Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 17:36
Мы будем путешествовать!

Моншау — Германия Февраль 2022

После дня, проведенного в Дюссельдорфе, в плохую погоду, в городе, который абсолютно не впечатлил, после двух ночей в совершенно неуютных апартаментах, после штрафа в 50 евро, и «отмечания» дня рождения с пиццей перед компьютером с дурацкой стрелялкой, мне просто необходимо было что-то для поднятия настроения. И этим «чем-то» стал Моншау, который так напомнил мне наши милые южные фахверковые уютные городки, и дождь был совершенно не помеха для отличной прогулки и прекрасного настроения!

Дорога от Дюссельдорфа не длинная, но, на подъезде к Моншау она удивила. Мало того, что она петляет между Германией и Бельгией, мало того, что по обочинам мы постоянно видели на полях противотанковые надолбы, напоминающие о тяжелых боях, которые проходили здесь во время обеих Мировых Войн, так еще и неожиданно пошел снег! Это порадовало гораздо больше, чем вчерашний ливень.

Мы остановились на небольшой смотровой площадке, город отсюда показался совсем серым, но я утеплилась — в ход пошла толстовка сына, хорошо, что он, уехав на поезде, оставил вещи у нас в машине. Муж тоже учел опыт вчерашнего дня, и согласился на дождевик. А он очень удобен — даже не только от дождя, а от ветра, и в нем теплее — воздух не пропускает, создается «Парниковый эффект».

Поселение Моншау до 1918 года называлось Монжуа — совершенно по-французски. Оно было обязано своим существованием замковому комплексу, который выстроили герцоги Лимбургские в начале 12 века. В письменных источниках Моншау впервые упомянут в 1198 году, и звучал он тогда, как Mons Loci. Такое название было типичным для замков времен Крестовых походов. В середине 15 века город переходит герцогу Юлиху.

Название изменилось на современное в 1918 году, 9 августа, про императорскому указу Вильгельма Второго, но на мой взгляд, несмотря на типично немецкое «Ау» — надел, с водоемом, выделяемый монастырем своим вассалам, звучит все равно по-французски.

Что неудивительно, так как, даже гуляя по городу, у туриста есть шанс забрести на кусок дороги, принадлежащей Бельгии. Когда-то, здесь проходил кусок бельгийской железной дороги, позже ее демонтировали, а площади, по которым она проходила, осталась бельгийской. В Германии.

Доминирует в городе, точнее над городом, замок Моншау, построенный в 13 веке герцогом Лимбурга. Впервые его упомянул в письменном документе архиепископ Кёльна Энгельберт Первый. В 14 веке графы фон Юлихи превратили замок в серьезную фортификационную крепость, и обнесли его укрепленной стеной, что не помешало войскам императора Карла Пятого в 1543 году разрушить укрепления, и, как водится, разграбить замок. После этого его использовали с ужасной целью — в нем обустроили лепрозорий, куда свозили прокаженных со всего региона. И только наполеоновская администрация объявила, что замок представляет историческую ценность — французы всегда к замкам тяготели. Его продали частному лицу, которое использовало его под склад. Фото из интернета, у нас он был весь в тумане:Моншау хорош даже в непрекращающийся дождь! Второй день деньрожденьческого путешествия

К началу 20 века замок практически пришел в упадок и был разрушен. Рейнским правительством был проведена реконструкция, и после ПМВ открыли молодежный комплекс. Вот таким таинственным его увидели мы:

Статус города Моншау получил в 13 веке, население тогда жило добычей сланца. Чуть позже мы об этом вспомним.

Удивительно, но Моншау, как и его окрестности, практически не пострадали от Тридцатилетней Войны. А потом, жизнь в Моншау стала меняться к лучшему довольно стремительно, благодаря сукну.

Наверное, правильно было бы сделать Моншау городом — побратимом в Лионом, ведь до конца 18 века он был известен во всей Германии, как город, где производятся лучшие ткани страны. Казалось бы, почему именно маленький Моншау производил высококлассное сукно? Дело в том, что во-первых, здесь выращивали овец, шерсть которых шла на переработку, а во-вторых, болота вокруг города — высокие Болота — давали торф, который использовали для топлива, которое было необходимо при окраске и сушке тканей. Плюс, вода в Руре не имеет известковых примесей, и она отлично подходила для мытья и окрашивания шерсти.

Мало того, что Рурская вода способствовала производству текстиля, она еще и использовалась для работы многочисленных мельниц. Поэтому, возникновение города тесно связано с развитием суконного производства, начиная с первой половины 17 века. Своего расцвета ткачество достигло в 18 веке. Ткани Моншау, постоянно совершенствуясь, стали брендом города, который продавали не только в Германии и Европе, но и за ее пределами.

Но, когда французы оккупировали Рейнскую область, начался упадок ткацкого производства. Туризм был еще не развит, и городок превратился в провинциальное захолустье.

В 1856 году Моншау поменял свой статус, и стал прусским городом, войдя в Рейнскую Провинцию. И, с конца 19 века, в городке на реке Рур, расположенном между высокими Болотами и Национальным парком Эйфель, появляются туристы и он становится популярным туристическим направлением.

Во время ВМВ в Моншау находился лагерь для военнопленных, в основном, для советских солдат. Неподалеку от города сохранилось кладбище для военнопленных, где похоронены 162 советских воина.

Учитывая современные реалии, упомяну об еще одном событии. В 1962 году Моншау и его окрестности стали эпицентром эпидемии оспы. Заболевание, которое в то время считалось почти искорененным в Германии, привез сотрудник машиностроительной компании, работавший на сборочных заводах в Индии (удивительно, что не в Китае). Эта вспышка затронула 33 человека, которые болели средней степенью тяжести, 4 переболели очень тяжело и один человек умер. В карантине сидело 700 человек. Это была одна из последних эпидемий оспы в Европе.

Идем вдоль речки Рур. Между Штадтштрассе и Розенталем сточные воды города стекают в коллектор Рур, который проложили в русле реки в 70-х годах 20 века, коллектор состоит из 26 шахт в русле реки.

В середине 19 века, в скале под замком Моншау был создан сланцевый карьер для добычи кровельного шифера и сланца. Для этого в скале пробили тоннель, который с осени 1944 по весну 1945 годов приобрел совершенно другое значение, он служил местному населению для защиты от бомбежек при налетах Союзников. В день, когда население старого Моншау должно было покинуть город, в убежище под скалой прятались около 800 женщин и детей. В этом же тоннеле местное население искали убежище при вторжении американских войск, боясь, что американские части будут обстреливаться немецкой артиллерией. Этот тоннель приютил не только местных жителей, но и многочисленных беженцев со всей округи. Вот там, под этой насыпью слева, тот тоннель.

Городской туристический маршрут проложен вот такими плиточками, вмонтированными в мостовую. Он же выведет к тропинке на круговой маршрут гор Айфель.

И, уж коли город обязан своей известностью ткацкому производству, то и главный памятник — колодец на главной площади, посвящен ткачам. Скульптуры изображают ткача, красильщика и резчика. Автор работы — Бониф Стимбере.

Я бегала по городку, как заяц, подвизгивая от восторга, как будто первый раз все это вижу! Руки замерзли, телефон постоянно намокал, но город не стал от этого хуже! Вот что значит неудачный день накануне.

Помимо сукна, Моншау производил различные палатки — туристические, военные. Но, жители решили, что это не самое чистое производство, так как отходы сбрасывались в Рур, и производство палаток закрыли.

Еще одно производство Монжау — стеклодувное. Стеклом в городе начали заниматься в середине 19 века, а сегодня основное производство этого завода заводика — елочные игрушки. Здесь можно увидеть, как изделия выдувают на глазах посетителей и произвести понравившиеся.

Этот «Красный Дом» я фотографировала со всех сторон, и не могла от него оторваться! Просто фотосессию ему устроили, и не я одна — ко мне присоединилась еще одна пара туристов, мы с ними были достопримечательностью в Моншау, среди редких прогуливающихся горожан. Отличить нас было легко — мы телефоны не выпускали из рук, фотографируя каждый дом. Этот, был построен в середине 18 века, как буржуазный двухквартирный дом (неплохо для двух квартир). Выстроил его производитель сукна Иоганн Генрих Шейблер. Позже в нем разместилось управление текстильной компании «Шейблер», известной во всей Европе. Интересно, что за исключением нескольких лет в конце 19 века, дом все время принадлежал одной и тоже семье.

Этот самый Шейблер, был выдающимся предпринимателем. Он сосредоточился на дорогих товарах, изысканных, из качественных нитях, с интересной и прочной окраской и рисунком, он открыл новый продукт, который вышел на новые рынки за пределы Европы.

Вот бы колокольня этой евангелической церкви была доступна, да еще и погода хорошая! Но, церковь, построенная Вильгельмом Хельвигом в неоклассическом стиле из бутового камня, в конце 18 века закрыта, на сайте написано: «Временно закрыта», а когда закончится это «временно» — трудно сказать. На шпиле церкви установлен Лебедь, как символ Мартина Лютера, что для Рейнской области редкость.

«Дом Тройсторф», построенный в 1783 году для суконной фабрики. С конца 19 века служит мэрией. На листьях дерева перед входом, на стекле, написаны имена и даты — это имена тех, кто зарегистрировал брак в местном ЗАГСе, который, как чаще всего и бывает, расположился в здании мэрии. Каждый листочек — новая семья. Вот интересно, а если супруги развелись, имена стирают?

Рядом расположилось презентабельное здание городского суда.

Памятник известному торговцу галантереей, жителю Моншау Маапенсу Паульшу, скульптор Клаус Гелен. Этот человек прожил почти сто лет (1856 — 1940 годы) и разносил свои товары по домам города в любое время года и в любую погоду. Вот прямо про меня, только я без товаров.

Я уверена, что когда в Моншау хорошая погода и много туристов, они фотографируются на этом каменном кресле с увеличительным зеркалом в спинке. А, между тем, этот арт-объект называется «Позорный столб». Он был создан в 2019 году Стефани Биндинг.

Обязательно зайдите вглубь городка, перейдя через один из мостиков Рур. Тогда вы увидите мельницу, которая принадлежит одной и тойже семье уже в пяти поколениях! Это колесо (справа) не действующее, но крутиться, просто на радость туристам.

А вот этот Нерр или Фрау, чья машина стоит справа, грубейшим образом нарушают правила, за это могут лишить прав. Машина запаркована возле выезда из пожарной части. Да, этот очаровательный фахверковый домик — пожарная часть. Видите, сверху изображен пожарный, который льет воду на петуха?

Дом в башне бывших городских укреплений, которые были построены в 14 веке, но к 18 расширен до трех этажей, и его фортификационная функция была утрачена.

Дом Пауля, типичный городской дом второй половины 18 века. Построен Паулем Кристофом Шайблером, для Германа Паулса в 1824 году. С 1921 года принадлежит городу, выкупившему здание.

И разве дождь помеха для подъема на руины крепости? Нет, конечно! Крепость расположена на противоположной стороне замка Моншау, и, как предполагают историки, это было самостоятельное укрепление, а не сторожевая башня замка Моншау.

Сверху открываются совершенно захватывающие виды на Моншау, несмотря на погоду.

В конце 18 века была построена протестантская церковь для местной общины, в стиле барокко. Обязательно зайдите внутрь, очень необычное расположение скамей в зале.

Интересная скульптура установлена над рекой. Автор из Силезии, Эберхард Фойст, его очень интересует тема людей и общения между ними. Это проявляется и в его работах. Четыре человека сидят на скамейке и смотрят на Рур, общаясь.

В моей коллекции фотографий четырехколесного старья появился просто необыкновенный экземпляр! Загляните внутрь (хотя, видно не очень — окна запотели), там модель железной дороги!

Я обожаю свободные библиотечки, которые стоят практически во всех городах и деревнях, у меня уже целая коллекция фотографий. На будке написано: «Это открытый книжный шкаф для всех жителей и гостей города Моншау. Просто возьмите с собой книгу, которую вы хотели бы прочитать. Верните ее позже, или любую другую, которую, по вашему мнению, стоит прочитать. Так что, книг всегда хватит на всех!»

Уже на выезде (или на въезде) можно заехать в пивоварню «Фельзенкеллер Брауэрай», в ней в нормальные времена (нековидные, а сейчас в воскресные и летние) работает музей.

И, коли уж городок «маленький и миленький», то в нем никак не обойтись без милых мелочей, которые так украшают улицы:

И мои любимые печные заслонки на стенах домов:

Второй день подряд я пополняю коллекцию колодезных люков с надписями, правда, мокрых:

Вот карта городского маршрута:

В основном, в Моншау приезжают на один день (а мы вообще на полдня), или, на выходные, но тогда — на велосипеде покататься, потому что вокруг города куча велосипедных маршрутов.

И если вы поедете в район Кёльна, Ахена или других «именитых» городков, не пренебрегайте этой жемчужинкой — Моншау!

Спасибо за внимание, мы отправляемся в Ахен!

1. День рождения не был на праздник похож... часть 1 — Дюссельдорф
  2. Моншау хорош даже в непрекращающийся дождь! Второй день деньрожденьческого путешествия
  3. По местам Шарлемана — в самый западный город Германии — Ахен. Второй день деньрожденческого путешествия
  4. Деньрожденьческая поездка — солнечный Кёльн — без Собора и церквей. Третий день
  5. Церковно-соборный Кёльн
  6. Рыцарский замок на воде
  7. Бонн — бывшая столица Германии, по которой мы гуляем с Бетховеным в деньрожденьческой поездке
  8. Бланкенберг и его мощная крепость
  9. Разнообразный день в Северной Рейн-Вестфалии — доисторическое, римское, средневековое и современное. С детективной предисторией.
  10. Кафедральный Собор Аахена — главное место Карла Великого
  11. Удивительная Ратуша — место коронации императоров Великой Римской империи Германской Нации
  12. В поисках дракона - Замок Драхенбург.
  13. Зал Нибелунгов и Вагнера, пещера Дракона и уголок рептилий
  14. Скандальный одеколон Кёльна — конкурент «Фарины» — «4711»
  15. Настоящая «Кёльнская вода»
  16. Разбиваем стереотипы — о кёльнском пиве "Кёльш"

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия