Турист Мария Пенина (MariaPenina)
Мария Пенина
сейчас на сайте

Абхазия Январь 2021

А вы замечали, что нас прослушивают? Вот стоит вслух произнести что-то: к примеру, хочу красные сапоги, так тут же вас замучает контекстная реклама, и сапоги будут вас преследовать, пока не купите. Но иногда мысли, озвученные в разговоре, и последующая навязчивая реклама в социальных сетях играют на пользу. Так было и с нами. После долгих и мучительных поисков новогоднего туры настал момент, когда можно выдохнуть. Мы приземлились в аэропорту Сочи, сели в автобус 58 и ехали в наш клевый отель.

Но речь пойдет не о Сочи, а для разнообразия об Абхазии.

Наш план был таков:

30.12.2020 — 02.01.2021 — проживание в Сочи

02.01.2021 — 05.01.2021 — проживание в Абхазии.

Все было забронировано, но уже по прилету нам пришло сообщение с букинга с просьбой аннулировать нашу бронь, так как свет в Абхазии вырублен, и отель не хочет причинять нам неудобства, да и получить от нас негативный отзыв. Как вы понимаете мы активно стали обсуждать Абхазию…ехать или не ехать, сидеть без света, электроэнергии, заряда мобильных телефонов и фотоаппаратов.

И тут прослушка нам помогла. Совершенно «случайно» в инстаграме выскочила реклама сочинского гида, в ленте которого пестрили великолепные панорамы гор, озер, водопадов. Было решено остаться в Адлере, а в Абхазию поехать индивидуальным туром. Стоимость тура не дешевая, но поверьте, это в сотни раз круче автобусного тура. А мне есть с чем сравнить, ведь по «Золотому кольцу Абхазии» я прокатилась в далеком 2016 году.

Автобусная экскурсия по Абхазии за 1 день (Часть I)

Автобусная экскурсия по Абхазии за 1 день (Часть II)

А ведь это были мои первые шаги на Туристере, так было страшно начинать писать)))

Но вернемся к нашему туру. Маршрут немного перекликался с автобусным вариантом, но то было лето, а теперь зима, и краски обещали быть другими.

Итак, программа тура:

«Завтрак на Рице, водопад Девичьи и Мужские слезы, Голубое озеро, слияние рек Гега и Юпшара, Юпшарский каньон, Чабгарский карниз, Мюссерский заповедник, посещение храма VI века, обзорная экскурсия по Гагре с посещением заброшек, включая знаменитый санаторий „Грузия“, и вкусный ужин в местном ресторане».

Накануне поездки наш гид ошарашил нас временем подъема: «В 5–45 я за вами заеду». Мы совы по натуре, да и отдых располагает к подъему не раньше девяти-десяти утра. Но аргументом были присланные фоты скопления машин на границе и вереницы автобусов на Рицу.

Утро в горах — это что-то невероятно красивое, особенно в ясную погоду. Солнце только-только вышло из-за горизонта, а луна не успела сдать свои полномочия.

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

Ровно к указанному времени мы были готовы, прошмыгнули границу со свистом, оплатили 350 рублей с человека за въезд на территорию Рицинского заповедника и мчим в направлении Рицы. Наш водитель Александр уверенно гнал машину по горным серпантинам, параллельно рассказывая нам о душе Абхазии.

И хотя наша цель была первыми добраться на Рицу, все-таки несколько остановок мы уговорили его сделать. Как можно проехать мимо таких туманных, немного зловещих мест.

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

На дворе был январь, а как следствие не стоит ожидать сильных эмоций от водопадов «Девичьи» и «Мужские» слезы, они словно весенняя капель тихо и практически бесшумно стекают по склонам, словно по щекам, но не остановиться возле них мы не могли.

Пока никого не было, решили притормозить возле Голубого озера. Ничего не изменилось с тех пор, только в такое раннее время нет продавцов сувениров и павлинов. Все также стоит на охране старец, вы можете прошептать ему в правое ушко свое желание. Мое с прошлого раза не исполнилось, решила шепнуть заново, голос то у меня тихий, может просто не расслышал.

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

Голубое озеро, обрамленное словно драгоценный сапфир в каменную оправу, расположено на тринадцатом километре трассы на Рицу на берегу реки Бзыбь в живописном ущелье на высоте ста метров над уровнем моря.

Удивительный цвет воды ученые объясняют отложениями лазурита на его дне. А до дна ой как далеко — глубина озера достигает несколько десятков метров. Вода в озере всегда холодная и не поднимается выше десяти градусов, зато не замерзает. Удивительно, вода в Голубом озере по своему содержанию кристально чистая (хоть и кажется немного мутной), но абсолютно неживая: в нем не водится рыба, микроорганизмы, растения и планктон.

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

Прыгаем в машину, успеваем только сделать фото бурного течения реки Бзыбь с красавицей елкой.

Пока едем, любуемся красотой утренней неги. Луна уже взбивает себе снежные пуховые перины и готовится к отдыху.

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

Еще одну остановку мы делаем на Чабгарском карнизе. С его смотровой площадки открывается один из лучших видов на Юпшарские ворота. В переводе с абхазского «Чабгар» — это обрыв. И, действительно, высота карниза над пропастью — 300 метров, а относительно уровня моря составляет 900 метров.

Дорога на подъезде к Рице очень опасная, особенно в этом месте. Не зря смотровую площадку на Чабгарском карнизе называют «Прощай, Родина Абхазия». С ней связан ряд печальных легенд. По одной из них в пропасть свалился грузовик с немецкими военнопленными, направленными для строительства дороги и дачи Сталина. Срываясь в пропасть, водитель грузовика крикнул: «Прощай, Родина!». Поговаривают, что призрак грузовика, ослепляя встречные машины светом фар, провоцирует аварийные ситуации.

Как Александр и обещал, мы обогнали все машины и были первыми на озере Рица.

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

Горное озеро Рица имеет ледниково-тектонического происхождение, расположено на Западном Кавказе восточнее Гагрского хребта в бассейне реки Бзыбь на высоте 950 метров над уровнем моря. Жемчужину Абхазии охраняют горные массивы-великаны: Пшегишха (2222 метров над уровнем моря), Арихуа или Рихва (2700 меров) и Ацетук с вершиной Агапста (3261 метров), поросшие непроходимыми лесами.

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

Вне зависимости от сезона великолепная Рица пленяет своей красотой.

А очередная елочка напоминает, что совсем недавно был Новый год, и в свои права вступил 2021 год, вселяя в нас надежду на свободное перемещение и новые путешествия.

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

Селфи «Мы с Мухтаром на границе, нас с Мухтаром враг боится».

Ранее я уже писала о высокогорном озере и легендах с ним связанных, повторяться не буду, а кому интересно, можете заглянуть в рассказы (линки на них указаны в самом начале повествования).

А мы поспешили в кафе, чтобы занять самые лучшие места с видом на озеро и поближе к печке.

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

Хозяева уже во всю готовятся встречать и угощать туристов, поднимающихся сюда на автобусах.

На углях жарятся шашлыки и рыбка, ароматы распространяются такие, что живот прилипает к спине.

А на кухне все кипит, шипит, бурлит, варится, коптится. Аппетит на свежем воздухе просыпается зверский.

Мы сделали свой заказ и решили немного побродить и познакомиться с берегом озера.

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

В более теплое время можно будет прокатиться на катамаранах, а сейчас они безропотно привязаны к причалу.

«Завтрак подан, Сэр!»

Я заказала себе свежевыловленной форели, приготовленной на гриле, подогретый компот из фейхоа и на троих мы поделили гигантский хачапури Нарт. Наш гид заранее предупреждал нас, что нужна теплая одежда, и я ее взяла, но не успела переодеться. Видимо, оглядев нас, Александр заказал нам три стопочки чачи, чтобы не простыли. Мой предыдущий опыт дегустации чачи был печальным (не подумайте плохо, я не перебрала, просто попробовав сей напиток во время предыдущей поездки в Абхазию на дегустационной площадке, не прониклась его вкусом вообще — это была отрава, я еще несколько часов не могла избавиться от его привкуса).

Было не удобно отказаться от угощения, но уважить пришлось. И вы знаете, это был совсем другой вкус — чистый и легкий.

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

Это был мой первый в жизни завтрак, начинающийся со стопочки чачи. Спасибо, Александр, не дали мне простыть! А форель я буду вспоминать всю жизнь — очень нежно, сочно и вкусно.

Позавтракав, мы еще немного погуляли вдоль берега озера,

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

а потом поднялись чуть выше к месту парковки. Здесь открывается красивый панорамный вид на горные вершины.

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

Но, если к ним внимательно присмотреться и включить долю фантазии, то можно разглядеть профиль Сталина. Честно сказать, как ни старались мы, но мозг отчаянно сопротивлялся, на этот случай у Александра было подготовлено фото для визуализации.

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

И правда, брутальные брови, нос, подбородок — все его. По ходу не зря Сталин выбрал Рицу для своей очередной дачи, любовался своим природным контуром.

С шутками и прибаутками, мы отправились в обратный путь. А вот теперь нам не нужно было никуда торопиться, едем себе спокойно, смотрим по сторонам. Столько красивых мест проскакивает автобус, а путешествуя на машине фото-стопы можно сделать гораздо чаще.

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

Да и с погодой нам повезло, солнышко светило ярко,

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

даже в летних штанах и кроссовках не было холодно, а спустившись ниже стало самое то.

Все мы знаем про погибший самшит в Сочи, к сожалению, и Абхазию затронула та же трагедия. Будь она неладна эта ненасытная самшитовая огнёвка, истребившая вековой лес. Самшит — это вечнозелёное дерево или кустарник с мелкими кожистыми листьями. Я столько о нем слышала, но не представляла как же дерево выглядит на самом деле. И вот только сейчас удалось увидеть молодой побег самшита — это большая удача.

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

Но вот что меня поражает, сколько же мусора вдоль дорог накидано. Если не огневка погубит растительность, то человек точно. Неужели сложно довезти свой мусор до помойки, зачем нужно его выбрасывать в окна. Где расправились извилины у этих людей, если они, конечно, были. Когда же, наконец-то, наше быдло общество задумается об экологии?! Простите, это был крик души — наболело.

Если не смотреть под ноги, то приятно походить среди поросших мхом деревьев. Это словно колдовской лес с причудливыми формами. Того и гляди, мохнатые щупальца деревьев захватят вас в плен.

На обратном пути мы сделали остановочку в Юпшарском каньоне, вновь меня поразили нависающие со всех сторон скалы. Сам каньон образовался в результате землетрясении и раскола горы.

Часто Юпшарский каньон называет «Каменным мешком». И это название оправдывает себя на сто процентов. Каньон растянулся на восемь километров в длину, высота скал достигает четырехсот метров, а в некоторых местах верхушки смыкаются так, что остается узкая полоска неба, и создается ощущение, что попал в каменную ловушку. Здесь всегда царит полумрак и прохлада.

Помню в предыдущую поездку бурный поток реки Юпшары, а сейчас русло пересохло и можно спокойно гулять по его дну, перепрыгивая с камня на камень.

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

Ну и классическое фото. Какой же это рай, оказаться практически одним в таком шикарном месте.

С каждой новой остановкой мы влюблялись и очаровывались Абхазией все больше. Разве можно остаться равнодушными, когда перед твоими глазами открывается такая загадочная картина словно декорация из фильма ужасов. Вокруг царит тишина, нарушаемая звонким течением вод Юпшары.

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

Быть может где-то здесь бродит ежик со своей котомкой за спиной и робко сквозь туман шепчет: «Лошааадка-а-а-а…».

Благодаря высокой влажности вдоль берега реки сглаженные и обточенные камни и свисающие ветки деревьев украшены причудливыми формами мха.

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

Мы боялись пошевелиться, лишь бы не вспугнуть витающую в воздухе мистику.

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

Наш следующий стоп — место, где река Юпшара впадает в реку Гега, и их поток уносится вперед, преодолевая трудности и препятствия на своем пути.

Граница слияния двух рек хорошо заметна в весенний период таяния снега: воды Юпшары более чистые и прозрачные с легким голубоватым оттенком, а воды Геги немного бурые и мутноватые. Но зимой эту разницу сложно заметить «невооруженным взглядом».

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

На протяжении некоторого участка оба потока текут как-бы «параллельно» друг другу, не перемешиваясь. А дальше Гега объединяется с водами реки Бзыбь, и в конечном счете впадают в Черное море. Но это уже совсем другая история.

Кто меня читает, наверняка знают, как я люблю вечерние города, огни больших городов, в музеях люстры и настольные часы, а сейчас я вам открою еще одну мою любовь — реки вдоль дорог. Я никогда не устану восхищаться горными реками, петляющими вдоль трассы, преодалевающими пороги и омывающие камни. В таких путешествиях я просто прилипаю к окнам будь то поезд, машинf или автобус. Не понимаю, как можно уснуть, когда за окном столько красоты.

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

Абхазия безусловна богата шикарными видами.

Но горные реки коварны, они с легкостью могут размыть опоры мостов, никого не пощадить на своем путь. Как досталось этому бедолаге, его аж вывернуло и немного скрутило.

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

Где течет река, там должны быть мосты. На своем пути мы повстречали и переехали множество мостов, виды с них удивительно прекрасные. Останавливаться возле каждого, конечно, не имеет смысла, скорее невозможно. Но некоторые определенно стоят нашего внимания, как этот красавец Сталинской эпохи (к сожалению, не могу найти его названия на Яндекс или Гугл картах), к другому мы с вами направимся в следующем рассказе.

А закончить наше путешествие к Рице хочется на красивой ноте, точнее на красивом серебристом цветке (а, если быть еще точнее, то на его плоде) — ломонос виноградолистный или клематис виноградолистный (лат. Clematis vitalba). Это хрупкое и нежное растение с его плодами, напоминающими покрывшиеся инеем веточки, встречает гостей Абхазии вдоль горных дорог. Сплошное очарование.

Абхазия – страна души. Вновь в гости к Рице

На этом прощаюсь, но надеюсь вскоре продолжить знакомить вас с душой славной Абхазии.

P. S. : Если вы собираетесь в путешествие и думаете как построить свой маршрут, то я с удовольствием шепну на ушко контакты замечательного гида, поверьте, вы останетесь в полном восторге.