Турист boris0806
boris0806
был вчера 23:52

Трабзон, Сарп — Турция Апрель 2012

С городом Трабзон я впервые столкнулся в курсе всемирной истории. По-моему, в античности он «отличился» меньше, чем в Средние Века. С 1204 по 1461 год он был столицей Трапезунтской империи. Впрочем, для «империи» её размеры были мелковаты. Приходилось мне захватывать и оборонять город Трабзон, например, в компьютерной игре Европа Универсалис. Лет 20 назад это было… Когда ехал через него тоже вспоминал те дни. Город вполне цивильный. Там есть российское консульство, разные достопримечательности и такой торговый центр.

Поездка от Трабзона до Сарпи

Надпись на здании «Трабзонский мировой торговый центр»

Флаг Турции и 4 его соседа

Над трассой построены такие мосты. Удобно!

Поездка от Трабзона до Сарпи

На юго-восточном побережье Черного моря утром туман.

Климат здесь немного отличается от крымского. Благодаря ему, хорошо растёт чай. Поэтому трассы попадаются чайные плантации, фабрики и такие фуры. Чай этой марки реально купить на территории России ив республиках Средней Азии

На дорогах Турции иногда попадаются нашенские автомобили. В основном Лады, а УАЗики и Волги были в те времена большой редкостью.

Поездка от Трабзона до Сарпи

Домик в тумане. Можно там поблизости в фотошопе еще и ежика нарисовать

Это здание похоже на автостанцию или место продажи билетов в провинциальном городке

Увы, снимок кривой получился. Автобус ехал быстро, руки тряслись. Домик как будто местная версия «хрущевки»

Поездка от Трабзона до Сарпи

Что это за машинка? Мне почему-то кажется, что пикап на базе «восьмерки»

Нивы в Турции тоже попадаются. Интересно, в каком количестве стран мира нет этой машины на дорогах? Попадается от Новой Зеландии до Исландии

Вид через лобовое стекло автобуса на указатель к национальному парку «Качкарские горы». Жаль, что не посетил его. Удобно ведь расположен

Поездка от Трабзона до Сарпи

Домик попроще и машинки у входа поставили

Двухцветный дом и, по-моему, в нем угадываются архитектурные черты традиционных построек лазов и аджарцев

Между Трабзоном и границей с Грузией расположен город Ризе, где провел своё детство часто упоминающийся в наших СМИ Эрдоган

Поездка от Трабзона до Сарпи

Что-то строят. К дороге близко. Не мешало бы линию зеленых насаждений сделать

В кадр попало здание лицея

Занятный образец провинциальной турецкой архитектуры

Поездка от Трабзона до Сарпи

Эти домики покрасили в радостные цвета. Правильно поступили

Вот буквально на секунду нужно было раньше сделать снимок. Все-таки Жигуль 9-ой модели!

Автобус в тумане смотрится как-то мистически. Лет 30 назад я бы хотел такой игрушечный

Поездка от Трабзона до Сарпи

По-своему приятно ездить в тумане. Вид через лобовое стекло

А когда автостопом гоняешь на сиденье рядом с водителем, то виды еще веселее

Поездка от Трабзона до Сарпи

Этот снимок сделан в городе Хопа. Указатель поворот на Артвин. Надо было посетить последний, но не дошли руки

Дороги-дороги…

Поездка от Трабзона до Сарпи

Указатель к центру города и мечеть. Через несколько дней я снова тут оказался

На дворе середина апреля. Деревце цветет, дети в школу топают

Поездка от Трабзона до Сарпи

Как же не сфоткать такую прекрасную трубу в тумане?

Перед выходом еще раз сфотографировал цивильный салон этого автобуса

Поездка от Трабзона до Сарпи

Вид в хвост. Туда я даже не ходил

Ближе к границе впервые в Турции увидел надпись на грузинском! В Хопе живут лазы и хемшилы

Предпоследний туннель перед границей

Поездка от Трабзона до Сарпи

И еще один. Не помню сколько всего проехал их за то утро

Есть какой-то кайф в том, чтобы видеть свет в конце туннеля

Ура! Вот и таможня. Поездка из Стамбула закончилась. Осталось выйти из автобуса и получить два штампа в загранпаспорте.

Поездка от Трабзона до Сарпи

Совсем чуть-чуть и начинается другая жизнь. Люди говорят по-русски и понимают, например, что за фильм такой «Кин-дза-дза». У нас с ними больше общего чем у тех, кто остался по другую сторону границы, а ведь она могла пройти иначе!

До революции линия границы с Османской империей немного отличалась от советского периода. Так выглядит карта юго-западной части Кутаисской губернии. Граница тогда проходила между Макриали с русской стороны и Хопой с османской. С русской стороны, оказывается, находилась одноименная церковь XIV века.

С 1918 по 1921 год участок от Хопы до Батуми контролировался независимой меньшевстской Грузией.

Уроженцев северо-востока Турции можно найти на сайтах Память-народа и «Открытый список». Вот один из них. Турок. Родился в Хопе. Жил в Абхазии, приговорен в ВМН в ходе ВОВ. Похоже, что статья 28, связанная с вредительством.

Поездка от Трабзона до Сарпи

Некоторые уроженцы Трабзона, дожили до 40-летия Победы и в 1985 году получили не только медаль, но и юбилейный орден. Например, Милидульян Максим Карапетович.