Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был сегодня 16:30
Только что увидел. У меня на главной странице "666 городов". Надо срочно писать про новый город

Бёхово, Подмоклово — Россия Январь 2022

«Как Европа ни хороша, а Россия в деревне мне милей в сто тысяч раз, а кроме того, прямо подло жить в Европе, когда в России надо работать, особенно если здоровье не гонит вон…» В. Д. Поленов

Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России

В первой части я немного показал вам город Серпухов, который удивил меня своими православными святынями, городскими скульптурами и граффити Первое путешествие года ч.1 — Серпухов

На окраине Серпухова в деревне Пущино я ещё хотел посмотреть заброшенную усадьбу Пущино-на-Наре принадлежавшую ранее князьям Вяземским. Но, к сожалению для любителей полазить по живописным заброшкам, всю территорию обнесли забором. Со стороны сфотографировать можно, внутрь не пройти. Видимо, здание будут восстанавливать.

Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России

Усадебный дом в строгом стиле русского классицизма выстроен в 1790-х годах сенатором Сергеем Ивановичем Вяземским (1743–1813) и его женой Анной Федотовной, сестрой фельдмаршала М. Каменского. В советское время главное здание усадьбы использовалось как общежитие для работников пущинского отделения совхоза «Большевик».

Далее я начал возвращаться назад в Тулу. По дороге я сделал небольшой крюк и заскочил в село Подмоклово, которое находится в 25 км от Серхпухова практически на границе трёх областей (Московская, Тульская и Калужская).

Здесь тоже есть заброшка, правда маленькая и в плохом состоянии. Это двухэтажный флигель екатерининского времени, построенный в стиле, переходном от барокко к классицизму.

Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России

С 1656 по 1723 гг. селом владел князь Григорий Фёдорович Долгоруков (изображение ниже). После смерти Петра II, во времена императрицы Анны Иоановны, семья Долгоруковых попала в опалу, имение арестовано. Князь Долгоруков был сослан, а затем казнен, так как открылось дело о его участии в составлении подложного завещания императора Петра II.

Императрица Елизавета вернула Подмоклово наследникам Долгорукова. Они начали обустраивать усадьбу каменными строениями. К сожалению господский дом не сохранился, только этот флигель, именно он с XIX века использовался новыми владельцами в качестве главного места проживания.

Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России

Честно сказать, про заброшку эту я не знал, поскольку заехал сюда вот из-за этого грандиозного сооружения. Увидеть такое в селе было крайне необычно. Церковь Рождества Богородицы (1714–1722), выполненная в стиле итальянского барокко. Она является одним из наиболее интересных сооружений петровской эпохи, воплотивших в себе черты западноевропейского барокко.

Церковь была начата на средства вышеупомянутого Григория Фёдоровича Долгорукова, закончена его сыном и внуком, освящена в 1754 г. Исполнена в виде кирпичной двухсветной ротонды, над которой надстроены сферический купол с люкарнами и массивный световой барабан.

Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России

Архитектором храма на начальном этапе был Лоренц фон Фикин, основные работы по строительству храма были выполнены Андреем Шульцем. Это наиболее ранняя из ротонд, дошедших до настоящего времени от первой половины XVIII века.

Важность церкви состоит ещё и в том, что в ходе научных изысканий по изучению церкви было доподлинно установлено, что работы по декоративной резьбе и созданию скульптур были выполнены русскими мастерами под руководством Ивана Афанасьева Зимина.

Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России

Ну, а теперь въезжаем в Тульскую область и направляемся к главной цели моего однодневного путешествия. Естественно как житель большого города я иногда подвержен стадному чувству и пиару.

Так вот, в декабре 2021 года по тв и новостным лентам интернета прошла новость о том, что «ООН признала деревню Бёхово в Тульской области одним из лучших туристических мест в мире». Другие заголовки выглядели так «Деревня Бёхово в Тульской области стала победителем конкурса UNWTO».

Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России

Естественно я был удивлён этой новости и поэтому решил хотя бы географически здесь отметится, съездить так сказать на разведку. Ну, и в дополнение к этому, хотел разобраться в рейтингах этого самого UNWTO.

Итак, Бёхово это маленькое село на берегу реки Ока с населением около 60-ти человек, которое является частью музея-заповедника «Поленово».

Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России

В царствование Петра I Алексеевича на территории современного Заокского района находились царские конюшни. Здесь лошадей объезжали и поначалу поселение с конюшнями именовали «Бёгово». Впоследствии конюшни исчезли, но название деревни, немного изменившись, сохранилась, как «Бёхово».

Вот сфотографировал стенд с детальным планом местности. Бёхово в верхнем правом углу. Неспеша всё обойти это нужно минимум пару часов.

Чтобы увидеть внешнюю красоту этих мест, надо в первую очередь понять внутреннюю. Заглянуть в душу Бёхово и Поленово. Желательно до поездки сюда узнать историю усадьбы, кем был Василий Поленов, посмотреть и полюбить его картины, созданные на берегу Оки.

Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России

Вот к примеру. Для меня это обычная картина. Но после прочтения описания я уже на неё смотрю совсем иначе.

Искусствовед Элеонора Пастон так писала в своей монографии о творчестве Василия Поленова: «Особенная чуткость художника к жизни природы, желание запечатлеть едва уловимую изменчивость её состояния в переломные моменты дали себя знать в его пейзажах конца XIX — начала XX века и в полной мере проявились в картине «Ранний снег» (1891).

По словам Поленова, он увидел «из окна своей мастерской в 1890 году: снег выпал совершенно неожиданно, когда лес еще не сбросил свой осенний убор и была еще настоящая „золотая осень“. Художника поразило состояние застылости, оцепенения природы, ещё хранящей теплоту осенних дней, перед неожиданно надвинувшимся холодом, покрывшим землю снегом и остановившим течение реки.»

Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России

В Поленово я ранее уже был, 12 лет назад (в мае 2010 года) и находился там совсем мало по времени. Сохранилось только две фотографии. На снимке дом музея-усадьбы.

Я посмотрел на усадьбу со стороны и уехал. Помню только, что там проходила ярмарка разных народных промыслов. Это наша знаменитая Филимоновская игрушка.

Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России

В январе 2022 года я тоже не многое успел. Во-первых, народу было тьма. Многие катались на лыжах, другие скупили все билеты в музей. Третьи сидели в ресторане. Я даже не смог тут перекусить, все столы заняты. Погрелся пару минут и ушёл. Так что сюда лучше приезжать рано утром и в рабочий день.

Во-вторых, погода стояла не самая идеальная для прогулок и фотосъёмки. Солнца не было весь день, оно в туманом варианте выглянуло лишь на мгновение. Да и в Серпухове я набегался и сил уже не осталось. Но, несколько построек в Поленово я обошёл.

Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России

Как вы наверное знаете Василий Дмитриевич Поленов это русский художник, педагог, профессор Императорской Академии художеств. Он занимался исторической, пейзажной и жанровой живописью. Родился в 1844 году в Санкт-Петербурге, умер в 1927 году в своей усадьбе Борок.

Именно так имение называлось при жизни художника. Сам же Поленов называл его «поместьице». Только в советские годы усадьбу переименовали в Поленово.

В 1892 году дом Поленова стал первым в России художественным музеем в деревне, доступным самому широкому кругу посетителей. Принимали посетителей и водили их по дому сами хозяева усадьбы. «Я эгоист. Я создал в доме музей, потому что мне самому это очень нравилось», — говорил Поленов.

Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России

За всю свою историю усадьба не знала чужих рук: в течение 120 лет, несмотря на все политические перемены в стране, семья Поленовых никогда не расставалась с домом. А изменения, вносимые каждым последующим поколением, не уничтожили облика усадьбы.

В 1927 году, после смерти В. Д. Поленова, первым директором музея стал его сын, Дмитрий Васильевич (1886−1967). Руководством музея Дмитрий Васильевич занимался 32 года, причем при весьма скромном финансировании от государства, выполняя последнюю волю отца: «Не отдавай дом в чужие руки».

Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России

Именно благодаря ему, поддержке сестер «Поленово» выжило в сложные тридцатые годы, в военный период. В 1960 году директором музея стал Федор Дмитриевич Поленов (1929−2000), внук художника.

В 1941 году через «Поленово» прошла линия фронта, экспонаты музея были частично эвакуированы в Тулу, что-то оставалось в подвалах музея. Но уже в мае 1945-го музей снова открыли для посетителей.

Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России

Во все времена усадьба была полна гостей. Сюда приезжали Левитан, Репин, Коровин, Васнецов, как сосед наведывался в гости Чехов. В тридцатые годы ХХ века в «баньке» жил великий русский композитор Сергей Прокофьев. В «Поленово» он написал музыку к балету «Ромео и Джульетта».

В разное время здесь гостили поэты Евгений Евтушенко и Белла Ахмадулина, член Российской академии художеств Борис Мессерер, певец Леонид Собинов, балерина Галина Уланова, художники содружества Кукрыниксы.

В 1975 году под крышей «баньки» родился один из любимых мультяшных персонажей — домовенок Кузька. Его придумали супруги Валентин Берестов и Татьяна Александрова. Источник

Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России

Меня очень впечатлило небольшое кладбище на холме, где похоронен знаменитый художник и его родственники. Поленов очень любил лето, а длинные июльские дни, когда берёза достигает полного листа, называл «центральными» в году. Именно в такой день, в глубоко преклонном возрасте, он и ушёл из жизни.

Художник скончался 18 июля 1927 года в своей усадьбе и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать этюды.

Над его могилой, согласно завещанию, установлен олонецкий крест. В имении Имоченицы Олонецкой губернии 10-летний городской житель Вася Поленов когда-то впервые близко познакомился с природой.

Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России

В сотне метров от кладбища находится главная достопримечательность Бёхово — церковь Святой Троицы Живоначальной. Её можно видеть почти на всех картинках и снимках, связанных с этим поселением. Церковь из кирпича возведена в 1904–1906 годах по проекту и на средства Василия Поленова и позже обнесена каменной оградой.

Храм представлял собой сочетание романской и древнерусской архитектуры. Образцом плана и фасада церкви послужили псковско-новгородские храмы XII–XIV веков: церковь Лазаря и Спаса-Нередицы в сочетании с архитектурными элементами деревянного зодчества.

Форма куполов заимствована у новгородского Софийского собора. Интерьер церкви во многом напоминает внутренний вид иерусалимского храма царицы Елены, построенного в VI веке.

Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России

Ну, а теперь, что касается рейтингов. Действительно, в 2021 году Бёхово — единственная деревня из всего постсоветского пространства попала в список победителей «Best Tourism Villages». Ими стали 44 населенных пункта. Всего было 170 заявок из 75 стран мира.

Там есть невероятно красивые места. Я был только в пяти из них: Грюйер (Швейцария), Ле Морн (Маврикий), Ольянтайтамбо (Перу), Пано Лефкара (Кипр) и Бёхово (Россия). Кстати, напишите сколько у вас, интересно.

Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России

На сайте Всемирной туристической организации UNWTO из описания есть только вот это:

«Бехово расположено на высоком берегу Оки, одной из крупнейших рек России. Пейзаж русской деревни сам по себе является культурным феноменом. Поселок является частью тренда развития экотуризма и экофермерства в Тульской области.»

Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России

Что интересно, в селе стоит вот такая табличка, но на российском сайте «Самые красивые деревни и городки России» Бёхово я не нашёл. Не знаю, может звёзд пока мало, нужно три набрать:)

Со стороны России на участие в мировом конкурсе также подавали заявки село Вятское Ярославской области и посёлок Висим Свердловской области. Участников активно поддерживал Ростуризм.

«Бёхово — место, где чувствуется дух истории и самобытная архитектура „русского стиля“ начала XX века. В нём открывается другая России, известная миру по лирике Пушкина, образам Чехова, музыке Чайковского. В этих местах особая атмосфера, в которой обязательно нужно оказаться, чтобы понять, что такое Россия», — рассказала глава Ростуризма Зарина Догузова.

Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России

Конечно я не буду спорить, что у нас в России сотни красивых деревень на фоне гор, лесов, морей и рек. Но, где-то нет к ним хороших дорог, редко появляются туристы, нет развития, да и не в каждой деревне жил известный деятель того или иного искусства. Плюс везение:)

Наверняка, когда выбирали победителей, членам жюри показывали лучшие фото из Бёхово, картины Поленова и всё это под музыку Чайковского. Уверен, для образованных иностранцев это мега экзотика. Ну, и не нужно забывать, что жюри оценивало не красоту, а прежде всего сохранившуюся аутентичность населенного пункта и его соответствие современным туристическим требованиям.

Первое путешествие года ч.2 — лучшая туристическая деревня России

В этом году я обязательно поеду сюда третий раз, цветочным летом либо золотой осенью. Хочется наконец посетить музей, зайти в храм и пройти пешком вдоль пейзажной Оки от усадьбы Борок до Бёхово.

Ну, и самое главное, сфотографировать красочный закат над рекой. Если это случится, то я точно признаю это место одной из лучших туристических деревень мира.