Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была вчера 22:12

Понта-Делгада, Рибейра-Гранди, Азорские острова — Португалия Сентябрь 2023

Перелёт с Мадейры на Азорские острова, а конкретно на остров Сан Мигель продлился полтора часа и ознаменовался непрерывной тряской. Все время значок «пристегнуть ремни безопасности» оставался включённым, стюардессы практически не двигались по салону самолета, а пассажирам категорически рекомендовалось не вставать с мест. Из-за болтанки завтрак тоже не развозили. Правда, когда мы уже покидали салон, нам вместе с «гут бай» выдали коробочки с сандвичем и печеньем, каждому лично в руки.

Но над самим островом тучек было немного, потому видимость перед посадкой стала прекрасной. Земля казалась расчерченной геометрическими фигурами многочисленных сельскохозяйственных угодий, и становилось наглядно-понятно чем именно, в основном, живет остров. Безусловно аграрный.

Ананасы, чай и гортензии на красной земле Сан-Мигеля

Да и начало программы соответствовало — нас, сразу по прибытии, привезли на частную плантацию, где выращивают ананасы. Что ж, незнакомо, экзотично, интересно и, что немаловажно, очень вкусно.

Я задержалась на входе, очарованная видом с улицы на хозяйский дом. Особняк в колониальном стиле, с изящной кованой отделкой балконов, с украшениями азулейжу в порталах и с полностью скрытым под зелёным покрывалом вьюнка фасадом.

Ананасы, чай и гортензии на красной земле Сан-Мигеля

Он немного неуместно смотрелся рядом с шоссе. Такому бы стоять где-нибудь в райском саду… Но после я сообразила, что своеобразный «сад» как раз имеется, к нему обращен внутренний фасад дома.

Ананасы, чай и гортензии на красной земле Сан-Мигеля

«Эстуфазорес» является одним из старейших производителей ананасов на острове Сан Мигель. Прапрадед нынешнего владельца основал это хозяйство в 1894 году, неподалеку от столицы острова — Понта Дельгада, но теперь, когда город разросся, плантация оказалась практически в городской черте.

Почти столетие владельцы фермы посвятили исследованиям, в поисках наиболее быстрого способа выращивать ананасы. В природе этим фруктам требуется 2,5 года, чтобы вызреть из цветка, но на сегодняшний день данный процесс сокращен до полутора лет.

Ананасы, чай и гортензии на красной земле Сан-Мигеля

Способ «ускорения» экологически чистый и вполне действенный, основной принцип заключается в том, чтобы в определенное время пересаживать ананас из одних условий в другие. Я не вникала в тонкости досконально, но насколько поняла, ананасы на плантации размещаются в многочисленных теплицах, в большинстве которых они высажены по возрастам.

Ананасы, чай и гортензии на красной земле Сан-Мигеля

Подобно льву, который считается «царем зверей», орёл — «царем птиц», а мишка «хозяином леса», так и ананас имеет гордое прозвище «короля фруктов». Европейцам ананасы стали известны в 1535-м году, их впервые описал Гонсалес Фернандес де Овьедо.
При этом аборигены Южной Америки уже знали о лечебных свойствах ананаса, они пили его сок, чтобы улучшить пищеварение и сохранить кожу чистой, а воины прикладывали припарки от плодов к ранам и использовали листья в качестве повязок.

В 16-м веке, как раз после начала великих морских путешествий португальцев и испанцев, ананас завезли с американского континента на Азорские острова, а именно на остров Сан Мигель.

Ананасы, чай и гортензии на красной земле Сан-Мигеля

Когда в 19 веке экономика острова пребывала в упадке, в частности из-за кризиса в апельсиновом бизнесе, группа бизнесменов из Сан-Пауло в поиске решения, сделали ставку на чай, табак и ананас. Инвестиции в производство данных с/х культур позволили «перезапустить» и оживить местную экономику.

В 1864 году была построена первая теплица промышленного размера, вместимостью 800 ананасов. Тогда же впервые был осуществлен коммерческий экспорт ананасов в Англию.

Ананасы, чай и гортензии на красной земле Сан-Мигеля

На сегодняшний день Азорские острова являются одним из крупнейших в мире поставщиков ананасов, а зарегистрированный патент их выращивания требует соблюдения особых правил и гарантирует качество продукта и великолепный вкус.

Насчет качества и вкуса подтверждаю! Ананасы на Мадейре и Азорах мы ели ежедневно, довелось даже попробовать в ресторане жареный ананас, что хорош и к мясу, и в качестве добавки к салату, и на десерт. Здесь же на плантации, помимо свежего сладчайшего фрукта, мы дегустировали ананасовый ликер местного производства.

Ананасы, чай и гортензии на красной земле Сан-Мигеля

Вообще пребывание на плантации стало хорошим отдыхом после перелёта: мы погуляли среди теплиц, съели по порции ананаса в местном кафе и с интересом посмотрели на обширную хозяйскую коллекцию, в которой собраны различные предметы, выполненные в форме ананаса.

Ананасы, чай и гортензии на красной земле Сан-Мигеля

В очередной раз вытряхивая из босоножек забившийся мелкий камушек, я обратила внимание, насколько насыщенный, оранжево-красный цвет у местной почвы. Такой тон земле обычно придает изрядное наличие марганца и железа. На Сан Мигеле, острове вулканического происхождения, мы позднее ещё не раз столкнемся с ярким «ржавым» цветом, которым окрашены здесь не только почвы, но и некоторые термальные водоёмы.

Ананасы, чай и гортензии на красной земле Сан-Мигеля

Самое время упомянуть усатых и хвостатых. Фотографируясь на фоне очередной необычной пальмы, я случайно потревожила спящего под её крупными листьями сиамского котенка.

Котёнка видите? Он на фото есть.

Тот выполз, потянулся, и был немедленно заласкан и накормлен ветчиной и сыром. Вот когда неожиданно пригодился самолетный бутерброд))

Ананасы, чай и гортензии на красной земле Сан-Мигеля

На самом деле, и на Мадейре, и на Азорах кошки нам встречались очень редко, а собаку на улице я и вовсе видела лишь единожды. Даже таких, которых хозяева ведут на поводке, не много припомню. Похоже, на островах нет моды на четвероногих друзей.

Зато коров, пасущихся на лугах, мы здесь видели во множестве. Эти пейзажи со стадами невольно заставляли вспоминать Австрию и Швейцарию. Хотя по идее Сан Мигель должен бы иметь большее сходство с Мадейрой.

Ананасы, чай и гортензии на красной земле Сан-Мигеля

Однако, общий вид островов оказался не настолько идентичен, как я ожидала. И особенно поражалась тому, что чаще всего возникали ассоциации вовсе не с Мадейрой, только что виденной, а с далёкой… Ирландией!

Ананасы, чай и гортензии на красной земле Сан-Мигеля

Вот серьёзно. В Ирландии такая же изумрудная зелень, многочисленные стада (только в Ирландии овечьи), холмистая местность, и особенно небо — перманентно меняющееся, на котором облачность то сгущается, то отступает.

Общим казалось и то, что почти в любом месте, где ни находись, перед глазами открываются океанские просторы.

Ананасы, чай и гортензии на красной земле Сан-Мигеля

Разница лишь в температуре воздуха — в Ирландии я жутко мерзла, а на Сан-Мигеле в основном было хоть и пасмурно, однако очень жарко.

Но ещё, проезжая по острову, мы во многих местах видели внушительные островки хвойных лесов, так что иной раз был повод вспомнить и Шварцвальд. Такая вот удивительная на Азорах природа.

Ананасы, чай и гортензии на красной земле Сан-Мигеля

И снова самой яркой местной особенностью для меня стали сорняки. Если на Мадейре в качестве сорной травы повсеместно выступали роскошные розовые лилии, то остров Сан Мигель, где лилий тоже немало, просто «зарос» кустами гортензий!

Ананасы, чай и гортензии на красной земле Сан-Мигеля

Это удивительно и даже невероятно. Многие туристы уверены, что все эти гортензии высажены специально. Ага, сейчас. Культивировать гортензии на обочинах горных дорог, вдоль лесных тропинок и между грядок на плантациях? Этак малонаселенному острову никаких садовников не хватило бы.

Ананасы, чай и гортензии на красной земле Сан-Мигеля

Так что дикие кусты гортензий растут сами и где угодно, а от садовых отличаются чуть меньшим размером и цветом. У культивируемых соцветия обычно голубые, белые или сиреневые. У диких — зеленовато розовые. Я позволю себе запихнуть в слайд пару фотографий, немного смазанных из-за того, что снимала на скорости, но очень показательных.

На этих фото кроме гортензий на обочине, видны чайные плантации. Выращивание чая — ещё один бизнес, который хорошо пошёл на Азорах. Влажный и дождливый климат, умеренная температура, а также кислая вулканическая почва позволили производить здесь качественные чаи, зелёный и чёрный.

В округе Рибейра-Гранди находится старейшая в Европе, или вернее будет сказать, старейшая из принадлежащих Европе, чайная плантация «Ча Горреана», на которой выращивают чай с 1883 года.

Ананасы, чай и гортензии на красной земле Сан-Мигеля

Фабрика является семейным предприятием на протяжении всего своего существования, и вот уже несколько поколений единственной семьи производят здесь чай, сохраняя исконные восточные традиции.

Очень примечателен фактор, благодаря которому хозяева фабрики словили удачу ещё в момент её основания, в 19 веке. Если для чайного куста условия Азор идеально подошли, то насекомые, типичные «чайные вредители» не прижились в климате острова. А потому не требуется никаких гербицидов, пестицидов, консервантов и красителей — чай собранный на плантации в период с апреля по октябрь, представляет собой 100% органический продукт.

Ананасы, чай и гортензии на красной земле Сан-Мигеля

Для посетителей на фабрике проводятся экскурсии, и гиды рассказывают об отличиях зелёного и чёрного чая, о производстве, сборе и сушке… Внутри помещений витает непередаваемо насыщенный чайный запах. Ну, а вокруг маленькой фабрики раскинулись сами плантации.

Признаюсь, когда мне впервые довелось увидеть в интернете фотографии чайных плантаций Юго-восточной Азии, от необычной их красоты я просто потеряла дар речи. Здесь, конечно, масштаб не тот, но всё равно, многолетняя мечта посмотреть на «чайные» холмы собственными глазами неожиданно исполнилась!

Ананасы, чай и гортензии на красной земле Сан-Мигеля

Единственной помехой оказалось то, что фабрика находится на вершине возделанного холма, а фотографии, сделанные сверху не столь впечатляющие, какими могли бы, будь возможность снимать от подножия. Я, однако, была под впечатлением, даже несмотря на начавшийся дождь.

Вообще интересно было чувствовать себя несколько раз на дню то в тропиках, то где-то в Европе. Субтропический морской климат Азор мягок и приятен. Зимой и летом, днём и ночью здесь практически одинаковая температура 18–22 С.

Ананасы, чай и гортензии на красной земле Сан-Мигеля

Агрессивного зноя не бывает, но из-за высокой влажности погода очень переменчива, часто бывают туманы. И всё равно постоянно жарко!

Растительность же представляет собой смесь привычной континентальной и экзотической тропической. Новый для меня, на многое похожий, а в целом, ни на что непохожий мир.