Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была вчера 22:27
Мы будем путешествовать!

Кёльн, Дюссельдорф, Аахен, Бонн — Германия Февраль 2022

Финальный день нашего четырехдневного путешествия был совсем не ярким — полная противоположность вчерашнему Кёльну, и к позавчерашним Моншау и Ахену. И это относится не только к погоде, хотя и она была серая — пасмурная и теплая, но и к самому городу. А может, так повлияла вопиющая глупость — в Бонне обязательное ношение масок в Старом Городе — на улице! Такого нет нигде, только боннские власти додумались до этого. И, ведь бывшая столица!

В доисторические времена на месте сегодняшнего Бонна существовало кельтское поселение. В 1 веке здесь базировался римский военный лагерь Кастра Бонесия. После распада Римской Империи крепость превратилась в гражданский поселок, который с 9 века известен как франкский поселок Боннбург. Значение Бонна выросло после 1273 года, когда он стал резиденцией кёльнских курфюрстов — епископов. И в этом качестве город оставался до 1794 года, когда его оккупировали революционные французские войска. В 1815 году, по решению Венского Конгресса, Бонн был передан Пруссии.

В конце 19 века, в период индустриализации, городские власти старались не размещать в Бонне крупные промышленные предприятия и развивали сферу услуг, чтобы сохранить его в качестве города — резиденции для богатых граждан, строивших особняки в окружении живописных бульваров и парков. К сожалению, в годы ВМВ город серьезно пострадал. Что не помешало в 1949 году, после образования ФРГ, стать столицей и выполнять столичные функции до объединения страны. В 1994 году был принят специальный закон, согласно которому столицей снова стал Берлин. Однако, Бонн продолжает играть важную роль в политической жизни страны — главные офисы шести Федеральных Министерств (в том числе — Министерства Обороны) по-прежнему располагаются в Бонне. А заодно, три ведомства ООН. Но, мы решили, что п правительственный квартал мы не пойдем, мне интереснее Старый город.

Прогулку мы начали от вокзала, где оставили машину. Он находится на южной окраине старого города, так что прогулка, начатая от вокзала — оптимальна.

Все в Бонне связано с именем великого уроженца города — с именем Людвига ван Бетховена. Поэтому, по всему старому городу расставлены специальные «станции», где написано, показано в специальных окошках и рассказывается (после нажатия кнопки) об этапах жизни великого композитора.

Кстати, лет пять назад в Европе проводился интересный опрос. Людей просили назвать 10 самых знаменитых людей своей страны всех времен. Первое место у немцев занял именно он — Бетховен (что очень порадовало). В Бонне даже зеленый сигнал светофора с изображением Бетховена — его контур, благодаря неповторимой шевелюре, легко узнаваем.

Еще в 300 году на месте Кафедрального Собора существовал Римский храм. Позднее, рядом с ним были погребены христианские мученики. Отсюда развивался центр города. Примерно в 500 году была построена зальная церковь небольшого размера. Вскоре люди начали совершать паломничество в это место. В конце 7 века появились первые документальные свидетельства существования общины священников у могил мучеников Кассия и Флоренция в Бонне. В результате появился Штифт, самым известным ректором которого был Хард фон Аре. Он был очень талантливым, писал так, что пользовался авторитетом всего Кёльнского Архиепископства. Настоятель Боннского монастыря стал первым архидиаконом, вторым лицом после архиепископа. Сегодняшний Собор восходит, в основном, к 11–13 векам. В 1135 году монастырь принял мощи святой Елены, а в 1166 году были подняты из могил кости мучеников Кассия и Флоренция.

Кафедральный собор, построенный в 11–13 веках, встретил нас лесами, идет грандиозная реконструкция. Стоимость проекта составила 20,22 миллиона евро, деньги, конечно, государство выделило, но их не хватает. Поэтому к реконструкции активно привлекаются пожертвователи. Жителям и гостям предлагается «выкупить» один из камней восточной апсиды, и фамилия мецената будет выбита на камне. Цена камня начинается от 300 евро. Можно взять на себя крупное пожертвование — на картину или алтарь, там цена начинается от 2000 евро. Но, можно просто бросить в ящик для пожертвования несколько монет. Здесь слились романские и готические стили, а также убранство в стиле барокко, что придает базилике неповторимую атмосферу.

Это самое старое сооружение в Бонне и один из красивейших памятников романской архитектуры в долине Рейна. В крипте захоронены святые Кассий и Флорентий — римские воины стоявшего здесь Фиванского легиона, принявшие христианство и обезглавленные за это. В Соборе короновались Германские короли Фридрих Третий Красивый — в 1314 году и Карл Четвертый — в 1346 году. Вход в крипту отдельный, главное — не пропустить маленькую неприметную дверцу.

Вот нам в чем повезло — я впервые наблюдала транспортировку, выгрузку и установку органа! Это специальные фуры, перевозящие музыкальные инструменты. Собор хоть и закрыт, но я не могла не засунуть нос и не посмотреть, как части органа поднимают наверх.

Напротив собора выделяется прекрасное здание — почта. Собственно, это было бы понятно и без надписи на здании — по машинам немецкой почты (а DHL — это немецкая почта, вопреки стереотипу, что американская).

И чей памятник должен стоять в центре главной площади? Конечно же, памятник Бетховену! Но, он тоже на реконструкции, до лета 2022. Инициатива создания памятника Бетховену исходила от Генриха Карла Брайденштайна, первого профессора музыковедения в немецкоязычном мире. В 1835 году горожане основали «Боннскую ассоциацию памятника Бетховену». Известный композитор Роберт Шуман распространил призыв к пожертвованиям по всей Европе. Десять лет спустя денег все еще не хватало. и оставшуюся сумму добавил Ференц Лист. Он также позаботился о том, чтобы к моменту открытия памятника, за 10 дней, был построен деревянный концертный павильон — концертный зал, и в 1845 году там состоялся первый Бетховенский фестиваль. Открытия памятника состоялось после специальной праздничной службы в Соборе, в церемонии приняли участие английская королева Виктория, прусский король Фридрих Вильгельм Четвертый, великие интеллектуалы, такие как Вильгельм фон Гумбольт, и известные музыканты со всей Европы.

Зато Мартин на месте. Фонтан был установлен в 1902 году, открытие приурочено к дню Святого Мартина. Но, вот память живет своей жизнью — вижу мальчика с гусем и вспоминаю Нильса, с дикими гусями.

Кельнские курфюрсты проживали в Бонне с 16 века по 1794 год. В этом дворце, первый камень которого был заложен в 1697 году курфюрстом Йозефом Клеменсом и который был построен по проекту Баварского придворного архитектора Энрика Зуккалли, сегодня главном здании Университета, концерты, оперы и церковная музыка были частью придворного представления, с которыми вырос Бетховен. Курфюрст Макс Франц был большим любителем музыки, и в этом Бетховену очень повезло. В возрасте 13 лет Людвиг получил свою первую оплачиваемую работу в качестве придворного органиста, и играл здесь, в замковой церкви, перестроенной после пожара 1779 года. В 1789 году он устроился альтистом в придворную капеллу. В то время он считался одним из лучших немецких оркестров, и принимал участие во многих спектаклях дворцового театра. особой популярностью пользовались оперы Моцарта. Именно в оркестре Бетховен непосредственно ощущал воздействие музыки на публику. Это вдохновило его на создание музыки. В первой половине 17 века парижский придворный архитектор Роберт де Котт перестроил здание из четырех флигелей в открытый комплекс в стиле рококо по французскому образцу. Но, в 1777 году катастрофичный пожар существенно повредил дворец. Курфюрст Макс-Фридрих фон Кенигсегг-Ротенфельс восстановил здание, а в 1818 году оно было пожертвовано открытому прусским королем Фридрихом Вильгельмом Третьим Университету. Кстати, в нем учился Карл Маркс, пару лет, и Генрих Гейне.

А поскольку здание принадлежит Университету, то и фонтан — Студенческий, о чем сообщает надпись на нем.

От вокзала мы шли, никуда не сворачивая, практически по прямой. А возле дворца улица резко поворачивает налево, и выводит на следующую пешеходную зону. Правда, трудно определить, что они пешеходные — все заставлено машинами — ремонтными и рыночными. Весь город — сплошная стройка.

Самый известный дом на этой улице — дом, где родился Бетховен. В 1770 году Бонн был городом с населением в 11 тысяч человек. Семья Бетховенов жила на Бонгассе, 20. Людвиг родился в этом доме, и был крещен 17 декабря 1770 года. Он прожил в Бонне 22 года. Музыка окружала его с самого рождения. Его дед был придворным музыкальным руководителем, отец — придворным певцом.

А рядом с домом Бетховена еще одно памятное здание — одно из старейших сохранившихся зданий Бонна, 18 века. Среди прочих, в нем проживала Гертруда Баум, крестная мать Людвига ван Бетховена, и его друг детства Франц Герхард Вегелер. Позже в доме были открыты магазин специй и продуктовый магазин. На фасаде — человек с табачной бочкой и трубкой, его установили в середине 19 века, и тогда же появилось название: «Им Морен». Человек этот — стереотип изображения чернокожих того времени: черные вьющиеся волосы, из одежды — только фартук и головной убор из перьев.

Вокруг — дома других музыкантов. По соседству жила семья придворного музыканта Иоганна Петера Саломона, в следующем доме жил другой придворный музыкант — Франц Антон Рис, напротив — издатель Николаус Симрок.

Бетховен добился мировой известности, и когда дом, где он родился должен был быть снесен, жители Бонна в 1889 году основали ассоциацию по его охране. Сегодня, помимо музея, здесь находится самая обширная в мире коллекция Бетховена, где выставлены его портреты, автографы, первые записи важных произведений, его последний рояль, инструменты его струнного квартета и его слуховые трубки, зал камерной музыки, и всемирно известный исследовательский центр жизни и творчества композитора. И практически в каждой витрине — хорошо узнаваемая фигурка.

(этот рекламирует парикмахерскую — шевелюра — самое то!).

Во времена Бетховена таверной «Цергартен» с книжным магазином владела вдова Кох. Ее салон «Друзья — Цергартен"сформировался вокруг дочери трактирщика Бабетты, к этому кругу принадлежал и Бетховен. Боннский профессор права Бартоломеус Фишених назвал «Цергартен» «Центром всех интеллектуальных и социальных удовольствий в Бонне». 1 ноября 1792 года Бетховен прощался здесь с друзьями перед отъездом в Вену.

Старая ратуша, выдержанная в пастельных тонах, очень хороша. Она была построена в 1737 году архитектором Мишелем Левейи. В барочной ратуше размещалось общество чтения и отдыха, преследовавшее просвещенные цели и светлые идеалы. Наставник Бетховена Кристиан Готт, его учитель игры на скрипке Франц Антон Рис, валторнист Николаус Симрок, который позже стал его издателем, и влиятельные профессоры, такие, как просветитель Юлогиус Шнайдер — все были постоянными посетителями общества. Сюда захаживал и курфюрст Макс Франк. Ратуша и сегодня используется по назначению, это мэрия. Памятная табличка сообщает, что 05.09.62. на крыльце этой ратуши Шарль де Голль произнес речь, способствовавшую укреплению франко — немецких отношений. По традиции, все новые президенты ФРГ после избрания произносят с этого крыльца первую приветственную речь.

Перед Старой Ратушей высится Рыночный Фонтан, установленный в 1777 году на месте старого фонтана 16 века. Солдаты Наполеона сбросили обелиск, но позже его восстановили. Местные жители так и называют его: «Обелиск», без привязок к датам и именам, хотя установлен он был в честь выборов курфэрстом Максимилианом Фридрихом фон Кёнигзег-Ротфельсом. Бремя финансирования легло на горожан, что не очень их обрадовало. Сбоку выбита ироничная фраза: «Ты сам вонзил свой памятник в наши сердца».

В Доме Канонника жила Элен фон Брейнинг со своими четырьмя детьми — Кристофом, Стефаном, Лоренцем и Элеонорой. ее муж погиб во время пожара в замке в 1777 году. Для Людвига она стала приемной матерью, а дом Брайнингов — его вторым домом. В домашнем обучении детей Бетховен нашел доступ к классическому образованию. Он давал остальным детям уроки игры на фортепиано. С Элеонорой и Стефаном его связала дружба на всю жизнь.

Церковь святого Ремигия была построена в 1317 году. Во время проживания Бетховена в Бонне, эта церковь Святого Ремигия 13 века, была центром монахов Ордена Младших Францисканцев. Бетховен получал здесь уроки игры на органе, на котором он часто играл в десятилетнем возрасте во время месс. Органная скамья и органная консоль из церкви сейчас находятся в Доме — музее Бетховена.

Иезуитская церковь, построенная в конце 17 века, в качестве церкви для ордена Иезуитов, их Боннского отделения. Затем она стала приходской церковью старокатолической общины. Сегодня — это экуменистическая церковь. Экуменисты — церковь, проповедующая единство церквей в их разнообразии.

Вот не знаю — хорошо ли это — выкладывать на тротуарах подсветку с фото знаменитостей. Люди хорошие, я на них наступать не могла — обходила.

Звездная Аллея.

На Ратушной площади расположен книжный магазин издательства «Талия» — очень известного в Германии. Германия занимает третье место в мире по количеству печатной литературы (после США и Китая). Книг выпускают огромное количенство, особенно — в мягкий переплетах, для удобства и удешевления цены. Я обожаю немецкие книжные магазины, помимо огромного выбора, как правило, это очень красиво оформленные пространства, где витает особый дух. В этом магазине когда-то был кинотеатр, он многоэтажный с прекрасным дизайном.

Уже почти дойдя до набережной, взгляд поражает уродливое строение Оперного Театра. Совершенно маловыразительное здание из бетона и стекла.

Но, не будем на него, страшилку, смотреть, пойдем гулять по красивейшей набережной — Аллее Конрада Аденауэра, первого канцлера ФРГ. Когда Бонн был выбран столицей. Аденауэра это очень обрадовало — он жил совсем рядом, уехав из Кёльна, в котором занимал пост Обербургомистра, после прихода нацистов к власти. Аллея тянется на несколько километров вдоль Рейна, она вся осажена деревьями, полагаю, что летом — это излюбленное место отдыха и прогулок горожан.

Главная красота Бонна — Фатер Райн — Рейн — Отец. С высокого левого берега, примыкающего к Старому Городу, открывается превосходный вид на реку, мост Аденауэра, пригород с церковью на противоположном берегу, и окружающие горы. Мост был открыт для движения в 1972 году, строили его пять лет, по проекту архитектора Герда Ломера.

Людвиг Ван Бетховен писал из Вены в 1801 году своему боннскому другу Францу Герхарду Вегелеру: «Моя родина, прекрасный край. в котором я увидел дневной свет, по-прежнему так же прекрасна и ясна в моих глазах, как и тогда, когда я покинул тебя. Короче говоря, я буду считать это время одним из самых счастливых моментов в моей жизни, когда я снова увижу вас и поздороваюсь с отцом Рейном».

Именно по Рейну Бетховен прибыл на свой первый публичный концерт в Кёльн в 1778 году. И по Рейну двенадцатилетний подросток спустя пять лет отправился в Роттердам. В 1791 году здесь началось путешествие придворного оркестра вверх по Рейну в Мергентхайм.

Во время «Наводнения Тысячелетия» в 1784 году, Бетховенам пришлось покинуть свою квартиру на Рейнштрассе, вместе с семьей Фишеров, где дедушка Людвига жил с 1733 года. Мастер пекарь Фишер написал важные записи о пребывании Бетховена в Бонне.

С набережной, несмотря на облачность, отлично видно Семигорье и Драхенфельс — Драконову Скалу. Этот горный район на правом берегу Рейна называется Зибенгебирге. Конечно, у горы есть своя легенда, точнее несколько легенд. Согласно первой, внутри горы обитал страшный дракон, периодически пожиравший окрестных жителей и их скот. Если верить Легендам о Нибелунгах, то Зигфрид, идущий в Вормс, именно здесь фстретился с драконом Фафниром, и в сражении чудище было повержено. Когда в 1913 году отмечали столетие Вагнера, главного воспевателя Легенды о Нибелунгах, на горе установили Павильон Нибелунгов и Дракона в пещере за павильоном.

Другая легенда гласит, что Дракон напал на грузовой корабль, который проходил по Рейну, а корабль оказался с порохом. Дракон дыхнул огнем, и корабль взорвался, а дракона взрывной волной унесло из этих краев в неизведанные места.

Третья легенда — церковная. Якобы осужденных на смерть во времена язычников скармливали дракону. Но однажды, девушка, которую невинно осудили, оказалась христианкой, а не язычницей. Когда дракон приблизился к ней, что бы полакомиться молодым телом, девушка в молитве вытянула перед собой крест. Дракон, как настоящая нечисть, не мог такое пережить, бросился в Рейн и утонул.

Выбирайте любую, которая больше понравилась.

Сегодня (не сезон, да еще ковид) на причале стоял только один кораблик «Моби Дик» — в форме кита. Первая мысль: почему кит, мы же на Рейне, а не в океане! Интересна история появления этого кораблика со столь странным названием. 18 мая 1966 года произошло нечто невероятное: белый кит проплыл вверх по Рейну до Бонна, развернулся там, и поплыл в обратном направлении в сторону Северного Моря, как мираж. Это событие вдохновило семью Шмитц на создание корабля с названием «Моби Дик», спроектированного специально в форме кита, и названного в честь необычного гостя. Это, пожалуй, самый необычный корабль на Рейне, его салон эксклюзивный: для проведения торжественных мероприятий, банкетов, свадеб и корпоративов. А можно просто прокатиться до Кёльнского зоопарка, и пообщавшись с животными, вернуться назад.

На фундаменте крепостной стены очень монументально выглядит здание семинарии — Коллегии Альбертинум Теологического факультета кёльнского Епископата.

Мы проходим по городскому саду. Вот это странное сооружение — памятник Генриху Гейне, установленный в 1982 году скульптором Ульрихом Рюкримом-Бильдхойром. Идея была — каменный блок символизирует запертую дверь в могилу, Гейне не ушел. Генрих Гейне учился в университете Бонна, в течении 2 лет. Он посещал лекции Августа Вильгельма Шлегеля и Эрнста Морица Арндта (непонятно, как антисемит Арндт терпел еврея Гейне). Позже, в своих стихах, он выразил свое негативное отношение к обоим. Замечательный лирик, про которого Геббельс сказал, что «Лучше всех по-немецки говорили еврей Гейне и я». А Гейне так сказал о «Нации поэтов и мечтателей», о немцах: «Французам и русским досталась земля, британцы владеют морем, ну, а в воздушном царстве грез, мы с кем угодно поспорим».

На месте Старой Таможни, стоявшей на бастионе городской стены 17 века, обустроена смотровая площадка с пушками, напоминающими о нашествии Наполеона.

В центре площадки установлен памятник Эрнсту Моритцу Арндту, писателю, поэту и патриоту, преподававшему в Университете Бонна, участвующему в поднятии немецкого самосознания и противодействия оккупации Наполеоном Германии. Патриотом был таким ярым, что попутно был антисемитом и антиславянином. Вот не зря я всегда боюсь оголтелого патриотизма.

Если в Бонне есть больше времени, чем несколько часов, то есть смысл зайти в квартал, который называется «Музейная миля», есть из чего выбрать, музеи хорошие и разнообразные.

Мы продолжаем движение в обратнюя сторону, продвигаясь к нашей парковке. Вот, грустное напоминание — обелиск, посвященный жертвам нацизма. Но, такие напоминания нужны. Когда сын изучал в школе времена нацизма, через все темы, рефреном, звучало: «Чтобы не повторилось».

Из тех жилых домов, которые мы видели, не понравился ни один. Напомнили «Хрущевки», только более яркого окраса.

Евангелическая Кройцкирхе представляет собой трехнефную зальную церковь с трансептом и прямоугольным алтарем, которая нынешний вид приобрела в шестидесятых годах, будучи перестроенной из руин старой церкви, разрушенной во время ВМВ. Во время бомбардировок многие жители города нашли убежище в крипте под церковью, которая была превращена в бомбоубежище.

Алтарь церкви сделан из ракушечника, дубовый крест оправлен в медный переплет, украшенный полудрагоценными камнями и эмалевыми медальонами. На перекладинах изображены символы четырех евангелистов: Луки (бык), Марка (лев), Иоанна (орел), и Матфея (ангел). Справа — кафедра из базальта, с латунными рельефами, изображающими Иисуса, Моисея и Павла. Двери украшены сценами из Ветхого завета (Давид играет перед Саулом, иерихонские трубы). В левом окне алтаря — земной путь Иисуса — от рождения до Воскресения. В правом окне показано присутствие Иисуса во всем: излияние Духа, сходящего в Вечере Господней, в проповеди о Кресте, в прощении грехов и любви во всем. Среднее окно показывает Воскресение Иисуса, начиная с победы Архангела Михаила над злом, продолжая двенадцатью коленами Израилевых. Все 12 апостолов отмечены символами. Главный портал украшен большим окном из белой розы, а в тимпане над дверью — рельеф работы скульптора Афингера, изображающий Иисуса на небесном престоле, на который восходят утомленные и обремененные.

Город готовится к карнавалу, в витринах — костюмы. Большого впечатления на меня они не произвели, дешевые костюмы для молодежной вечеринки.

В доме 12 века расположена часовня Святой Елены романских времен.

Почти вернувшись к вокзалу, проходим небольшую площадь Кайзерсплатц, с памятником Кайзеру Вильгельму Первому, первому Императору объединенной Германии. Императором его провозгласили после победы во Франко-Прусской Войне, что и послужило толчком для объединения страны, и сделано это было совершенно издевательски по отношению к побежденной Франции — в Версале, во дворце Людовика Четырнадцатого!

И мы выходим к вокзалу, полностью замыкая прогулочный круг. Первый вокзал был построен на этом месте в 1844 году, для обслуживания Рейнского маршрута. Через 40 лет было построено новое здание по проекту Карла Баумайстера, которое после реконструкции после военных бомбежек и было реконструировано.

Как и в каждм городе, а Бонне есть множество приятных и радующих глаз мелочей — фонтанчиков, скульптур, декоративных элементов.

Карта городского маршрута и прогулок на кораблике вдоль Рейна.

Итак, моя случайная поездка в Северный Рейн Вестфалия завершилась. Это были четыре дня, пять городов, и много новых впечатлений. Говорят, что запоминается крайнее — первое и последнее, и я, как человек работавший с рекламистами, точно это знаю. И как гид, делая длинный тур, всегда стараюсь в первый и в последний день поставить самое интересное. В эти четыре дня у меня явно два средних были приятнее — интереснее, веселее. Но вот интересно, сейчас, когда я закончила описывать свое короткое путешествие, мне уже кажется, что все было хорошо. И Дюссельдорф и Бонн не кажутся такими невпечатляющими, а выглядят вполне ничего. Наверное, для этого надо путешествовать с удовольствием и просто быть позитивным человеком. Чего вам и желаю — хороших путешествий, и позитива в них!

Спасибо за внимание!

1. День рождения не был на праздник похож... часть 1 — Дюссельдорф
  2. Моншау хорош даже в непрекращающийся дождь! Второй день деньрожденьческого путешествия
  3. По местам Шарлемана — в самый западный город Германии — Ахен. Второй день деньрожденческого путешествия
  4. Деньрожденьческая поездка — солнечный Кёльн — без Собора и церквей. Третий день
  5. Церковно-соборный Кёльн
  6. Рыцарский замок на воде
  7. Бонн — бывшая столица Германии, по которой мы гуляем с Бетховеным в деньрожденьческой поездке
  8. Бланкенберг и его мощная крепость
  9. Разнообразный день в Северной Рейн-Вестфалии — доисторическое, римское, средневековое и современное. С детективной предисторией.
  10. Кафедральный Собор Аахена — главное место Карла Великого
  11. Удивительная Ратуша — место коронации императоров Великой Римской империи Германской Нации
  12. В поисках дракона - Замок Драхенбург.
  13. Зал Нибелунгов и Вагнера, пещера Дракона и уголок рептилий
  14. Скандальный одеколон Кёльна — конкурент «Фарины» — «4711»
  15. Настоящая «Кёльнская вода»
  16. Разбиваем стереотипы — о кёльнском пиве "Кёльш"

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия