Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 19:43
Мы будем путешествовать!

Бонн, Мехерних, Хеннеф, Бланкенберг, Бёдинген — Германия Август 2023

Иногда, воистину, «Человек предполагает, а Бог располагает». В первой части рассказа про поездку в Северный Рейн-Вестфалию, я уже писала, как «случайно» там оказалась. Но, из пяти дней поездки, две были плановые — я поехала в Берлин, на день рождения к папе — ему 85! Помимо меня, на три дня должна была прилететь сестра из Израиля и на 4 дня племянница из США. Мы планировали погулять по Берлину, наверное, я что-нибудь и о столице написала бы. Но, полет в Берлин оказался квестом для них обеих, хотя, мы, все же, встретились и немного погуляли.

Пьеса — трагикомедия в 3-х актах. Много буковок.

Действующие лица и исполнители:

1. Автор — Клавдия, добирающаяся к месту событий на поезде из Бонна.

2. Сестра автора — Римма, летящая из Тель-Авива в Берлин (это она предполагала, что в Берлин).

3. Лиза — племянница автора, летящая из Портленда — США в Берлин (она тоже предполагала, что в Берлин).

4. Захар — кузен автора, встречающий Римму (сестру автора) в Берлине (тоже предполагающий, что она прилетит в Берлин).

5. Авиакомпания «Райнэйр», которая должна была доставить Римму (сестру автора) из Тель-Авива в Берлин (должна, но вовсе не обязана).

6. Авиакомпания «Бритишэрвейз», которая должна была доставить Лизу (племянницу автора) из Портленда в Берлин (Но она же тоже не обязана).

7. Яков, сын автора, координирующий перемещения Риммы (сестры автора) во времени и пространстве(она пока не совсем не адекватна, но в координации иногда нуждается, как показали следующие события).

8. Чат «Берлин 2023» в вотсапе, состоящий из всех действующих лиц, который веселил нас во время этого ночного безумия и веселит до сих пор.

(лес под Мехернихом).

Места действия:

главный вокзал Бонна, главный вокзал Кёльна, главный вокзал Берлина, аэропорт Бен-Гурион, аэропорт Ганновера, аэропорт Хитроу (Лондон), аэропорт Схипхол (Амстердам), аэропорт Берлин — Бранденбург, вокзал ZOO (Берлин).

(Бёдинген)

Пролог:

У нашего папы, кому-то дедушки, приключился юбилей — 85-летие. Не хухры-мухры дата и Римме пришла в голову идея собраться в Берлине. Я быстренько поддержала идею сестрицы, племянница вяло сопротивлялась (трудно активно сопротивляться двум паровым каткам), сын почти уверенно сказал, что не сможет (и, как обычно, оказался самым прозорливым).

(Бёдинген).

Акт первый, спокойный: Клава. В связи с поездкой в Кёльн на дурацкую самую большую в мире выставку компьютерных игр с младшим сыночком и тремя его друзьями, я запланировала поездку в Берлин из Кёльна, всего на два дня. В четверг после обеда туда, в пятницу гуляем «девочками» по Берлину, вечером отмечаем, в субботу утром обратно. Но, с утра нам в съемном доме не сиделось, дети парни уехали на выставку, а мы отправились в замок Драхенбург, рассчитав, что на поезд я успеваю. По состоянию автобана, двигающегося, точнее — стоящего, в обратном направлении, стало понятно, что на поезд я не успею. Но в замок-то хочется, да и развернуться уже нет возможности. Нашлось «соломоново решение»: из замка муж везет меня не в Кёльн, куда пробка, а в Бонн, что совсем рядом, и я на поезде доеду до Кёльна и успею на свой. Так и получилось, причем из Кельна мой поезд вышел на 20 минут позже, а в Берлин пришел на 10 минут раньше (я забыла уже, когда немецкие железные дороги соответствовали расписанию).

(Мехелин).

Меня должна была встретить племянница, которая должна была прилететь на пару часов раньше, но не прилетела (об этом — в третьем акте). И приехал встречать именинник, вопреки моим просьбам этого не делать, так как я сама в состоянии доехать до них от вокзала (с учетом, что они живут в этой квартире больше 20 лет, и я езжу регулярно). Что-то в расписании поездов у папы не заладилось (как всегда) и я минут 20 стояла на перроне, как тополь на Плющихе. Дозвониться до родителей было невозможно, так как перед выходом он не смог найти свой телефон, взял мамин, а по дороге выяснилось, что его телефон в кармане, но сел. И ведь я позвонила маме, она сказала, что папа с телефоном, но не сказала, что с ее! Иногда у меня ощущение, что у родителей телефоны, чтобы было что в карманах носить! В общем — 85, слава Богу, что самостоятельно живут. Все закончилось благополучно, и чуть позже выяснилось, что я вообще без проблем приехала на место, с учетом остальных.

(вокзал Берлина).

На вокзале встретила вот такую собачку — инвалида, на колесиках, приятно посмотреть на них с хозяйкой — собачка явно любимая и в этой паре главная.

Акт второй, безумный: Римма. В аэропорт БГ она прибыла по расписанию, так как ничего беды не предвещало. Но, для начала, она забыла в туалете всю свою жизнь телефон. Когда прибежала за ним, новейшего айфона уже не было. К счастью, кто-то сдал его стойку информации, где ей и выдали эту радость. Рейс Райнэйр на Берлин задерживался, так что можно было еще что-нибудь забыть или потерять, и Римма не преминула этим шансом воспользоваться: потеряла паспорт. Конечно, он не так важен как телефон, но улететь без паспорта было бы проблематично, явно сложнее, чем без телефона. Главное в такой ситуации не нервничать, она и не нервничала, так как понятия не имела, что потеряла паспорт, и узнала об этом только тогда, когда ее фамилию объявили по радио. Видимо, объявление звучало так: «Безголовая девушка тетенька, забери свой паспорт, с учетом того, что ты в аэропорту, он может тебе пригодиться». Причем, паспорт ей выдал тот же молодой человек, который отдавал ей айфон. Смотрел на нее с явным сочуствием, точно понимая, что безголовая. А между тем, рейс все дольше откладывался, и, «съевшая собаку» на полетах я, слабо мяукнула в нашем чате, что Берлин ночью не примет самолет, и их посадят в Ганновере (у нас защищают тишину жителей и все самолеты, которые опаздывают, садятся где придется, куда успели до ночи. Взлетов тоже по ночам нет). Добрый ехидный Яша сбросил информацию о погоде в Ганновере ночью и озаботился тетушкиным здоровьем, поинтересовавшись, взята ли теплая курточка. Всем еще было весело в этот момент. Римма всех (только себя, скорее всего) успокоила, перекинув сброшенный Захаром (кузеном, встречающим ее в аэропорту) текст, что новый берлинский аэропорт находится вне города, и на него не распространяются запреты на ночные полеты, что вызвало у меня сомнения. Но в чате я только хмыкнула на это. Наконец, самолет взлетел и на какое-то непродолжительное время Римма, точнее ее перемещения, выпали из чата. Ровно до тех пор, пока Яша не скинул в чат сообщение от Райнэйр, что они дико извиняются, но до 24.00. часов доставить страждущих «на Берлин» они не успевабт, поэтому им, страждующим, гостеприимно распахивает ворота… Ганновер! И что им предоставят автобусы в Берлин.

(Бёдинген).

Все это время на он-лайн табло в Берлине стояло время прибытия 00.09., так что Захар уже прибыл в аэропорт с красной ковровой дорожкой для встречи «высокой гостьи». Пришлось ему дорожку скатать и ехать домой, так как было ясно, что до утра никто никуда не приедет. Только я задремала, как позвонил Яша, и дико извиняясь, что разбудил, пытается в красках перессказать разговор с Риммой. Получается плохо, так как он не просто смеется, а дико ржет, радуясь, что сходил в туалет до разговора с тетей. Ему позвонила Римма и сообщила, что все в порядке и она приземлилась в Берлине и стоит в очереди на паспортный контроль. Яша, смотревший на карты Флай Радар, несколько минут убеждал ее, что она в Ганновере, а не в Берлине, но Римма упорствовала… ой, только почему-то на всех лентах ограждения стоит надпись «Ганновер»! Оказывается, моя не волнительная сестрица безмятежно проспала весь полет, не слышала никаких объявлений, и думала, что их посадили в Берлине! Пока мы веселились, Яша получил еще одно сообщение от Райнэйра (он брал билеты, поэтому все ему слали), что автобусы отменяются, и что «добирайтесь как хотите, чеки к оплате предоставьте по адресу…" Толпа рванула к такси, таксисты, по Римминому определению, «сбежались как тараканы» и за 300 км запросили всего ничего — 800 евро! Ну, «мы» с советской закалкой, еще и отягощенные еврейством, сумели скооперироваться всемером, и по 95 евро с носа (с райнэйровского) взяли микроавтобус. Но это еще не все. У их таксиста (ни разу не немца) пропал интернет, а джипиэс, почему-то, не работал, и он исхитрился заблудиться в Берлине! В итоге они приехали только к 8.00. Думаете, все? Нет, она геройски доехала от вокзала на метро, и заблудилась, идя от остановки до дома (примерно метров 800). Напоминаю, родители живут здесь больше 20 лет! Пришлось быстренько одеться и пойти вызволять страдалицу. Вот она, чемпионка мира по спортивному ориентированию, дорогу переходит:

Акт третий, самый безумный: Лиза. Вылет из Портленда Бритишами прошел в штатном режиме, и ничего не предвещало дальнейшей эпопеи. В Лондоне на плановой пересадке выяснилось, что предстоит часовая задержка, что вполне терпимо. Мы в чате строим планы -кто кого встретит, так как прибыть в Берлин должны все трое одновременно. Но, «сюрприз» подкрался неожиданно: объявили о полной отмене рейса, а заодно еще нескольких сотен, что создало дикую очередь к стойкам. Наивные пассажиры в этот момент полагали, что им предоставят другие рейсы, а в ожидании этих других рейсов — жилье и еду. Ага! После двухчасового стояния в этой очереди выяснилось, что никто ничего не собирается предоставлять от слова «совсем» и все должны выйти и получить свой багаж. А вы что, думали, что Бритиши его себе оставят? Нет, они заботливые и понимают, что несмотря на отсутствие отелей и полетов, людям необходимы зубные щетки и трусы. А в добавок к собственным чемоданам щедрая и заботливая авиакомпания сделала страдальцам крутой подарок… папапапа! … книжку о том, что делать, если отменили ваш рейс! Вот! Ни у кого больше нет, поди, такой книженции! Сметливая Лиза стремительно купила себе билет Лондон — Амстердам — Берлин, причем, из Амстердама в Берлин — только утром, по той же причине, что и ее мама зависла в Ганновере — ночью нет взлетов и посадок. На вопрос, есть ли где в Схипхоле спать и ночная кормежка, я ей настойчиво предлагала сходить в город, покурить или съесть пирожок, и тогда отпадут оба вопроса. Лиза перекантовалась ночь на кушеточке (после океанского перелета, причем — с западного побережья США), и утром прилетела в Берлин. Подождав опаздывающих встречающих в лице бабушки и дедушки (ну естественно, поезд отменили в середине пути, и они ехали автобусом) Лиза прибыла домой. Казалось бы, все ее муки закончились. Ну да, сейчас!

(Бёдинген).

Днем Бритиши прислали сообщение, что вместо вчерашнего отмененного полета в Берлин, Лиза должна лететь сюда завтра вечером! С учетом того, что она прилетела на три полных дня, это было очень смешно: прилететь из-за океана в Берлин и назавтра лететь назад! Ну, а что, кто сказал, что ночь в Берлине не считается за прилет? По мнению Бритишей, одного вечера на Берлин вполне достаточно, в Лондоне-то лучше! Писать оказалось некуда, только звонить и только завтра с 10.00., но сделать это было необходимо, так как было ясно, что после не появления на рейс из Лондона, несчастной американской туристке припомнят войну за Независимость и отменят обратный полет домой! Утром Лиза засела за телефон, и услышала от «отзывчивого и компетентного» работника авиакомпании, что она должна заплатить за новый неиспользованный билет по маршруту Лондон — Берлин, и что обратный билет отменится в момент неявки на рейс! Но если она дозвонится в аэропорт, то возможно, там что-то решат». Она дозвонилась, и даже довольно быстро. И мгновенно (справедливо) услышала, что их все это вообще не касается, и что она должна звонить в авиакомпанию. Круг замкнулся. Но что значит человеческий фактор! Второй раз трубку взял другой служащий, который пообещал сделать все возможное, чтобы помочь. И после продолжительного щелканья по клавишам, которое было слышно даже в Берлине, он сообщил, что новый билет в Берлин отменен без штрафа за неявку, и билет из Берлина в Портленд через Лондон сохранен и отправлен ей на мейл. Он и пришел сразу же, а в графе «оплата» стояло волшебное слово: «зеро». Лизины дети не останутся без матери — невозвращенки, а муж — без жены — гулены, и она летит домой! С большой любовью к Бритишам и Хитроу обещала вернуться. Но, это оказалось не все, в финале — вторая часть третьего акта: Лиза.

Справедливости ради: в Лондоне приключилось невероятное — зависло все, что можно — технический сбой в системе управления воздушным движением, все операции проводились вручную и тысячи пассажиров застряли.

Мы провели чудесные два дня, вопреки всему, хохотали над своими приключениями и над ночными рубашками, выданными нам мамой. Кажется, она их еще из Союза привезла, они были совершенно новые и… ГДР-овские!

Но, все закончилась благополучно (для меня и Риммы, продолжение Лизиной Саги в финале), я вернулась в Бонн, и на следующий день мне нужен был отдых, т. е. — куда-нибудь съездить. Куда-нибудь — это получилось почти буквально, день вышел сумбурный, эклектичный, разноплановый и интересный!

Начали с соседней от места нашего проживания — Хёнефа — деревни Бёдинген, про которую я никогда не слышала, но пока я в Берлине пребывала, муж прочитал, что там какая-то паломническая церковь интересная. Вот туда и отправились.

Основание деревни Бёдинген относится к 12 веку, а вот ее развитие к 14 веку и неразрывно связано с возникновением паломничества.

Даже издалека башня церкви Бёдингена является ориентиром и пунктом назначения паломников в их путешествии, благодаря своему расположению над Зигталем. Историю и значение места паломничества в этом культурном ландшафте, сформированном верой и религией, все еще можно увидеть сегодня в звездообразной церкви, станции и паломнических тропах, которые сходятся к церкви.

Согласно легенде об основании, в 1530 году первый камень в фундамент старейшего в Германии места паломничества «К скорбящей Матери» с непрерывной традицией паломничества был заложен отшельником, которого в более поздних версиях зовут Кристианом фон Лаутхаузеном. Согласно источникам, он решил возвести часовню в другом месте, но ничего не получалось — стены, возведенные днем, рушились ночью. Однажды ему явилась Дева Мария и приказала отпустить мула, и начать строить там, где мул остановится. После видения Марии он вырезал образ Пьеты и поставил его на перекрестке дорог из Оберауэля на Нутшайдштрассе.

Вскоре о чудесном образе стало упоминаться в округе, о чудесных целебных силах, так что все больше и больше людей совершали паломничество в Бёдинген. Кристиан фон Лаутхаузен и пастор Петер Майзенбах начали строить для них церковь в 1397 году. Средства на это священник выделил из своего богатства, но большая часть этих средств поступала от пожертвований паломников.

Лишь спустя 11 лет была открыта позднеготическая базилика «Скорбящей Богородице», с башней, нефом и малым хором. Трансепт был построен 40 лет спустя. Чудотворный образ хранится сейчас в мраморном алтаре в южном трансепте. Кроме того, в арке на погосте каменный рельеф отмечает место паломничества. Паломники во все времена наполняли это место жизнью. С некоторых пор их число заметно снова стало увеличиваться.

Кольцевидная тропа длиной семь километров относится более, чем 600-летней истории старейшего места паломничества Германии «Скорбящая мать».

Согласно еще одной легенде, водная артерия Бёдингена, называемая Фонтаном Богородицы, протекает прямо под Алтарем Марии церкви Скорбящей Богоматери. И до середины 20 века вода в местный колодец поступала из источника Мариенбрюнхен. Ее было достаточно даже в засушливые годы. Родниковая вода с паломнического пути перекачивалась в водонапорную башню Бёдингена и распределялась оттуда. Только со строительством плотины Ванбах и масштабным центральным водоснабжением эта локальная сеть Бёдингена стала ненужной. Но, жители не хотят отказываться от своей родниковой воды и провели ее в деревенские колодцы. Говорят, что она обладает целебными свойствами, особенно, если проблемы с глазами и ушами. Лично я лучше видеть не стала, видимо, в это надо верить.

Сама деревенька вполне мила, как и множество подобных по всей Германии.

А мы отправились в Мехерних. Собственно, я не знаю, откуда у меня выплыло это название, но только по дороге к городку, я прочитала про него и выяснила, что в город нам не надо, надо в замок, к древним пещерам и римским руинам. Но, с упрямством ничего не поделать, на всякий случай, и в город заехали.

В общем-то, могли этого и не делать. Обязательная церковь — здесь это приходская церковь Святого Иоанна.

Памятник дружбы с городами — побратимами, они указаны на указателях.

Как из детства — классики, дети — везде дети.

И даже почти не было моих любимых мелочей.

Зато вот таких каракатиц сфотографировала.

После этого неинтересного городка мы отправились в очень даже интересный замок на воде — Зацвай. Но о нем я написала отдельный отзыв (ссылка внизу, в серии материалов о Федеральной Земле Северная Рейн-Вестфалия).

А потом мы стремительно переместились в доисторические времена. Точнее, вначале, перед заходм в эру начала человечества, в кафе повстречались с байкерами. Их машины — произведения искусства.

И, в финале дня, мы отправились в Карштайн, на встречу с историей. Карштайн — природный заповедник, начиная с 1932 года, среда обитания растений и животных, относящихся к охраняемым видам, обитающим здесь: это различные виды летучих мышей, в том числе большие ушастые ночницы и прудовые ночницы. Карштайн окружен ущельями и лесами на склонах холмов, оним вместе с пещерами и расщелинами скал образуют уникальную территорию.

Каменная скала Карт образовалась около 300 000 лет назад. Со временем в ней выветрились пещеры: «Какушёле», «Малая пещера» и множество более мелких полостей. Пещеры пользуются большой популярностью у археологов, так как в них лучше сохраняются такие останки, как кости и орудия труда, чем в незащищенных местах. Пещеры обеспечивают защиту от ветра и непогоды для людей и животных. Порода, из которой сделан карт — камень, называемый туфом или травертином. Эта порода образуется, когда растворенная в воде известь «выпадает в осадок» из воды, вследствие изменения давления или температурных условий и откладывается. Это может случится, например, когда грунтовые воды выходят на поверхность земли у родника. Там, где сегодня находится Карштайн, около 300 000 лет назад из источника появились грунтовые воды, протекающие через известняк. В результате в воде оказалось много извести, которая осаждалась в источнике. Известковый туф, который есть сегодня, откладывался слой за слоем. Напряжения в скале со временем привели к образованию трещин, которые воды увеличили до сегодняшних пещер.

Археологи нашли на Карштайне предметы разного времени. Находки инструментов доисторических людей возрастом около 300 000 лет являются одними из старейших в Рейнской области. Здесь были найдены инструменты и предметы быта неандертальцев, аренсбургских охотников на оленей, первых оседлых людей эпохи неолита, кельтов, римлян, и людей Средневековья.

В пещерах также были обнаружены кости ныне вымерших животных, таких как пещерные львы, волы, мамонты, пещерные гиены, гигантские олени и северные олени.

На щите рассказана история образования и жизни Карштайна:

— Гольштинский теплый период: простые каменные орудия (обломки), которые археологи нашли в травертине, принадлежат доисторическим лююдям Homo Heidelbergensis.

— Дёмниц, теплый период: Карштайн появляется из известковых отложений — травертина — их Хаузербаха.

— Теплое время: появляются пещеры в Карштайне, созданные морозом и разрушающей силой воды Хаузербаха, скала принимает свою форму.

— первый холодный максимум ледникового периода: пещеры Карштайн используются неандертальцами — охотниками и собирателями. Они оставили после себя многочисленные каменные орудия. В пещере Какус найдено множество наконечников копий, с помощью которых неандертальцы охотились на диких животных в холодных степях. В пещерах обнаружены многочисленные кости животных мамонтовой степной фауны. каменным орудиям, найденным здесь, от 80 000 до 40 000 лет. Неандертальцы вымерли около 30000 лет назад. Они питались растениями и фруктами, и охотились на животных. Пещеры давали им защиту, добычу они обрабатывали на огне и изготавливали оружие и инструменты. Из коры березы неандертальцы изготавливали вещество в виде клея: березовую смолу.

— второй холодный период, в Европе около 40 000 лет назад появляются современные люди — Хомо Сапиенс. Около 16000 лет назад на Карштайне появились степные охотники Ледникового периода.

— Аренсбургский период — период молодого Дира, последняя холодная фаза: стада оленей мигрировали ежегодно весной от Норддойта (низменности) в низкие горные хребты. Охотники на оленей аренсбургской культуры убивали их в узких местах Карштайна, запасаясь как можно большим количеством животных. Находкам этого периода в Карштайне около 12000 лет. Люди в этот период жили как кочевники в конце последнего Ледникового периода. Климат в то время был здесь значительно холоднее, чем сегодня. По безлесной тундре бродили стада оленей. В Карштайне найдены следы лагеря, разбитого охотниками на оленей весной, в котором охоте=ники поджидали оленей. Они отрезали оленям путь в узкой долирне и убили их из луков.

— Голоцен — сегодняшний теплый период: в лесах теплого периода люди становились не только охотниками, но и собирателями и рыболовами.

— Оптимальное время: люди ведут оседлый образ жизни и занимаются сельским хозяйством и животноводством.

— Римский теплый период: найдены остатки печи для выплавки железа на плато Карштайн.

— холодный миграционный период: найдены остатки жилищ позднеримского периода.

— Средневековый теплый период: керамика средневековья демонстрирует неоднократное использование пещер в качестве укреплений.

— Малый Ледниковый период: жизнь на Карштайне активизируется.

Вот по этим двум пещерам я с удовольствием и побродила. Хотя, «побродила» — громко сказано: немного полазила. Одна совсем маленькая, вторая побольше, но местами пригибаться надо. Муж, со своей клаустрофобией, даже не полез, снаружи ждал.

А мы переезжаем к Римским временам. Туристическая Римская тропа тянется на 111 км, от Неттерсхайма до Кёльна, она разделена на семь этапов, и повторяет маршрут римского водопровода Эйфель. Этот акведук длиной 95,4 км является крупнейшим древним техническим сооружением к северу от Альп и одним из самых популярных археологических памятников в Рейнской области. Из пяти источников каждый день 20 миллионов литров воды лучшей питьевой воды подавалось по трубопроводу в столицу римской провинции Кёльн. У нас не было цели проехать весь маршрут, но некоторые сохранившиеся объекты мы посмотрели.

После того, как римляне ушли из Рейнской области, Эйфельский водопровод больше не использовался, но хорошо сохранялся на протяжении длительного времени благодаря тщательному построению. Но началось строительство замков, церквей и монастырей. Поскольку в эпоху Высокого Средневековья в пределах легкой досягаемости не было месторождений декоративного камня, отложения известкового агломерата в римском канале использовались для изготовления колонн, надгробий, алтарных плит. Сегодня этот материал называется «мрамор акведука», потому что под руками каменщиков из известкового агломерата был создан мрамороподобный камень.

Этот оригинальный материал использовался в более чем 100 замках и церквях в Рейнской области и далеко за ее пределами. Сразу возникает вопрос: а как появились эти месторождения? В атласе римских водопроводов в Кельне есть весьма правдоподобное объяснение образования известкового агломерата: при поглощении осадков вода проходит через почву, в которой из-за микробного накопления присутствуют довольно большие концентрации углекислого газа. Этого органического вещества примерно в 10 раз больше, чем в атмосфере. Затем вода течет через породу с высокими концентрациями углекислого газа в виде грунтовых вод и растворяет там известковый налет до тех пор, пока он не станет насыщенным. Когда такие насыщенные известью грунтовые воды выходят на поверхность родника, они вступают в контакт с атмосферой углекислого газа, с которым в равновесии (в зависимости от температуры) обычно растворимо меньшее количество извести. Часть извести, которая больше не растворима, затем отделяется в виде известкового агломерата.

По этому небольшому акведуку римский канал пересекал Кальмутер — Бах. Мост — укведук длиной в 7,3 метра имеет ширину для ручья 1,12 метров, а для прохода 1,79 метров. все сооружение состоит из тщательно отесанных вручную камней.

За мостом находится канал, выполненный из другой кладки — с покрытием из плит песчаника.

Водосборный бассейн Мехерних Эйзерфей был открыт в 1959 году при прокладке трубопровода. Это круглый бассейн диаметром 3,05 м. Его дно лежит на высоте 320,10 метров над у.м. и примерно на 2 метра ниже современной поверхности местности, что, вероятно, также соответствует римской. Навесная стена толщиной о,52 метра состоит из аккуратно обтесанных камней граувакка. Пол выполнен из кирпичных плит. Внутренняя стена облицована красной штукатуркой на водной основе, большая часть которой выветрилась. Блоки песчаника полукруглого сечения, часть которых еще находилась внутри котловины, первоначально покрывали верхнюю часть стены. Вода собиралась с двух входящих каналов. После раскопки находки снова засыпали, чтобы защитить их от атмосферных воздействий. После 2005 года администрация Мехерниха установила защитную конструкцию, раскопав находку.

И еще одно римское место, самое, пожалуй, впечатляющее из тех четырех, что мы посмотрели. Мост — акведук Мехерних — Вусс. Водопровод от Эйфеля до Кёльна был спроектирован как чисто нисходящий. Римские инженеры адаптировали его к местности: при прокладке маршрута обводились более мелкие долины и горные отроги. Имеющуюся разницу высот, уровень энергии приходилось использовать очень экономно. Это было необходимо для того, чтобы линия не слишком быстро теряла высоту на пути к Кёльну и чтобы «препятствия», такие как хребет Вилле между Альфтером и Брюлем, можно было преодолеть без проблем. Это видно и по такой конструкции, как мост — акведук Вуссем.

Римские инженеры построили здесь относительно сложный мост, пересекающий боковую долину Вейбаха. Структурные остатки, обнаруженные во время археологических исследований в 1958 году, позволили очень точно реконструировать эти мосты — акведуки. Мост — акведук имел длину 80 метров, и имел максимум 12 опор, поддерживающих русло канала. Арки моста опирались на мощные плиты песчаника. Вода переносилась по дну долины на высоту 10 метров. Русло канала также было перекрыто мощными плитами песчаника. Кладка столбов состояла из граувакковых камней, как и внешняя облицовка. Некоторые части оригинальной римской кладки все еще можно ясно увидеть в восстановленных колоннах. Это довольно неправильная кладка, так как она была частью столбчатого фундамента, ранее скрытого в земле. На противоположной стороне долины под растительностью сохранились остатки столбов в виде конических пней. Я, конечно, на мост залезла, но он просто уходит в землю.

К этому моменту мы поняли, что все, хватит, я даже в единое целое этот день не соберу, дай Бог запомнить последовательность нашего хаотичного перемещения. Зашли пообедать, и редкая неудача: невкусная китайская кухня. Я даже не припомню, чтобы еще когда-то такое было. так что, никакого отзыва об этом ресторане.

Небо по пути домой было пугающее, дело явно шло к грозе. Но мы успели вернуться.

И, казалось бы, день на этом закончился, но как-бы не так, пришли сообщения от многострадальной Лизы, которая, должна была лететь домой, в Штаты (смотри начало рассказа).

Итак, Акт четвертый, неожиданный:

Действие первое, ожидаемое, Лиза: Поскольку обратнпая дорога из Берлина и у меня и у Риммы прошла гладко, и, можно даже сказать неинтересно на фоне дороги в Берлин, обе приехали туда, куда планировали, и тогда, когда планировали, то мы несколько расслабились и предположили, что и Лиза все свои неприятности получила по дороге в Берлин. Но не тут-то было! С утра выехали из дома, естественно, бабушка и дедушка взялись сопровождать внучку (хотя ужу их самих надо сопровождать). Дедушка, как быстроходящий, пошел вперед, прокомпостировать билеты, а Лиза, сопровождающая бабушку, пошла с ней помедленнее. Дедушка прокомпостировал билеты и пошел навстречу женской части группы, которая, зачем-то, поехала одну остановку на автобусе. Телефон в этот раз был в руке, и, казалось бы, все в порядке. Ничего подобного: «отлично» слышащий и еще «лучше» слушающий дедушка уехал на следующую остановку, где у них должна была быть пересадка. Хорошо, что с провожающими была провожаемая, одновременно являющаяся сопровождающей, которая их собрала в кучу и привезла в аэропорт.

(Мехелин).

Действие второе: аэропорт, Лиза: Напомню, Лиза должна лететь из Берлина в Портленд через Лондон, где произошел какой-то беспрецедентный компьютерный сбой. Эпопею с обменом билетов я описала в третьем акте. Начну действие с цитаты главной героины четвертого акта: «Как обычно подтвердила факт о любви немцев к спокойному стоянию в очередях. Иду по стрелке „Gates“ и упираюсь в огромную очередь. Спрашиваю у стоящих в ней: „Это очередь на проверку безопасности?“ Все уверенно говорят, что да. Но мой израильский демон (никуда не девшийся за 7 лет жизни в США) не может смириться со стоянием в очереди. Пошла всю эту очередь обходить. И выяснилось, что там еще сбоку какой-то чек ин и очередь именно туда. Дала всем клич, что секьюрити вообще не туда, и довольная собой обошла очередь и прошла первая». Мы, получив это сообщение в чате, счастливы, Лизина американская семья тоже. Через час получаем сообщение в чат: «Я уже никуда не лечу! И никто никуда не летит!». Дальше не печатно. Самое смешное, что Римма пропустила это сообщение от дочери *видимо, опять проспала), и через некоторое время безмятежно сообщила нам, что Лиза уже в полете. Пришлось отскринить матери крик души дочери. (наш с Яшей стеб над Риммой тоже лучше пропустить). Спустя еще час страдальцам сообщили, что их посадят в самолет, и они там будут сидеть примерно 4 часа, так как Лондон не принимает. Просто сидеть в душном незаведенном самолете и ждать у моря погоды. Я высказала предположение, что это месть немцам за «Блиц» — бомбежки Лондона 40-41-х годов, но как раз в этот момент выяснилось про сбой в системе управления полетов, а у них около 6500 рейсов туда и обратно, которыми сейчас управляют вручную! Около 500 вообще отменили. Так что, Лизе еще повезло: во-первых, наш опытный и закаленный боец сразу связалась с Бритишами и перекомпостировала билет до Портленда на следующий день; во-вторых, к вечеру, после 4-х часов сидения в самолете, их, все же, отправили в Лондон. Хочу еще раз привести цитату Лизы о работниках берлинского аэропорта: «Вижу под каким бешеным стрессом работают сотрудники аэропорта и как они со всеми вежливы, тапки-то все в них летят». Кстати, те несчастные, которые летели с багажом, оставили его в Берлине, Лондон едва успевал разбираться с пассажирами, не до багажа было. Выбить отель с Бритишей не удалось, все было забито под завязку. Зато, всем опять раздали брошюрки про то, что делать в случае отмены рейса, Лиза стала счастливой обладательницей уже двух таких важных книжек, надеюсь, она их сохранит, и надеюсь, что они ей больше не понадобятся. Ей еще раз повезло: наша умничка нашла сравнительно недорогой отель в пригороде, с трудом туда уехала — у автобусов тоже коллапс из-за толп страждущих, зато они в этот день ходили бесплатно, вот это плюшка пострадавшим! А Лиза, не благодаря, а вопреки всему, улетела. И во всем этом нашлось два плюса: во-первых, она была без багажа, а во-вторых, в главных — без детей! И вот на этом наша сага о поездке в Северный Рейн-Вестфалия и Берлин закончилась.

Спасибо всем за внимание, рада, если вы смогли прочесть эту эпопею, которую я запомню надолго, хотя мое участие в ней было очень опосредованным.

(Мехелин).

1. День рождения не был на праздник похож... часть 1 — Дюссельдорф
  2. Моншау хорош даже в непрекращающийся дождь! Второй день деньрожденьческого путешествия
  3. По местам Шарлемана — в самый западный город Германии — Ахен. Второй день деньрожденческого путешествия
  4. Деньрожденьческая поездка — солнечный Кёльн — без Собора и церквей. Третий день
  5. Церковно-соборный Кёльн
  6. Рыцарский замок на воде
  7. Бонн — бывшая столица Германии, по которой мы гуляем с Бетховеным в деньрожденьческой поездке
  8. Бланкенберг и его мощная крепость
  9. Разнообразный день в Северной Рейн-Вестфалии — доисторическое, римское, средневековое и современное. С детективной предисторией.
  10. Кафедральный Собор Аахена — главное место Карла Великого
  11. Удивительная Ратуша — место коронации императоров Великой Римской империи Германской Нации
  12. В поисках дракона - Замок Драхенбург.
  13. Зал Нибелунгов и Вагнера, пещера Дракона и уголок рептилий
  14. Скандальный одеколон Кёльна — конкурент «Фарины» — «4711»
  15. Настоящая «Кёльнская вода»
  16. Разбиваем стереотипы — о кёльнском пиве "Кёльш"

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия