Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была вчера 22:03

Гагра — Абхазия Июнь 2023

Настало время завершить цикл рассказов и уже утолить аппетит, хотя мне вот в комментариях к прошлому рассказу Дарина подсказала идею для нового «ЖОР приходит…». Но это уже совсем другая история…

А мы сегодня с вами немного погуляем по красивому курортному городу. Гагру и Пицунду разделяют всего какие-то 30 километров живописных эвкалиптовых и кипарисовых аллей и дорог вдоль моря.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

На прогулку мы выбрались довольно поздно, в районе 16 часов, но не забывайте, что после зимушки и затяжной весны нашей серой полосы в Абхазию мы приехали за моречком и первым загаром. Температура водички в начале июня была бодрящая (скорее для закалённых людей), а вот с первым загаром я явно переборщила, поджарилась со всех сторон.

Так что после водных процедур и обеда с видом на море, мы направились удовлетворять туристические цели. А цель у нас старый город Гагра. От круга, что расположен перед входом в Патриарший собор в Пицунде, до Гагр и границы Псоу отправляются маршрутки. Туда-то мы и направились.

И сразу попали в поле зрения и интереса местного водителя, который крикнул:

— «Куда вам, девочки, до Гагр? Маршрутка почти полная, скоро отправляемся!»

Мы последовали на голос, но тут перехватил нас другой водитель и стал навязывать свои услуги, называя то 1000 рублей с человека, то потом 600 рублей. Неужели маршрутка стоит 1000 рублей?! Я все понимаю, туристический сезон, время заработать, но не грабить же. Увидев наше замешательство и медленное отступление назад, первый водитель сказал:

— «Чего ты пугаешь моих девушек?! Не бойтесь, красная маршрутка готова отъезжать, поехали».

В итоге проезд между двумя городами составляет 150 рублей с человека.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

Водитель, как водится, достался веселый, болтливый, как в прочем и все водители, кого мы встречали. Где-то на середине пути подсели две заводные туристки из Ростова-на-Дону, направляющиеся на границу. Уж не знаю, как у них зашел разговор об алкоголе, но далее наш водитель предложил им чачи собственного производства, достал из закрома фляжку, у девиц нашлись и стеклянные фужеры на 0,5 литра как минимум… До границы они поехали еще веселее. А мы покинули маршрутку «цвета пьяной вишни» на площади Нартаа.

В былые времена на площади велась активная торговля и кипела жизнь, туристы суетились в торговых рядах универмага «Жоэквара», а в центре площади бил фонтан «Три грации». Прекрасный фонтан и сейчас работает, но только одиноко трем красавицам. Пустынно на площади вокруг.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

И на торговый центр грустно смотреть: выбитые окна, побеги деревьев на крыше, простреленные стены.

Рядом расположена автобусная станция.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

К заброшенной ЖД станции мы не пошли, а направились прямиком к морю, но только немного сбились с пути. Зато забрались к ресторану «Старая Прага», который, кажется, уже не работает. Но его расположение весьма необычно — в устье реки Жоэквара.

Отсюда по бережку пройтись не удалось, путь преградил отель Абаата, куда посторонним вход запрещен. Пришлось вернуться и прогуляться вдоль средневековой крепости Абаата. При желании можно заглянуть внутрь, отведать абхазскую кухню, но у нас были другие цели. Конечно, от средневековых стен вряд ли что-то осталось подлинное, но выглядит брутально. Особенно красиво стена увита некими лианами,

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

я такие цветы вижу впервые.

Внутри находится православный храм священномученика Ипатия Гангрского (Гагрского) VI века и (как пишут) вечно закрытый исторический музей.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

В храм без платка мы не стали заходить, немного оглядели его со всех сторон. Территория вокруг красивая, ухоженная, утопает (впрочем, как и вся Абхазия) в красивых и ароматных цветах.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

На пути к Приморскому парку встретился необычный мозаичный лабиринт работы молодого неизвестного (на тот момент) архитектора Зураба Церетели. Выполнен он в одном стиле, что и многочисленные автобусные остановки Абхазии.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

Лабиринт появился в парке в середине 1980-90х годов, о чем свидетельствует дата на ступеньке.

Выглядит он немного заброшенным и темным, но поблуждать среди железобетонных абстракций, облачённых в разноцветное кобальтовое стекло, очень любопытно и взрослым, и детишкам. В сети блуждают нелестные наименования конструкции как «Гауди для бедных», «цветные сны Зураба»… Но мне как-то ближе толкование как в детской считалочке: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три! Морская фигура замри».

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

От мозаичных коридоров мы вышли в начало Приморского парка. Но прежде чем прогуляться среди буйной растительности в тени крон пальм, эвкалиптов, кипарисов, мы направились на пирс, далеко уходящий в море. Ремонт перил, ступенек, ведущих на нижний уровень, не помешал бы, но не будем придираться.

Отсюда открывается потрясающая панорама на центр Старой и Новой Гагры, гору Мамзышха, с другой стороны на Российские дали, Сочи и Адлер. Здесь мы потеряли много времени, хотя почему потеряли, насладились погодой, свежим бризом, сделали много фотографий и видео, понаблюдали за рыбаками…Кто-то тосковал и грустно закидывал удочки, а кому-то нереально везло, вынимая по 4–5 рыбешек за раз … в чем секрет успеха останется тайной рыбака)))

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

К замку принца Александра Петровича Ольденбургского мы не полезли, его прекрасно видно и с пирса.

Увы, лишь малая часть уцелела и доступна для просмотра. Но и она того стоит, вот только времени на все хотелки катастрофически не хватает. Рядом с руинами замка кто-то предприимчивый выкупил верхний охотничий домик и расположился в нем. Можно только позавидовать открывающимся видам из окна.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

Теперь пора познакомиться с отреставрированной набережной и самим парком, которые растянулись вдоль Черного моря аж на 6 километров.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

Парк принца Ольденбургского или Приморский парк появились более 100 лет назад.

Глядя на это великолепие сложно представить, что раньше здесь была болотистая местность с дремучими лесами, свирепствовала малярия. Стараниями архитектора Шервинского и колоссальными вложениями принца Ольденбургского и Николая II глухие места превратились в великолепный ландшафтный парк с благоприятными климатическими условиями.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

Парк был основан в 1902 году, на его возведение потребовалось десять лет. И уже в 1912 году был открыт для посещения широкой публики.

Субтропический климат в Абхазии прекрасно помог прижиться редким растениям, привезенным с разных уголков нашей планеты: финиковым пальмам с Канарских островов, кокосовым пальмам с Южной Америки, магнолиям, олеандрам и агавам из Африки, кедрам с Гималаев, даже конфетное дерево из Японии комфортно себя ощущало в парке.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

К сожалению, после грузино-абхазского конфликта парк пришел в запустение, редкие растения не смогли без должного ухода противостоять подавляющей власти дикой природы, плющ окутал стволы редких деревьев и растений. Но сейчас парк постепенно возрождается, выглядит очень ухоженным, в нем мы с большим удовольствием скрылись от палящих лучей летнего солнышка.

В парке несколько прудов, некоторые из них ранее функционировали как фонтаны, в некоторых плавали рыбки и черепашки.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

Скульптура Женщина с ребенком, скорее всего появилась в период расцвета советской власти.

В знойный денек вас спасут палатки с мороженым, газированной водой, свежевыжатыми соками, а также не дадут умереть с голоду весьма современные кафе, украшенные ламповыми иллюминациями. Вечерами в парке достаточно темно, но по-своему уютно и комфортно. Но это я забежала вперед.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

Мы подошли к главному действующему фонтану Стрелец или Лучник. Установлен он между набережной и знаменитым рестораном Гагрипш. Из центра высоко вверх бьет мощная струя (высота примерно 15 метров). Скульптура символизирует честность и независимость.

Фонтан Стрелец мне немного напомнил Петергоф и фонтан Самсон, установленный перед каскадной лестницей и дворцом. Согласитесь, такой легкий полет фантазии вполне возможен.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

Тем временем мы вышли к главной достопримечательности старой части города — ресторану Гагрипш. К его подножью ведет красивейшая лестница, обрамленная кронами пальм. На ее ступенях редко безлюдно, сложно улучить момент и сделать фото без посторонних лиц в кадре.

Об этом историческом здании я уже ранее писала, но немного повторюсь. Побывав на международной выставке в Париже, принц Александр Петрович Ольденбургский не смог вернуться без «сувенира», выкупил знаменитый ресторан, который был доставлен в новый курортный город в разобранном виде, собран без единого гвоздя.

Здесь 9 января 1903 года состоялось торжественное открытие Гагры как города-курорта. Естественно среди посетителей были члены императорского двора, высший свет, простым людям вход был закрыт. Как хорошо, что спустя век мы можем насладиться чашечкой кофе и закатом над Черным морем.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

С такими мыслями мы зашли внутрь ресторана. Для ужина было еще рано, а вот для десерта самое то. Но… с порога администратор нас ошарашил:

«Чтобы присесть за столки необходимо внести депозит в размере 1500 рублей с человека».

Для десерта многовато, что ж, придется поменять планы и поужинать. Цены для Абхазии весьма негуманные, но мы же в ресторане бомонда XX века, придется смириться.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

Как фанат оливье я не могла обойти стороной фирменный салат «Оливье 1985 года», приготовленный по секретному рецепту принца Ольденбургского. Что ж…очень жаль, что ресторан секреты не раскрывает, рекомендую.

Дополнить красочный закат мы решили бутылочкой шампанского «Абхазское розовое», охлажденной в винном погребе его величества, а в качестве горячего жареный сыр Камамбер на гриле. Вкусно так, что на фото ничего не осталось.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

Гости ресторана могут свободно перемещаться по основному залу, выйти на балкончик и любоваться красками вечера, а также подняться на второй этаж.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

Фасад ресторана украшают механические часы, которые работают по сей день и заводятся вручную.

Ресторан красив и изыскан снаружи и внутри. В его отделке использована норвежская сосна. До нас интерьер и экстерьер дошли почти в первозданном виде.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

Гостей развлекает потрясающий дуэт вокала и саксофона.

Некоторые гости пришли в ресторан нарядным (в вечерних платьях, костюмах), а некоторые просто зашли с пляжа в шортах и сарафанах, за депозит пускают всех. Рядом с нами праздновали дни рождения, отмечали годовщину свадьбы. Такой вечер не забудется.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

За розовым полусладким вечер пролетел незаметно, когда мы вышли на улицу, на город опустился вечер. Лестница наконец-то стала безлюдной, лишь фигуры четверых мужчин внизу портили кадр и как потом выяснилось скомкали наш вечер, точнее прогулку по вечернему парку.

Конечно, увидев двух дам,

мужчины не смогли устоять и решили познакомиться. Нам удалось отшить всех кроме одного, который увязался за нами и ходил словно телохранитель, практически не вымолвив ни слова. Честно говоря, это сильно напрягало и не давало возможности расслабиться после приятно проведенного вечера.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

Дойдя до колоннады нам все же удалось намекнуть спутнику, что хотим остаться вдвоем и еще погулять самим. Благо он настаивать не стал, вежливо попрощался и удалился. Уфф, свобода.

За все предыдущие мои визиты не удавалось увидеть красавицу Колоннаду, то автобус проезжал мимо, то она была закрыта на реставрацию. Наконец-то удача улыбнулась нам.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

Ажурная многоарочная красавица длиной в 60 метров оформлена в мавританском стиле. В вечернее время конструкция колоннады эффектно подсвечена, смотрится изящно и воздушно.

Украшением площади служит фонтан с голубем мира.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

Напротив колоннады стоит заброшенный зимний театр, ожидающий свою очередь на реставрацию. Конечно, ожидать подсветки исторических зданий, санаториев не стоит. Вечера в Гагре тёмные. Вытянув последний кадр, я решила убрать фотоаппарат.

Монументальный фасад театра выполнен в стиле сталинского ампира, здание построено в 1951 году. В его стенах располагался театр, кинозал, лектории, концертный зал. Увы, это было в прошлом. При желании и умении договариваться можно попасть внутрь, вход охраняют позолоченые львы и сговорчивые охранники. Но не сегодня, уже поздно.

Аппетит приходит в Абхазии. Старая Гагра

Мы прогулялись вдоль набережной, жизнь в городе с приближением к Новой Гагре оживлялась, в прибрежных кафе народ веселился: пил, пел, танцевал от души. Здесь чувствуется существенная разница между тихой и размеренной жизнью Пицунды, Старой Гагры и новой частью города-курорта.

Пора подумать, как возвращаться домой. Общественный транспорт после 19 не ходит, ловить такси с улицы страшновато, мы обратились за помощью к нашему Зурабу, что вез нас от границы к гостинице. Сам он уже был чем-то занят, но нашел своего коллегу, который в мгновение ока приехал за нами и в сохранности доставил домой.

После прогулки по Гагре осталось ощущение недосмотренности, еще хочется вернуться и познакомиться с городом получше. Надеюсь к новому визиту еще больше объектов исторической ценности будет восстановлено. А кто знает, может удастся остановиться в санатории Гагрипш с потрясающим видом на море. Мечтать не вредно! Будем мечтать!

Теги: Культурно-познавательный туризм, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия