Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была вчера 22:12

Фурнаш — Португалия Сентябрь 2023

Этот населенный пункт, наверное, может войти в топ самых необычных в мире. Судите сами, приход Фурнаш расположился прямо внутри кальдеры, фактически в жерле одноимённого вулкана.

Возраст вулкана Фурнаш примерно 100 000 лет. Сейчас он спит, но успокоился не до конца. Последнее извержение, основательно преобразовавшее всю территорию, произошло в 1630 году.

Внутри уснувшего вулкана. Удивительный Фурнаш

Главные достопримечательности в приходе Фурнаш — это одноименные поселок, озеро, ботанический сад Терра Ноштра и горячие источники в долине гейзеров Вале-даш-Фурнаш. Все они в совокупности являются одной из самых притягательных для туристов локацией Азорских островов.

Область находится в восточной части острова Сан Мигель, ближе к южному побережью. Своё знакомство с новым местом мы традиционно начали взглядом с высоты, взобравшись для этого на Мирадор Пику-ду-Ферро. Площадка, как обычно на Азорах, обширная и ухоженная, украшенная кустами гортензий и будто парящая над местностью.

Внутри уснувшего вулкана. Удивительный Фурнаш

С этой возвышенности открываются лучшие виды на удивительный край, сформированный активностью когда-то мощного вулкана. Внутри затихшего кратера теперь лежит озеро Фурнаш, но на его берегах под землей всё ещё кипят подземные воды.

Внутри уснувшего вулкана. Удивительный Фурнаш

Вокруг кальдеры раскинулись поросшие лесом холмы, живописно расчерченные лентами дорог и «вышитые» лоскутами сельскохозяйственных угодий.

А если посмотреть с мирадора вертикально вниз, себе под ноги, то можно разглядеть на берегу озера Фурнаш огороды, разделенные высокими живыми изгородями и участок, напоминающий пляж. На фото не видно, что над этим участком поднимаются странные испарения, но скоро мы туда спустимся и на месте узнаем, что же такое интересное там происходит.

Внутри уснувшего вулкана. Удивительный Фурнаш

А для начала заглянем в посёлок Фурнаш (на схеме цифра 2), чтобы понять, каково это — постоянно жить на вулкане?

Поселок удивительный! Издалека кажется, что там решили топить камины среди лета, над крышами витают столбы дыма.

Внутри уснувшего вулкана. Удивительный Фурнаш

На деле, в поселке дымятся фумаролы. Фумаролы — новое для меня понятие. Они возникают, как следствие поствулканических процессов, в ходе которых на стенках кратера вулкана появляются трещины и провалы.

Внутри уснувшего вулкана. Удивительный Фурнаш

Через эти трещины вырывается горячий вулканический газ или пар от кипящих под землей грунтовых вод. В некоторых местах пар выходит под напором, в виде сильной струи, а где-то клубится спокойными облачками.

В любом случае, подобное зрелище не ожидаешь наблюдать непосредственно посреди городских улиц!

Внутри уснувшего вулкана. Удивительный Фурнаш

Самые большие провалы, конечно, отгорожены, а там, где фумарол скопление, сделан сквер и каждой бурлящей лужице присвоено имя. Разве не уникально? В обычных городах скверы украшают клумбами, а в Фурнаше — грязевыми бассейнами!

Внутри уснувшего вулкана. Удивительный Фурнаш

Лавируя по улицам дымящегося посёлка, мы набрели на источник питьевой минеральной воды. Пробовать я не решилась, поди знай, как организм отреагирует. Водичка, как никак, содержит в себе практически всю таблицу Менделеева, и ржавчина от неё осела даже на отделочных камнях и кафельной плитке… Хоть нас и убеждали, что термальные и минеральные воды долины используются жителями острова в лечебных целях уже с 17 века.

По поводу ржавчины, которая содержится на острове Сан Мигель во всем, начиная с местной красной почвы, я уже как-то упоминала. Вот и теперь, невозможно было не обратить внимание на цвет грунтовых вод.

В своём желании обойти в этой части посёлка всё, что успею, я добралась куда-то на окраину, где обнаружила симпатичный дом, явно побогаче остальных.

Внутри уснувшего вулкана. Удивительный Фурнаш

Возле этого дома никакие грязи не бурлили и парами не исходили, напротив, вокруг была только травка, кустарники и множество цветов. Далее тропа уводила в поля и горы. Представляю, какие должны быть виды из окон в богатом домике, стоящем на «околице».

Однако, от вулкана никуда не денешься, и тут же среди густой зелени протекал ручеёк, буквально перенасыщенный железом и минеральными элементами, гораздо более оранжевый, чем все другие ручейки Фурнаша.

В восточной части посёлка на улицах нет фумарол, и он выглядит показательно-очаровательным: белоснежные домики, цветущие возле них сады-огороды, даже оформление общественной остановки столь милое, что одно удовольствие ждать на такой автобус.

Внутри уснувшего вулкана. Удивительный Фурнаш

С автобусной стоянки я углядела странное строение на соседней улице, которое явно выбивалось из ряда вон.

Не поленилась обежать квартал, чтобы оказаться рядом и запечатлеть любимый многими туристами объект со звучным названием Casa Invertida. По сути перевернутый дом является трансформаторной будкой, но местные жители и тут соригиальничали.

Внутри уснувшего вулкана. Удивительный Фурнаш

Серьёзных архитектурных достопримечательностей я в Фурнаше не заметила, он берет другим, но для порядка я всё же прошлась до местной приходской церкви Богоматери Радующейся. Мне кажется, что это очень подходящее название, потому что, когда находишься в Фурнаше кажется, что радость и благословение просто разлиты вокруг. Климат прекрасный, тишина и покой, а в результате вулканической активности, местные почвы особенно плодородны. Получается, идиома «жить на вулкане», больше подходит Израилю, а те, кто поселяется на вулкане Фурнаш — живут почти в раю.

Внутри уснувшего вулкана. Удивительный Фурнаш

Igreja de Nossa Senhora da Alegria строилась довольно долго, с начала 20 века до 1960-х годов. Строение в неороманском стиле дополняют типичные региональные элементы: черно-белый цвет, использование базальта в отделке фасада и оранжевая черепица на кровле.

Через восточную часть посёлка Фурнаш протекает речка Рибейра-Амарела. Наконец-то, впервые за все время путешествия, получилось увидеть нормальную полноводную, пусть и неширокую реку, а не сухое русло в высоких каменных берегах.

Внутри уснувшего вулкана. Удивительный Фурнаш

На речке Амарела сохранилась старинная водяная мельница Moinho de Água, возле которой на берегу обустроен приятный маленький парк Доны Беатрис ду Канто.

Как я поняла, мельница и парк принадлежат гостевому дому Moinho de Água.

Внутри уснувшего вулкана. Удивительный Фурнаш

Если от этого места пойти по течению реки вдоль шоссе, дорога приведет в симпатичный городской парк Jardim Alameda Furnas. Мне совсем чуть-чуть не хватило времени, чтобы там побывать.

Внутри уснувшего вулкана. Удивительный Фурнаш

Но программа дня была очень плотной, поэтому пришлось возвращаться в автобус, и он повез нас на берег озера Фурнаш, к тому самому месту, которое мы видели утром с высоты Пику-ду-Ферро.

Внутри уснувшего вулкана. Удивительный Фурнаш

Плодородные почвы на склоне вулкана здесь используются под сады и огороды, а возле кромки озера сделана зона отдыха.

Между берегом и склоном здесь имеется участок, на котором снова можно наблюдать изрядное количество фумарол. Некоторые называют их гейзерами, что не совсем верно, но в любом случае, грунтовые воды на глубине менее полуметра под землёй, здесь буквально кипят.

Внутри уснувшего вулкана. Удивительный Фурнаш

Предприимчивые рестораторы Фурнаш используют данный участок в качестве кухни. Для этого повсюду вырыты и укреплены ямки, определенного размера и глубины.

Понаблюдать, как в этих ямках готовится местный специалитет «кузидо» всегда съезжается множество туристов. Cozido das Furnas в переводе означает «запеченный на Фурнаше».

В огромные кастрюли складывают мясо сразу всех видов: свинину, баранину, говядину, курицу и местную разновидность кровяной колбасы. В другие — такой же разнообразный набор овощей. После чего кастрюли помещают в ямки и закапывают на 4–7 часов.

Ямки, в которых что-то уже томится на вулканическом пару, засыпаны с горочкой и снабжены табличками (какой ресторан, какой заказ), что делает их похожими на маленькие могилки. Простите, знаю, дурацкая у меня ассоциация…

Внутри уснувшего вулкана. Удивительный Фурнаш

Когда подходит время, кастрюли выкапывают, поднимают специальными крюками и грузят в кузов автомобиля. Пять минут — и готовый кузидо уже прибывает в ресторан, на столы посетителям.

Мы тоже заказали, ещё с утра, именно такой необычный обед, понаблюдали, как его готовят и поехали снимать пробу.

Внутри уснувшего вулкана. Удивительный Фурнаш

Ничего специфического, кроме самого процесса приготовления, в кузидо нет, он вкусный, сытный и простой, как домашняя деревенская еда.

Наконец, настал долгожданный момент, когда мы отправились на прогулку в самый обширный и восхитительный тропический парк острова Сан Мигель. Парк тоже находится в долине Фурнаш и называется «Терра Ноштра».

Внутри уснувшего вулкана. Удивительный Фурнаш

О тропической части парка есть, что рассказать и мне жаль затискивать сделанные там фотографии в слайд, поэтому я в ближайшее время дополню данный рассказ фотоальбомом. Сейчас же опущу подробности, включая историческую справку, и покажу главную изюминку Терра Ноштра — его знаменитое железное озеро.

Внутри уснувшего вулкана. Удивительный Фурнаш

Железное озеро расположено недалеко от входа в парк, оно тоже окружено зеленью, но вся ботаническая экзотическая часть находится дальше. Озеро представляет собой обширный бассейн, наполненный минеральной водой из источника, расположенного на территории Фурнаша.

Посреди озера сделан живописный маленький островок, а на берегу стоит белый особняк — отель для тех, кто хочет пожить внутри рукотворного Эдема Терра Ноштры. Для таких гостей все входы бесплатные. Для посетителей, прибывших сюда, как мы, всего на несколько часов, есть раздевалки, душевые и туалеты, хотя не лучшего вида и в недостаточном количестве.

Главное, что нужно знать, горячая вода настолько насыщена железом, что это видно не только в цвете, также ощущается запах ржавчины и специфический привкус, если капля воды случайно попадает на губы во время купания. Светлые купальники и полотенца после использования, скорее всего, отстирать будет невозможно.

Мой купальник был с белой подкладкой. Сейчас, после шестой по счету стирки, она имеет телесный цвет, но для подкладки это приемлемо, иначе пришлось бы выбрасывать. И всё равно, на мой взгляд, это малая потеря по сравнению с возможностью посмотреть своими глазами на чудо и получить опыт экзотического купания.