Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была сегодня 22:12

Мадейра — Португалия Сентябрь 2023

Природа Мадейры не оставляет равнодушным никого. Остров отличается разнообразием ландшафтов: густыми лесами, живописными скалами и потрясающими видами на побережье. Именно поэтому он так популярен у любителей хайкинга и треккинга.

По горам, по лесам — тропка тут, тропка там

В настоящее время на Мадейре проложено и размечено огромное количество маршрутов различной степени сложности. Однако, оговорюсь сразу, что с удовольствием читая рассказы о походах и даже немножко завидуя их участникам, сама я от пешего туризма, как формы путешествия, очень далека. Вот и теперь выбрала тур привычного для себя формата, с автобусными экскурсиями и без физических нагрузок.

Тем не менее, организаторы тура проявили в этот раз прямо-таки чудеса изобретательности, втиснув в сжатые сроки не только максимальное количество посещаемых мест, но и возможность этими местами проникнуться.

По горам, по лесам — тропка тут, тропка там

То есть, если где-то были вулканические бассейны или обширные парки, то выделялось достаточно времени на купание или, соответственно, полноценную прогулку. А там, где проходят самые знаменитые тропы, нам предлагалось… идти!

По горам, по лесам — тропка тут, тропка там

Конечно, ходили мы на легких участках и отнюдь не десяток километров, но несколько часов подвигать ножками пришлось. Соприкоснулись, так сказать —по касательной— и с этим популярным видом туризма.

Утро мы начали в горах. Основная часть внутренних районов острова, за исключением лежащего на западе плато Паул да Серра, очень рельефна: её составляют вулканические пики, высотой порядка 1500 метров и более, и глубокие впадины долин. Перепады на местности просто потрясающе выразительны!

По горам, по лесам — тропка тут, тропка там

Многие из уголков в этой части Мадейры долгое время оставались недоступными, но теперь туда проложены автомобильные дороги, обустроены парковки, а от них начинаются размеченные пешеходные тропы.

По горам, по лесам — тропка тут, тропка там

Пику-ду-Ариейру (Pico do Arieiro), куда мы прибыли, является третьим по высоте горным пиком острова. Его вершину, имеющую высоту 1818 метров над уровнем моря, нельзя не заметить, на ней есть радарный купол.

По горам, по лесам — тропка тут, тропка там

Отсюда проложена 6-километровая тропа под названием PR1 «Vereda do Areeiro», которая считается одним из самых красивых пешеходных маршрутов на Мадейре, но при этом и достаточно сложным. Тропа соединяет три самых высоких пика Мадейры и ведет по горному гребню к Пику Руиву (Pico-Ruivo) — высшей точке Мадейры(1862 м).

В нашем случае пройти все 6 км сложного маршрута, разумеется, не планировалось. Мы преодолели, по ощущениям, от силы один километр. Ведь целью было не преодоление, а именно возможность соприкоснуться и немножко почувствовать, что такое трекинг в горах.

По горам, по лесам — тропка тут, тропка там

Несмотря на крутые подъемы, прогулка не была протяженной, и ножки не устали, зато на славу получилось прочувствовать ценность тропы именно глазами. Виды с тропы открываются фантастические, причем с самого начала.

По горам, по лесам — тропка тут, тропка там

Вокруг расстилаются панорамы горной Мадейры, просматриваются все главные вершины центральной части острова: Пику-Руйву, Ториньяс, Торрес, Рибейру-да-Метаду, «Скала орла»…

Рядом с тропой я заметила очень много саженцев, заботливо укрытых от ветра в специальных «стаканах». Не у кого было спросить, что это за деревья и не будут ли они, когда подрастут, закрывать часть обзора.

По горам, по лесам — тропка тут, тропка там

А другой стороны, если это саженцы кустов, то они наоборот добавят живописности тропе и порадуют фотографов. Вот, как на фото ниже, если представить, что на месте саженца был бы пышный кустик:

Изюминкой маршрута является тот факт, что если на небе есть облака, а они над Мадейрой клубятся практически всегда, то ты идешь выше облаков.

По горам, по лесам — тропка тут, тропка там

Стоять над облаками — волшебное, неповторимое ощущение! Себя на этом фоне я умудрилась не сфотографировать. От переизбытка эмоций даже не вспомнила. Впрочем, как я слышала, подобное случается со многими.

После прогулки «выше облаков» нам предстояло узнать, что такое «левады».

Левады представляют собой забетонированные или вымощенные камнем канавки, многие из которых были созданы ещё в начале освоения острова колонистами, в 16 веке. Всю территорию Мадейры покрывает эта система древних оросительных каналов, по которым дождевая вода протекает с севера острова к более засушливым южным районам. Столетиями левады использовались для орошения банановых плантаций и сахарного тростника.

По горам, по лесам — тропка тут, тропка там

Их продолжали строить до 1970 года, но последние по времени предназначались уже не только для нужд сельского хозяйства, а чаще для питания гидроэлектростанций. Сейчас на острове около 200 левад, общей протяженностью почти 2500 км, все они вполне функциональны и до сих пор используются в качестве ирригационной системы.

Чтобы поддерживать чистоту, рабочее состояние и проходимость каналов, вдоль них изначально были проложены тропы, помогающие людям добраться до участков, требующих ремонта. Вот эти-то тропы в наш век массового туризма приобрели дополнительную значимость — вдоль левад теперь проходят туристические маршруты. Так что и само слово «левада» на Мадейре стало синонимом тропы. То есть тропы здесь часто называют левадами, а левады — тропами.

По горам, по лесам — тропка тут, тропка там

В программу нашего дня входила прогулка по леваде минимального уровня сложности PR11 «Вереда душ Балкоеш». Здесь мы ничего не сокращали, прошли маршрут целиком — он действительно легкий, без ощутимых подъемов, только с крутым коротким спуском под конец.

Левада Балконы (Балкоеш/Balcões) проходит внутри горного леса с девственной растительностью. Такой лес называется «Лаурисильва» от двух латинских слов Laurus (Лавр) и Silva (Лес).

По горам, по лесам — тропка тут, тропка там

Около 20 миллионов лет назад лауриссильва покрывала обширную территорию на юге Европы и в Средиземноморье, но из-за различных климатических катаклизмов практически исчезла, сохранившись лишь в «Макаронезии» — регионе, который включает архипелаги Азорских островов, Канарские острова, Кейп-Грин и остров Мадейра.

Знаете, что в начале 15 века сделали первооткрыватели, прибывшие на Мадейру, когда поняли, что непроходимый лес мешает им продвигаться вглубь острова? Они устроили большой пожар, дабы расчистить себе дорогу. Счастье, что пожар пощадил процентов 20 первозданной реликтовой растительности. И теперь, с 1999 года, лаурисильва Мадейры классифицируется в ЮНЕСКО, как объект Всемирного природного наследия.

По горам, по лесам — тропка тут, тропка там

В этом уникальном лесу влажность составляет около 85%, поэтому почва здесь мокрая, как после дождя, а вода в левадах пополняется не столько от осадков, как думают многие, сколько за счет конденсата, который образуется при перепаде дневной и ночной температур.

Чавкая ногами по влажной тропе, я сожалела, что рядом нет знатока ботаники, который указал бы, на какие из растений стоит обратить особое внимание.

Альстромерии (лилейник)

Казалось, ну лес и лес, папоротники, мох, трава. А вот земляника краснеет…

По горам, по лесам — тропка тут, тропка там

Потянула в рот ягодку и тут же выплюнула безвкусную бяку. Многие так попадаются на знакомый вроде бы вид листочков и плодов, но на самом деле это «ложная земляника» или, по-научному Potentilla indica (лапчатка индийская).

По-настоящему интересно стало, когда мы дошли непосредственно до Балкона — смотровой площадки, к которой от левады ведет ответвление тропинки.

Balcões, огражденный перилами, устроен на высоком скалистом уступе, возвышаясь над глубокой долиной, покрытой лесом. Отсюда открывается чудесный вид на горы, среди которых доминируют самые высокие вершины Мадейры: весь хребет от Пико-Ариейро через Пико-дас-Торрес и Пико-Руиво, до Пико-дас-Педрас.

По горам, по лесам — тропка тут, тропка там

Правда эти красоты доступны не всегда. Очень часто все окрестности окутывает плотный туман, и тогда с Балкона не видно вообще ничего, но нам повезло.

По горам, по лесам — тропка тут, тропка там

А ещё, пожалуй не меньше обширных панорам, меня порадовала возможность увидеть вблизи маленьких Азорских зябликов. Их самочки напоминают воробьёв, самцы окрашены поярче.

Этот вид зябликов, насколько я поняла, эндемичен для Макаронезии, но дело даже не в том. Поразило, что диких птичек, живущих в дикой же природе не пугает бесконечный поток туристов. Наоборот, зяблики на Балконе стали ручными!

По горам, по лесам — тропка тут, тропка там

Кто-то приносит на смотровую площадку зерно, зяблики знают, что оно там есть, и прилетают, как к большой кормушке. Однако не набрасываются на рассыпанный корм всей стаей, как жадные голуби или беспардонные чайки, а подлетают по-одному или сидят себе рядом на деревце.

По горам, по лесам — тропка тут, тропка там

Когда кто-то из туристов берёт из кучки немного зернышек в ладонь и протягивает руку, птички охотно слетают с ветки, чтобы принять угощение. Невероятно! И очень занятно наблюдать.

По горам, по лесам — тропка тут, тропка там

Вернувшись с Балкона на тропу-леваду, мы вскоре начали спуск к автотрассе ER103, где нас ждал автобус. Едва вышли из леса, увидели сельские дома, прямо на склоне горы.

По горам, по лесам — тропка тут, тропка там

Я отметила, что люди на Мадейре живут буквально везде, очень обжитой остров… Кажется, каждый клочок земли здесь заселён и освоен.

По горам, по лесам — тропка тут, тропка там

Прямо у дороги стоит гостевой дом ВИЛЛА CASA DO RIBEIRO FRIO — для тех, кто хочет остановиться поближе к горам, лесам и тропам.

По горам, по лесам — тропка тут, тропка там

Отсюда до левады Балкоеш метров 600, и есть ещё парочка маршрутов в окрестностях. Это место относится уже к округу Сантана. В Сантану мы и поехали.