Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была вчера 22:12

Рибейра-Брава, Порту-Мониш — Португалия Сентябрь 2023

Второй день на Мадейре мы начали в великолепном парке Монте Палас, проведя там время примерно до полудня, а затем продолжили свое путешествие по острову. Выехали из Фуншала по южному берегу и двигались с востока на запад. За окном сменялись пейзажи: глубокие овраги, с перекинутыми через них мостами автотрасс, высокие холмы, с ползущими к вершине улочками деревень, белые дома с рыжими крышами, с/х терассы… Много зелени, много океана. Это не приедается, я жадно впитывала все картинки, которыми изобилует Мадейра.

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

Первая остановка была запланирована в живописном поселке Рибейра-Брава — одном из древнейших населенных пунктов на острове. Рибейра-Брава была основана в 15 веке, и как это было принято в те времена, поселок строили поближе к источнику пресной воды — в устье небольшой реки Рибейра-Брава, по имени которой он и был назван.

В наши дни эта река, равно как и большинство рек на Мадейре и Азорских островах, искусственно высушена. Осталось лишь русло в обрамлении высоких стен, по которым можно судить, насколько полноводной она была. Решение увести все реки острова под землю было принято из-за того, что во время сильных дождей неоднократно случались сильнейшие наводнения. Гибли люди, страдали целые регионы, оказывались обесточены, отрезаны от мира, залиты потоками воды и грязи. Теперь во всех островных городах можно наблюдать некрасивые сухие русла. Такова плата за предотвращение будущих стихийных бедствий.

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

Сегодняшняя Рибейра-Брава является популярным местом для пляжного отдыха на берегу Атлантического океана. Местный пляж может похвастаться необычным цветом вулканического песка — серым. Многие, наверное, наслышаны о пляжах с черным песком, их считают экзотическими, но, представьте, серый цвет ещё более редкий.

Специальная насыпь образует удобную заводь для купания, защищенную от волн. Рядом находится набережная с прогулочной зоной и различными кафе.

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

Мы заглянули на небольшой местный рынок, прикупили сладчайший ананас. Выбор фруктов был широкий, как и в Фуншале, но само здание рынка отнюдь не таким роскошным, как в столице.

Помимо особенного пляжа достопримечательностей в курортном посёлке нет, но Рибейра-Брава стоит сделать остановку, чтобы заглянуть в местный храм, расположенный в самом центре поселка.

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

Приходская церковь Igreja Matriz da Ribeira Brava (Матриж) посвящена Святому Бенедикту или Сан-Бенту. Церковь была построена в 16 веке и является прекрасным примером архитектуры того времени.

За относительно аскетичным, но изысканным фасадом скрывается пышное убранство и богатейшие позолоченные алтари с уникальными старинными элементами декора. Наибольший интерес представляет деревянная скульптура Девы Марии, украшающая главный алтарь, а также скульптуры святого Бенедикта и Бернардо.

На внешней стене церкви, по сторонам от входа, имеются две керамические таблички. Одна — с изящным азулейжу, изображающим явление Девы Марии в португальском поселке Фатима. Другая табличка мемориальная, в ней упоминается, что местную приходскую церковь посетил Папа Римский Пий XII в. 1944 году.

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

Из Рибейра-Бравы мы поехали в другой, более знаменитый курортный поселок Мадейры — Порту-Мониж, который находится на противоположном, северном побережье. Таким образом, мы пересекли за один день весь остров, не вдоль, но поперёк.

Добираться в Порту-Мониж можно было либо объезжая береговую линию по периметру, либо пересекая остров напрямую, через горы. В обоих случаях современная дорога проходит, в основном, внутри туннелей, за исключением тех участков, на которых устроены смотровые площадки. Мы решили поехать в Порту-Мониж через горы, чтобы по возможности, полюбоваться видами с их высоты.

Но с первой смотровой площадкой не повезло. Когда мы подъехали, её как раз накрыло облако, и за густым облачным туманом вообще ничего не было видно. Кроме коров, которых, по утверждению нашего гида, можно застать на этом месте практически всегда. Почему-то коровы любят этот пятачок. Наверно, им периодически перепадает что-нибудь вкусненькое от постоянно приезжающих сюда туристов.

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

На следующей смотровой площадке везение уже было на нашей стороне. Открылся великолепный яркий вид на расположенный внизу Порту-Мониж. Вот из-за этого вида приехать сюда впервые стоило именно через горы!

Сверху хорошо заметно, что в Порту-Мониж нет пляжной зоны, весь берег переполнен неровными сгустками лавы, вытекшей в океан и мгновенно охлажденной водой 400 тысяч лет назад. Волны разбиваются о черные глыбы в пену, словно закипая вокруг преграды.

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

Жилые дома расположены на склоне горы, их со смотровой почти не видно, только рыжие крыши, а прибрежный центр городка — административный и туристический — условно разделен на две части огромной автомобильной парковкой.

Слева от парковки находится платная зона отдыха с приподнятой над уровнем океана платформой, внутри которой сделаны бассейны.

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

Справа видна «дикая» часть берега, где тоже вполне неплохо можно провести время, но бассейны с океанической водой образованы естественным образом.

Со смотровой можно разглядеть и старую дорогу, которая острыми зигзагами проходит по склону, связывая Порту-Мониж с горным перевалом. Сейчас её используют местные, чтобы добираться до своих с/х террас.

Спускаемся к городу…

Выходим, окидываем взглядом жилую часть посёлка…

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

И идём знакомиться с курортной его частью.

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

В Порту-Мониж, который славится именно своими естественными океаническими бассейнами, оформленными вулканической лавой, обязательно надо искупаться. На Земле не так много мест, где можно поплавать среди вулканических рифов.

Наша группа отправилась в платную зону, вход в которую для всех был заранее оплачен туркомпанией. Да он и недорог, стоит всего пару евро. Внутри имеются кабинки для переодевания и душевые.

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

Мы с попутчицей не пошли и от купания отказались. Облом, конечно, но я прилетела на Мадейру с остаточными признаками перенесенного гриппа, а у подруги в день прилёта прихватило спину. Поэтому решили не рисковать и не усугублять свое состояние. Вода всё же не подогретая, а прохладная океанская…

Оставалось посмотреть на комплекс со стороны, откуда хорошо было заметно, что бассейны естественные условно. Они значительно расширены искусственным путем, дно выровнено бетоном, достроены полы и перегородки, благодаря которым, количество бассейнов и их площадь сильно увеличены. Кроме того, зона для плавания приподнята над уровнем океана, так что и циркуляция воды здесь тоже поддерживается искусственно.

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

Чтобы не быть неверно понятой, сразу скажу, что я за комфорт, и если бы не мой кашель, предпочла бы диким скалам именно этот, облагороженный комплекс.

Впрочем, дикие скалы здесь тоже весьма привлекательны!

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

К ним мы ещё доберемся, а сначала, пока «наши» наслаждаются вулканическими ваннами, пойдем выискивать дополнительные интересности в Порту-Мониж. Например, взглянем на местную крепость.

Крепость Сан-Жуан-Батишта совсем крошечная, ну, а какую ещё мог себе позволить маленький посёлок для защиты от атак со стороны пиратов? Зато эта крепость полностью сохранила свой внешний вид с 1730 года, когда и была возведена.

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

В 1998 году, по решению муниципалитета, в заброшенной и ветшающей крепости произвели ремонт и создали Аквариум Мадейры (Aquário da Madeira). В наши дни каких только музеев не найдёшь внутри бывших фортов, но форт-аквариум, согласитесь, это необычно.

В стенах крепости устроено 11 маленьких аквариумов с более 70 видами рыб и морских гадов и один большой аквариум, вместимостью 500 тыс. литров. Входной билет стоит 7 евро.

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

Не скажу, что аквариум может тягаться с крупными, известными на весь мир «коллегами», но он вполне достойный для такого посёлка, как Порту-Мониж, с населением менее 3 тыс. человек.

После посещения аквариума мы спустились с набережной вниз, к океану, в котором застывшая лава образовала нагромождения причудливых очертаний, с гротами и провалами.

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

Это и есть бесплатный «пляж» с вулканическими бассейнами Порту-Мониж.

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

Он тоже не совсем дикий, а достроенный мостиками и искусственными тропинками, иначе ко впадинам, находящимся среди мощных неровных скал, было бы не пройти.

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

Не устояв перед возможностью всё как следует исследовать, мы заглянули в каждый проход, разобрались, как оно тут «работает».

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

В углубления, естественно созданные вулканической породой, волны нагоняют воду, излишки стекают обратно в океан. Таким образом получаются натуральные бассейны с непрерывной циркуляцией.

Надо сказать, множество людей предпочитают плавать именно в таких купальнях, хотя и платный комплекс явно не пустует.

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

Помимо двух этих мест, обустроенных под купание, вся остальная часть берега в Порту-Мониж совершенно непроходима, хотя по-своему живописна.

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

На восточной окраине посёлка, позади крепости-аквариума, находится порт. Набережная в этом месте оканчивается красиво оформленной зоной — то ли для прогулок, то ли для фотосессий. Здесь построена приподнятая над землей круглая площадь с мощением, имитирующем солнечные часы и каскадный фонтан-лестница.

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

С этой точки открывается вид на впечатляюще крутой северный берег острова и просматриваются очертания небольших, но фигуристых островков Ilheus da Rib и Ilheus da Janela.

В их сторону мы и поехали, возвращаясь в Фуншал. Двигались сначала вдоль северного побережья Мадейры на восток, а потом туннелями через горы на юг.

Кусочек северного побережья Мадейры

Скальные острова уникальной формы, расположенные рядом с северным берегом Мадейры, находятся к востоку от Порту-Мониж, по пути к деревне Сейшал.

Мы смогли полюбоваться островком да-Ханела только на ходу, но в сети я позднее нашла много интересных ракурсов маленькой скалы.

Ilheus da Janela (да-Ханела). Снято на ходу

Зато возле посёлка Сейшал мы сделали достаточно долгую остановку для фотосъемки и покупки сувениров. Не в самом Сейшале, а на смотровой площадке с видом на водопад Веу-да-Нойва «Фата невесты».

Фата невесты — самый высокий водопад на Мадейре, он обрушивается в океан с высоты более 110 метров.

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

Однако издалека, на фоне гигантских утесов, он смотрится тонкой струйкой, подобраться же к водопаду поближе никак невозможно из-за обрушения старой дороги ER 101.

Немного грустно, поскольку старая дорога проходила прямо позади водопада, и это было одним из самых красивых и впечатляющих мест на острове.

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

С другого края смотровой площадки открывается вид на Сейшал, а позади него можно разглядеть уже знакомые нам силуэты скал.

В Сейшале (650 жителей) имеется шикарный экзотический пляж с чёрным песком, но в данном ракурсе он не виден. Кроме того, берег Сейшала обрамляют длинные языки из застывших потоков лавы. Совсем иначе она в этом месте вытекала в океан и застывала, нежели в соседнем Порту-Мониж.

Рибейра-Брава и Порту-Мониж. С юга на север, с востока на запад

Напоследок пару слов о сувенирах. По всей Мадейре продают сумки, рюкзаки, футляры для очков и другие аксессуары, сделанные из пробкового дерева. Красивые и приятные на ощупь. Если уж покупать что-то типично местное и особенное, то эти изделия — лучший вариант. Пробка является наиболее характерным природным продуктом Португалии — самого крупного переработчика пробкового дерева в мире. С тех пор, как из пробки научились создавать ткань, на прилавках появился особенный ассортимент. Прочные, многофункциональные и, что немаловажно, натуральные изделия. Я, естественно, не удержалась и купила сувенир для дочки.

Позднее выяснилось, что именно возле водопада Веу-да-Нойва цена на аксессуары из пробки была самой выгодной по сравнению с другими местами на острове.