Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 12:43
Мы будем путешествовать!

Аахен — Германия Февраль 2022

Дождь не планировал заканчиваться, а я не планировала менять планы (масло масляное). И, промокнув в Моншау, и получив там огромное удовольствие, мы отправляемся в Ахен, мокнуть дальше и продолжать наслаждаться.

Ахен (Аахен, как часто произносят) — исторический город, город науки и европейский город, историю которого надо рассматривать как историю Европы. Главный стереотип, «гуляющий» среди туристов — «это маленький городок, в котором надо посмотреть собор». Это большой (по немецким меркам) город, в котором проживают более 260 тысяч жителей. В котором помимо Собора, есть еще много чего интересного.

Когда был основан Ахен, достоверных сведений нет, но, скорее всего, он уже существовал в кельтские времена, на что указывает латинское название города. Римское поселение, которое возникло здесь в 1 веке, называлось Аква Грани, что связано с именем Гранус — кельтского Божества, целителя.

После падения Западной Римской Империи, на месте франкского королевского двора, Карл Великий устроил свою резиденцию — Пфальц, вокруг которой и рос город, столица его огромной Империи. Доподлинно неизвестно, почему Карл выделил для столицы именно Ахен. Иногда выдвигают версию, что из-за горячих лечебных источников, в окрестностях Ахена. На мой взгляд, эта версия не выдерживает никакой критики, горячих источников у нас полно и в других местах. Правда, здесь они самые горячие в Европе — некоторые достигают 75 градусов (для сравнения — в Баден-Бадене самый горячий источник 67,8 градусов).

В 1166 году император Фридрих Первый Барбаросса даровал Ахену статус Имперского города. Ахен вошел в историю, как место заключения полутора важных мирных договоров. Первый — Ахенский мирный договор 1668 года, который положил конец войне между Францией и Испанией за Испанские Нидерланды — Войне за Испанское Наследство. А половинка — в 1748 году здесь прошли мирные переговоры 1748 года, закончившие Войну за Австрийское Наследство, но мир в Ахене подписан не был, из-за бесконечного спора о рангах, не могли решить — кто важнее. Эту войну европейские державы вели целых восемь лет!

В 1794 году Ахен оккупировали французские войска и во время Наполеоновских войн начала 19 века он был присоединен к франции (ну, еще бы, прах Шарлемана, да не во Франции!). Однако, по решению Венского Конгресса, в 1815 году город был присоединен к Пруссии. Спустя три года именно в Ахене произошла встреча трех европейских монархов, заключивших «Священный Союз» (как эти союзы громко называются, и как легко сильные мира сего плюют на них). Российский Император Александр Первый, австрийский Император Франц Первый и прусский король Фридрих Вильгельм Третий решили тогда вопрос о досрочном выводе союзных оккупационных войск из Франции и приняли меры к сохранению в Европе государственных границ, установленных Венским Конгрессом.

После ПМВ последовала непродолжительная бельгийская оккупация, а во время ВМВ серьезно пострадавший Ахен оказался первым немецким городом, освобожденным западными союзниками.

Главный туристический маршрут города — Путь Карла Великого — Шарлемана (указан такими знаками). В него входит бывший дворцовый комплекс Карла Великого с Ратушей, Катчхоф и Собор — когда-то, ядро Империи огромных размеров. Помимо имперской администрации, Карл Великий создал в Ахене важнейший культурный центр Европы. Вокруг уроженца Йорка Алкуина и его более позднего биографа Эйнхарда он собрал видных интеллектуалов со всей Европы. К его двору, ставшему третьей вершиной треугольника власти, наряду с Римом и Византией, приезжали посольства со всего известного тогда мира. Посланник халифа из Багдада удостоил Шарлемана богатыми дарами, в том числе знаменитым «Белым Слоном» Абул Абаза.

Мы запарковались возле барочной церкви Святого Михаила, она, правда, была закрыта, но не она была нашей целью. Изначально она являлась церковью Иезуитской Коллегии, была построена специально для этого в 1628 году. Потом стала приходской церковью католической общины города, а в настоящее время — церковь Греческой Православной Митрополии Германии, и переименована в Церковь Святого Архангела Михаила и Святого Димитроса.

Главная достопримечательность города — Императорский Кафедральный Собор, включенный в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Его построил архитектор Одо из Меца, по распоряжению Императора франков Карла Великого. Собор возводился около 800 года, как дворцовая капелла. Все остальные вооружения пристраивались к нему позднее. На 2-м этаже собора находится трон Карла Великого, сложенный из мраморных плит, по образцу трона царя Соломона. По количеству церковных ценностей Ахенскому Собору нет равных в Европе. В его сокровищнице хранится множество выдающихся произведений искусства, в т. ч. бюст Карла Великого с замурованным внутри черепом короля (дарован в 1349 году Карлом Четвертым), а также рака, в которой покоятся его останки. Плюс, четыре бесценные реликвии, предметы Марии, Иисуса и Иоанна Крестителя. Подробно о соборе я написала здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/aachen/temples/43036/responses/10746

Перед собором установлен необычный фонтан — Винценцбруннен, он полностью повторяет готику Ахенского собора.

Пока я в очередной раз протирала телефон, птички улетели, а жаль — рядом с бронзовыми скульптурами они смотрелись изумительно. Этот фонтан называется «Воробьиный фонтан», создал его Бонифатиус Штирнберг в 1987 году. Вода льется, если нажать на кнопочку, но я пробовать не стала — она и так лилась беспрерывно сверху.

Прямо за Собором, хранящим главные католические святыни, интересная протестантская церковь.

Меня просто заворожил Кукольный фонтан — Пуппенбруннен, по соседству с Собором. На нем изображены все городские занятия и увлечения. Например, священник «говорит» о богатой церковной жизни города; торговка — о том, что в Ахене процветает торговля; рыцарь с лошадью — об увлечении горожанами конными турнирами; профессор и Арлекин — символы культуры и науки; театральные маски — в честь Ахенского Карнавала; кукла — текстильщица напоминает об одной из главных промышленностей города. На вершине фонтана сидит петух, напоминая о французской оккупации (петух на латыни звучит «галл»). И все эти куклы шевелятся и меняют положение.

Видимо, для придания легкости пространству вокруг собора, построили дома в стиле барокко. Правда, слишком близко от соборных стен, невозможно сфотографировать этот прекрасный ряд целиком.

Между Кафедральным Собором и Ратушей располагался внутренний двор Карла Великого — Качхоф. Он существовал примерно с 200 года, как римская площадь. В 800 году эту площадку реорганизовали в Двор Шарлемана, в центре должен был стоять Императорский Трон, а в 1300 году вновь сделали рыночной площадью. Первое письменное упоминание под названием Качхоф зафиксировано в 1450 году. Это самая величественная площадь Ахена, сегодня здесь проходят праздники, рождественские ярмарки, рынки и городские праздники. Самый лучший вид на площадь и Собор открывается с крыльца Ратуши.

С этой площади открывается великолепно смотрящийся восточный фасад Собора.

А в центре, конечно же, установлен памятник Карлу Великому, наблюдающему за городскими событиями, главные из которых происходят именно здесь, с 1620 года.

А вот и главное здание — Ратхаус. Около 1350 года на фундаменте королевского зала Карла Великого был построен готический городской дворец: ратуша имперского города Ахена. На протяжении веков в его бальном зале проводились коронационные банкеты римско-германских королей. С 1950 года в Зале Коронации вручается Международная Премия Карла Великого, что явно подчеркивает претензии Ахена на звание европейского города. К счастью, в Ратуше, помимо рабочих кабинетов чиновников, еще и музей работает, и мы смогли не только полюбоваться местом торжественных коронационных обедов с шикарными фресками, но и немного обсохнуть и погреться. Отчет о Ратуше здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/aachen/temples/43163/responses/10744

Башня 13 века Гранустурм, построенная в честь Императора Карла Великого.

У стен ратуши, под стеклом (когда дождь не льет стеной) видна каролинская кладка начала 9 века. В нормальную погоду видна, в нашу — стекло запотело.

А этот очаровательный памятник — фонтан называется «Куриный вор», и установлен он на Куринном рынке. По-русски мы сказали бы: «На воре и шапка горит». В этом фонтане воришку выдал петух — не вовремя закукарекал. Фонтан работы Германа Иоахима Пагельса был установлен в 1913 году. К сожалению, это копия 1950 года, оригинал был переплавлен во время ВМВ.

К сожалению, фото фонтана «Круговорот денег» — из интернета, мое совсем залитое — с мокрым пятном в центре камеры, и как только телефон такое выдерживает, видимо, не зря производители утверждают, что он водостойкий. Фонтан почти современный, установлен был в 1976 году. Оплатила установку Шпаркасса, и, он символизирует круговоротом воды — круговорот денег. Но, фигурки изображают человеческие пороки, вызываемые этими деньгами — Взяточничество, Жадность, Вымогательство.

Самый старый дом города — Левенштайн, — Каменный Лев, 1344 года.

Из достопримечательностей, которые мне хотелось увидеть еще, несмотря на дождь, были двое ворот и театр. Муж уже не мог, и настойчиво предлагал подъехать к ним на машине, но я, подозревая, что по пути может быть что-то интересное, была неумолима.

Дождь — дождем, а двое городских ворот 13 века — по расписанию. Пришли к компромиссу: он идет в супермаркет за фруктами и вкусным французским сыром и в китайский ресторан за едой «на вынос», а я топаю к «своим» воротам (как мне было сказано), а потом встречаемся у театра. Что и было проделано, к удовольствию обоих.

Красивая розовая церковь, особенно ярко выглядящая в дождливую погоду, Церковь Святой Катарины, бывшая церковь августинского Монастыря, построенная в 1663 — 1687 годах.

Вторая церковь, попавшаяся по дороге, Церковь Святого Креста. Она была построена в 1363 году, как часовня. В 16–18 веках церковь принадлежала монашескому Братству. В этот период, в 1656 году, здание было уничтожено пожаром и через два десятка лет отстроено заново. В 1944 году, во время бомбардировок ее почти полностью разрушили, но довольно быстро восстановили и с 1951 года она вновь открыта.

«Большой дом Рупенштайн», который, действительно, был самым большим жилым домом, построенный в 1495 году торговцем Генрихом Доллартом, и был одним из немногих каменных домов, уцелевших во время городского пожара 1656 года. Он является одним из старейших домов Ахена. На протяжении веков он служил разным целям, в том числе перевалочным пунктом для товаров, таможенным постом, тюрьмой, с 1912 года Музеем Прикладного Искусства, с 1931 года в нем находилась частная коллекция ученого Оскара фон Форкенбека, с многочисленными раритетами, такими, как актуальные, социальные и последние выпуски немецких газет и международных журналов. В 2011 году, после двухлетнего ремонта, он вновь открылся, как Международный Музей Газет. В нем интерактивно представлен мир медиа от истоков до настоящего времени, и даже — будущее.

Еще одно яркое пятно по пути к воротам — Красный Дом Хумбольдта, место межкультурных встреч Рейнско-Вестфальского Университета Ахена. В нем проводятся встречи, мероприятия, семинары, тенинги и всевозможные курсы для студентов.

Красный Дом Хумбольдта.

И вот цель — ворота Понттор, или — Мостовые ворота, построенные во внешней городской стене в 13 веке.

Вторые из сохранившихся ворот крепостной стены — Маршиертор — Болотные ворота, второй половины 13 века. Скульптура стражника напоминает о городском ополчении Ахена, которое охраняло эти ворота. Чтобы дополнить скудное военное жалование, гвардейцы вырезали тонкие деревянные румпели для подошв обуви и продавали их.

Ну и последнее, что я сегодня осилила — городской Театр с портиком в стиле классицизма, построенный в 1825 году. Правда, как водится, он пострадал во время бомбежек войны, и здание и внутренние интерьеры пришлось восстанавливать. Премьера после восстановления состоялась в 1951 году, и это, конечно, был Вагнер — «Нюрнбергские мейстерзингеры». В театре дают представления в различных жанрах — опера, драма, оперетта. Почему я так хотела увидеть это, казалось бы, ничем не примечательное сооружение? Дело в том, что на его постройку ушло всего три года, для первой половины 19 века — рекордные сроки! Театр является «домашней сценой» Ахенского Симфонического Оркестра, в нем великолепная акустика. В 19 веке в нем проходили балы для знати.

А перед театром установлена лошадь, называемая «Радостный жеребец», скульптора Герхардта Маркса (его самая известная работа находится в Бремене — памятник «Бременские Музыканты»).

Особо глазеть наверх я не могла — дождик мешал, но некоторые мелочи, все же, зафотографировала. Вот и польза от маски в кармане — я ею телефон протирала.

Скамое удивительное — женщина, принесшая книжки в книгообменник. Достала их из пакета и поставила — любо-дорого посмотреть!

Я вам еще не надоела со своими обожаемыми печными заслонками на стенах? Но это же настоящее произведение искусства!

Красные кресла возле парковки мной не идентифицированы — никакого пояснения на них нет — чьи, откуда, что означают?

Про эти таблички и писать не хотела — не первый раз вижу, в Нюрнберге тоже есть, и они меня возмущают! Это в память умерших от СПИДа. Вот почему тогда не выложить такие в память умерших от рака, сердечно-сосудистых заболеваний, туберкулеза или пневмонии? В городе Брайзах инициативу подхватили — там табличку установили «В память о погибших от ковида». От ковида, видимо, гибнут, а не умирают, как на фронте. Но мой взгляд… я не буду озвучивать свои мысли по этому поводу.

А этот рисунок на стене внес такие яркие и теплые нотки! Море, солнце, тепло. Хотя, если бы эта черепаха оказалась здесь, она бы не погибла, воды ей бы хватило!

Заселение в отель было веселым, называлось «Сумей заселиться», но мы справились. Повторяться не буду, я это в отзыве про отель описала: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/koln/hotels/4690657/response/10894

Муж мой, запасливый, пока я от ворот к воротам бегала, к ужину подготовился. Зашел не только в супермаркет, а еще и к китайцам. И ужин получился просто гурманский, тем более, что шампанским я запаслась, как и зефиром и ликером для коктейля. А уж мой обожаемый французский сыр с грецкими орехами вообще порадовал! Мне было замечательно: вкусно, комфортно, тепло, день был отличный, несмотря на дождь, города Моншау и Ахен не подкачали, у меня был отличный интернет, я, в отличии от вчерашнего дня, ощущала себя именинницей, и жизнь была прекрасна!

Спасибо за внимание!

1. День рождения не был на праздник похож... часть 1 — Дюссельдорф
  2. Моншау хорош даже в непрекращающийся дождь! Второй день деньрожденьческого путешествия
  3. По местам Шарлемана — в самый западный город Германии — Ахен. Второй день деньрожденческого путешествия
  4. Деньрожденьческая поездка — солнечный Кёльн — без Собора и церквей. Третий день
  5. Церковно-соборный Кёльн
  6. Рыцарский замок на воде
  7. Бонн — бывшая столица Германии, по которой мы гуляем с Бетховеным в деньрожденьческой поездке
  8. Бланкенберг и его мощная крепость
  9. Разнообразный день в Северной Рейн-Вестфалии — доисторическое, римское, средневековое и современное. С детективной предисторией.
  10. Кафедральный Собор Аахена — главное место Карла Великого
  11. Удивительная Ратуша — место коронации императоров Великой Римской империи Германской Нации
  12. В поисках дракона - Замок Драхенбург.
  13. Зал Нибелунгов и Вагнера, пещера Дракона и уголок рептилий
  14. Скандальный одеколон Кёльна — конкурент «Фарины» — «4711»
  15. Настоящая «Кёльнская вода»
  16. Разбиваем стереотипы — о кёльнском пиве "Кёльш"

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия