Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был вчера 21:48
Только что увидел. У меня на главной странице "666 городов". Надо срочно писать про новый город

Соловецкие острова — Россия Сентябрь 2020

Распрекрасный остров Соловецкий,
Лебединая Секир-гора,
Где церквушка, рубленная клецки,
Облачному ангелу сестра.
Где учился я по кожаной Триоди
Дум прибою, слов колоколам,
Величавой северной природе
Трепетно моляся по ночам…

Николай Алексеевич Клюев

Очарование «Русского Севера» ч.6 — прощание с Соловецкими островами

Свои впечатления и эмоции от посещения Соловецкого архипелага, а конкретно двух его островов я кратко изложил в 3 и 4 частях (ссылки в конце). Сегодня завершающая информация и снимки, сделанные на Большом Соловецком о-ве.

Знакомство с самым крупным островом архипелага у меня было как индивидуальное, так и коллективное. Сначала расскажу про обзорную, групповую экскурсию.

Очарование «Русского Севера» ч.6 — прощание с Соловецкими островами

Самое интересное место в маршруте было на холме высотой 77 метров, который называется Секирная гора. Отсюда открывается шикарный вид на северную часть Соловецкого острова и Белое море.

На горе расположен Вознесенский скит Соловецкого монастыря. На самой вершине Секирной горы построена уникальная церковь-маяк. Является самым высоким маяком на Белом море, высота — 98 метров от уровня моря.

Очарование «Русского Севера» ч.6 — прощание с Соловецкими островами

Скит на горе был основан в XIX веке. В 1860–1862 годах при архимандрите Порфирии был возведён каменный одноглавый храм. Над его проектом трудился губернский архитектор А. П. Шахларев.

На первом ярусе храма престол в честь чуда архистратига Михаила в Хонех, на втором — в честь Вознесения Господня. На третьем ярусе находится колокольня с четырьмя колоколами.

Очарование «Русского Севера» ч.6 — прощание с Соловецкими островами

В 1920–1930 годы здесь располагался штрафной изолятор, 4-е отделение Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), своего рода соловецкий карцер. Во время репрессий совершались одиночные и массовые расстрелы.

Когда находишься в таком красивом месте трудно представить, что тут измывались над людьми, а некоторых потом ещё и убивали.

Очарование «Русского Севера» ч.6 — прощание с Соловецкими островами

Далее спускаемся вниз по длиной деревянной лестнице, садимся в автобус и едем в ещё одно живописное место, где находится Савватиевский скит.

Другой название — Савватиева пустынь. Это один из скитов Соловецкого монастыря, основанный, согласно устоявшемуся преданию, в XV веке Савватием и Германом Соловецкими в северной части острова, недалеко от губы Сосновой.

Очарование «Русского Севера» ч.6 — прощание с Соловецкими островами

После Октябрьской революции во время существования на Соловках СЛОНа до 1925 года в Савватьевском скиту содержались «политзаключённые»: меньшевики, эсеры, а после вывоза их в июле 1925 года на материк, скит превратился в обычное лагерное подразделение.

В годы Великой Отечественной войны здесь размещалась школа юнг ВМФ: штаб, учебные классы, жилье для командного и преподавательского состава.

Очарование «Русского Севера» ч.6 — прощание с Соловецкими островами

Сами юнги жили и тренировались в лесу. Гид показал нам овраги, где у парней были землянки. Летом ещё ладно, а вот как они там выживали поздней осенью и суровой зимой, непонятно. Представляю, с какой радостью они бежали несколько километров в скит, где у них в помещении проходил учебный процесс.

На острове я видел два памятника, посвящённых юнгам. Многие из них прямо из учебных классов отправлялись на войну, где проявили настоящий героизм в борьбе с врагом. Большинство домой так и не вернулось.

Очарование «Русского Севера» ч.6 — прощание с Соловецкими островами

А это наш замечательный гид, который поведал много познавательных и противоречивых историй о Соловках. Если вам интересно прошлое России, то посещение этих островов оставит след в вашей душе.

Здесь непостижимым образом переплетаются красота северной природы и православия, величие и трагедия русской истории. В этих местах по настоящему чувствуешь и проникаешься непростой судьбой всей России, которая была уготована ей на протяжении нескольких последних столетий.

Очарование «Русского Севера» ч.6 — прощание с Соловецкими островами

После экскурсии вглубь острова у нас было свободное время, которое я посвятил знакомству с главной достопримечательностью острова, входящей в список Всемирного наследия ЮНЕСКО — Соловецкий монастырь.

Формирование архитектурного ансамбля Соловецкого монастыря происходило на протяжении 4 веков: с 15 до начала 20 века.

Здесь сохранились не только архитектурно-художественный ансамбль, но и комплексы культовых, жилых, хозяйственных, оборонительных, гидротехнических сооружений, сети дорог, созданных культурной деятельностью монастыря.

Очарование «Русского Севера» ч.6 — прощание с Соловецкими островами

Одновременно монастырь выступал в роли неприступной крепости. Это одно из крупнейших фортификационных сооружений 16 века и единственное, сохранившееся без сколько-нибудь значительных перестроек. Крепость почти полностью выполнена из гранитных валунов, включает в себя 8 башен и 7 ворот.

Стены имеют два (на некоторых участках — три) боевых яруса, их высота от 8 до 11 метров. С севера и юга крепость была обнесена рвами, из которых сохранился только северный.

Очарование «Русского Севера» ч.6 — прощание с Соловецкими островами

До сих пор не ясно, кто на самом деле построил Соловецкий кремль. Вес некоторых камней, из которых сложены стены, достигает 8 тонн, а покрывающий валуны лишайник датируется 2–3 тысячами лет.

Существует версия, высказанная В. А. Лекомцевым, что крепость существовала на острове задолго до прихода монахов, которые лишь достроили и усилили вековые постройки.

Очарование «Русского Севера» ч.6 — прощание с Соловецкими островами

Стены Соловецкого монастыря отразили немало атак. В XVI–XVII веках монастырь выдержал несколько нападений шведов (в 1571, 1582 и 1611 годах).

Далее были пушки правительственного воеводы Мещеринова, усмирявшего восстание в Соловецком монастыре в XVII веке.

Очарование «Русского Севера» ч.6 — прощание с Соловецкими островами

В 1854 году монастырь был обстрелян английскими паровыми 60-пушечными фрегатами «Бриск» и «Миранда». Однако, девятичасовая канонада не привела к сколько-нибудь серьёзным разрушениям.

Главные здания монастыря концентрируются внутри стен, на Соборной площади. Самая старая в монастырском ансамбле — Успенская церковь (середина XVI в.).

Очарование «Русского Севера» ч.6 — прощание с Соловецкими островами

Основной объем этой постройки трапезная — едва ли не самая большая одностолпная палата тогдашней Руси (500 кв.м), а также келарская палата, которую использовали для хранения богатой посуды и других предметов трапезного обихода.

С XVI и до начала XX века монастырь также служил политической и церковной тюрьмой. По разным подсчётам за это время через тюрьму Соловецкого монастыря прошли от 500 до 550 узников.

В XIX веке местные жители рассказывали о суровом режиме в этой тюрьме — заключенных морили дымом, замуровывали, пытали.

Очарование «Русского Севера» ч.6 — прощание с Соловецкими островами

С 1937 по 1939 гг. на территории архипелага находилась Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН). В тюремных камерах разрешалось только сидеть на кровати, не опираясь на стену, с открытыми глазами, держа руки на коленях.

В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, продолжающий существовать и по возобновлении монашеской общины.

В этом же году на Соловки отправился первый студенческий реставрационный стройотряд физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, продолжающий работать более полувека.

Очарование «Русского Севера» ч.6 — прощание с Соловецкими островами

В декабре 1988 года был создан церковный приход, куда был назначен иеромонах Герман (Чеботарь). 4 июля 1989 года он освятил находящуюся за монастырской оградой часовню святителя Филиппа — первый возрождённый храм Соловков.

Знаменитый Соловецкий монастырь вы можете видеть каждый день. Для этого достаточно иметь в кошельке купюру достоинством 500 рублей.

Я когда гулял утром заключительного дня вокруг Святого озера, в самый последний момент вспомнил про это. Начал быстрее у себя смотреть наличные деньги и мне повезло, в кармане оказалась одна мятая бумажка.

Очарование «Русского Севера» ч.6 — прощание с Соловецкими островами

Самые памятные моменты были у меня на Соловках утром, причём два дня подряд.

Рассвет на Святом озере — такое теперь не забыть. С одной стороны бездонное небо и просыпающееся солнце, с другой — Соловецкий монастырь.

Очарование «Русского Севера» ч.6 — прощание с Соловецкими островами

Понравилось высказывание одного из авторов, которое я случайно прочитал в интернете. Оно точно передаёт моё утреннее настроение и снимки.

»Соловки. Иной мир, иная жизнь. Здесь время останавливается, земля соединяется с небом, и небо касается души, так что можно подтянуться на цыпочках и заглянуть в вечность.»

Очарование «Русского Севера» ч.6 — прощание с Соловецкими островами

Были на Соловках и прекрасные закатные мгновения в дружеской компании. Они тоже надолго останутся в памяти.

В завершение ещё несколько кадров во время индивидуальной прогулки в посёлке Соловецкий.

Очарование «Русского Севера» ч.6 — прощание с Соловецкими островами

Как любитель православной архитектуры не могу не вспомнить про выставку, которую случайно увидел на улице. Она называлась «Архитектура русского храма».

Объекты с разных уголков нашей страны.

Очарование «Русского Севера» ч.6 — прощание с Соловецкими островами

Мне особенно нравятся рассматривать подобные работы не в помещении, а на открытом воздухе.

Многие работы шикарные. Полистайте.

Было интересно рассматривать православную архитектуру от 16 века до наших дней. Особую атмосферу выставке придавало то, что прямо за многими фото картинами были видны купола Соловецкого монастыря.

Очарование «Русского Севера» ч.6 — прощание с Соловецкими островами

На этом всё. Опять не успел вам многое показать. Наверное позже придётся сделать отдельный альбом с оставшимися снимками. Из нескольких сотен, будет что выбрать, так что это ещё не окончательное прощание с Соловками.

Вечером мы сели на паром и поплыли назад в Рабочеостровск, там где у нас стояли машины. Финальный кадр — закат над Белым морем. Я был очень рад и счастлив, что побывал на Соловецких островах. На этом позитивном воспоминании и заканчиваю сегодняшний материал.

Очарование «Русского Севера» ч.6 — прощание с Соловецкими островами

Спасибо за внимание! В следующий раз мы продолжим прогулку по замечательному Русскому Северу, но уже на материковой части.