Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была вчера 17:52

Сантана, Канисал — Португалия Сентябрь 2023

Это продолжение рассказа об очень длинном и насыщенном дне, в ходе которого мы изучали восточную часть острова Мадейра.

Утро мы начали в горах поднявшись выше облаков на Пико-ду-Ариейро.

О треугольных домиках Сантаны и марсианских пейзажах Сан-Лоренцо

Затем продолжили путешествие небольшим походом по горному лесу, где туристические маршруты Вереда-дос-Балкоес проходят вдоль левад.

А после, вдохновленные и обновлённые от пребывания на природе, мы поехали дальше на восток. Предстояло увидеть самый краешек Мадейры, мыс Сан-Лоренцо, но, естественно, по пути мы старались не упустить возможности знакомства с дополнительными интересными местами.

О треугольных домиках Сантаны и марсианских пейзажах Сан-Лоренцо

Потому сделали фотопаузу на Мирадоре (смотровой площадке) Куртадо, расположенном на очень возвышенном месте, между горами и морем. С Куртадо открывается один из самых впечатляющих видов на северном побережье острова Мадейра. Это настоящая природная обсерватория!

О треугольных домиках Сантаны и марсианских пейзажах Сан-Лоренцо

Пейзажи здесь отличаются исключительной широтой, на сколько хватает глаз можно полюбоваться зелеными холмами, океаном и замысловато изрезанной береговой линией. В этой великолепной природной картине доминирует 600-метровая Пенья-да-Агия — Орлиная скала, на терассах под которой видны, как на ладони, оранжевые крыши живописной деревни Фаял.

Мы не делали остановку в самой деревне, но успели хорошо рассмотреть Фаял по пути, во время спуска с мирадора Куртаду.

О треугольных домиках Сантаны и марсианских пейзажах Сан-Лоренцо

Возле Фаяла устроен картодром, извилистый змеевик которого можно опробовать, арендовав минут на 10–15. Конечно, это для продвинутых ребят, я лично не очень дружу с адреналиновыми развлечениями.

О треугольных домиках Сантаны и марсианских пейзажах Сан-Лоренцо

Картодром удалось сфотографировать на ходу, но я ещё позаимствовала одно не очень качественное, но информативное фото из интернета, на котором виден и змеевик для картинга, и Фаял, и разделяющая их старая региональная дорога 103, по которой мы как раз и проезжали в сторону прихода Сантана.

О треугольных домиках Сантаны и марсианских пейзажах Сан-Лоренцо

Поселок Сантана (Santana) назван в честь святой Анны, матери Девы Марии. Место знаменито, в основном, благодаря своим треугольным домикам под соломенными крышами. Их на острове, в Сантане и окрестностях, сохранилась примерно сотня.

Эти уникальные домики, идентичных которым нет больше нигде в мире, по-португальски называются «пальейру» — так эти строения впервые были упомянуты в 16 веке колонистами Мадейры, при описании жилищ самых ранних поселенцев, прибывших на остров ещё до основной волны, в 15-ом веке.

О треугольных домиках Сантаны и марсианских пейзажах Сан-Лоренцо

Фасады домиков-пальейру напоминают букву «А», накрытую объемной соломенной крышей с «макушки» до самой земли. Сейчас часть аутентичных домиков отреставрированы, раскрашены в яркие цвета и открыты для туристов, в качестве мини-музеев и сувенирных лавок с продукцией ручной работы: здесь предлагают шерстяные пледы, носки, кружевные салфетки…

О треугольных домиках Сантаны и марсианских пейзажах Сан-Лоренцо

Но кое-где можно найти пальейру, которые по-прежнему остаются жилыми домами. Местные жители утверждают, что солома гораздо лучше черепицы: она пропускает воздух, задерживает воду, а внутри помещений всегда свежо и сухо.

Для тех, кто любит во время путешествий останавливаться в особенных отелях, имеется парочка пальейру, сдающихся для ночлега в баре Эшкондидинью-даш-Канаш (Escondidinho das Canas) по дороге из Сантаны в Фаял.

Мы немного прогулялись по Сантане, рассмотрели треугольные домики, покрутились на обширной центральной площади, где работал фруктовый рынок…

О треугольных домиках Сантаны и марсианских пейзажах Сан-Лоренцо

Заглянули даже в огороды обычных деревенских домов. Там, кстати, на перилах сушились связки кукурузы, странные такие, похожие издалека то ли на кукол, то ли на маленькие мумии.

О треугольных домиках Сантаны и марсианских пейзажах Сан-Лоренцо

В принципе, единственным достойным развлечением, которое есть в Сантане, мне показался тематический парк Parque Tematico da Madeira, посвященный истории и культуре острова, но именно на него времени нам не дали.

О треугольных домиках Сантаны и марсианских пейзажах Сан-Лоренцо

Тем не менее, несмотря на скудость полученных впечатлений, в Сантану нельзя было не заехать. Ведь именно этот поселок считают визитной карточкой Мадейры и часто изображают на открытках и рекламных постерах. Даже в аэропорту, улетая с острова, вы увидите прилавки дьюти-фри, стилизованные под пальейру. Символ острова, короче.

А далее наш путь лежал на самую восточную оконечность Мадейры, к мысу Сан Лоренцо.

Полный маршрут этого дня

По мере приближения, я начала узнавать местность, хотя ранее ни разу здесь не бывала. Но именно эти, почти лишенные растительности бурые скалы, на которых установлены высокие ветряки и поблескивают зеркала солнечных электростанций, я успела сфотографировать через иллюминатор, когда самолет заходил на посадку в Мадейре!

О треугольных домиках Сантаны и марсианских пейзажах Сан-Лоренцо

Поразительно, как отличается мыс Сан Лоренцо ото всех остальных мест на острове. В то время, как Мадейра покрыта густой зеленью лугов и лесов, тут практически пустыня.

Всего пару часов назад мы гуляли по влажной земле густого горного леса, и вот — такой контраст! Всегда радуюсь подобным резким сменам «декораций».

О треугольных домиках Сантаны и марсианских пейзажах Сан-Лоренцо

А пустыня умеет быть красивой и разнообразной, уж мне ли, живущей в пустыне Негев, этого не знать.

Хотя для большинства людей подобная природная зона всё же является экзотикой. Мне было очень любопытно узнать, что на Мадейре, где, казалось бы такое изобилие тропических и прочих «райских» мест, именно мыс Сан Лоренцо многие молодожены предпочитают для эксклюзивных свадебных фотосессий!

Реклама свадебного агентства

Считается, что в сентябре, когда даже жидкая травка выжжена солнцем за летние месяцы, Сан Лоренцо особенно эффектен. Его пейзаж лаконичен и прекрасен — только голые разноцветные скалы и океан. Возможно, именно так выглядел остров в своём первозданном виде, когда поднялся в результате вулканических процессов из водных глубин.

О треугольных домиках Сантаны и марсианских пейзажах Сан-Лоренцо

Название мысу Сан Лоренцо дал один из первооткрывателей островного архипелага — Гонсалвиш Зарку, который, как считается, впервые высадился на Мадейре где-то здесь, в районе городков Канисал или Машику. Зарку назвал мыс в честь своего корабля.

По мысу проходит трекинговая тропа, одна из очень популярных, хотя и не ведет по леваде, что на Мадейре редкость. Но наш обзорный тур не включал серьёзных пеших нагрузок, потому мы лишь сделали остановку в начале тропы и немного погуляли в окрестностях.

О треугольных домиках Сантаны и марсианских пейзажах Сан-Лоренцо

Затем неспешно проехали мимо энергетических станций и городка Канисал — самого крайнего на востоке острова. Для общего впечатления хватило.

О треугольных домиках Сантаны и марсианских пейзажах Сан-Лоренцо

Мы успели оценить и причудливый рельеф скал и многообразие оттенков, которые образовались, подумать только! — лишь от различного сочетания и соотношения базальта и известняка в породе.

В синей тихой бухте, реальный размер которой можно понять по фото лишь благодаря кораблику, устроена рыбная ферма — со стороны она выглядит, как круги огромных садков на поверхности воды.

О треугольных домиках Сантаны и марсианских пейзажах Сан-Лоренцо

Морская пена лижет черные островки лавы, выступающие из океана рядом с берегом.

А вдали, за легкой дымкой, видны силуэты необитаемых островов Дезерташ и Сельважейнш. Сейчас они являются заповедником, на территории которого живут редкие тюлени-монахи, которые совсем недавно находились на грани полного исчезновения. Там же обитает множество редких морских птиц. Чтобы просто подойти к берегу Сельважейнш и бросить якорь, требуется специальное разрешение.

О треугольных домиках Сантаны и марсианских пейзажах Сан-Лоренцо

На Мадейре вообще берегут и охраняют природу. Гид рассказал нам, что в настоящее время 40% используемой островом энергии является «зеленой», то есть получаемой от ветра и солнца. К 2050 году на Мадейре хотят, первыми в мире, перейти на 100% «зелёное» энергообеспечение.

О треугольных домиках Сантаны и марсианских пейзажах Сан-Лоренцо

Пришло время прощаться с Мадейрой. Наше пребывание здесь было совсем недолгим, всего 3,5 дня. Однако, учитывая бешеный ритм (не всегда комфортный, но при данном раскладе необходимый), мы успели побывать практически везде. Пусть и без долгих треков, ради которых многие едут на остров. А назавтра нас ждал перелет на остров Сан-Мигель в Азорском архипелаге.