Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был сегодня 7:00
Ура! У меня новая страна. Вторая в этом году.

Сортавала, Лахденпохья, Кинерма — Россия Сентябрь 2020

Не могу жить в деревне. Но бывать там люблю — сердце обжигает. Василий Шукшин

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

Продолжаю рассказывать про одно из лучших за последние годы моих групповых путешествий по России.
Конечно, основные впечатления я получил на Соловецких островах, но и Вологодская область с Карелией порадовала своими красотами.

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

Как раз сегодня мы ночевали в небольшом карельском городке Лахденпохья. Здесь и начался наш очередной день.

После завтрака собрали вещи и отправились дальше знакомиться с Карелией. Первая достопримечательность на маршруте — руины лютеранской церкви.

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

Её строительство было начато для общины Яаккима в 1845 году при финансовом содействии землевладельца графа Александра Кушелева-Безбородко. Проект кирхи подготовил известный финский архитектор Карл Энгель.

Строительство шло 5 лет, кирха была освящена 19 октября 1851 года. В ней могли разместиться до 3000 прихожан.

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

После перехода Яаккима-Лахденпохья к СССР в здании лютеранской кирхи был лагерь военнопленных, вокруг храма стоял забор из колючей проволоки, по углам здания — вышки.

Позже церковь использовали в качестве общежития, а потом — склада горторга. В 1977 году церковь сгорела.

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

В начале 1990-х к руинам кирхи были возвращены два гранитных блока памятника местным финским воинам, погибшим в 1918 году. Установлен памятный крест. Кроме того при участии Финляндии осуществлена консервация стен храма.

В 2019 году руины и территория вокруг облагорожена, в дверные проёмы поставлены двери, внутри развалин создан музей «Город ангелов».

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

Понравилась вот эта инсталяция. Называется «Новое колесо Сансары». Скульптур А. Васюков из Перми.

На табличке орписание работы. «Когда-то жизнь катилась колесом Сансары, но в современном мире мы попали в другое „колесо“ — колесо объектива фотокамеры, лайков, дизлайков, мобильников и социальных сетей.

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

Следующая точка нашего маршрута это экопарк „Долина водопадов“.

Основной пеший маршрут пролегает вдоль реки Ийоки с каскадными водопадами и охватывает различные возвышенности.

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

Идеальное место для релакса, ведь успокаивающий шум воды благотворно воздействует на человеческий организм.

Лесные пейзажи тоже завораживают.

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

Водопадики хотя и небольшие, но мощные.

Далее наша группа выехала в сторону города Сортавала. По дороге заскочили в населённый пункт Лумиваара, где мы посетили ещё одну кирху. Она построена по проекту архитектора Илмари Лауниса в 1935 году.

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

В 90-е годы финская кирха восстановлена обществом „Лумиваара“, которое преимущественно состоит из бывших местных жителей. На данный момент сооружение находится в плохом состоянии и нуждается в капитальном ремонте.

Рядом с кирхой — захоронение финских воинов, павших в боях 1939—1944 гг. Внутри церкви висит памятная плита с именами погибших финнов.

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

Вьзжаем в Сортавалу (с 1721 по 1918 год — Сердоболь). Входит в перечень исторических городов России.

Центральная часть города состоит в основном из каменных 3-4-этажных зданий постройки начала XX века (до 1930-х). Как правило, это постройки в стиле северного модерна (национального романтизма), неоклассицизма, наиболее поздние — функционализма, их авторы — известнейшие финские архитекторы Уно Вернер Ульберг, Готтлиб Элиэль Сааринен, Юхан Якоб Аренберг и другие.

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

Кроме того, сохранилось большое количество деревянных зданий постройки середины XIX века, как правило в стиле ампир. В одном из таких объектов мы вкусно перекусили. Рекомендую данное место.

Есть и памятники, например вот этот, который посвящён карельским рунопевцам. Скульптура была установлена 20 июня 1935 года к столетию первого издания эпоса „Калевала“.

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

Городок интересный, он заслуживает детального знакомства минимум на пол дня.

А сейчас мы мчимся дальше.

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

Иногда на мгновение выглядывало солнышко и освещало нам путь.

Проезжаем посёлок Ляскеля. Нам было интересно взглянуть на Ляскельский бумажный завод, основанный в 1899 году.

С 1973 по 1990-е годы фабрика в Ляскеля производила четверть советской обойной бумаги, а также писчей бумаги. Он прекратил свою деятельность в марте 2004 года. Планируется полная реконструкция завода.

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

Далее останавливаемся около меморила „Крест скорби“.

Это первый установленный в Российской Федерации монументальный мемориал, посвящённый павшим в советско-финской войне 1939–1940 годов советским и финским воинам.

Наконец, мы добрались до финальной точки сегодняшнего дня.

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

Ки́нерма— старинная карельская деревня в составе Ведлозерского сельского поселения Пряжинского национального района Республики Карелия, комплексный памятник истории. Центр проживания карел-ливвиков.

В деревню приехали в предзакатное время. Погода из дождливой превратилось в шикарную.

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

Район, в котором находится деревня, был заселён в XVI веке. Впервые поселение упоминается в „Писцовой книге Обонежской пятины“ в 1496 году.

В деревне расположены жилые дома, старейшие из которых были возведены в XVIII и начале XIX века.

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

В настоящее время дома охраняются как объекты культурного наследия Республики Карелия.

В 1911 году в Кинерме проживало 168 человек. С 2010 года всего 6 человек. В течение прогулки по деревне нас в основном сопровождала вот эта замечательная местная собачка.

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

Заслуживает внимания часовня Смоленской Божьей Матери, построенная в XVIII веке.

Внутри.

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

В 2016 году Кинерма была принята в »Ассоциацию самых красивых деревень России».

В результате победы в конкурсе возник большой для крошечной деревни поток туристов, с которым шесть жителей не могут справиться: хозяйка единственной гостиницы сообщила журналистам, «Мы ж хотим за эти деньги обслужить качественно, чтоб люди не уезжали обиженными. Но 4 тысячи туристов в год! Мы физически уже не можем. У меня запись на полгода вперед».

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

Как раз в этой гостинице мы и остановились на ночь.

Вот она по центру при дневном свете. Согласитесь, колоритненько, особенно для жителей больших городов.

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

Для нас приготовили вкуснейший ужин из местной кухни. Растопили баню. Короче обиженными мы не остались. Наоброт, все получили колоссальный заряд бодрости и впечатлений.

Когда стемнело, я сделал на телефон несколько симпатичных кадров. Я не мог оторваться от лужи и отражения в ней.

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

Ещё и атмосфера была непередаваемой. Поздний вечер, глубинка, тишина.

Для медитации, если кто увлекается, лучше любого Тибета или какого-нибудь буддисткого монастыря острова Бали. Это я уже в полной темноте снимал.

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

Если будете путешествовать по Карелии, заскочите в эту деревеньку, в идеале с ночёвкой.

Кстати, в Тульской области тоже есть примечательная деревня Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России

Очарование «Русского Севера» ч.10 — Самая красивая деревня Карелии

На этом пока всё. Спасибо за внимание! Путешествие ещё не закончилось, так что до встречи в следующем дне.