Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 11:08
Мы будем путешествовать!

Хеннеф, Бланкенберг, Моншау — Германия Август 2023

Вот уже второй раз, волею судеб, по милости своего сына, мы оказываемся в Федеральной Земле Северная Рейн — Вестфалия. Первый раз у него была какая-то жизненно необходимая ему игра «под камерами», и мы, как правильные родители, поехали с ним, несмотря на то, что это был мой день рождения. Сейчас, наоборот, в его день рождения (в мае) он попросил не дарить подарки, а организовать 6-дневную поездку в Кельн на самую большую в мире выставку компьютерных игр ему и его друзьям.

Бланкенберг и его мощная крепость

В конце рассказа покажу где мы жили и как прошли эти шесть дней, а сейчас — о городе, в котором мы с мужем гуляли во второй день нашего короткого отдыха — Бланкенберге, и о его мощной крепости.

За многие годы до того, как был построен замок Бланкенберг, графы Эберхард Первый и Генрих Первый фон Зайн хотели наверстать упущенное в борьбе за власть и влияние в долине Зиг. При этом они претендовали на права на территорию Нижнего Зига, которая, вероятно, принадлежала их предкам, графам Палатинам. Их конкурентами за права суда и землевладения было бенедиктинское аббатство на Михельсберге в Зигбурге, и графы Берг. Они служили судебными приставами аббатства и владели замком Виндек как феодальным владением.

Графы Зайн изначально избегали конфликтов с другими дворянскими домами и развивали тактически продуманные отношения с архиепископами Кельна и немецкими императорами. Благодаря замку — крепости Бланкенберг они создали важную базу для расширения своего территориального правления. Кроме того, этим строительством они хотели продемонстрировать свою волю к власти графам Бергам.

Поселение выросло в тени замка, защищенное стенами и рвами, к середине 13 века. Права города оно получило в 1245 году, грамота была вручена графу Генриху Третьему и его жене Мехтильде. Город быстро рос и вскоре площади «старого города» стало не хватать. На протяжении 13 века он расширился на прилегающую территорию за счет укреплений. Возник «новый город», который сегодня является ядром, с его прекрасными фахверковыми домами. Для старого города последовал упадок.

Тридцатилетняя война стала причиной снижения значения города как экономического и административного центра, значительно сократилось население. Бланкенберг превратился в маленький уютный городок, практически — «спальный район». В 1806 году город Бланкенберг лишился муниципальных прав.

Но, город помнит времена, когда замок, город и церковь, посвященные святой Екатерине Александрийской, представляли собой одно из самых мощных укреплений западной Германии того времени. С 1953 года, в память о своей истории, Бланкенберг носит название Бланкенберг Штадт.

По городу ведет гид — черная кошечка, изображенная во множестве мест. Что в очередной раз изумило: история почти каждого дома известна, с момента постройки — все даты, смены хозяев и прочее.

Как и положено — входим в город через Ворота святой Катарины — Надвратная городская башня 13–14 веков. Пятиэтажная башня с четырехскатной крышей, круглой аркой внутри и гребневым выступом. Скульптура — барельеф работы Манфреда саула изображает главную городскую покровительницу, святую Екатерину.

От ворот ведет прогулочная пешеходная тропинка, перед которой плакатик с изречением австрийской писательницы Элизабет фон Арним: «Поход — самый совершенный способ движения, если вы хотите открыть настоящую жизнь».

Между стеной и жилыми домами — мое любимое: предупреждающие плакаты о защите жаб, лягушек и огненных саламандр. Во время гона, они перебегают дорогу и гибнут под колесами. Каждое утро волонтеры переносят эти парочки через дорогу. Мы с семьей участвовали в такой операции, когда только переехали в Германию, это было огромное изумление! (про «участвовали» — это я громко сказала, просто глазели, как остальные дети и родители из класса, вместе с учителями, это делали, мы жаб в руки не могли взять, папа пару схватил, и тоже передернулся, мы позорно ретировались!). Кстати, жабы даже не расцепляются в процессе переселения — продолжают заниматься демографической проблемой.

Бланкенберг и его мощная крепость

Перед воротами стоит алхимик Малус Синистриус, который, по преданию, хотел развеять над городом туман забвения.

А рядом с алхимиком — «с точностью до наоборот» — приходская церковь Святой Катарины, освященная в 1248 году, как монастырская церковь монахинь — премонстранток. Почти сразу после постройки графиня Мехтильда фон Зайн передала ее цистерцианцам. В 1983 году церковь постигло несчастье — большой пожар, но через 4 года ее восстановили. Церковная дверь создана Питером Фишером. Маленькая часовенка перед церковью — паломническая. Здесь проходит маршрут Святого Креста в Зюхтершайде. Погребальные памятники 17–19 веков, в основном — могилы священников, я сфотографировала своего однофамильца — Коэн, основатель местного пожарной дружины. Мемориальный колокол «Святая Катарина» отлит в память о погибших в двух Мировых Войнах. Фамилии же погибших выбиты на доске с почти перпендикулярными крестами — первый раз вижу кресты, так «воткнутые» в плиту (на последнем фото).

Классическая однонефная церковь зального типа, с многоугольным алтарем, с наклонной колокольней с остроконечным шлемом над алтарем. Внутренний хор с поперечными гребнями и закругленными шиферными колоннами. Фрески рассказывают о жизни святой Екатерины, о коронации Богородицы, и относятся к 1265 году. Они были обнаружены при реставрации церкви. Алтарь работы скульптора Манфреда Саула. На третьей фотографии поминутно показан пожар.

Этот фахверковый дом был построен в 1742 году на старом фундаменте. Из-за вальмовой крыши и Андреевским крестам на 3-м этаже, в Третьем Рейхе дом назвали «Рунным домом». В 1995 году в подвале был открыт музей виноделия.

Бланкенберг и его мощная крепость

Фахверковый дом Якобса, конца 17 века. Карниз, выступающий на кронштейнах, и каркас, частично декорированы плетенным мотивом. Верхний этаж и торец облицован шифером, что не так часто можно увидеть.

Бюргерхаус Хамбитцер, построенный в 1735 году семьей Бей. Задняя стена образована городской стеной, консольный верхний этаж был реставрирован в 1930 году. До 2002 года в доме располагалась ткацкая фабрика, затем, после очередной реставрации, с 2005 года — парикмахерский салон.

Бланкенберг и его мощная крепость

Уже в середине 12 века все южные склоны ниже замка, в долине Аренбаха и в Тальберге, были покрыты лозами. Об этом напоминает не только частный виноградник, заложенный под городской стеной в 1985 году, но и виноградный пресс, который был отреставрирован в 2002 году из старого пресса 1620 года. Оборудование для производства вина упоминается в отчете герцогской комиссии за 1644 год. На нем отжимали княжескую виноградную десятину. В таких деревянных прессах, как этот, сусло заливалось в специальную емкость пресса. Веретено использовалось для отвинчивания точила. Благодаря равномерному распределению давления, сусло, первоначально высококачественное «наследие», а затем отжатый сок, полученный из выжимок под более высоким давлением, стекало в сборные сосуды. Сусло разливалось в бочки. Вино с герцогских виноградников доставлялось в Мондорф в конных экипажах, доставленных к Рейну, а затем на судах ко двору в Дюссельдорфе.

Рядом с прессом — бывшая маслобойня из долины Ханфбах, отреставрированная на стыке 20 и 21 веков. Странная судьба у здания: из маслобойни его превратили в дом для фестивального комитета, а сейчас в нем располагается похоронное бюро, да еще и общественный туалет с обратной стороны.

Бланкенберг и его мощная крепость

Бюргерхаус, построенный в 1740 году. Сегодня в нем расположен детский сад, с мини — парковкой для детских велосипедов.

Главный городской насос, установленный в 1900 году, действует до сих пор — я проверила, покачала воду — течет! До того момента, как его установили, воду носили из реки, что было довольно далеко и сложно.

Бюргерхаус, построенный аж в 1600 году, один из самых старых в городе. С момента постройки — это просто жилой дом.

Новое здание на месте старого Монетного двора лордов Хайнсбергов 14 века.

В этом здании 17 века разместилось винное кафе «Старый Бланкенберг». В 1900 году увеличили окна и дверь, обновили фахверк, оставив на воротах скол от бомбардировки 1945 года. Сама арка относится к 1709 году, и крепится на столбах 16 века. В нишу помещена скульптура Богоматери.

Бланкенберг и его мощная крепость

Здание школы, построенное в 1868 году, на месте дома 13 века, в котором располагалась резиденция чиновников канцелярии Бланкенберга, с одним учебным классом и учительской квартирой. В 1960 году здание было переоборудовано в жилое помещение, вместе с пристройкой 1924 года, используемой как магазинчик.

Дом Нобеля, трехфлигельный фахверковый комплекс середины 19 века. Изначально, это была частная конюшня, принадлежавшая хозяевам рядом стоящего здания.

Бланкенберг и его мощная крепость

На стене установлена мемориальная плита, посвященная Йозефу Дитцгену, философу и социалисту, родившемуся в 1828 году в здании, которое было снесено для прокладки дороги.

Бывший отель «Хонрат», построенный в 1826 году и сгоревший в 1893 году. В 2015 году здание переоборудовали в жилое.

Бланкенберг и его мощная крепость

Фахверковый дом начала 17 века, построенный на фундаменте здания позднего Средневековья.

Кельнские ворота 13 века в «Новой» городской стене, открывали путь через Мюленберг в долину к Штайну.

Бланкенберг и его мощная крепость

Креативные электро-щитовые будки, мне очень нравится, как их расписывают.

А вот это — обычная автобусная остановка. Перед ней — велосипедные парковки из труб. Сейчас каникулы, они пустые, но во время учебного года — все заняты, велосипед — очень популярное средство передвижения, на нем приезжают на остановку автобуса или поезда, и он весь день ждет хозяина.

Бланкенберг и его мощная крепость

Вот какие два старичка попались в мою коллекцию:

Городок необычайно мил, с кучей мелочей и весь утопает в зелени.

Грабентурм — вторая надвратная башня старого города 13 века, прямоугольна, открытая со стороны города, сегодня на большой реставрации. Крышу заменили в 1963 году, и тогда же частично замуровали арочный проход. Когда мы проходили мимо нее, на меня чуть не наехал погрузчик, итальянский водитель которого меня не заметил! Аж обиднго, но его спасает то, что я была в зеленом платье и слилась с деревьями.

Бланкенберг и его мощная крепость

Через Грабентурм выходим к спуску к замку. С одной стороны — удивительно, что спуск от города к замку, а не наоборот, но дело в том, что после спуска следует подъем, просто замок чуть в стороне.

Большой луг занимает территорию между городом и замком. Однако на протяжении веков обнесенный стеной «старый город» Бланкенберг занимал место и на сегодняшнем лугу. Сегодня от этого осталась только 100-метровая стена с полубашнями и возвышающейся надвратной башней. Сохранились две башни со рвами, обе были отреставрированы в 1985 и 2000 годах. Можно увидеть неприметные остатки фундаментов оборонительной стены к югу по склону долины Зиг.

Бланкенберг и его мощная крепость

История замка тесно переплетена с историей города и окрестностей. Множество садов вокруг замка расположены на террасах бывших виноградников. Некоторые исторические инструменты и винные бочки хранятся в Музее вина, который работал только с 14.00., а посему — мы в него не попали.

Графы Зайн построили замок на крутом отроге Зига в 12 веке. Благодаря этому они получили контроль над подступами к долине Зиг, Бергишес — Ланду и Вестервальду. В замке не просто протекала жизнь графов, но и велась торговля, приносившая высокие доходы. Хозяева мощной крепости оказывали влияние даже на Зибург с его могущественным аббатством на Михельсберге. В замок входили многочисленные здания, сооружения и сельскохозяйственные угодья, такие как обширные виноградники на южных склонах Бурга, Аренбахталя и Тальберга.

Бланкенберг и его мощная крепость

Монахи Зибургского бенедиктинского аббатства не могли смириться с могуществом графов и с постройкой крепости без их монашеского согласия и передали этот спор Папе. Папа угрожал отлучением от церкви и разрушением замка, если графы Зайны не возместят причиненный убыток аббатству. В «Нойсерском городище» от 1181 года стороны пришли к соглашению: графы получили поместные права, но были вынуждены передать, среди прочего, права на мельницы, рыболовство, и на воду Зигу.

Более ста лет спустя замок, город и земля Бланкенберг перешли во владения графов Бергов. Поскольку граф Генрих Третий фон Зайн умер бездетным в 1247 году, замок перешел к семье фон Берг в 1363 году. Таким образом, он потерял свое значение как государственный центр и до 17 века оставался лишь административным центром округа Бланкенберг в герцогстве Берг.

Бланкенберг и его мощная крепость

(в ряд видны все четыре башни Бланкенберга).

С другой стороны, влияние графской семьи Зайнов проявляется даже сегодня: прежде всего, граф Генрих Второй фон Зайн и его жена Агнес, а также Генрих Третий и его жена Мехтильд, основали монастыри и церкви в долинах Среднего Рейна и Зига.

Бланкенберг и его мощная крепость

Во время Тридцатилетней войны замок неоднократно подвергался осаде, был оккупирован шведами под командованием генерала Вольфа Генриха фон Баудиссена, и начал приходить в упадок, начиная с конца 17 века. В 1829 году замок — крепость был продан частным лицам. С 1990 года замок принадлежит общине Хеннеф.

Замковый комплекс отлично реконструирован, он состоит из самой крепости 1150 — 1180 годов, внешнего двора и прилегающих территорий. Видно, что крепость имела двойное назначение: замок Бланкенберг был оборонительным сооружением и резиденцией графов. Братья — основатели жили там со своими семьями. Позже граф Генрих Третий фон Зайн и его жена Мехтильд выбрали замок своей постоянной резиденцией. В первой половине 13 века эта пара развила в замке оживленную культурную жизнь, сделавшую их известными за пределами региона.

Бланкенберг и его мощная крепость

Из башни Святого Георгия, видимой далеко из долины Зиг, открывается великолепный вид на долину, на реку и мост.

На верхней платформе обустроена смотровая площадка, в процессе подъема на которую поражает толщина неприступных стен.

Зайдя за поворот в лабиринте подъема, и заглянув внутрь «колодца», я от неожиданности завопила: на первый взгляд сложилось впечатление, что кто-то упал вниз! Но нет, это наши ужасные «зеленые» и здесь отметились: привлекают внимание к пластиковым отходам (совершенно согласна, что количество пластика надо уменьшать до возможного минимума, но зачем сходить с ума!). Инсталляция называется «Элементар», цветными полотнищами показаны четыре стихии: огонь, вода, земля и воздух, которые представляют эликсир жизни на планете. Именно они способствовали созданию в течении миллионов лет ландшафту нашей планеты. «С началом индустриализации человек все активнее начал эксплуатировать ограниченные природные ресурсы для ускорения экономического роста — с серьезными последствиями для природы и окружающей среды. Пластиковые отходы стали глобальной проблемой. Они наносят ущерб и разрушают экологию в долгосрочной перспективе, нарушают баланс в ландшафтах земли и океана» — гласит пояснение. Человеческая фигура внизу изображает опасность, ей грозит задохнуться под горой пластика. А посетителям грозит испуг от вида этой куклы.

Виноградарство в Бланкенберге так же старо, как и сам замок. Виноградные лозы, вероятно, были посажены здесь еще в середине 12 века. Первые задокументированные упоминания о виноградниках под замком, относятся к 1376 году. Они доказывают, что виноградарство в зоне влияния лордов было известно многие века. Южный замковый холм даже в 20 веке был засажен белыми и красными виноградными лозами. В Средние века вино здесь было повседневным напитком, хотя и не такого качества и содержания алкоголя, как сегодняшние вина. Как и пиво, вино было намного безопаснее воды с точки зрения гигиены, и являлось укрепляющей пищей, которую принимали даже во время поста. Его употребляли во время церковных праздников, ярмарок, визитов гостей, турниров и семейных торжеств.

Бланкенберг и его мощная крепость

Перед замком раскинулся замковый сад, в котором растут лекарственные и кухонные травы, и проходят небольшие выставки. Сад был создан в 2006 году при поддержке города Хеннефа. С тех пор он содержится за счет волонтерства, и несколько раз расширялся. Сегодня в саду произрастают более 220 видов растений, имеющих историческое и культурное значение. Все выставленные скульптуры продаются и часть от выручки идет на содержание сада. Вот честно: не представляю, куда ставят это те, кто покупает?

В общем, весь комплекс представляет собой один из наиболее хорошо сохранившихся образцов большого замка эпохи Средневековья в Рейнской Области.

На этом прогулку по крепости мы закончили, нам пора было уезжать. И, на выезде из Бланкенберга, остановились возле мельницы города, в которой жители мололи зерно. Тогда в городе имелись две каменные мельницы — Нижняя и Верхняя, и обе они упомянаются в документе 1443 года. Эта, Нижняя, работала как зерновая, до 1954 года. Затем ее использовали в качестве жилого дома, пока в 1997 году здание не вошло в список охраняемых памятников. В то время владельцем мельницы был внук последнего мельника, работавшего в ней. Он полностью отреставрировал свое имущество и с 1999 года здесь открыт ресторан.

И еще немного фахверковых домов 17–19 веков:

А в финале, покажу роскошный дом, который нам удалось снять. Я начала смотреть жилье за полгода до поездки. Но на период выставки все, что было в округе на Букинге и Арнби было по запредельным ценам, а нас пятеро, помимо меня и мужа, еще три взрослых парня — сын и два его друга. Номера на двоих в отелях начинались от 1600 евро за 5 ночей. В итоге, муж нашел на немецком сайте Fe Wo — Фериен Воннунг — «Жилье для отдыха» — прекрасный дом за вменяемую цену в 1200 евро на всех за 5 ночей. К дому прилагались гараж, парковка, лужайка и бассейн, которым все четверо мужчин охотно пользовались (я такое не люблю). До Кельна мальчишкам приходилось ежедневно ездить на поезде, около 30 минут, так как дом в пригороде Бонна, но стоимость проезда у них входила в билеты на выставку.

Меня порадовали три спальни, два санузла, удобная кухня, большая гостиная. Включено было все: постельное белье, полотенца, моющие средства, кухонные принадлежности. И очень порадовал подарок от хозяйки: прекрасный торт, персики и бутылочка вина. В ответ я оставила бутылочку ликера из лепестков роз и бумажку (денежку).

В общем, замечательно! Погуляли по округе, по маленьким городкам, крепости, съездили в замок дракона, мальчишки насладились ярмаркой, устроили гриль — пати в доме, и я на два дня успела съездить отсюда в Берлин, на 85-летие папы, где собрались 11 человек семьи из четырех стран! Для меня, у которой лет десять не было летом даже коротких отпусков, это праздник уже второй год (в прошлом году вообще на неделю сбежали на Корсику). Оказывается, так можно!

Всем спасибо за внимание, и много путешествий тогда и туда, когда и куда хочется!

1. День рождения не был на праздник похож... часть 1 — Дюссельдорф
  2. Моншау хорош даже в непрекращающийся дождь! Второй день деньрожденьческого путешествия
  3. По местам Шарлемана — в самый западный город Германии — Ахен. Второй день деньрожденческого путешествия
  4. Деньрожденьческая поездка — солнечный Кёльн — без Собора и церквей. Третий день
  5. Церковно-соборный Кёльн
  6. Рыцарский замок на воде
  7. Бонн — бывшая столица Германии, по которой мы гуляем с Бетховеным в деньрожденьческой поездке
  8. Бланкенберг и его мощная крепость
  9. Разнообразный день в Северной Рейн-Вестфалии — доисторическое, римское, средневековое и современное. С детективной предисторией.
  10. Кафедральный Собор Аахена — главное место Карла Великого
  11. Удивительная Ратуша — место коронации императоров Великой Римской империи Германской Нации
  12. В поисках дракона - Замок Драхенбург.
  13. Зал Нибелунгов и Вагнера, пещера Дракона и уголок рептилий
  14. Скандальный одеколон Кёльна — конкурент «Фарины» — «4711»
  15. Настоящая «Кёльнская вода»
  16. Разбиваем стереотипы — о кёльнском пиве "Кёльш"

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия