Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был сегодня 13:23
Скиньте пож. материал у кого есть, как лучше организовать неделю в Ханое с Халонг. Нужны советы.

Медвежьегорск, Марциальные воды, Кивач + 2 города — Россия Сентябрь 2020

Чем в раю на краю, лучше в аду на середине. Карельская пословица

Очарование «Русского Севера» ч.7 — возвращение в Карелию

Накануне вечером мы прибыли с Большого Соловецкого острова в Рабочеостровск (цифра 1 на карте). Прежде, чем продолжить путешествие по Карелии, упомяну про памятный ужин, который был в нашем отеле. Случайно, за одним из столов увидели известного российского блогера Илью Варламова. Организаторы нашей поездки захотели с ним пообщаться и сфотографироваться.

Личность интересная, но противоречивая. Раньше я с удовольствием смотрел его замечательные фоторепортажи из путешествий. Не спорю, есть что-то полезное и в его нынешней просветительской деятельности, но зачастую она носит хайповый, либеральный оттенок. Так что аккуратнее, после того как посмотрите на это не освящённое в церкви фото, вам возможно захочется покритиковать свою страну, город и в виде побочного эффекта поймать какого-нибудь коррупционера.

Очарование «Русского Севера» ч.7 — возвращение в Карелию

Ладно, не буду развивать социально-политическую тему, лучше переходим к нашему любимому туризму. Утром мы собрали вещи, сели в две наши машины и отправились в путешествие по Карелии. Мы её уже немного посмотрели до Соловков, теперь предстояло прокатиться по новым местам.

Начали мы с посещения места съёмок фильма «Остров». Совсем недавно я был тут в полном одиночестве, теперь вместе с группой. Об этой достопримечательности я уже рассказал во второй части. Но, сейчас вспоминать и писать о данной локации уже грустнее, ведь совсем недавно умер Пётр Мамонов — исполнитель главной роли этого замечательного фильма.

Очарование «Русского Севера» ч.7 — возвращение в Карелию

Далее мы приехали в город Медвежьегорск (цифра 2). Станция Медвежья гора была построена на необжитом берегу Онежского озера. При станции появился одноимённой посёлок. В 1915 году на берегу озера была построена пристань. Материалы для строительства железной дороги стали доставляться водой из Петрограда не в Повенец, как раньше, а в будущую Медвежью Гору.

В строительстве дороги в качестве наблюдателей участвовали офицеры из союзных России стран: Англии и Франции. Также было построено временное здание депо.

Очарование «Русского Севера» ч.7 — возвращение в Карелию

В 1916 году, по проекту архитектора Р. М. Габе, было построено деревянное здание вокзала с шатровой крышей и шпилем. Здание это, с небольшими переделками, сохранилось до сих пор.

В 1930 году советское правительство приняло решение о строительстве Беломорско-Балтийского канала. Административным центром стройки и Беломоро-Балтийского исправительно-трудового лагеря (Белбалтлага) стала станция Медвежья Гора и посёлок при ней. Картина в музее.

Очарование «Русского Севера» ч.7 — возвращение в Карелию

Белбалтлаг включал в себя несколько предприятий, обеспечивающих строительство канала, на которых использовался труд заключённых. Одной из целей создания лагеря было перевоспитание трудом заключённых. Создание Белбалтлага послужило началом индустриализации, а затем и роста станции Медвежья Гора сначала в посёлок, а затем в город Медвежьегорск.

История у города интересная и непростая. Чтобы познакомится с ней ближе мы посетили Медвежьегорский районный музей. Он основан в 1962 году. Расположен в здании бывшей гостиницы управления НКВД на «Беломорканале».

Перед музеем установлен памятник С. М. Кирову. Статуя была изготовлена в 1958 году в двух экземплярах: для Петрозаводска и Медвежьегорска.

Очарование «Русского Севера» ч.7 — возвращение в Карелию

В фондах музея хранятся предметы домашнего обихода, иконы, вышивки, элементы костюмов жителей сел Заонежья, Сегозерья, Выгореции. Постоянные экспозиции: «На рубеже веков», «Кархумяки», «Беломорско-Балтийский канал», «Заонежские узоры».

В этом музее я узнал о том, что в самом городе и его окресностях снимали такие фильмы как: «Находка», «А зори здесь тихие…», «Охота на пиранью» и «Любовь и голуби».

Очарование «Русского Севера» ч.7 — возвращение в Карелию

Нам всем было очень интересно найти место, где проходили съёмки знаменитого народного фильма. Пришлось немного поплутать на машине и вот мы здесь, на улице Нижняя 12.

Хозяин жилища был дома и любезно пустил нас на территорию. Новая голубятня и жилой дом восстановлены им на прежних местах. А так, построек с времён 1983 года фактически не осталось. В любом случае было волнительно оказаться там, где снимали один из моих любимых советских фильмов.

В начале я написал про уход в этом году Мамонова. Теперь с нами нет и этого замечательного режиссёра.

Очарование «Русского Севера» ч.7 — возвращение в Карелию

Ну, а затем, пришло время познакомиться с природными достопримечательностями Карелии. 77 километров от Медвежьегорска и мы в геологическом парке «Гирвасский вулкан» (цифра 3).

Уникальный вулкан Гирвас — древний потухший вулкан в Карелии возрастом более 2–3 млрд лет, находящийся в русле реки Суна недалеко от одноименного посёлка.

Очарование «Русского Севера» ч.7 — возвращение в Карелию

Открыт Гирвас был после строительства Гирвасской плотины для Пальеозерской ГЭС, перекрывшей течение реки Сума.

В результате осушения русла реки древний вулкан можно наблюдать в течение всего года за исключением тех дней, когда происходит сброс воды из водохранилища.

Очарование «Русского Севера» ч.7 — возвращение в Карелию

Вулкан в настоящее время почти полностью разрушен природой и временем.

Сохранились лишь более 20 застывших лавовых потоков толщиной до 32 метров и следы кратера, который считается одним из древнейших на планете и в Карелии.

Очарование «Русского Севера» ч.7 — возвращение в Карелию

Конечно это отличается от ряда классических вулканов, которые мне довелось увидеть, но мне здесь понравилось. Уединение с природой потрясающее. Есть где полазить и погулять.

Следующий объект так же природный. Называется водопад Кивач. Цифра 4 на карте сегодняшнего маршрута. Там ещё пару мест обведено красным, так вот Повенец, Пяльму, Сандармох и другие известные достопримечательности мы посетили в первый день карельского путешествия.

Очарование «Русского Севера» ч.7 — возвращение в Карелию

Водопад является экскурсионным объектом в пределах заповедника «Кивач», площадь которого — более 10 тысяч га. У водопада располагаются Музей природы и дендрарий.

Название водопада происходит, видимо, от финского слова kiivas, что означает «мощный, стремительный». Высота общего падения водопада — 10,4 м на участке протяжённостью около 170 м. Высота отвесного падения нижней ступени — 8 метров.

Очарование «Русского Севера» ч.7 — возвращение в Карелию

Кивач впервые упоминается в Писцовых книгах в 1566 году. В 1868 году водопад посетил император Александр II, к его приезду специально был построен дом для ночлега.

Водопаду посвящены стихотворные строки Г. Р. Державина, Ф. Н. Глинки и других известных поэтов.

Очарование «Русского Севера» ч.7 — возвращение в Карелию

Прощаемся с главным водопадом Карелии и спешим в Марциальные Воды (цифра 5). Это первый российский курорт, основанный Петром I в. 1719 году на базе железистых минеральных источников.

Согласно российской курортологией классификации, марциальные воды относятся к железистым, азотным, гидрокарбонатно-сульфатным, слабоминерализованным, холодным, слабокислым. Главная ценность их заключается в высокой концентрации активного (двухвалентного) железа, количество которого значительно больше, чем в других известных железистых источниках российских и заграничных курортов.

Очарование «Русского Севера» ч.7 — возвращение в Карелию

Из четырёх скважин, глубиной от 7 до 14 м самоизливается вода различной минерализации и, что особенно характерно, с различным содержанием железа — от 16 до 133 миллиграммов в 1 литре воды. Кроме железа, вода марциальных источников содержит натрий, магний, кальций, марганец.

К сожалению приехали сюда поздно, поэтому ограничились внешним осмотром. На фото церковь святого апостола Петра — единственный сохранившийся памятник архитектуры в Карелии, связанный с деятельностью Петра I и почти полностью сохранивший первоначальное архитектурно-декоративное убранство и живопись иконостаса.​

Очарование «Русского Севера» ч.7 — возвращение в Карелию

Но целебную воду в нескольких источниках мы конечно же попробовали. Лично у меня потом долгое время был привкус железа. Долго такую воду я побоялся бы пить, возраст и так не щадит суставы, а тут точно заржавел бы.

После Марциальных вод нам оставалось лишь добраться города Петрозаводск (цифра 6 на карте). Уже окончательно стемнело, так что знакомство со столицей Карелии мы отложили на завтра.

Очарование «Русского Севера» ч.7 — возвращение в Карелию

А это наша примечательная гостиница, где мы провели две ночи. С неё и начну свой следующий рассказ…