Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 17:52
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

ОАЭ Ноябрь 2023

Первая часть поездки в ОАЭ и Бахрейн. Следующая часть: Мечеть шейха Зайда

В 1971–72 годах на юго-восточной оконечности Аравийского полуострова образовалось новое государство. Семь независимых эмиратов (королевств) образовали новую страну — Объединённые Арабские Эмираты. Удачно воспользовашись ростом цен на «чёрное золото» им удалось создать союз из семи королевств. Так появилось уникальное государственное образование на том месте, где раннее была лишь безжизненная пустыня. Свой путь в эту удивительную страну мы начнём из международного аэропорта «Домодедово» где под эгидой авиакомпании S7 выставлена коллекция ретроавтомобилей.

Мне нравится добираться в новую страну местным перевозчиком или хотя бы перевозчиком того же региона. Так она становится чуточку ближе уже в момент вылета. Поэтому в Дубай, второй по величине эмират, мы летели рейсом Gulf Air со стыковкой в Бахрейне.

Семь арабских королевств

Летели на очень новом Airbus A321 Neo. В спинке каждого кресла — медиацентр. Каждому выдали набор для сна и полноценные наушники. Последние, правда, в конце перелёта забрали.

Перелёт до Бахрейна занял 6 часов 15 минут. Рейс вечерний, нас покормили ужином, предложили различные напитки, в том числе и алкоголь. Вот тебе и мусульманская страна.

В Дубай прилетели в 4 утра следующего дня. На паспортном контроле каждому выдают местную симку с 1 Гб интернета. Симка персональная, для активации нужно в смс отправить свой год рождения. С момента активации действует сутки, но можно пополнить счёт. Это довольно удобно — ты сразу получаешь местную симку, не нужно искать где её купить в аэропорту. Правда через инет пополнить счёт у меня не получилось, а искать офис оператора было лень. Хотя возможно неуспех был связан с тем что я пополнял счёт уже когда бесплатные сутки закончились.

Семь арабских королевств

Хоть эмираты и арабские, доля коренного, арабского, населения здесь невелика и составляет порядка 10–15%. Все остальные — это приезжие, фактически трудовые мигранты, в основном из Индии, Пакистана и Бангладеша. Для них ОАЭ — всё равно что Россия для узбеков и таджиков.

Однако в Эмираты работать едут из многих стран, в том числе и из России. Русская диаспора достаточно многочисленна. Мы были на трёх русскоязычных экскурсиях и все гиды и водители у нас были русские, работают в ОАЭ много лет. К примеру один из гидов, как он сам выразился, из наших вновь приобретённых территорий. В ОАЭ он работает уже 17 лет, в отпуск улетает к себе домой. Английским наши владеют, как мне показалось, слабо, арабского не знают вообще, не нужен он им. Магазинах встречаются даже русские продукты. Цены, правда, запредельные. 1 дирхам — это примерно 27 рублей, т. е. полкило колбасы стоят полторы тысячи рублей. Но в Эмиратах вообще и в Дубае в частности всё вообще очень дорого.

Для меня ОАЭ стали третьей арабской страной и четвёртой страной, использующей арабское письмо. Поэтому перед поездкой я решил освоить алфавит, чтобы иметь возможность хотя читать арабские слова. Это удалось, но лишь отчасти. В основном алфавите 28 букв и среди них нет ни одной гласной. Гласных букв нет, а гласные звуки есть, для их передачи используются надстрочные и подстрочные знаки, называемые огласовками. Огласовки пишутся только в учебниках и в коране, в обиходе пишутся только согласные. В редких случаях, когда важно избежать двусмысленности, огласовки всё-таки пишут. Поэтому прочитать правильно арабское слово можно только зная само слово.

Арабский алфавит. Изображение из интернета.

Помимо этого у каждой буквы может быть до 4 вариантов написания — отдельное, в начале, в середине и в конце слова. Сделано это для того, чтобы при письме буквы можно было связать друг с другом и написать слово слитно, как мы пишем от руки. Получается та самая арабская вязь. Правда связываются не все буквы. Какие-то слева, какие-то справа, какие-то с двух сторон, какие-то вообще не связываются. Например, на фото ниже правее надписи clinica joelle написано то же самое по-арабски.

Семь арабских королевств

Если отбросить вариативность написания букв (написать их все в отдельном положении), то получится следующее.

ك ل ي ن ك ا ج و ي ل

Не забываем что арабы пишут справа налево и читаем по буквам первое слово: к-л-й-н-к-(алиф). «й» на самом деле не читается — она удлиняет предшествующую огласовку кясра (звук «и», которая под «л» но не пишется). На конце алиф, здесь скорее всего огласовка фатха (звук «а», тоже не пишется). Читаем второе слово: дж-уа(как английское w)-й-л. С «й» та же ситуация, что в первом слове. Итого всё вместе: клиника джоуил. Звук «о» в арабском языке довольно редок, он может звучать только после определённых букв (например ро, мим), наверное поэтому такие навороты с буквами вав и йа чтобы его передать. В итоге эти два слова без пробелов более привычным шрифтом выглядят так:

كلينكا جويل

Валютой ОАЭ является дирхам ОАЭ. По-арабски пишется д-р-х-м (درهم) Курс местной валюты зафиксирован по отношению к доллару США и не менялся с введения этой валюты в 1973 году. В году 365 дней, поэтому 3,65 дирхама соответствуют одному доллару. Конечно, в обменниках курс может быть чуть ниже.

Дирхам состоит из 100 филсов (по-арабски ф-л-с فلس‎). Есть монеты в 1 дирхам, 50 и 25 филсов.

1 дирхам, аверс

В каждом из семи эмиратов правит своя семья, членов которой называют шейхами. Шейхом нельзя стать — им можно только родиться. Среди эмиратов есть самый главный, столичный эмират Абу-Даби. По-арабски а-б-уа д(з)-б-й (أبو ظبي). Буква зо в арабском означает звук средний между «д» и «з». Правящая семья — аль-Нахайян. Это самый большой по площади эмират (80% территории страны) и здесь самые большие запасы нефти. Именно большие запасы нефти позволили стране получить резвый старт в самом начале.

Как и почти все остальные эмираты, Абу-Даби вытянулся вдоль берега Персидского залива. В самом Абу-Даби пляжей мало — специфика береговой линии, заросшей мангровыми лесами. Вырубать их не стали чтобы не разрушать хрупкую экосистему. Соседствует с Абу-Даби эмират Дубай (по-арабски всего 3 буквы д-б-й — دبي). Правят здесь шейхи аль-Мактум. В этом эмирате наоборот пляжей довольно много, много и отелей, музеев, всевозможных парков, развлечений и аттракционов о которых я обязательно расскажу в следующих рассказах. Поэтому Дубай — наиболее туристический эмират.

В эмирате многое продумано для комфортной жизни. Повсюду установлены автоматы с питьевой водой. В таких автоматах любой желающий может совершенно бесплатно набрать воды. Нужно лишь иметь тару, например пустую бутылку. И это весьма ценно — в Эмиратах очень жарко, даже в ноябре температура днём не опускается ниже 30 градусов.

Семь арабских королевств

Большинство автобусных остановок — небольшие павильоны с кондиционером, в них удобно ждать автобус. Правда если автобус вот-вот подойдёт лучше выйти наружу. Если водитель не увидит никого на остановке то скорее всего не остановится. Станции метро имеют одинаковый изогнутый вход благодаря чему их хорошо видно издали. Поездами метро управляет компьютер, машинистов в них нет.

Для оплаты проезда используется nol card, они бывают разных видов. Если вы планируете ездить много (не менее 5–6 поездок) то наиболее выгодной будет серебряная карта. Она стоит 25 дирхам, из них 19 возвращаются на баланс. Есть красная карта, она сама бесплатная, но поездки стоят дороже. Стоимость проезда зависит от расстояния. Есть ещё золотая карта — она дороже, но в метро позволяет ездить в специальных «золотых» вагонах. В автобусах такого класса нет, поэтому там цена проезда такая же как по серебряной.

Во всех автобусах есть такие валидаторы, аналогичные есть в метро. Прикладывать карту нужно при входе и при выходе. При входе на карте блокируется максимально возможная стоимость поездки, при выходе списывается та сумма, в которую обошлась конкретная поездка.

Семь арабских королевств

Большинство номерных знаков автомобилей — пятизначные, но бывают и короче. Чем короче — тем дороже, бывает что номер машины стоит дороже её самой. Его Высочество Мохаммед ибн Рашид ибн Саид Аль Мактум разъезжает по Дубаю на мерседесе гелендваген с номерным знаком 1. Не 00001 и даже не 01, а просто 1. Никаких кортежей и полиции при нём, как правило, нет. Лишь один джипп охраны сопровождает могущественного владыку эмирата Дубай.

В эмирате очень много небоскребов и вертолетные площадки на их крышах — явление нередкое. Никто не хочет стоять в пробках, поэтому те кто могут себе это позволить пользуются более совершенным видом транспорта.

Выше других небоскребов возвышается самое высокое здание Дубая, Эмиратов и всего мира — Бурдж Халифа (б-р-дж х-л-й-ф برج خليفة), с арабского переводится Башня Халифа. Его высота 828 метров.

Семь арабских королевств

Следующий за Дубаем вдоль берега Персидского залива эмират — это Шарджа(по-арабски читается аш-Шарика а-ш-ш-р-к الشارقة). Он считается культурной столицей страны, здесь много музеев, есть целый квартал с христианскими храмами. В Шарджу запрещён ввоз любого алкоголя. Правит Шарджей Шейх Султан бин Мухаммад аль-Касими и его дворец выглядит так.

Недалеко от него находится мечеть Ахмеда ибн Ханбала. Туристам сюда вход закрыт. В ОАЭ всего три мечети являются туристическими и эта к ним не относится.

Семь арабских королевств

Дальше по побережью расположены эмираты Аджман, Умм-эль-Кайван и Рас-эль-Хайма. Рас-эль-Хайма (по-арабски р-а-с а-л-х-й-м رأس الخيمة) присоеденился к союзу последним, только в феврале 1972 года. Эмират славится красным песком своей пустыни, на котором ветер рисует причудливые узоры. Наверное вы заметили что арабском языке часто используется слово эль. Это — определённый артикль аналогично the в английском.

Песок очень мелкий, из-за постоянного движения песчинки округлой формы. Поэтому для строительных целей такой песок не подходит.

Семь арабских королевств

Везде, где есть пустыни, есть и корабли пустыни — верблюды. Это очень многофункциональные животные, в прок у них идёт практически всё. Поэтому в Эмиратах много ферм по разведению верблюдов. Популярны верблюжьи бега, хороший беговой верблюд может стоить до миллиона долларов США.

В магазинах часто можно встретить верблюжье молоко. На вкус оно похоже на топлёное коровье. Также верблюдов разводят ради мяса, из их шерсти и кожи производят различные изделия.

Семь арабских королевств

Та самая верблюжья колючка, которой верблюды питаются в естественной среде обитания.

Шесть из семи эмиратов расположены вдоль берега Персидского залива. Седьмой эмират, Эль-Фуджейра (по-арабски а-л-ф-дж-й-р الفجيرة‎), находится на востоке, на берегу Оманского залива, который фактически относится к Индийскому океану.

Здесь можно увидеть различную живность, например песчаного краба. В воде мы заметили морскую черепаху, а точнее её голову, когда животное всплывало, чтобы вдохнуть воздуха. Слышали выражение «ползет как черепаха»? Так вот, это про черепаху на суше, в воде она развивает вполне себе приличную скорость.

Семь арабских королевств

Также на территории Эмиратов есть горы и довольно глубокие каньоны, образовавшиеся на месте высохших рек.

Это был самый первый, беглый взгляд на Объединённые Арабские Эмираты. В следующих рассказах я расскажу подробнее о наиболее впечатляющих достопримечательностях некоторых из них.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия