Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была вчера 22:12

Нордеште — Португалия Сентябрь 2023

На крайнем северо-востоке Сан-Мигеля находится регион, который долгие столетия был настолько труднодоступен, что его прозвали «десятым азорским островом».

Сегодня, при наличии удобных автотрасс, попасть в Нордеште не проблема, и всё же, всё же… Славу старейшей части острова, самой таинственной, самой высокой и самой колоритной у региона не отнять.

Нордеште — северо-восток. Зелёный и цветущий

Нордеште богат как местной, так и экзотической растительностью. Правда, местная флора тоже зачастую кажется туристам (смотря ведь откуда прибыли) настоящей экзотикой. А величественные горы, покрытые лесами, не оставляют равнодушными никого.

На горном хребте Тронкейра (Серра-да-Тронкейра) до сих пор произрастает реликтовый лес «лауриссильва», который в нашем мире остался отчасти только на архипелаге Макаронезии, потому вся эта территория является охраняемой.

В областной центр Нордеште — поселок городского типа (6 тыс.жителей) Нордеште-велья — мы заглядывать не стали, хотя пару раз проезжали рядом и видели издалека главную местную достопримечательность — Церковь Святого Георгия (Igreja Matriz de São Jorge), которая была построена в 1675 году.

Нордеште — северо-восток. Зелёный и цветущий

Но мы в этот день сосредоточили внимание исключительно на природных богатствах муниципалитета. У Нордеште есть одна очень яркая особенность — здесь красоту природы усиленно подчеркивают стараниями человеческих рук. Обычно под этой фразой подразумевается, что созданные людьми строения и скульптуры гармонично вписываются в окружающую среду, не так ли? Однако, применительно к Нордеште, я имею ввиду нечто иное.

Представьте, что вы едете по горной дороге, вокруг густой лес, дикая, необжитая местность и вдруг, за очередным поворотом, вам открывается вид на ущелье реки, берега которой напоминают райские кущи. Уж простите за банальность, но лучшего определения не подобрать.

Нордеште — северо-восток. Зелёный и цветущий

Честно говоря, первой моей мыслью было невнятное «да ладно, так идеально не бывает!». Потом спохватилась и подобрала челюсть захлопнула рот, который, оказывается, успел непроизвольно сложиться буквой «О!», а через несколько минут автобус остановился на оборудованной парковке, и мы узнали удивительное: здесь ботанический сад.

Вот серьёзно, кто бы ещё додумался разместить ухоженный парк где-то в глуши, среди гор, вдали от каких-либо населенных пунктов? А в Нордеште, как выяснилось, подобное практикуют, и часто.

Нордеште — северо-восток. Зелёный и цветущий

Parque Natural da Ribeira dos Caldeiroes (Рибейра-дос-Кальдейрос)

Итак, в самом центре острова Сан-Мигель на склонах хребта Тронкейра, где воды горной реки Гильерме прорезали ущелье, муниципальные власти Нордеште решили в 2005 году создать парк, плавно переходящий в ботанический сад Рибейра-ду-Гильерме. Сегодня он стал одной из главных и знаковых достопримечательностей всего острова.

Нордеште — северо-восток. Зелёный и цветущий

Река Гильерме обрушивается в ущелье живописным водопадом, который носит название Ribeira Grande, но у местных в ходу более романтичное прозвище «вуаль невесты». К водопаду проложена дорожка, так, что можно подойти очень близко и встать прямо перед ним.

Высаженные на склоне рядом с водопадом пальмы, цветы и кусты гортензии смотрятся так, будто выросли здесь сами, случайным образом, но это — продуманный ландшафтный дизайн.

Нордеште — северо-восток. Зелёный и цветущий

Парк вообще выглядит, как дикий уголок природы, каковым и является, а вот за его «райским» обликом стоит большой ежедневный труд. В Рибейра-душ-Калдейраш работают садовники-профессионалы, которые заботятся не только о его красоте, но и о сохранности редких видов растений и цветов.

Уникальных растений-эндемиков в Рибейра-дос-Кальдейрос собрано более двадцати видов. Это только те, которых не встречается больше нигде в мире. Есть и виды-«аборигены», которые развились на острове Сан-Мигель, а затем распространились по другим уголкам планеты. А некоторые представители флоры были найдены учеными-ботаниками только в ископаемом виде.

Нордеште — северо-восток. Зелёный и цветущий

Древние реликтовые леса на Азорских островах, как и на Мадейре, были практически полностью уничтожены первыми поселенцами, так что теперь, на основе жалких остатков, лауриссильву пытаются восстановить. Многие насаждения имеют еще очень юный возраст, при этом бережно охраняются общественными природозащитными службами.

Здесь можно встретить таких представителей вечнозеленых лесов, как вереск, азорский лавр, древовидный папоротник… Однако, я не слишком сильна в ботанике, а специалиста рядом не было, поэтому оставалось полагаться на общую справку о растительности в парке и просто гулять, наслаждаясь его красотой.

Нордеште — северо-восток. Зелёный и цветущий

Вода из «вуали невесты» устремляется вниз, под мост, разбиваясь на несколько ручьев, которые образуют на склонах ущелья новые водопады.

Нордеште — северо-восток. Зелёный и цветущий

В 16 веке вдоль русла реки Гильерме были построены несколько мельниц, работающих на энергии падающей воды. В течение многих лет они служили местным фермерам.

Нордеште — северо-восток. Зелёный и цветущий

Сейчас в парке можно найти пять старых водяных мельниц, три из которых классифицируются как здания общественного интереса с большой исторической ценностью на Азорских островах.

Внутри здания одной из мельниц разместился этнографический музей, а другие дома, где жили мельники, сейчас заняты под магазины с различными продуктами и сувенирами.

Нордеште — северо-восток. Зелёный и цветущий

На этой территории есть кафетерии, площадки для пикников и места для семейного отдыха. Вдоль ущелья проложены дорожки и лесенки, помогающие преодолевать неровности рельефа.

Никогда бы не могла представить, что прогулка по дикому горному ущелью может быть настолько… гламурной(?) Да, кстати, несмотря на то, что в создание райского парка вложено немало труда, вход бесплатный.

Нордеште — северо-восток. Зелёный и цветущий

Вдоволь налазившись вверх-вниз по склонам Рибейра-дос-Кальдейрос, мы поехали по северному побережью дальше на восток.

Миновали посёлок Ашада — ближайший к Рибейра-душ-Калдейраш населённый пункт. Возле Ашада проходит впечатляющий мост автострады, перекинутый через глубокое ущелье, и открывается вид на бескрайние просторы лугов и океана.

Нордеште — северо-восток. Зелёный и цветущий

Вскоре остался позади и поселок Нордешти-велья, а мы добрались до самой крайней, восточной оконечности острова.

В этой пограничной точке, в конце извилистой горной дороги устроен Мирадор Ponta Do Sossego. Как обычно, у меня язык не поворачивается называть здешние мирадоры просто «смотровыми площадками». Вот и теперь мы обнаружили в Понта-ду-Соссего ухоженный парк, площадью около 13 000 м².

Нордеште — северо-восток. Зелёный и цветущий

Уже прошло некоторое время с тех пор, как я вернулась из путешествия, и эмоции начинают «устаканиваться», однако, мне всё ещё трудно определиться, что же назвать самым-самым. От многих людей я слышала или читала в интернете, что именно муниципалитет Нордеште произвёл на них наиболее сильное впечатление. Слово «рай» звучит на всех языках — видимо, это неизбежная аналогия. И причиной, очевидно — вышеупомянутое сочетание сногсшибательных природных пейзажей с декоративным парковым оформлением.

Мирадор Понта-ду-Соссего является самым знаковым из всех на острове Сан-Мигель. Sossego в переводе с португальского означает «тишина», думаю, что в более широком смысле: окружающее пространство, действительно, наполняют умиротворение и спокойствие.

Нордеште — северо-восток. Зелёный и цветущий

Дорожка к высокому утесу ведет мимо сада с фруктовыми деревьями, цветущими кустами и креативными клумбами.

Нордеште — северо-восток. Зелёный и цветущий

В этом саду я впервые увидела Томатное дерево (тамарилло или цифомандра) с плодами, жаль, пока незрелыми. Родиной томатного дерева считается Латинская Америка, откуда португальские и испанские мореходы завезли его семена в Европу.

Нордеште — северо-восток. Зелёный и цветущий

Парк распределен на террасах, расположенных на разных высотах. С северной стороны по небольшой лестнице можно спуститься в зону для пикников, оборудованную столиками и скамьями. Там всегда тусуются несколько кошек — большая редкость для Азор, это вам не Стамбул…

Нордеште — северо-восток. Зелёный и цветущий

В южную сторону ведут тропинки, которые по сути являются частью пешеходного маршрута к Fajã do Araújo и Praia do Lombo Gordo. Fajã do Araújo (Фажан ду Араужу) — это бухта, образованная обрушившимися скалами и натёками лавы. Ломбо Гордо — удаленный от всех населенных пунктов дикий пляж, расположенный у подножия высокого горного хребта. Мы, разумеется, имели ограниченное время, поэтому далеко уйти не могли, только рассматривать пейзажи и отдыхать в чудесном парке мирадора.

Нордеште — северо-восток. Зелёный и цветущий

На вторую половину дня у нас была намечена экскурсия по городу Повоасан. Двигаясь по периметру острова, теперь уже на юг, в какой-то момент мы пересекли границу муниципалитетов Повоасан и Нордеште. Об этом сообщила смена геолокации на мобильнике, а сказать, что заметила перемену глазами, не могу.

Панорамы острова по прежнему оставались головокружительными. Как обычно, линию горизонта очерчивали силуэты гор с завязшими на их вершинах клоками тумана, а внизу расстилалась бесконечная зеленая скатерть волнистых лугов и полей. Стада коров, кусты цветущих гортензий вдоль обочин…

Нордеште — северо-восток. Зелёный и цветущий

Пожалуй, я не стану примыкать к большинству путешественников, которые выделяют Нордеште, как самую красивую провинцию острова. Мне показался роскошно прекрасным весь Сан-Мигель, целиком. А Нордеште стал одним из незабываемых этапов, кусочком того единого чуда, которое посчастливилось увидеть.