Турист boris0806
boris0806
был сегодня 11:37

Трабзон — Турция Апрель 2012

Территория между городами является бывшим театром боевых действий на Закавказском фронте времен Первой мировой войны, а также в XIII–XV веках здесь находилась Трапезундская империя. Хотя маловата она для империи, скорее просто государство местных Комнинов. Утром я проснулся в Батуми в гестхаусе вроде бы на улице Лермонтова. Сам город я к этому времени подробно осмотрел. В апреле он был какой-то пустой. Видимо, все удрали на заработки. Автобусом доехал до Сарпи. Там по пути есть один интересный объект, который я видел, но так и не посетил — крепость Гонио. Пока ехал задумался над таким вопросом — до какого рубежа в 1980-ые пускали здесь советских граждан и где начиналась погранзона?

Вот церковь в приграничном селе Сарпи.

Поездка автостопом от Сарпи до Трабзона

Жители этих мест в годы Великой Отечественной войны служили в Красной армии. Это легко проверяется по запросу в базе Память-народа. Среди них были аджарцы, которых можно определить по грузинским фамилиям и отчествам вроде Сеферович и Хасанович. Вот вам Дмитрий Александрович, который иначе записан как Дурсун Алиевич

Так выглядит пограничный переход. Красивый. И границу можно перейти пешком. А вот из Грузии в Россию не пускают на своих двух, только на транспорте.

Там уже берег турецкий. Мечеть и горы. Я люблю такие пейзажи, так как почти всю жизнь живу далеко от морских берегов и горных хребтов.

Вдали даже снег виден

Таковы расстояния для городов. Мелковатой кажется Грузия после наших сибирских просторов

Поездка автостопом от Сарпи до Трабзона

Сначала я пошел пешком вдоль прибрежных гор к приграничной достопримечательности — водопаду святого Андрея Первозванного

Вот он какой. Два странных персонажа

Поездка автостопом от Сарпи до Трабзона

И водичка течет. О нем можно и отдельный отзыв сделать, если там подольше потоптаться

Я сделал пару кадров в ярком режиме. Если от этого места подняться на возвышенность, то попадете в женский монастырь!

Поездка автостопом от Сарпи до Трабзона

Рядом с ними табличка на двух языках

Вот она какая

Вода оттуда течет. Красиво же!

А такой рядом берег Черного моря. Безлюдный и каменистый. Возможно, в теплый сезон тут кто-то даже купается

Поездка автостопом от Сарпи до Трабзона

Вернулся к пограничному переходу, перешел его и оказался в Турции

Тут висит турецкий флаг. Движухи не заметил, но летом может быть и больше. Вот дед сидит газетку читает

Поездка автостопом от Сарпи до Трабзона

На той стороне границы виден храм, а еще флаг Турции в кадр попал

Некий туннель

И суровый каменный берег, весьма красивый

Эта скала с «сюрпризом» — там внизу какая-то ниша. Вход внутрь, а что там я не смотрел, так как был нагружен вещами

Поездка автостопом от Сарпи до Трабзона

Скалы образуют красивую арку, вот автобус между ними

Скала с туннелем

Следующий объект — скала похожа на палец или коготь

Поездка автостопом от Сарпи до Трабзона

Около нее спуск к воде, я не спускался, так как шел с двумя рюкзаками и пакетом.

Водичка там прозрачная

И камешки красивые

А море-то какое-то! Крым на другом берегу. Тогда он еще принадлежал какому-то другому государству, но я надеялся на лучшее и сбылось

Пляж диковатый и каменистый

Шел там в гордом одиночестве, пытался что-то стопить.

Вдали еще виден минарет мечети

Поездка автостопом от Сарпи до Трабзона

А если увеличить, то и грузинская часть видна будет

На берегу Черного моря попадаются разные каменные хаосы

Где-то там далеко — славный город Трабзон

Поездка автостопом от Сарпи до Трабзона

Вот еще один каменный объект

Зелень над туннелем, по-моему, красиво смотрится

А дальше обвал

Я добрался пешком в приграничное селение Кемальпаша, судя по карте, от погранперехода около 4 километров

Из полезного там есть места для ночлега и магазин с турецкими товарами. Ассортимент отличается от Сарпи, где он более «нашенский» (российские, украинские и грузинские товары)

Сфотографировал там горку со снежком

Поездка автостопом от Сарпи до Трабзона

И чайные кусты. Сезон сбора вроде как в июне

А вот и одна из впадающих в Черное море речек, как Чорохи у Батуми

Поездка автостопом от Сарпи до Трабзона

Добрался автостопом до следующего населенного пункта. Он называется Хопа. Сделал там пару кадров

В Хопе точно есть одна достопримечательность — памятник Ататюрку с интересным барельефом на тему войны за независимость.

Поездка автостопом от Сарпи до Трабзона

Он стоит перед таким флагом

И еще несколько фотографий из прибрежных городков. Этот «шатер» в Артвине

Поездка автостопом от Сарпи до Трабзона

Про этот городок можно и отдельный материал сделать, если там погулять подольше, но я только набережной ограничился

Артвин с 1878 по 1914 год был приграничным городом Российской империи. В нем проживали армяне и часть его уроженцев, оказавшихся в ходе войны на востоке, принимали участие в ВОВ. Это можно проверить через базу Память-народа. Среди уроженцев 4 полковника и офицеры рангом ниже попадаются.

Далее я добрался автостопом до городка Финдиклы. Ореховое что ли? Там есть чайные плантации и фабрика

Поездка автостопом от Сарпи до Трабзона

Далее был Ардешен, как мне показалось, похожий по размерам и пейзажам.

Там же мне попался редкий вариант ИЖ-пикап. Интересно, его перегнали после распада СССР или экспортировали в Турцию? Я знаю, что такие ИЖи шли на экспорт, например, в Уругвай

Поездка автостопом от Сарпи до Трабзона

И еще вот такие изделия автопрома там ездят

И ржавый корабль. Что он там делает?

Поездка автостопом от Сарпи до Трабзона

До Трабзона автобусом пришлось ехать, автостоп испортился. Вышел я у этой мечети и первую ночь провел в спальнике на автовокзале, а потом пошел в гостиницу

По пути к Трабзону запомнился город Ризе. Там есть памятник чайнику и чашкам. У них он такая же чайная столица, как Мацеста в России или как Тула = пряничная столица. Еще в Ризе провел дество Эрдоган. В этом городе можно и подольше побыть, осмотреть красоты поблизости.