Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была вчера 22:12

Вила-Франка-ду-Кампу, Повоасан — Португалия Сентябрь 2023

Находясь на острове Сан Мигель, большую часть времени мы проводили в природных парках. Маленькие деревни и городки видели, в основном, с дороги, проезжая мимо. Но несколько раз мы всё же останавливались в небольших населенных пунктах. Коротенько, только для перекуса. А ведь хотелось чуть подробнее узнать типичную местную деревню. Шанс погулять подольше выпал в Повоасане.

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

Повоасаном (Povoação) называется не только сам городок, но и окружающая его область, район, который находится в восточной части острова, на южном берегу. У португальцев говорят «фрегезия» — гражданский приход, волость. Проживают во всей фрегезии от силы 2,5 тыс. человек.

Перед тем, как заехать в границы фрегезии, мы сделали остановку на смотровой площадке Мирадор Пико Лонго (Viewpoint Pico Long). Она находится возле трассы, ведущей в Повоасан, в пяти с небольшим километрах от побережья, в горах.

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

Отсюда очень хорошо видно поселение, расположенное в разломе между двух горных возвышенностей Морро-де-Санта-Барбара и Ломба-душ-Пос, на берегу моря, в устье реки. Окружающие фрегезию природные пейзажи не оставляют равнодушным никого.

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

Автомобильная дорога петляет, спускаясь с крутых гор, поэтому ехать приходится не слишком быстро. Пока мы преодолевали оставшиеся 5 км, получилось со вкусом рассмотреть потрясающий местный ландшафт, на фоне которого разворачиваются сельские картинки «local life».

Особенно впечатлили деревенские огороды. Все вместе они красивы, как дворцовый парк)) Огороды разбиты на горке с резким уклоном. Причем, даже издали заметно, что большинство жителей предпочитают выращивать возле своих домов не картошку-морковку, а банановые пальмы.

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

Что касается местного областного центра, то городок Повоасан знаменит тем, что именно на его береговой линии высадились первые поселенцы в далеком 1432 году. С основания поселения Повоасао Велья началась колонизация всего острова Сан-Мигель.

Первопроходцы были очарованы красотой данной местности и изобилием растительности, что указывало на плодородность почвы. Уже очень скоро регион на долгое время сделался главным зерновым поставщиком острова.

Ну, и наличие пресной воды сыграло немалую роль в их решении основать поселение именно здесь.

Мы тоже решили «осваивать» Повоасан от кромки океана, с того места, где в океан впадает река, а вернее даже, горный ручей Рибейра ду Пургар.

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

Устье, отделенное от океана насыпью, образует небольшую заводь. Забавно наблюдать, как в заводи плавают и охотятся пресноводные водоплавающие птицы, а буквально в метре от них пенно разбиваются о «границу» накатывающие морские волны.

В двух шагах отсюда находится маленький местный порт и установлен монумент «Ворота первооткрывателей» (Porta dos Descobrimentos), в том самом предполагаемом месте, где первооткрыватели и первые поселенцы высадились на остров в 15 веке.

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

Ворота сделаны из чёрного базальта и белого мрамора. Чёрный и белый, как мы успели убедиться, являются главенствующими цветами во всех местных городах. И на Мадейре, и на Азорах.

Базальта на острове Сан-Мигель в избытке — все Азорские острова имеют вулканическое происхождение. Сама же фрегезия (городок вместе с областью) и вовсе располагается прямо внутри кальдеры (разрушенного кратера) вулкана Повоасан. Этим объясняется и плодородие местных земель, и изобилие черного стройматериала.

Непротяженная набережная городка расширена насыпью из огромных базальтовых глыб. На фоне океана эта насыпь смотрится очень выразительно.

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

Здесь же, на самой западной оконечности Повоасана, находится чистенький общественный пляж Прайя дос Пеламес, а рядом — мелкий бассейн.

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

Расположенная поблизости, почти на берегу, маленькая церковь Носа-Сеньора-де-Росарио (Igreja de Nossa Senhora do Rosário) в народе именуется просто, как Старая церковь.

Поначалу первые поселенцы устроили кладбище и построили часовню прямо у воды, но это оказалось не самое удачное место. Из-за частых затоплений строения разрушались, из-за высокой влажности быстро ветшали. Поэтому через 100 лет рядом, но все же чуть подальше от берега возвели новую церковь — Росарио.

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

Сегодняшний облик церкви Носа-Сеньора-де-Росарио соответствует последней реконструкции, проведенной в 1745 году. Маленький, уютный, но довольно нарядный храм выглядит типично для региона — чёрное и белое, базальт и известняк.

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

Города на португальских островах самобытны, но очень похожи между собой, поэтому через некоторое время начинает казаться, что видишь одно и то же, лишь с некоторыми вариациями. Чёрное и белое, базальт и известняк.

И да, мне нравится этот стиль: «черно-белые», но при этом умудряющиеся выглядеть нарядными населенные пункты, на фоне невероятных рельефов, сочной зелени и природного разнообразия острова.

Что здорово, архитектура современных зданий тоже не выпадает из общего ряда, и каждое строение гармонично вписано в окружение. Например, белоснежное здание Hotel do Mar, развернутое фасадом к океану, с башенкой, напоминающей маяк, очень удачно перекликается со старым маяком, стоящим напротив.

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

Не могу не отметить и региональный полицейский участок (ESQUADRA DA POVOAÇÃO). Основательное строение.

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

Здание мэрии, как мне показалось, сильно уступает размерами полицейскому участку, зато более старинное и красивое, традиционное для данной местности.

От набережной до сердца посёлка можно дойти пешком за считанные минуты. Тем не менее, на одной короткой улочке у меня дважды нашлись причины заинтересоваться и задержать шаг.
Во-первых по пути встретилось здание мебельного магазина Casa Batista с удивительными надстройками на крыше.

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

Удивительными, потому что это даже не мансарды, а узкие, как пеналы помещения (?) и у каждого — собственная кокетливая крыша, огромное для подобной надстройки окно, да ещё и балкончик! Зачем так построили, и что может уместиться внутри, для меня осталось загадкой.

Во-вторых, я не смогла пойти мимо единственного в аккуратном ряду домов разрушенного строения. Его пока не снесли, остался остов, а на стене фасада, о чудо, великолепно сохранившаяся картинка из майолики.

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

Позднее, прогуливаясь по поселку, я заметила, что иконы семейного благополучия украшают входы во многие дома, и все они выполнены на плитке.

Это смотрится необычно, но очень по-португальски, если задуматься.

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

И, конечно же, мощение на улицах. Никак не могу оставаться равнодушной к этому проявлению фантазии и ручной, очень трудоёмкой работы.

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

Во время пребывания на Мадейре я удивлялась тому, как много в столичном Фуншале площадей и улиц, выстеленных кальсадой. Он мог бы соперничать с Лиссабоном. На острове Сан Мигель поражало уже другое — здесь кальсада вообще повсеместно! В каждом городке, в каждом захудалом поселке под ногами расстилался любовно выложенный мастерами черно-белый «ковер».

Кажется, я готова была смотреть на мостовые и фотографировать их бесконечно, всякий раз находя все новые, элегантные орнаменты.

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

Главная площадь Повоасана оформлена в виде сада, обрамленного высокими пальмами и роскошными платанами. Строительство городского сада началось в 1940-х годах, во время реализации программы реконструкции городского ядра.

В одной части установлена круглая беседка — обязательный, как я понимаю, элемент для каждой центральной площади в любом местном населенном пункте.

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

В другой части установлен монумент, призванный в очередной раз всем напомнить, что Повоасан стал первым поселением на острове, и с него всё начиналось…

Городской сад является центром и средоточием местной жизни.

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

Внутри зданий, его окружающих, расположены магазины, муниципальная библиотека, частные клиники, какие-то конторы, множество кафе и т. п.

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

Чуть поодаль, в соседнем квартале я набрела на церковь Богоматери Защитницы Nossa Senhora dos Remédios или, иначе, Igreja Matriz de Povoação. Если Старая церковь на берегу была первой, логично, что в центре посёлка рано или поздно захотят возвести ещё один храм, более роскошный.

Впрочем, внешне храмы в Повоасане, как и на всем острове не сильно отличаются друг от друга. Схож их архитектурный стиль и черно-белый цвет. Церковь Богоматери Защитницы построили в Повоасан-Велья в 1848 — 1856 годах, колокольню добавили позже, в 20-м веке. А вскоре церковь была разрушена землетрясением, и пришлось реконструировать её заново (в 1947 году).

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

Примечательно, что у фрегезии Повоасан есть ещё одна, одноименная церковь Богоматери Защитницы — Nossa Senhora dos Remédios, которая находится в соседней деревне Ломба-ду-Лусан.

Вид на церковь Богоматери Защитницы в деревне Ломба-ду-Лусан, округ Повоасан

Именно та, деревенская церковь является настоящим религиозным центром округа и местом проведения церковных празднеств, шествий и фест.

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

На обратном пути, не доезжая километров 20 до Понта Дельгады, мы сделали остановку возле поселка Вила-Франка-ду-Кампу.

Он тоже является одним из первых и почти таким же старинным, как Повоасан. Вила-Франка-ду-Кампу была основана в 1472 году, через 40 лет после начала колонизации острова Сан Мигель и стала его первой столицей.

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

К сожалению, программой турфирмы не было предусмотрено посещение самого посёлка, зато нам предоставили возможность вдоволь погулять по берегу на его западной окраине. В этом месте на расстоянии 1 км от суши находится островок Вила-Франка, который считается одной из ярких достопримечательностей острова Сан-Мигель.

Островок Вила-Франка представляет собой кратер разрушенного при извержении вулкана, находившегося под водой. Во внутренней части образовался природный бассейн почти идеальной круглой формы, который соединяется с морем узким проходом или проломом — Бокет (Boquete). Глядя со стороны или находясь непосредственно на острове,
трудно оценить уникальность формы во всей полноте, поэтому для наглядности фото из сети:

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

В природном бассейне чистейшая вода, стенки кратера защищают его от волн, поэтому Вила-Франка считается идеальным местом для пляжного отдыха, купания и дайвинга.

Ещё одна особенность Вила-Франка заключается в том, что его стены обросли за тысячелетия и до сих пор покрыты первозданной растительностью. Поэтому остров классифицируется, как природный заповедник.

Повоасан. Место, с которого всё начиналось

По-хорошему надо бы не смотреть на Вила-Франка со стороны, а побывать непосредственно там. Обычно июня по сентябрь от пристани Тагарете (Tagarete) регулярно курсирует катер, соединяющий Вила-Франка-ду-Кампу с островом, но мы были во второй половине сентября, так что не судьба.

Впрочем, встретить вечерний час на крутом берегу, созерцая океан, островок и окрестные виды, тоже здорово. Так что завершение экскурсионного дня получилось приятным.