внутри выглядели заманчиво. Не пожалели! Я даже попробовала что-то сотворить сама.

Урок на гончарном круге. Стамбул.

Заглянули во двор, увидели как готовят мясо на вертеле

Так готовят мясо на вертеле в центре Стамбула.

Готовят при температуре 200С в течение полутора и более часов.

Турецкие блюда.

Попили турецкий кофе, позволили себя снова обмануть. Что делать, Восток — он хитёр. Увидели в витрине сладости писташковые. Только, то, что нам дали на кофе, не то, что мы видели в витрине. Наполнитель писташковый был лишь по краям, внутри — пустота. Увы.

Так они экономят, очевидно. Было неприятно, но ладно. Не хотела выяснять отношения из-за мелочи, лишь поснимала интерьер.

Наконец дошли до Айя Софии. Пришлось часок постоять в очереди. По закону подлости, запуск в Айя Софии закрыли на нас и мы стояли первыми на вход после часового ожидания в очереди. Это ничего, полагаю в сравнении с тем что мы увидели внутри и сознавая уже сейчас, что вход в Айя София будет платным с 15 января 2024 года.

Айя София. История византийского храма начинается в 6 веке (537 г.). Место для храма было выбрано в центре рыночной площади и связано с именем непосредственно с византийским императором Юстиниан I. При строительстве были использованы лучшие материалы, которые были привезены с разных концов света. Внутри храм был украшен золотом, серебром, слоновой костью и драгоценными камнями — ведь это символ могущества Византийской империи.

Внутри Айя София/Hagia Sofia

Невозмутимая кошечка на северной части Айя София, Стамбул.

Обзор

Несколько коротеньких видео дают предстваление того, что поражает в византийском (теперь уже мусульманском) храме.

Византийская мозаика в Айя София

Что сохранилось

Уникальные, древние мозаики где-то скрыты, где-то еле заметны восхищают.

Уникальная христианская мозаика в Айя Софии

Император Лев VI перед Христом

Император Лев VI (886–912) перед Христом: На троне восседает Христос. Правой рукой он благословляет, левой придерживает евангелие с надписью: «Мир вам. Я свет миру». Перед Христом опустился на колени император Лев VI, представленный в позе проскинесиса.

Брошюра на русском языке начинается словами «Исламская цивилизация — это цивилизация, которая отстраивала и обогощала любую территорию, где она существовала….»

После Айя София мы посетили Голубую Мечеть или по-другому мечеть Султан Ахмет. Дождь лил как из ведра. Выходить из мечети совсем не хотелось, чтоб не вымокнуть. Немного почитала об истории создания. Султан Ахмет не смог принести побед на полях боя для Турции и решил «замолить» свои грехи дав средства и все свои силы на строительство этой огромной мечети. Строили её с 1609 г. 7 лет и при создании его мечты Султан Ахмет использовал драгоценные породы камней, особенный мрамор. Особенность махриба (ниши для молитв) в том, что он был высечен из цельной мраморной глыбы, в ней же находится уникальный черный камень, привезенный из Мекки. В мечети кроме того, как и везде нужно оставлять обувь при входе есть очень хорошо обозначенные места для мужчин и для женщин.

После двух огромных памятников Византии, Османской империи, соборов-мечетей мы ещё сумели вместить в этот день посещение Архелогического Музея. Археологический музей Стамбула (тур. İstanbul Arkeoloji Müzesi) — это большой комплекс из нескольких музеев. В свой короткий визит в дождливый день октября мы не смогли увидеть максимум, лишь маленькую толику (шутка ли — более миллиона экспонатов различных эпох и культур). Фотоальбом с описанием 60 снимков в музее я опубликовала вчера и предлагаю вам посмотреть тоже. Много интересного узнаёшь в музее.

Прекрасно заужинали в ресторане с видом на Босфор, выбрали свежую рыбу и остались довольны.

Наутро (рано-рано) следующего дня, буквально до того, как отправиться в аэропорт Стамбула мы забежали-таки на исторический ж-д вокзал Агаты Кристи. В буквальном смысле Агаты Кристи, т. к. там сейчас кафе с меморабилией этой знаменитой создательница детективов и человека, прославивишего «Восточный экспресс» (Orient Express).

Ж-д вокзал Сиркеджи (Sirkeci Gari) был построен как конечный пункт следования Восточного экспресса, что связал Стамбул с Европой (80 часов пути — расстояние в 3,094 км.). «Восточный Экспресс» всегда был знаком роскоши и богатства. И хотя на им пользовались император Франц Иосиф, Елизавета II, Шарль де Голль, Агата Кристи замечала в своём дневнике, что именно в этом поезде она пострадала от ужасных укусов клопов. «Восточный Экспресс», чьими пассажирами были короли, принцы и президенты, всё же прекратил своё существование в 1977 г. из-за политических трудностей.

Легендарный вокзал Сиркеджи у Агаты Кристи описывается как «Длинный, залитый огнями перрон». С этого стамбульского вокзала Сиркеджи начинались путешествия Агаты Кристи по Турции и именно в этой точке завязывалась интрига многих её романов. В основу романа «Убийство в Восточном экспрессе» легли личные впечатления писательницы от этого поезда -она неоднократно попутешествовала на «Восточном экспрессе» из Лондона в Стамбул и далее к мужу на раскопки в Ирак.

Мы забежали в привокзальный ресторан уже известный как ресторан Агаты Кристи на утренний кофе и с благодарностью к ней, что позвала нас в дорогу, с благодарностью за открытия Стамбула мы попивали неторопливо турецкий кофе и радовались наконец-то выглянувшему солнышку, хотя бы на прощание.

А после обеда у нас уже был рейс на Казань. В Казани, кроме семейных дел я посетила Музей-галерею наследия Константина Васильева. Опубликовала фото очерк, назвав путешествие Васильева «поисками Света», если вам интересно.

6 октября мы вернулись в аэропорт Стамбула, но в город уже не заезжали, решили остановиться в отеле у аэропорта, на берегу Чёрного моря.

В дешёвом отеле Gizlibahce нас встретили гостеприимно, помогли заказать трансфёр рано утром следующего дня. И снова, великий, могучий русский нам помог в общении с персоналом, который представлял собой выходцев из стран Азии бывшего Советского Союза. Очень приятная беседа состоялась с местными рыбаками во время нашей прогулки по набережной. Нас снова напоили чаем и порадовали чудесной беседой, пусть даже через Гугл транслейт. Но гостеприимство турок непревзойдённо!

Спасибо за внимание. С уважением, Татьяна Уайт. Эдинбург. Декабрь 2023 г.

Теги: Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия