Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была вчера 22:03

Пицунда, Гагра — Абхазия Июнь 2023

Не думаешь, не гадаешь, а пути дорожки вновь ведут к Рице. В моей копилочке уже есть несколько поездок: автобусных и индивидуальных туров, а теперь мы вышли на новый уровень джип-туров в Абхазии. У меня есть один хороший и проверенный гид из Сочи, но, находясь в Абхазии мы решили обратиться к местным.

И нашли…точнее клюнули на винный цвет машины. «Пьяная вишня» как мы окрестили джип. Удивительно, имени у него нет, но наш гид Руслан уверенно сказал — это мальчик.

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

Если у нашего сочинского гида Александра девиз «Кто рано встает — того и тапки», то Руслан его полная противоположность. Накануне вечером заявил, как отрезал, «Я буду у вас в районе 12». Мы были немного шокированы, тур-то далекий и длинный, но спорить не стали, а утро провели с пользой на море.

В полдень началось наше новое путешествие. И если на завтрак к бабушке Луаре мы не успели, то отказываться от вкусного кофе не входило в мои планы. Прошло почти два года с прошлой поездки. Кафе «У бабушки Луары» возле военного немецкого моста расширилось, появилось больше скамеек и столов, даже на Мэпс.ми появилась точка, проходимость возросла, хорошо, что на вкусе кофе и аджинджуха (чурчхелы) не отразилось.

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

Мы с удовольствием взбодрились, а потом прошлись по мосту, стоит отметить, что теперь вдоль проложены дополнительные дощечки, мост укреплен, пощекотать нервы как в былые времена не удастся. Народу на мосту было много, поэтому фотографировать его не стала. Оставлю фото с него: река Бзыбь в начале сезона своенравна и полноводна.

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

А дальше мы двигались уже без остановок к нашей главной цели — Гегскому водопаду. Как только вы сворачиваете с основной Рицинской трассы, дорога резко портиться. Подниматься на своем автомобиле не рекомендую. Основная масса туристов пересаживается на джипы и УАЗики с открытой крышей, мне всегда крайне жалко туристов, ехать в пыли под дождем или палящим солнцем сомнительное удовольствие. Ну, а мы, как цари, точнее царицы, в комфорте поднимались в горы.

Руслан не обманул, мы приехали к водопаду тогда, когда основной тур поток закончился. Правда пришлось постоянно расходиться с машинами, что спускались нам на встречу.

А еще на всех дорогах Кавказа коровы — это настоящее испытание для водителей. Говорят у кошек 7 жизней, мне кажется у коров все 100. Только они могут спокойно развалиться посреди дороги, в тени за поворотом и даже ухом не повести, когда на них мчит автомобиль.

Гегский водопад.

Практически в полном уединении мы смогли погулять под освежающими брызгами водопада. Подойти поближе проблематично, во-первых, под ногами еще не растаял снежный покров, во-вторых, промокнуть до нитки можно за несколько минут. Еще сложнее снимать, если камеру телефона можно протереть, то объектив мне было искренне жалко.

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

После сильных дождей накануне тура водопад Гегский (он же Черкесскиий, он же Гега, он же Гоша, т. е. Зоу) был особенно эффектен. Можно сказать «мужчина в самом расцвете сил». Мощный поток воды вырывается с грохотом из расщелины скалы и спадает вниз. По разным оценкам высота водопада колеблется от 50 до 70 метров.

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

Река Гега берет свое начало в горном массиве Арабика, питаясь талыми водами, устремляется вниз. Часть реки отделяется от основного русла и скрывается в карстовой пещере «Черкесская», а затем с силой вырывается наружу сквозь отвесную скалу. Ради этой красоты туристы проделывают долгий и местами опасный путь.

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

Кристально чистая вода, пробившись «на волю» устремляется дальше. И нам пора, хоть и не хочется совсем, но нас уже заждалась красавица Рица. Опаздывать некультурно.

При въезде в Рицинский заповедник необходимо оплатить экологический сбор, который по сравнению с 2021 годом вырос в 2 раза и сейчас составляет 700 рублей с человека.

До Рицы мы домчались без остановки, за окнами петляли реки Гега, Юпшара. За два года вдоль дороги появились новые симпатичные гостевые дома, кафе, фотозоны.

К моменту встречи с Рицей мы порядком оголодали, поэтому первым делом направились питаться. Присели в том же месте с шикарным видом, что и в предыдущую поездку, заказали все ту же форель на гриле и огромный хачапури «Нарт», разве что чачу заменили на мандариновый сок. Вкусно, но компот из фейхоа нам понравился больше.

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

Погулять вокруг Рицы особо не получится, зато по водной глади можно прокатиться на катамаранах или на катере Сталина (но заказывать надо его заранее). Стоимость 30-ти минутной прогулки на катамаране за двоих обошлось в 1000 рублей.

Получив краткий инструктаж, мы стали усиленно крутить педали.

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

Среди нас нашелся хитрец, отказавшийся шевелить лапками, сославшись на то, что не достают они до педалей. Марго назначили штурманом.

Безусловно, вид с воды совершенно другой.

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

Озеро расположено в ущелье в окружении горных массивов Ацетук с вершиной Агепста, Рихва, Пшегишхва. По утрам заснеженные вершины живописно отражаются в водной глади.

За 30 минут с учетом фотосессии мы, конечно, до дачи Сталина не доплыли. Будет повод вернуться и уже прокатиться на его катере. Может осенняя Рица пригласит нас в гости.

По идее, на этом наш тур заканчивался, и пора возвращаться домой, но как гласит тема рассказа «аппетит приходит в Абхазии», тут-то мы и решили расспросить Руслана про Альпийские луга и черные тюльпаны, о которых вещали на каждом углу туроператоры. За доплату наш гид согласился доставить нас к желанной цели и уверил «до темна все успеем».

Запрыгнув в нашу «пьяную вишню» погнали ввысь. Я не думала, что Рица настолько большая, оцените ее размеры на фото ниже.

Горное озеро расположено на высоте 950 м над уровнем моря, а мы поднялись еще выше. Живописная смотровая площадка носит название «Птичий клюв» по имени водопада, спадающего поблизости. Мы, к сожалению, пронеслись мимо него.

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

На смотровой площадке предприимчивые абхазцы установили качели, стоимость полета составляет 150 рублей. Оставив эффектное фото и видео на обратный путь, я совершила большую ошибку: вечером качели огородили и повесили замок. Определенно, мне нужно вернуться.

Наш джип гнал все выше и выше по Рицинскому национальному парку, теперь вдоль дороги петляла река Лашипсе, а на смену пришла Аватхара. Места живописные, здесь среди лесов построены кемпинги и базы отдыха «У Астана», «У Астика», «Аджара», «Апацха», больше никаких указателей не было, чтобы не забыть путь, я на ходу ставила меточки на Мэпсе.

Наконец-то мы у цели, на небольшом лугу припаркованы немногочисленные внедорожники, девушки в красивых платьях ходят среди альпийского разнотравья и фотографируются на фоне заснеженных вершин.

Чем мы хуже?

Студенческая поляна, находящаяся на высоте 1600 метров над уровнем моря, — любимое место для ценителей пеших многодневных походов. Прекрасный ровный ландшафт в окружении горных массивов, защищающих от ветра, и цветущие альпийские луга располагают к остановке и разбивке лагерей.

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

Мы ведь с вами помним зачем мы сюда приехали — полюбоваться черными тюльпанами, но, увы, искомого цветка не нашли. Мы, в принципе, итак были довольны очутиться тут, вновь увидеть любимые горы с седыми макушками.

Руслан спросил:

— «А не желаете немного походить вместо поиска тюльпанов?»

— «Еще как желаем» почти хором сказали мы.

Мы запрыгнули вновь в джип и скрылись с поляны. Наш джип с легкостью преодолевал любые препятствия, перипетии дороги, штурмовал ручейки и даже небольшие реки. В его крыше был люк, куда мы с удовольствием вылезли. Ощущения не передать словами, когда видишь, как машина идет на перерез течению русла.

Переправа через ручей

Руслан припарковал джип среди деревьев, и мы выпрыгнули на свободу, не зная, что нас ждет впереди. Пару шагов и сердце замерло… Замерло от невероятной красоты. Мы стояли над обрывом, а внизу река Аватхара пробивалась сквозь снежник.

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

В начале нам показалось, что русло реки представляет собой россыпь курумника, но присмотревшись получше, смогли отличить каменную реку от снежной кромки.

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

Но на этом наш путь не закончился, и мы с Наташей засеменили за Русланом. Чем дальше шли, тем шире становились наши глаза и улыбка. Дорога, укатанная автомобилями, постепенно превратилась в тропинку, идти по которой было сущее удовольствие.

Конечно, после таких видов мы забыли про какие-то там черные тюльпаны, да Бог с ними, кругом столько разнотравья. Ботаник из меня плохой, вот ромашки знаю, да разве что желтый рододендрон.

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

От аромата желтых рододендронов, да еще и на фоне заснеженных гор голова начинает кружиться, ножки подкашиваются, тело просит присесть и больше никуда не идти.

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

А идти то проблематично, ведь путь преграждает речушка Мзымна (Мзимна), берущая свое начало высоко-высоко в озере Мзы (Мзи). Если бы у нас был поход, то, конечно, выбора бы не было, идти вперед все равно надо, изловчились и перешли, но нам мочить кроссовки не обязательно.

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

Отсюда прекрасно просматривается долина реки Аватхара (допускается написание Ауатхара).

Смею предположить, что вдали на охране стоят могучие горы Большого Кавказского хребта: Кардывач Уловой (2560,7 м) и Кардывач Главный с вершинами Восточный (3058 м) и Западный (3055 м). Но это не точно.

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

До российской границы рукой подать, но закрыта она на замок.

Так удивительно, на «улице» стоит жара в 30 градусов, а вдоль русла реки еще толстым слоем лежит снежник.

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

Выезжая в тур, я ожидала, что самым ярким открытием для меня станет Гегский водопад, как же приятно порой ошибаться. Благодарна судьбе за такой подарок и Наташе за отличную компанию.

Оттащив себя практически за уши, мы поехали обратно. По пути остановились возле гостевого дома «У Астика». Здесь можно набрать минеральной воды и умыться в глазном источнике.

Пока Руслан набирал воду домой, мы достали свои знаменитые кружечки и также отведали вкус чистейшей минералки на берегу бурной реки Аватхара. Район Ауадхара знаменит своими минеральными источниками, здесь добывают воду, которую можно увидеть на полках магазинов в бутылочках с названием «Ауадхара».

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

Далее мы проносились мимо основных смотровых площадок, я-то их видела, а Наташа нет. Обеспокоившись спросила: «Хотя бы в Каменном мешке и у Голубого озера мы остановимся?» После такого вопроса, у Руслана не было шансов проехать мимо. И хоть уже темнело, и он явно торопился домой, но остановился.

В Каменном мешке или Юпшарском каньоне мы были одни, смогли бесплатно пофотографироваться в фотозонах, коих тут много. Но вот качельки тоже были скованы цепями и замком.

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

Зимой русло реки Юпшара пересыхает, можно прыгать спокойно по камушкам, а летом сложно узнать местность.

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

Скалы вокруг окружают словно «Каменный мешок», образуя лишь узкую полоску неба над головой в виде перевернутого сердечка или птички.

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

Вечер постепенно вступал в свои права, жара спадала и над рекой Бзыбь стал опускаться туман.

Голубое озеро после обильных дождей уже не выглядело голубым, в этот раз оно было таинственным и заколдованным.

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

Его по прежнему охраняет старец, который, как гласит легенда, исполняет желание. И хоть мое желание до сих пор не сбылось, я все равно повторила его, Бог любит троицу, может с третьей попытки сбудется.

Аппетит приходит в Абхазии. Новое очарование Рицы

Пора домой, ужинать и спать… на обратном пути мы пересчитали наши финансы и решили, что хотим еще…и хотим увидеть Восточную Абхазию. Наташа толкнула меня в бок и прошептала: «Когда будем спрашивать про нее?»

Наш гид оказался свободным на следующий день, решение отправиться в новое приключение последовало моментально, Руслан сделал нам скидочку постоянного клиента, и мы распрощались до завтра.

Продолжение следует…

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия