Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
была 23 апреля 18:58

Гагра, Мюссера — Абхазия Январь 2021

Кто рано встает, тот везде и все успевает.

Абхазия – страна души. Новые открытия

Мудрость эта не уникальна, но работает на сто процентов. В этом мы с вами успели убедиться в моем первом рассказе об Абхазии, заглянув на Рицу первыми и насладившись видами природы в полном одиночестве.

А теперь мы медленно и верно спускались с гор. Когда я была в Абхазии в 2016 году, то с грустью в глазах смотрела, как пролетаем мимо живописных мест, в частности веревочного моста, перекинутого через реку Бзыбь, и надписи «Я люблю Абхазию». И не могла я тогда мечтать, что вновь окажусь в этих местах, и не проездом, а с чувством, с толком, с расстановкой.

Абхазия – страна души. Новые открытия

Если наш завтрак начался на Рице не с традиционной чашечки кофе, а со стопочки чачи, то настало время восстановить справедливость.

Прежде чем шагнуть над бездной по покачивающемуся бревенчатому мосту, мы сделаем паузу возле небольшого импровизированного кафе «У бабушки Луары». В первую нашу поезду в Абхазию мне довелось попробовать кофе, сваренный на песке в кафе в Пицунде. Ничего хорошего о нем я не могу написать, это была настоящая антиреклама чудесного напитка. А здесь… Это был лучший кофе, который я когда-либо пробовала.

Абхазия – страна души. Новые открытия

На наших глазах творилась кофейная магия… молодой человек медленно водил медную турку по песку и не абы как, не хаотично, а по науке: по часовой стрелке, аккуратно закапывая и утапливая в песок. Густой кофе, наконец-то, приподнялся перед закипанием, его аккуратно перелили в глиняную чашечку, наполнив божественным ароматом все вокруг. Знаете, этот кофе я запомню навсегда.

Теперь я смело могу цитировать рекламы известных брендов: «Приготовлен с любовью», «Жизнь приятней с каждой каплей», «Нового дня глоток». Можно бесконечно продолжать этот список и все будет верно.

Мы присели за импровизированный столик со скамейками. Подставив свои мордашки солнышку, наслаждались новым днем. А если вы не пьете кофе, то можно угоститься чудесным домашним вином.

Абхазия – страна души. Новые открытия

Мы с Юлей просто обожаем чурчхелу, но в Абхазии она другая, приготовлена по особому рецепту и носит название это лакомство — Аджинджух. Готовят его из натуральных ингредиентов: орехов и виноградного сока без добавления сахара. За последнее время мне довелось попробовать краснодарскую чурчхелу, абхазский аджинджух, турецкий джевизле сюджук, утверждать какая ореховая палочка лучше не стану, каждая вкусна по-своему. Попробуйте и вы, а я с удовольствием узнаю ваши вкусовые предпочтения.

А на солнышке маняще сушатся хурма и перчик. Вообще, для меня стало большим открытием, что хурму можно сушить.

Абхазия – страна души. Новые открытия

После небольшой паузы двигаемся к самому необычному объекту — парящему над крутой, своенравной и полноводной рекой Бзыбь мосту.

Построили его довольно давно, хотя точную дату никто назвать уже не сможет. Со стороны он кажется ветхим и ненадежным, раскачивающимся при ходьбе и порывах ветра, но это не совсем так. На наших глазах на другую сторону переправлялся груженый УАЗик.

Абхазия – страна души. Новые открытия

Блокбастер "Переправа через Бзыбь"

Это мы туристы трясущимися ногами переступаем с бревнышка на бревнышко, получая свою порцию адреналина, а для местных жителей вполне обычное дело, а не экстремальный аттракцион. Даже собаки спокойно себя чувствуют в машине при переправе на другую сторону.

Цитируя Карлсона «А как же я? Малыш, ведь я же лучше, лучше собаки, а?», мы смело шагнули по мосту. Возможно, совершили стратегическую ошибку ДО: надо было чачу пить для храбрости не на завтрак, а перед походом по мосту…))) Шутка, конечно.

Абхазия – страна души. Новые открытия

Особам впечатлительным не рекомендую смотреть вниз и свешиваться (высота над уровнем реки около пяти метров, в ледяную воду падать не советую), но под ноги смотреть обязательно надо! Капитального ремонта не проводилось давно (строительство капитального моста слишком дорого и неоправданно), прогнившие бревна заменяют добрые люди свежими, а поверх стелят новые деревянные доски, оступиться можно легко.

Абхазия – страна души. Новые открытия

Пока Юля с нашим гидом Александром утроили фотосессию под мостом (да-да, вы не ослышались, Александр не только лихо управляет машиной, владеет интересной информацией, но и отличный фотограф), я перешла на ту сторону.

А тут меня поджидал приятный сюрприз — лошадки. Если у вас есть много свободного времени, то вас с удовольствием покатают на лошадях, а нет, то можете просто ими полюбоваться.

Если вам не хватило адреналина, прогуливаясь по мосту, то можно пощекотать нервы на зип-лайне, прокатиться на тарзанке до Голубого озера и обратно. Эх, жаль, это развлечение прошло мимо меня. (Возможно, тут и зародилась идея прокатиться на зип-лайне, а реализовать ее получилось уже в Рускеале. Но это совсем другая история).

Абхазия – страна души. Новые открытия

Зато на фотосессию и я успела))

Наверное, путешествовать по Абхазии хорошо с детьми, вам постоянно будут встречаться милые зверюшки: кошки, собаки, коровы, овцы, лошадки, да еще и розовые поросята. Настоящий передвижной контактный зоопарк. Да что детям, мы пищали от восторга и гонялись с телефонами и фотоаппаратами за похрюкивающими смешными созданиями.

Абхазия – страна души. Новые открытия

Ну, а закрепили мы удовольствие в винном погребке по пути. Небольшая дегустация закончилась покупкой 0,4 бутылки вина, хоть гид нам и советовал взять 0,5, мы сказали, что столько не выпьем (о чем на следующий день пожалели, вино оказалось таким легким и быстро заканчивающимся).

Абхазия – страна души. Новые открытия

А дальше мы отправились на прогулку по землям Мюссерского заповедника. Уникальная природоохранная площадь составляет около 3 770 гектаров, большая часть которой покрыта лесами. Наиболее распространенные деревья: грузинский дуб, кавказский граб, восточный бук, земляничное дерево, пицундская сосна, каштан, ольха, береза. Животный мир скромен в связи с присутствием людей по близости. Можно встретить куницу, белку, в небе разглядеть коршуна, ястреба, кавказского улара, а если совсем повезет исчезающий вид — кавказского тетерева.

На территории Мюссерского заповедника преобладает субтропический климат, отличающийся высокой влажностью, теплой зимой и умеренно-жарким летом. Видимо поэтому, местные жители отправляются сюда на пикники — тепло и комфортно круглогодично.

Абхазия – страна души. Новые открытия

Помимо лесных высокогорных массивов в заповеднике есть разнотравные луга, ущелья, каменно-известняковые террасы, с отвесными скалами, нависающими над морскими пучинами,

великолепные виды на Черное море

Абхазия – страна души. Новые открытия

и шикарные каменистые и песчаные пляжи. Все вместе создает живописную картину удивительной красоты.

Мы сделали остановку в устье реки Амбры (или Амбары). Здесь горный рельеф переходит в приморские равнины. И так хорошо и спокойно на душе, что двигаться дальше абсолютно не хочется.

Абхазия – страна души. Новые открытия

А воздух… ммм… Морской и горный воздух перемешивается с ароматом пицундской сосны. Это настоящее райское место. Думаю, вы можете заметить, как было хорошо нам (и причина вовсе не в предыдущей остановке в погребке).

Не только природными красотами славен заповедник, есть тут и уникальный древнейший храм Амбра, которому я посвятила отдельный рассказ.

Абхазия – страна души. Новые открытия

Покидаем это дивный край, у нас остается еще немного времени, чтобы познакомиться с Гагрой. А если вдруг вы соскучитесь по столице России, то в Гаграх можете смело отправляться на шоппинг на Московскую ярмарку, тут вам и продукты «заграничные» и одежда от лучших дизайнеров.

Отставим шуточки в стороне и пару слов посвятим интересном городу. Официальной датой основания города считается 1903 год, а благодарить мы должны принца Ольденбургского, который захотел создать на черноморском побережье свою «кавказскую Ниццу». Так на территории нынешней Гагры был высажен и благоустроен красивый парк, построен замок, затем появились гостиницы, магазины, больница, рестораны. Город превратился в шикарный курорт, полюбившийся русской аристократии.

Увы, грузино-абхазский конфликт не пощадил красоты города-курорта, здесь велись ожесточенные бои. И сейчас Гагра предстает перед нами в печальном облике. Местами ведутся восстановительные работы, но очень медленно.

Первым делом всех туристов привозят полюбоваться великолепной белоснежной колоннадой, но нам не очень повезло, шла реставрация и вся красота была спрятана за забором. После мы направились к железнодорожной станции «Гагрипш», построенной в 1943 году. Первоначально она именовалась «Гагра-Товарная».

Абхазия – страна души. Новые открытия

Отсюда многие жители советского союза начинали свой долгожданный отпуск. А сейчас, увы, здание вокзала закрыто, не работают в ней кассы дальнего следования, камеры хранения, выглядит со стороны очень грустно, но при этом не потеряло своей архитектурной привлекательности.

Абхазия – страна души. Новые открытия

Обойдя здание вокзала, мы вышли к одноколейной дороге. И хотя пути тоже выглядят заброшенными, будьте бдительны. Железная дорога действующая, неожиданно может промчаться мимо вас товарный или пассажирский состав.

Местные художники также пытаются «оживить» шедевры архитектуры. Кто как может делает свой вклад в реставрацию.

Абхазия – страна души. Новые открытия

Напротив вокзала вдоль проспекта Владислава Ардзинба стоят гиганты эвкалипты, наполняя воздух потрясающим ароматом и создавая благоприятный микроклимат. Даже выхлопные газы проезжающих машин не портят свежесть воздуха.

Здесь же находится автобусная остановка «Площадь Э. Капба», украшенная трудами всеми известного автора Зураба Церетели.

Абхазия – страна души. Новые открытия

И если многие его работы простому обывателю порой запредельны для понимая, то первые его проекты очень милы и украшают города Абхазии.

Чуть поодаль установлен памятник «Неизвестному Солдату» Великой Отечественной войны. Его высота составляет восемь метров, автор, к сожалению, остался неизвестным. Приятно видеть у его подножья свежие цветы и венки.

Абхазия – страна души. Новые открытия

Если вы никуда не торопитесь, то рекомендую заглянуть в небольшое и уютное кафе, расположенное между остановкой и памятником ВОВ. Особенно понравится сладкоежкам, свежевыпеченные тортики и пирожные приведут вас в полный восторг.

А на дворе были новогодние каникулы, о чем нам напоминают декоративные елочки и подсвечники (хотя за окном стояла солнечная погода и как минимум пятнадцать градусов тепла).

Абхазия – страна души. Новые открытия

Если вы не устоите и соблазнитесь сладеньким или кофе, то насладиться всем можно вот с таким потрясающим видом на Черное море и Сочи (вдалеке).

Из обязательной программы нам осталось посетить санаторий «Грузия» или ныне «Гагрипш». Кому любопытно посмотреть на красоты, скрывающиеся внутри «загорелого» красавца, welcome по ссылочке выше.

Абхазия – страна души. Новые открытия

Как говорила моя коллега из Швеции, отказываясь работать и высылать мне нужные документы, «Вечереет и я чувствую голод». Вот и мы стали ощущать это чувство все сильнее. Ужин нам предстоял не в этом роскошном ресторане «Гагрипш», а в местном кафе. Но быть рядом и обойти его вниманием просто грешно.

Это уникальное фахверковое здание было выкуплено принцем Александром Ольденбургским на всемирной выставке в Париже и привезено в Гагру из Скандинавии. Его уникальность в том, что собран без единого гвоздя. Фасад ресторана украшают механические часы, которые работают по сей день и заводятся вручную. Именно в нем состоялось торжественное открытие Гагры как города-курорта.

Абхазия – страна души. Новые открытия

Считается, что, если ты не побывал в ресторане «Гагрипш», то в Гаграх не бывал… Придется еще обязательно вернуться, чтобы отметка на нашем сайте «Я тут был» была заслужена.

Я надеюсь, что я и мой рассказ вам еще не надоели, и вы, в отличие от этого песика не зеваете со скуки. Если нет, то наберитесь терпения, осталось совсем чуть-чуть)))

Абхазия – страна души. Новые открытия

Перед ужином мы успели заехать на объездную дорогу, найти место, где припарковать машину, и проводили солнце, а вместе с ним прекрасный и насыщенный день, полный новых открытий и впечатлений.

Абхазия – страна души. Новые открытия

А дальше нас ждал вкуснейший ужин, хозяин кафе «Апацха Апсны» встретил и проводил в отдельную кабинку.

К нашему приезду уже все было готово, угли разожжены, шашлыки нанизаны))) Сплошное абхазское гостеприимство.

Абхазия – страна души. Новые открытия

Мы были настолько голодные, что глаза разбегались: хотелось все и сразу. По совету нашего гида Александра заказали аше чаще (рулетики имеритинского сыра с зеленью, плавающие в мацони с мятой и чесноком, приправленные ореховым маслом), абаклажанчапа (фаршированные баклажаны с сыром и орехами), амгял. А пока ждали наши порции шашлыка, на которые накинулись сразу и забыли сфотографировать), повторили рулетики и сыр в ореховом соусе. Интересными на вкус оказались ореховый соус араших и асыздбал из алычи.

А Александр, не изменяя себе, почти всегда заказывает мамалыгу.

Абхазия – страна души. Новые открытия

В этот день нам повезло со всем: с нашим гидом Александром (кто соберется в Абхазию и захочет открыть ее с новой стороны, пишите, шепну контактик), с погодой, с маршрутом, с отличным настроением, с вкусной едой и напитками, потрясающим закатом.

Стоя здесь над засыпающим городом и всматриваясь вдаль, провожая последние лучи солнца, мы с Юлей пообещали вернуться сюда снова, чтобы заново пережить яркие краски этого дня (фото, идея и ее реализация нашего гида Александра)